Новости переносное жилище некоторых народов севера

ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков.

Рекомендуем

  • Жилища народов Севера
  • Жилища кочевников
  • Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов
  • Жилище на Севере, 6 букв
  • Презентация на тему: "Жилища народов Севера"

Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу

Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями.

Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью.

Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь.

Это полог - жилое помещение в яранге.

С едой разобрались. А как же обеспечить тепло внутри жилища?

А тут все просто. Яранга отлично защищает от ветра, осадков и других факторов внешней среды. Но ее саму никто никогда специально не протапливает.

Для жизни как раз и используется полог. Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное.

И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола.

На следующий день мышь, зараженная взвесью обнаруженных Йерсеном бактерий, умерла. Сомнений не осталось — возбудитель чумы найден. Когда через пару лет эпидемия повторилась, Александр Йерсен вновь прибыл в Гонконг уже с пузырьком противочумной сыворотки. А вскоре появилась и вакцина.

Первую эффективную вакцину против бубонной чумы в начале XX века создал русско-французский бактериолог Владимир Хавкин. А в 1934-ом его советская коллега Магдалина Покровская синтезировала и испытала на себе еще более эффективную живую вакцину. Наконец, в 1947 году появляется антибиотик стрептомицин. И даже при тяжелых формах чумы больные, которые казались безнадежными, начали выздоравливать. Подготовлено по материалам программы «Истории болезней. Чума» телеканала «Наука».

Яранга Не стоит путать с чумом На самом деле именно яранга является национальным жилищем народов Чукотки. Данный тип жилища очень часто путают с чумом, и это не удивительно, ведь между ними есть определенное внешнее сходство. Тем не менее, яранга имеет крупный план и мощный деревянный каркас. Покрывают жилище шкурами оленей, моржей, китов. Такой дом состоит всегда из двух половин: полога и чоттагина. Для одной или нескольких семей Полог — это непосредственно жилое помещение.

Здесь спят, едят и сушат одежду в зимнее время. Топится полог жирником или керосинкой. Открывать ночью полог нельзя, поэтому малая нужда справляется в нем же. Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин — холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет.

В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера. Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение. Внутри дымно и тепло Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища.

К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек. Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева. Жилища народов Украины Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет. В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон.

Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг. Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины.

Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка широкая лавка, заполненная глиной. Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае.

Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное.

Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения.

На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающуюся завесу — чоугрын, приподнимая которую, вползают в иоронгу. Число иоронг обычно 3—4 зависит от количества брачных пар или родителей и детей. Все пологи привязываются с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стенки жилища.

Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими — в зависимости от размера — жирниками чук. На них также готовили пищу.

Как устроен чум у ненцев

СТАВ [2] м. То же, что: ставок. САРИ ср. Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота.

Лицо, имеющее такое звание. Дневная бабочка семейства нимфалид. ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г.

Слово из 6 букв Ответ: Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам. Оцени полезность материала: 10 голосов, оценка 4. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти.

У всех у них разные условия жизни, привычки, желания, но их объединяет один фактор, у всех возникает потребность в жилье. Даже дома и те, у всех разные. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум — жилище северных оленеводов. Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.

Главное меню

  • Аннотация к презентации
  • Произношение слова
  • Жилище на Севере, 6 букв
  • Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу

Презентация, доклад Жилище народов Севера

Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

  • Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
  • Форма поиска
  • Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв
  • Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Традиционные жилища чукчей

переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации.

Переносной домик у народов Севера

Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство.

Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс

Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей. Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40. Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы.

Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.

По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади. Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег. Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища. Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи.

Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит.

Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей. Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу. Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты.

Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина. Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист тюмю и кладет его на землю. Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола лата. В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача». Следом заносят печку и габаритную утварь столы, сиденья в виде чурок, ящиков. С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина.

Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни. Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба. Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума си. Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума седя , последними ставят два шеста, образующие вход не. После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага.

К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем. Your browser does not support the video tag. Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его. После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов.

В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа. Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос. Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д.

Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т. У нек-рых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы. Добыча висит в дыму, который простирается от очага к центру палатки. Иглу Этот домик изо льда является символом эскимосов, его мы все видим в фильмах, мультиках или даже рекламах. Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища. Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло. Если вы никогда не обучались строительству дома из снежных блоков, отстроить иглу будет непросто. Однако, местное население и вовсе тратит на создание жилища всего 1-2 часа. Дело в том, что опытные северяне знают, какого размера блоки должны составлять определенную часть иглу. Кстати, благодаря форме сужающейся раковины, жители иглу не слышат шума самой сильной пурги. Это кажется странным, но чем холоднее «за окном», тем больший нагрев выдерживает жилище изо льда внутри.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)

Оседлые чукчи живут малыми селениями, - писал он. Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Различие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. В ярангах объединяются в летнее время, а также зимой, при долгих стоянках на одном месте, все связанные правда бы далеким родством. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют следственно существенные размеры Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище потеряло свое значение. В книге З. Соколовой Жилище народов Сибири Навык типологии дается подробное изложение устройства чукотской яранги: яран.

У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо объединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей либо треног объединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с ином и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь либо на три шеста в виде треноги три шеста, объединенные вершинами. Жерди конического покрытия изредка скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих либо моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном либо камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи либо дощатой дверью только во время буранов.

Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар либо родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с подмогой шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще одинряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми традиционно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50больших оленьих шкур.

