Новомученики ХХI века: смерть за веру. 9 февраля 2020 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). 20 мая день памяти новомученника протоиерея Бориса Рождаева (Раждаева). 20.05.1938 протоиерей Борис РАЖДАЕВ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг). XX век стал для России и Русской Церкви кровавым. Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»: «1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор.
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
Начало в 9. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла в 10. Для удобства паломников от ст. Подробнее 7 февраля 2010 - к Собору Новомучеников и Исповедников Российских: Служба Спаси Боже люди Твоя 23 мая 2009 года - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших В день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении архипастырей и священнослужителей, представляющих приходы Москвы и Московский области, совершит Божественную литургию на Бутовском полигоне. Подробнее 8 февраля - к Собору Новомучеников и Исповедников Российских:.
Из цикла «Русская Голгофа», часть 2 Русский мир без русского национализма — В нашем обществе есть тенденция к тому, чтобы как огня бояться всего «национального» в смысле «русского» — возникает прямая ассоциация с нацизмом, агрессией, геноцидом. Вы же уже двадцать лет делаете программу о «русской цивилизации». Насколько Вы сегодня готовы сталкиваться с такой критикой и таким непониманием? На мой взгляд, здесь важно отметить два момента. Первый — застарелая феноменальная, трагическая беспочвенность. Боясь русского национализма, мы демонстрируем свое полное непонимание природы Русского мира вообще. Если что-то этому миру абсолютно несвойственно, так это именно национализм в его европейской форме. Там была своя история и своя, европейская цивилизация, для которой органична и характерна идея этнически однородного национального государства.
У Русского мира такого опыта не было, у него другие особенности. Мы этого не понимаем, а того, чего не понимаешь, — боишься. Но это непонимание связано со вторым моментом, о котором нужно сказать. Дело в том, что еще с XIX века мы в России перенимаем западный подход к теме национального вообще. И славянофилы, и западники были заквашены на немецком идеализме. То есть наш взгляд на проблему — это взгляд людей с западноевропейской оптикой. И поскольку мы знаем, что через ряд исторических этапов немецкий национализм привел к фашизму, мы примеряем это на себя и боимся, что все то же самое ждет и нас. Камера в старой тюрьме.
Тверь И если говорить об этом в двух словах, то нужно сказать, что Русский мир — в отличие от европейского — был заквашен не на этничности, не на родовом кровном родстве, не на сугубо национальном материале. Он был заквашен на идее Русской земли. Он был собран через пространство. Но именно этого большинство из нас сегодня не знает и не понимает. Хотя подсознательно многие это чувствуют, чему пример — толпы посетителей выставки Левитана, проходившей несколько лет назад в Москве. Лучший русский живописец сумел новыми средствами выразить эту сердцевину Русского мира — идею Русской земли, одухотворенного, очеловеченного пространства. Оказывается, и современному человеку очень важно увидеть и пережить это: идеальный образ России. Ныне такое подвластно только искусству, способному напрямую обращаться к нашему сердцу.
Выбранного сходом волостного старшину, судя по всему, содержали отдельно. Ему, как и священникам, каратели-чекисты тоже угрожали расстрелом. Говорят, что ожидание смертного приговора ужаснее самой смерти. Для глубоко верующих людей это не совсем так. Тому, кто умеет молиться, Господь дает силы терпеливо и безропотно понести свой крест. Арестованные священники вместе молились и исповедовались друг другу. В это время в центре села собралось множество жителей, которые требовали освобождения арестованных. Начальник карателей, некто товарищ Светлов, попытался было утихомирить толпу, но разговора не получилось.
Крестьяне стали вооружаться кольями. Тогда красноармейцы дали залп… Из цикла «Русская Голгофа», часть 3 — А как для вас связаны две линии: идея Русской земли и подвиг новомучеников? Есть у них точки пересечения? Русский человек традиционно смотрел на природу и пространство земли особым образом: «духовными очами». На этом мирочувствии стоит все здание русской культуры. Долгое время на Руси не было книжного богословия, как на Западе. Зато у нас было свое, пространственное богословие, «пейзажное мышление», говоря словами академика Лихачева. Созерцая природу, мир — мир как Божье творение — русский человек мог возвышаться до познания Творца.
Нет никаких сомнений, что это именно христианская традиция, воспитанная в народе Священным Писанием и Преданием. Как многочисленны дела Твои, Господи, — поет псалмопевец, — земля полна произведений Твоих Пс 103:24. Совершенно иное «пространствопонимание» П. Флоренский пытались утвердить в России большевики-богоборцы, стремившиеся разрушить Русский мир «до основания». И только наши исповедники и новомученики, сохраняя верность Христу, сберегали в своем сердце образ России с его поразительным соответствием «пейзажа русской земли» и «пейзажа русской души». О том, что «правоверная вера христианская» составляет основу Русской земли, сказано очень и очень давно, в ХIII веке, в «Слове о погибели Русской земли». Для меня одно из самых тяжелых впечатлений от съемок «Русской Голгофы» — это зрелище обезображенного и заброшенного исторического ландшафта. Нет никаких сомнений, что это прямое следствие богоборческой эпохи.
Вот мы приехали на север Новосибирской области, в село Малокрасноярка на реке Тара… Прежде там были цветущие русские села и деревни. В главном селе стояла церковь, где служили два священника, Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. В разгар коллективизации, в 1928 году, их расстреляли… И что же мы видим в этих местах сегодня? Мерзость запустения. Картина, в общем-то, типичная. Хотя к русской жизни это не имеет ровным счетом никакого отношения. Ведь когда смотришь дореволюционные фото Прокудина-Горского, видишь совсем другую страну. Часто говорят, мол, не надо идеализировать то время.
Согласен, в дореволюционной России было множество проблем, много неправды, иначе бы не обрушилась на нас революционная смута. Но как выглядела земля! Как выглядели города и села. Вот перед нами фотографии — от них никуда не деться. Это же была невероятной красоты, благоустроенности и поэтичности земля. Помните, у Бунина: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. То есть сквозь родной пейзаж русскому человеку светила христианская картина мира. Что, собственно, и передал Левитан средствами реалистической живописи.
Как ему это удалось? Гений — это тайна. Русскую душу, русское мирочувствие воспитала русская Церковь в евангельском духе, в духе Христа. А большевиков воодушевляла богоборческая идея: построить новый мир и воспитать нового человека. И потому Русский мир и русская Церковь должны быть разрушены. До основания. Если бы это можно было сделать за неделю, за один день, а лучше — за одно мгновение, лидер большевиков Ленин пошел бы на это без колебаний. И всех попов, всех монахов и епископов вместе с патриархом Тихоном доблестная ЧК поставила бы к стенке.
Личность митр. Первые годы его политики и борьба с григорианским расколом. Проект «Декларации» и последовавший за ним арест митрополита. Заместитель местоблюстителя еп. Серафим Самойлович и его противостояние большевикам. Обращение соловецких епископовВыход митр. Сергия из заключения […] 34 min Новомученики 4. Подвиг патриаршьего местоблюстителя священномученика Петра Крутицкого.
Новомученики 4. Личность свт. Петра Полянского , его служение церкви в чине мирянина. Вступление в должность местоблюстителя. Обновленческий лжесобор 1925. Колебания митрополита в первые месяцы правления. Его переход к более определённой политике и последовавшие за ним арест, пребывание под […] 1 hr Новомученики 3. Подвиг святителя Тихона, патриарха всероссийского.
Незадолго до его ареста по ночам в поповский дом приходили местные коммунисты, предупреждали о возможных репрессиях, просили батюшку уехать куда-нибудь подальше. То были выросшие мальчики, которые ходили когда-то в церковь к отцу Александру и сохранили в себе чувство любви и уважения к этому человеку за его доброту. Но батюшка не уехал - не мог бросить храм, прихожан, свое небольшое, но достаточное для того, чтобы не голодать, приусадебное хозяйство. Куда он поедет с семьей?.. Как забирали деда, Елена Григорьевна не знает.
Об аресте мужа бабушка всегда говорила только одно: "вина" отца Александра была в том, что он был хорошим священником... А вот о последствиях этого ареста и расстрела Елена Григорьевна знает уже не понаслышке. Она хорошо помнит, как взрослые старались не обсуждать в ее присутствии ситуацию, в которой оказалась семья "врага народа", чтобы в школе она ненароком не сказала ничего лишнего. Помнит, как трудно было маме, "дочери репрессированного", найти работу. Ей отказывали, потому что она не член профсоюза, а в профсоюз не брали, потому что нет работы.
Они почти голодали. Помнит, сколько маме после войны пришлось бегать по инстанциям и просить, чтобы бабушку прописали к ним в Ленинг рад, потому что старушке негде жить. Полгода тянулась эта история с пропиской, и все это время Екатерина Александровна пряталась под кровать всякий раз, когда кто-нибудь неожиданно приходил к ним в дом. Ее нелегальная жизнь в городе, раскройся эта маленькая тайна кому-нибудь чужому, могла стать для семьи причиной больших неприятностей. Деда реабилитировали в пятьдесят третьем.
Бабушка не дожила до этого события двух лет... Размышляя о своей жизни, Елена Григорьевна говорит, что именно на ее поколении больше всего сказалась духовная деградация народа. Дед и бабушка были воспитаны в религиозной строгости и любви и сохранили свою веру до конца. Родительское поколение тоже помнило о Боге и старалось жить по христианским заповедям, но уже гораздо меньше. Поколение Елены Григорьевны, то есть рожденные в тридцатые годы, уже совсем не испытывало потребности в религиозном чувстве.
