В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста. Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования. Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста.
О службах первой недели Великого поста
Неделя 6-я ваий Вход Господень в Иерусалим. Неделя 6-я ваий 28. Однако впереди — богослужения Страстной седмицы, когда Церковь вспоминает вольные страсти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Это событие описывают все четыре евангелиста как одно из главных в земной жизни Спасителя. Сотворив накануне чудо воскрешения Лазаря, Христос совершает торжественное вхождение в Иерусалим. Новость о произошедшем чуде воскрешения человека, пробывшего во гробе уже четыре дня, мгновенно разнеслась по иерусалимским пределам, и народ восторженно встречал Христа, громко восклицая: «Осанна Спасение Сыну Давидову!
Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка. Например, это гречневая крупа и бобовые. Также рекомендуется употреблять достаточное количество растительного жира. Это — любые растительные масла и орехи. В те дни, когда это разрешено, следует употреблять в пищу рыбу.
Но при этом важно соблюдать умеренность: не более 300-350 граммов в день. Также следует употреблять достаточное количество растительной клетчатки, особенно много которой в необдирных крупах: добавляйте отруби в супы, каши. Обязательно ежедневно должны присутствовать овощи и фрукты. Стоит ограничить употребление рафинированных, «быстрых» углеводов сахар, сладости, сухофрукты, макаронные изделия, картофель. Из сладостей стоит отдавать предпочтение сухофруктам и мёду. Потребность в углеводах можно компенсировать за счет употребления продуктов, содержащих нерафинированные, «медленные» углеводы — это крупы и овощи.
Среда и пятница — Литургия Преждеосвященных Даров к часам — часят, перед Литургией Преждеосвященных Даров — звон в двои. Марии Египетской. В воскресенье к Вечерне — благовест и трезвон ради великого прокимна. Среда вечер — вечером читается Покаянный Канон Мариино стояние. К вечерне — благовест 40 раз , трезвон без больших колоколов. В Типиконе указывается: «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни» Пятница вечер — Суббота Акафиста. В воскресенье к Вечерне — благовест в Воскресный колокол ради великого прокимна. Страстная седмица. К Утрене — благовест 40 ударов , а во время чтения Евангелия — удары в благовест перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений 1 раз — перед первым, 2 раза — перед вторым и т. Великий Пяток утро — Царские часы. Перед часами — звонят благовест в Воскресный колокол, затем «звон в двои един долгий».
Конечно, как это всегда, во все времена нам обычно хочется, чтобы Бог порешал наши земные проблемы. Ну, примерно так же и смотрели на него люди народоветхового завета, люди древнего Израиля. Его даже немножко провоцируют на какую-то активную социально-политическую позицию. К нему приводят женщину, взятую в прелюбодеяние, и требуют от него, чтобы он произнес над нею суд. Но он уклоняется. Говорит: «Кто из вас первый без греха, пусть бросит в нее камень», и все расходятся. Его пытаются втянуть в политические дискуссии по поводу римской оккупации, и он тоже отвечает очень мудрыми словами: «Кесарю - кесарева, Божию - Богово». Еще раз давая людям разуметь, что наша проблема гораздо глубже и социальных, и этических каких-то, и даже политических проблем. И вот несмотря на то, что Иисус не призывал ни к каким социальным переменам, и каким-то политическим акциям, тем не менее, начальники еврейского народа соглашаются в том, что вопрос с Иисусом надо решать окончательно. И они ищут варианты от него избавиться. Им в этом помогает, сотрудничает с ними один из учеников - Иуда Апостол, который даже получает за это известное свое предательство те самые 30 серебряников. Что интересно, ведь сумму, которую Иуда получает за предательство Христа, предсказал еще за несколько веков до этих событий пророк Захария. Эти дни были днями Пасхи - самого большого праздника Ветхого Завета, воспоминания выхода из египетского рабства и свободной жизни. Иисус празднует вместе с апостолами этот праздник, он совершает Тайную вечерю, где он устанавливает самое главное таинство новозаветной церкви - таинство причастия, говоря о том, что вот под видом хлеба и вина он предает нам, людям, себя, свое тело и кровь, говоря: «Я проливаю свою кровь во оставление ваших грехов». Предупреждает учеников, что они все предадут его этой ночью. Они даже спорят с ним, но Петр, который самый активный спорщик, ему говорит: «Ты сегодня еще до рассвета придашь меня трижды». Все это исполняется. Он молится в гефсиманском саду, зная, что ждет его завтра. Он молится отцу, говоря: «Отец, если можно, пусть та чаша пройдет мимо меня, но ведь ради этого я и пришел.
Служба перед великим постом.
Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Волоколамский Антоний совершил праздничное Всенощное бдение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
«Пастырь»: о Страстной седмице
Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост. Великий пост в 2024 году Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду 1 мая , после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы. В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название « Стояние Марии Египетской ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро.
В первую пятницу Великого поста 22 марта в 2024 году по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом. С Крестопоклонной среды 10 апреля , преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению. Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста 30 марта, 6 и 13 апреля в 2024 году — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида. Пятая суббота 20 апреля Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы Субботы Акафиста , накануне, в пятницу вечером служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице.