В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы применяли новые покрытия, для лета - прежние в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом вовнутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Наоборот входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Они традиционно располагались один за иным в линию по степени зажиточности владельцев с востока на запад. Первой с востока ставилась яранга владельца стойбища, последней - бедняка. Селения приморских чукчей состояли традиционно из 2-20 изредка и больше яранг, разбросанных на некотором расстоянии друг от друга.

Размеры поселения определялись промысловыми вероятностями того либо другого района. Чукотская яранга представляла собой крупной шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы кото рых клались горизонтально перекладины; к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Остов покрывался особыми покрышками. Оленные чукчи сшивали покрышку из ветхих оленьих шкур со срезанной шерстью; приморские покрывали ярангу брезентом либо шкурами моржа. Дабы неистовствующие на Чукотке ветры не разломали и не опрокинули ярангу, ее снаружи обвязывали ремнями с прикрепленными к ним огромными камнями, а оленеводы приставляли к ней грузовые нарты. Яранги оленных чукчей, в итоге необходимости перекочевок, были поменьше размерами и легче, чем у приморских. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин традиционно у задней стенки ее с подмогой дополнительных шестов привязывался меховой полог.

Полог являлся специфической спецификой жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, опрокинутый дном кверху. Обыкновенно в яранге имелось 1-3, редко 4 полога. В пологе могли поместиться несколько человек. В него проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Тут бывало так горячо, что сидели раздевшись до пояса, а изредка и донага. Для отопления и освещения полога служил жирник-каменная, глиняная либо деревянная чашка с фитилем из мха, плавающим в тюленьем жиру. На этом огне приморские чукчи варили пищу, подвешивая котелок на колышек либо на крюк. При наличии древесного топлива в холодной части яранги раскладывали для варки пищи маленький костер.

В яранге сидели на разостланных шкурах. Употребляли также низкие стулья либо древесные корни. Для этой же цели приноравливали рога, срезанные совместно с теменной костью. До половины XIX в. Развалины их сохранились до наших дней. Круглый каркас полуземлянки делали из челюстей и ребер кита отсель ее чукотское наименование валкаран - «дом из челюстей кита» , после этого покрывали его дерном и засыпали сверху землей. Изредка костяной каркас устраивали в углублении, тогда получалось полуподземное жилище с выступающей на поверхность крышей. Полуземлянка имела два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, потому что летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. Пол полуземлянки либо, по крайней мере, середину его устилали большими костями; в центре помещался крупной жирник, горевший круглые сутки.

По каждому четырем сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар и на них сооружали 2-4 по числу семей полога обыкновенного типа. В итоге замены полуземлянки ярангой жилищные данные приморских чукчей гораздо улучшились. Но неимение окон, исключительная скученность в пологе, непрерывная копоть от жирника, наличие в ярангах собак и т. В пологах чукчей-оленеводов, как водится, было чище, чем у приморских: в итоге частых перекочевок пологи разбирались и выколачивались, приморские же чукчи делали это лишь два раза в год - весной и осенью. Выколачивание покрышек яранги и полога - одна из сложных работ чукотских женщин. Для этого имелись в особые обивалки. Обивалка делалась из рога оленя либо дерева представляла собой слегка изогнутую с одного конца палку длиной от 50 до 70 см. Летом часть приморских чукчей в период разъездов по берега моря и некоторые оленеводы при перекочевках в тундре жили в палатках. При отсутствии палатки приморские чукчи сооружали из 3 весел и паруса жилище подобно шатра либо ночевали под опрокинутой байдарой.

Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня. Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги. Они не казались, имеют большое значение для становления каждого мира во многих смыслах этого слова, потому что они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на поддержка в некоторых неожиданных обстановках. Именно такие на протяжении многих столетий способны, во что бы то ни стало, сберечь свой язык, обычии и традиции. И это касается не только, традиционных блюд и одежды, но иПоэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера - чумах, ярангах и иглу, которые до сего времени применяются местными обитателями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум - жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством - ненцев, хантов, коми и энцев. Любознательно, но против зачастую встречающему суждению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ожидает рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут - на самом деле их жилища именуются ярангами.

Допустимо, путаница появилась из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А допустимо, что эти два несколько схожие между собой строения легко путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это, которая имеет конусообразную форму и отменно приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с резкий поверхности чума, следственно при переезде на новое место чум дозволено разобрать, не прилагая лишних усилий для чистки строения от снега. Помимо того, форма конуса делает чум устойчивым к мощным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой либо мешковиной, а вход завешивается жесткой тканью скажем, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума применяют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи подымается вверх и не дозволяет осадкам попадать вовнутрь чума - они легко испаряются под действием высокой температуры.

А для того, дабы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на особые нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их числа: чем огромнее будет шестов и чем длиннее они будут, тем емкостнее получится. С давнишних времен установка чума считалась делом каждой семьи, в котором принимали участие даже дети. Позже того, как чум всецело установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом вовнутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от сторонних глаз. Яранга - национальное жилище народов Чукотки Как мы теснее говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков.

Яранга владеет круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, тот, что сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими либо китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Пологимеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы скажем, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная частьОбычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе.

В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу - эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо.

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ.

Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной - имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. СТАВ [1] м. Устройство рама, коробка и т. Крестьянский ткацкий стан. СТАВ [2] м. То же, что: ставок. САРИ ср.

Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота.

Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Каркас данного сооружения собирается из достаточно маловесных деревянных прутьев, а сверху жилище покрывают шкурами животных. Для того, чтобы покрыть жилище среднего размера, необходимо приблизительно 50 шкур.

В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг». Только женщина могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова.

Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий