Краткая история создания, эксплуатации и боевого применения американского штурмовика Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Штурмовик А-10 Thunderbolt, без сомнения, является одним из лучших самолетов в своем классе. В соответствии с требованиями ВВС США, опубликованными в 2015 году, штурмовики A-10 получили крыло размахом 17,7 метра.
DCS: A-10C Warthog
A-10 является единственным самолетом ВВС США, который используют только для решения задач непосредственной авиационной поддержки. Ранее менеджер по системам штурмовиков A-10 Памела Ли сообщила , что часть самолетов не смогут выполнять задачи из-за недостатка запчастей. Права на данный материал принадлежат Lenta.
Некоторое время военные даже подумывали о его замене, но ставшее неожиданно удачным применение этого штурмовика во время боевых действий в Персидском заливе, поставило точку во всех спорах - самолет на деле сумел доказать свою значимость и необходимость. Разработка самолета началась в 1967 году. Штурмовик специально проектировался для ведения боя на малых высотах и скоростях с высокой точностью применения вооружения. Первый "Thunderbolt" дебютировал 15 февраля 1972 году, после чего был подписан контракт на производство шести данных самолетов для проведения всесторонних летных испытаний.
Первый серийный штурмовик А-10 поднялся в небо уже в октябре 1975 года. Главным предназначением, как уже указывалось выше, нового на тот момент штурмовика была охота за танками неприятеля на поле боя. Высокая маневренность на низких высотах давала самолету неплохие шансы для уклонения от зенитных ракет и атак вражеских истребителей. Хорошая маневренность и обзор из кабины, относительно низкая скорость полета, позволяли штурмовику уничтожать даже относительно малоразмерные цели с первого захода. Стрельба из пушки по целям типа танк осуществлялась с высоты в 100-150 метров и могла вестись с расстояния в 1800 метров, по не бронированным целям стрельба могла производиться и с 3000-3600 метров. Боевая живучесть штурмовика была повышена за счет применения специальной бронезащиты систем управления самолетом, самозатягивающихся трубопроводов к двигателю и топливных баков.
Военных подкупала экономичность двигателей, относительно простое обслуживание и стоимость машины. У военных пилотов новый штурмовик первоначально не вызывал восторженных чувств.
Сказывался оригинальный и нестандартный внешний вид машины. Глядя на детище компании Fairchild Republic нельзя было говорить о высокой культуре аэродинамики. С легкой руки боевых пилотов машина получила негласное прозвище «бородавочник». Официально машина получила название А 10 thunderbolt II, в честь своего предшественника истребителя-бомбардировщика Р-47 «Тандерболт». После проведения конкурсных испытаний, фирме Fairchild Republic заказали постройку опытной партии из 10 машин, которые должны были пройти обкатку в армейских частях. Первая серийная машина сошла с конвейера в феврале 1975 года. Общая оценка конструкции машины Для американской авиации постройка штурмовика была не характерным явлением. Армейская авиация продолжала тяготеть к быстрым и стремительным самолетам комбинированного класса истребителя-бомбардировщика.
Однако появление А 10 с его огромной огневой мощью позволило американским военным быстро изменить устоявшуюся точку зрения. Главная задача, которая ставилась перед самолетом - борьба с танками противника на поле боя, нашла в этой машине идеальный инструмент для реализации. Штурмовик, несмотря на свои неказистые формы, обладал превосходной маневренностью в воздухе, становясь трудной мишенью для армейской противовоздушной обороны. К тому же удобная и просторная кабина, органы управления машиной делали ее послушной для пилота на всех режимах. Для реактивных самолетов такие качества были практически недостижимы. Пилоты и военные говорили, что на этой машине можно буквально красться вдоль поверхности земли, появляясь совершенно неожиданно для противника. Летая на А 10, пилоты хвастались, что при желании и определенном мастерстве машина позволяла попасть в цель размерами метр на метр с одного захода.
Двухдвигательный штурмовик A-10 Thunderbolt II приняли на вооружение в 1976 году.
A-10 является единственным самолетом ВВС США, который используют только для решения задач непосредственной авиационной поддержки. Ранее менеджер по системам штурмовиков A-10 Памела Ли сообщила , что часть самолетов не смогут выполнять задачи из-за недостатка запчастей. Права на данный материал принадлежат Lenta.
Business Insider: любимый штурмовик Конгресса США А-10 Thunderbolt не выживет в войне с РФ
Генерал-полковник ВСУ, командующий сухопутными войсками Украины Александр Сырский попросил поставить стране американские штурмовики А-10 Thunderbolt II и новые боевые вертолеты разных серий. Дополнительно штурмовик А-10 может оснащаться кассетными бомбами и ракетными блоками Hydra. Ни оптико-электронного прицела (для ракет с ТВ-наведением пилот А-10 осуществлял поиск цели на монохромном экранчике убогого разрешения через головку самонаведения ракеты с узким полем зрения), ни РЛС штурмовики не несли. Американские штурмовики A-10 Thunderbolt II, которые начали списывать, несовместимы с современными конфликтами с развитыми противниками.