Великие Луки под управлением Натальи Матвеевой. За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д.
Поречье Димитрия Алексеева.
Его пытаются втянуть в политические дискуссии по поводу римской оккупации, и он тоже отвечает очень мудрыми словами: «Кесарю - кесарева, Божию - Богово». Еще раз давая людям разуметь, что наша проблема гораздо глубже и социальных, и этических каких-то, и даже политических проблем. И вот несмотря на то, что Иисус не призывал ни к каким социальным переменам, и каким-то политическим акциям, тем не менее, начальники еврейского народа соглашаются в том, что вопрос с Иисусом надо решать окончательно. И они ищут варианты от него избавиться. Им в этом помогает, сотрудничает с ними один из учеников - Иуда Апостол, который даже получает за это известное свое предательство те самые 30 серебряников.
Что интересно, ведь сумму, которую Иуда получает за предательство Христа, предсказал еще за несколько веков до этих событий пророк Захария. Эти дни были днями Пасхи - самого большого праздника Ветхого Завета, воспоминания выхода из египетского рабства и свободной жизни. Иисус празднует вместе с апостолами этот праздник, он совершает Тайную вечерю, где он устанавливает самое главное таинство новозаветной церкви - таинство причастия, говоря о том, что вот под видом хлеба и вина он предает нам, людям, себя, свое тело и кровь, говоря: «Я проливаю свою кровь во оставление ваших грехов». Предупреждает учеников, что они все предадут его этой ночью. Они даже спорят с ним, но Петр, который самый активный спорщик, ему говорит: «Ты сегодня еще до рассвета придашь меня трижды». Все это исполняется.
Он молится в гефсиманском саду, зная, что ждет его завтра. Он молится отцу, говоря: «Отец, если можно, пусть та чаша пройдет мимо меня, но ведь ради этого я и пришел. Пусть будет так». Он был послушным отцу, по слову апостола Павла, даже до смерти, отправляется в свой крестный путь. Его арестовывают, его приговаривают к смерти на несправедливом суде. Римский губернатор Понтий Пилат утверждает смертный приговор после недолгих колебаний.
И Иисуса после унижений и пыток распинают на кресте. И он несколько часов, вися, умирает в конце концов.
Как правило, перед длительным воздержанием от мясных и молочных продуктов православные христиане берут благословение у священника. Заговенье совпадает и с Прощеным воскресеньем. На богослужении в этот день читается отрывок, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Вспоминается и изгнание Адама и Евы из рая. Однако церковь напоминает о том, что Господь послал Своего Сына, чтобы их спасти и ввести вновь в Царство Божие. Вот с такими мыслями христиане вступают в Великий пост. Где-то, на небесах.
Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом — другое.
Богослужения Великого поста в 2023 году
Великим Постом добавляется Трисвятое по Отче наш. Затем — возглас священника и продолжение общего начала до двyпсалмия. Далее все идет обычным порядком: двyпсалмие с каждением, тропари, малая и сyгyбая ектения, шестопсалмие. Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4—го псалма шестопсалмия, а в начале 5—го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов. Далее — великая ектения, как обычно.
А дальше — важнейшая особенность. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5—й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5—й песню канона всякой yтрени. Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»?
Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый. А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера.
Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей.
То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется.
Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется — некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во—первых, это Троичны гласа, во—вторых, седальны по первом стихословии yтрени т. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди.
Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна. В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий — на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас».
В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы. Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» в любом гласе, в любой день седмицы. То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» по типy Крестобогородична , хотя такого термина и нет.
То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица. Почемy не поются тропари на «Бог Господь»? Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня дважды , «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен. Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня?
Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период? Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня.
В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до слов «и тако возопим» включительно в последней стихире. Преподобный Ефрем Сирин Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах нх около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского. В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. Освящение колива иначе кутий совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией от лат. Совершается он на повечерии в пятницу или за вечерней в воскресенье в первую, вторую часто со второй , третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы — «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других — и поучения.
О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским 842 — 846.
Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.
Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста.
Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.
Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия.
С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились.
Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах нх около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского. В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. Освящение колива иначе кутий совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией от лат. Совершается он на повечерии в пятницу или за вечерней в воскресенье в первую, вторую часто со второй , третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы — «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других — и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».
Первая Неделя воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским 842 — 846. Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.
Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Со 2 марта начался Великий пост, который был установлен св. апостолами в память 40-дневного поста Спасителя в пустыне перед началом Его общественного. Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Совершается во время Великого поста.
О службах первой недели Великого поста
Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также есть обычай совершать во время Великого поста особые службы, не входящие в богослужебный цикл. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. Великий пост сегодня — Врач предупредила об опасности резкого прекращения поста для поджелудочной железы.