США намерены списать все штурмовики A-10
Самым экономичным самолетом оказался штурмовик A-10, час полета которого стоит 22,5 тысячи долларов. Америка может отказаться от штурмовиков времен холодной войны А-10 Warthog («Бородавочник») и отдать их Украине, рассказал министр ВВС Соединенных Штатов Фрэнк Кэнделл. Американские штурмовики A-10 Thunderbolt II, которые начали списывать, несовместимы с современными конфликтами с развитыми противниками, пишет The National Interest. А-10 Warthog представляет собой одноместный двухдвигательный штурмовик, который способен оказывать авиационную поддержку сухопутных войск, уничтожать танки, бронемашины и другие наземные цели.
A-10 Thunderbolt II: основной штурмовик армии США
Это, в свою очередь, позволяет повысить координацию сил и средств разных родов войск в условиях динамичного боя, улучшить качество огневой поддержки войск и снизить риск поражения «своих». С технической точки зрения SADL представляет собой защищенный протокол обмена данными, аналогичный протоколу Link 16, используемому в бортовых системах обмена данными истребителей F-15 Eagle а также некоторых F-16 Falcon и КП и позволяющему передавать данные в реальном масштабе времени. Максимальный взлетный вес — 23 тыс. Экипаж — 1 чел.
Модернизация не коснется двигателей самолета, однако будет проведен капитальный ремонт силовой установки с восстановлением «первоначальной тяги двигателей General Electric TF34». Обновленные штурмовики получат возможность нести до 18 крылатых мини-бомб весом 113 кг каждая, способных поражать стационарную технику на дальности в 110 км и движущуюся на расстоянии в 70 км от точки сброса. Это позволит не заходить в зону действия мобильных установок ПВО противника. Также сообщается, что применение управляемых бомб GBU-39 значительно дешевле применения управляемых ракет при одинаковых возможностях.
A-10C Thunderbolt II. Источник фото gunsfriend. Первые 21 штурмовик будут списаны до конца этого года, что сократит парк A-10 с 281 до 260 единиц.
Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание. Алексей Чигирёв Превосходный самолёт!
Пилоты использовали семиствольную пушку GAU-8 калибра 30 миллиметров с бронебойно-зажигательными снарядами. Отмечается, что повреждения, которые штурмовики нанесли мишеням, позволяют вывести из строя современный танк. Командир 422-й испытательной эскадрильи майор Кайл Эдкинсон сообщил, что A-10, который несет 120 снарядов, может поразить десять целей. Двухдвигательный штурмовик A-10 Thunderbolt II приняли на вооружение в 1976 году.
Военный аналитик объяснил списание американских штурмовиков A-10
Производство A-10 было прекращено еще в 1984 году, однако до сих пор они находятся в активной эксплуатации военно-воздушных сил Соединенных Штатов и показали себя, как одни из самых износоустойчивых самолетов, благодаря успешному бронированию кабины пилота, особому расположению двигателей и максимально продуманному управлению. Фото: aircraftcompare. Тогда были озвучены намерения провести полную рокировку устаревших штурмовиков A-10 на самолеты новейшего образца F-35.
Серийное производство самолёта продолжалось с 1975 по 1984 года.
Выпущено всего 715 машин. С момента прекращения производства "Бородавочника" прошло достаточно много лет, а он до сих пор остаётся на вооружении ВВС США ввиду полного отсутствия ему альтернативы. Больше таких специализированных самолётов, способных эффективно бороться с живой силой, стационарными защищёнными объектами и тяжёлой бронетехникой противника, у американцев нет не только в наличии, но и в проекте.
В последние годы Пентагон неоднократно изъявлял желание сократить парк своих штурмовиков из-за их возраста. Но американские законодатели не всегда идут навстречу своим военным. Неужели к чему-то готовятся?
Например, ещё в 2022 финансовом году командование ВВС США хотело избавиться от 42 "Бородавочников", отправив их на хранение в пустыню Дэвис-Монтан штат Аризона , однако американский Конгресс не дал этого сделать. По всей видимости, главную роль в решении американских конгрессменов оставить штурмовики в составе действующего парка боевой авиации сыграли проблемы в экономике США, а так же очередной виток эскалации в мировом геополитическом противостоянии. По данным профильных авиационных ресурсов, на начало 2024 года в авиапарке американских военно-воздушных сил и ВВС Национальной гвардии насчитывается 270 самолётов данного типа.
Крыло большой площади обеспечивает хорошую маневренность на малой скорости над полем боя и одновременно дает возможность нести большое количество вооружения. Машина оснащена двумя ТРД. При таком расположении во время полета бронированные крылья защищают двигатели от попадания снарядов. В одноместной закрытой кабине, находящейся далеко впереди крыла, установлено катапультируемое кресло, обеспечивающее покидание самолета при нулевых значениях скорости и высоты. Защита кабины от наземного огня включает пуленепробиваемое лобовое стекло и броневую капсулу из титана, которая защищает от попадания 23-мм снарядов. Живучесть самолета повышена также за счет установки бронезащиты систем управления и топливопроводов к двигателям, самозатягивающихся топливных баков. Кроме того, система управления имеет двойное резервирование и дополнительное ручное управление.
Боевое применение A-10 Тандерболт 2 Первое боевое применение штурмовика A-10 произошло во время войны в Персидском заливе 1991 года. Всего в операции было задействовано 144 самолёта этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов при потере 7 машин в среднем одна потеря на 1350 вылетов. К удивлению многих наблюдателей, неказистый дозвуковой штурмовик стал одним из «героев» войны наряду с истребителем F-15 и ударным самолётом-«невидимкой» F-117. По американским данным, «Тандерболты» уничтожили более 1000 иракских танков больше, чем любой другой американский самолёт , 2000 других единиц военной техники и 1200 стволов артиллерии; даже если принять во внимание, что первоначальные оценки понесённого иракской армией ущерба были завышены, A-10 всё равно оказался в числе наиболее эффективных американских самолётов этой войны, превзойдя специализированный противотанковый вертолёт AH-64 «Апач». В одном вылете пара «Тандерболтов» уничтожила 23 иракских танка и повредила 10; во время охоты за пусковыми установками оперативно-тактических ракет «Скад» A-10 за одну ночь уничтожили 6 стационарных, 3 временные и 3 мобильные пусковые установки. За время боевых действий штурмовиками было сбито два иракских вертолёта Ми-8 и предположительно MBB Bo 105. В операции «Буря в пустыне» впервые была продемонстрирована и живучесть A-10.
Ранее «Главный региональный» писал , что военкор Борис Рожин рассказал о первой в истории атаке штурмовых дронов в Бердычах. Этот населенный пункт сейчас освобождают российские войска.
ВВС США оставят в строю штурмовик А-10 для борьбы с ДАИШ и "возрождающейся Россией"
Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II («Удар молнии II») — американский одноместный двухдвигательный штурмовик, предназначенный для оказания авиационной поддержки. Конгресс заблокировал намерения военных списать часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Американские штурмовики A-10 Thunderbolt II, которые начали списывать, несовместимы с современными конфликтами с развитыми противниками, пишет The National Interest. Этот самолет станет настоящим ночным кошмаром для орков. А-10 "Бородавочник" является культовий - в своем классе.
Су-25 «Грач» против А-10 Thunderbolt: схватка штурмовиков
- ВВС США смогут избавиться ото всех А-10 к 2029 году | ИА Красная Весна
- Кабина A-10C
- В небе Украины появится старенький, но надежный американский штурмовик А-10 »
- История создания
В Германии появились штурмовики А-10 ВВС США для защиты восточных союзников
Изучайте пилотирование самолетом и работу с его системами под руководством опытного инструктора Полностью интерактивный передовой авианаводчик ПАН , облегчающий процесс выхода на цель и повышающий эффективность ваших ударов Введение Штурмовик A-10C является модернизированной версией самолёта A-10A, выполняющего задачи непосредственной авиационной поддержки частей ВВС США в течение почти 30 лет. Самолёт A-10С был модернизирован в соответствии с современными техническими требованиями, в список обновленного оборудования и вооружения входят: цветные многофункциональные индикаторы MFCD , оружие с GPS-наведением и система передачи тактической информации data-link. A-10C значительно расширил номенклатуру применяемого высокоточного вооружения, такого как: тактические ракеты Maverick, авиабомбы с инерциальной и лазерной системами наведения. Самолёт оснащён современной навигационной системой и интегрированной системой противодействия. A-10C применялся в вооружённых конфликтах на территориях Ирака и Афганистана и хорошо зарекомендовал себя в "войнах с терроризмом". Благодаря использованию системы обмена тактической информацией SADL и подвесного контейнера целеуказания Litening II улучшилось распознавание целей и сократилось количество случаев атак союзных войск. A-10C сохранил способности базовой модификации в плане выполнения боевых задач по уничтожению бронетехники противника в районе боевых действий в условиях применения обычного оружия.
Он отметил, что устаревший А-10 прекрасно вооружен для борьбы с танками и наземной техникой, у него прекрасная бронезащита, но вот его возможности противостоять любому истребителю весьма малы.
В военное время A-10 должен был использоваться вместе с боевыми вертолетами армии США Apache», — рассказал эксперт издания Business Insider, на статью которого ссылается портал «ПолитРоссия».
Хотя сегодня становится очевидным, что в итоге представители высшего военного ведомства отказались от своих первоначальных планов и решили ограничиться обновлениями кабины, управления и вооружения воздушного судна. Фото: suwalls. Таким образом, малый размер и вес снаряда позволят разместить на борту модифицированного A-10 Warthog до 18 единиц таких боеприпасов, это даст возможность в перспективе поражать соответствующее количество целей за один вылет.
Модернизация А-10 до пригодного к боям будущего оказалась еще дороже.
Air Force photo by Master Sgt. Подготовка летчика для штурмовика — 1 млн долларов. Для сравнения — курс подготовки оператора БПЛА стоит в три раза меньше.