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом
Тем более, когда души наши соединяются в молитве, она будет сильна и пламенна. О воздержании в Великий пост. Советы врачей Относительно порядка воздержания на Великий пост существуют различные мнения. Людей непривычных здесь может смущать продолжительность времени и скудость рациона, как и любое новое дело поначалу вызывает недоверие от своей неизвестности. Советская атеистическая пропаганда искусственно нагнетала страхи, внушая, что ограниченный рацион нарушает здоровую жизнедеятельность организма и может приводить к весьма негативным последствиям. Однако как факты, полученные при помощи современных научных исследований, так и церковная история говорят об обратном, указывая на конкретное благоприятное воздействие разумного постного рациона во всех отношениях. Пример тому мы находим и в Ветхом завете, где говорится о пророке Данииле и его сподвижниках.
Их воспитывали при царском дворе и учили различным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были пророк Даниил и его друзья: Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только овощи и воду. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Тогда Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней питаться овощами. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей.
После этого их не принуждали больше есть царскую пищу. За такое строгое соблюдение закона, Бог наградил этих отроков хорошими способностями. Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны и предсказывать будущее, то есть пророчествовать» «Закон Божий для старообрядческих школ». Вот что говорят современные врачи о посте: …Что касается нестрогого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни».
Среди этих болезней — сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно происходит накопление научных фактов в данном направлении , — болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит. Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами , отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии. Современный врач современному человеку о посте.
Рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй». Настоятель совершил славление.
Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение. Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению крещению. Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели воскресенья Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным или реже: Андреевым стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая — по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский 638 — 644 , а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор 680 — 681 , принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе. Андрей Критский и Мария Египетская В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона — творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. Этот первый из акафистов составлен в VII в. В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы — ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие.
Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими земными поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме. Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика что согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Совершается во время Великого поста. В Неделю 5-ю Великого поста епископ Алексий совершил Божественную Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря | Московский Данилов монастырь. Прежде всего это знаменитая служба стояние Марии Египетской, которая совершается на пятой седмице Великого поста в среду вечером.
Лазарева Суббота
Даты его начала и окончания разнятся каждый год и зависят от времени празднования Пасхи. В последний день перед Великим постом отмечают Прощеное воскресенье. Великий пост — главный пост года. Его установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Цель поста — подготовка к празднованию Пасхи В 2023 году первый день поста приходится на понедельник, 27 февраля, за семь недель до Пасхи. Последний выпадает на субботу, 15 апреля. Сырная седмица Масленица Последняя неделя перед Великим постом — Сырная седмица.
В народе ее называют Масленицей. По церковному уставу в Сырную седмицу из животной пищи можно есть только молочную пищу, яйца и рыбу. Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия.
К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу.
В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту.
Настоятель совершил славление. На дополнительной ектении была вознесена поименная молитва о здравии воинов, Защитников Отечества. На заупокойной литии была вознесена поименная молитва об упокоении воинов, отдавших свои жизни за Родину. Также в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф была вознесена молитва о героях-ликвидаторах и о всех пострадавших от катастрофы.
Великие Луки Опубликовано: 27 апреля 2024 Просмотров: 136 27 апреля 2024 года, в Седмицу 6-ю Великого поста седмица ваий , Лазареву Субботу, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Великолукского епархиального управления; протоиерей Димитрий Соловьев, настоятель храма святителя Тихона в Кунье; клирики Свято-Вознесенского собора г. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей Парфенов , заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления.
Каждый просил прощения у каждого: у своих близких, соседей и знакомых. Цели Великого поста По словам собеседника «360», Великий пост имеет несколько целей. Во-первых, это укрощение плоти. Чтобы то, что должно слушаться, как тело должно слушаться духа, не диктовало нам и не являлось самым главным в нашей жизни», — сказал Бородин. РИА «Новости» Во-вторых, пост служит тому, чтобы усилить молитву, общение и разговоры с Богом, чтобы стать к нему ближе и таким образом подготовиться к Пасхе. Чтобы ответить на вопрос, правильно ли вы поститесь, нужно обратить внимание на своих близких. Их настроение, уверен протоиерей, подскажет, на правильном ли вы пути. Чтобы все те, с кем мы дома постоянно соприкасаемся, чтобы они от того, что я пощусь, испытали радость. Часто бывает так, что человек, постясь, начинает раздражаться на всех, и для всех остальных это является такой антирекламой», — заключил Бородин. Пост — время усердной молитвы Считается, что главное во время поста — не воздержание от пищи, а молитва. Ограничения в еде служат тому, чтобы направить мысли человека в правильное русло. Чтение молитвы не должно стать вынужденным и обязательным. Оно должно приносить радость от возможности стать ближе к Богу, однако это труд, отметил настоятель. Мы пробиваемся сквозь толщу, сквозь ураган своих помыслов, пустоты, которыми мы обычно наполнены, и восстанавливаем свое общение с Отцом небесным.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Осталось пройти две недели Великого поста перед встречей Пасхи. С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи.
Примеры Великопостных звонов:
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- «Пастырь»: о Страстной седмице : Псковская Лента Новостей / ПЛН
- Читайте также:
- Подготовка к посту
- Главное — молитва: РПЦ объяснила правила поста для военных // Новости НТВ
- Началась последняя подготовительная неделя перед Великим постом | Армавирская епархия