Оно пробудилось лишь спустя полвека. И чем больше Елена Григорьевна ходила в храм, чем полнее обретала веру, тем сильнее росло желание узнать что-либо о судьбе деда-священника, расстрелянного в Новгороде. Ей посоветовали не тормошить пока по этому поводу архивы ФСБ, а обратиться в Новгородское отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий. Не без Божиего промысла на работе вдруг предложили поехать в однодневную командировку в Новгород. И она поняла - это ее шанс.
Этот день в ассоциации оказался неприемным. Однако, узнав, что Елена Григорьевна вечером уезжает обратно в Петербург, по телефону ответили: "Приезжайте! Том первый.
Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских». Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском. К этому дню иконописцами Свято-Тихоновского Богословского Института была написана икона «Собора новомучеников и исповедников Российских XX века» (с клеймами), в центре которой была помещена святая Царская Семья. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. Особенности подвига и прославления новомучеников российских. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову.
Подписка на новости
- Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
- Новомученики Российские
- Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век)
- Святые новомученики земли Коми - 25 Апреля 2024 - Сыктывкарская епархия
- НОВОМУЧЕНИКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской — Википедия
Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские
Старец помог юноше, предупредив Косьму о том, что тот до конца жизни будет гоним врагами. В 20 лет Косьма после посещения горы Афон принял решение служить Богу. В 1896 году он стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1905-м послушника Косьму постригли в монашество. В 1913 году после требований властей Греции о выезде с Афона российских монахов, будущий священномученик вернулся в Россию, став послушником Киево-Печерской Лавры. Батюшка мечтал о великой схиме, но в силу молодого возраста ему отказывали.
На 56 году жизни он тяжело и, как думали, смертельно заболел. Его в срочном порядке постригли в схиму, дав имя в честь иеромонаха Кукши Печерского. Однако после этого события он полностью выздоровел. В 1938-м, на волне жестких гонений на православие, Кукшу приговаривают к пяти годам заключения в лагере, после чего 63-летнего священника отправили еще на 5 лет изнурительных лесоповальных работ в ссылке. Но даже в тех тяжелейших условиях жизни Кукша спасал молитвой и состраданием другим заключенным.
После освобождения спустя 10 лет старец вернулся к служению и был еще более популярен среди паствы. Умер Кукша в 1964-м в одесском Успенском монастыре. Известны многочисленные случаи чудесного исцеления больных на могиле святого. По словам верующих, врачующей силой обладает даже земля оттуда. Лауреат сталинской награды и досрочная канонизация Луки Крымского Святитель Лука Войно-Ясенецкий — профессор, врач, архиепископ.
Лауреатом сталинской премии медик стал, как это ни удивительно, уже в сане священника. Канонизирован Лука досрочно - через 39 лет поле смерти вместо традиционно минимальных пятидесяти. Такое обстоятельство объясняется огромным количеством чудес, происходящих после обращения к святому за помощью. Коллеги талантливого врача свидетельствовали, что он приходил в операционную в рясе, не только оказывая пациентам врачебную помощь, но и исповедовал их одновременно. За годы служения церкви Лука трижды побывал в тюрьмах и в ссылках.
Известен случай, когда отец Лука попал в Бутырку, где вскоре едва ли не каждый заключенный стал верующим.
В конце концов погибали и доносчики, и их жертвы, только одни как люди поколебавшиеся и неустоявшие, а другие - как мученики. О мощах этих святых говорить не приходится, потому что подавляющее большинство из них погребены в местах массовых захоронений, часто и доныне неведомых. Конечно, список новомучеников и исповедников XX века, представленных к прославлению, далеко не полон, да и вряд ли возможно будет поименно назвать всех. Но работа по сбору архивных сведений о пострадавших за веру в годы гонений продолжается. И Архиерейский собор, прославляя для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников российских, "поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу", еще раз подтвердил: список открыт.
А это значит, что в нем будут появляться все новые и новые имена. Он стал священником в самое трудное время В апреле 1992 года у домовой церкви апостолов Петра и Павла, что в Санкт-Петербургском государственном университете, появился первый "свой" святой. Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия Шеина , мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Юрий Петрович Новицкий, профессор уголовного права Петроградского университета, руководил в то время городским Обществом православных приходов. По мнению суда, именно эта организация возглавляла противодействие властям в изъятии церковных ценностей. И вот в нынешнем году архиерейский форум прославляет в Соборе новомучеников и исповедников российских еще одного святого, имевшего прямое отношение к университетской церкви, - протоиерея Владимира Лозину-Лозинского, бывшего ее настоятелем с августа 1921 года по февраль 1924-го.
Решение Владимира Лозины-Лозинского стать священником пришлось на начало самого трудного в истории русской церкви периода - время гонений. В 1918 году на его глазах арестовывают и расстреливают отца Александра Васильева, бывшего настоятеля царскосельского Феодоровского собора и последнего духовника царской семьи перед ее арестом. Владимир Константинович был хорошо знаком с отцом Александром и очень остро воспринял его мученическую кончину. А в 1920-м, на тридцать шестом году жизни, он уже сам становится священником и назначается в университетскую церковь. Надо было обладать большим мужеством, чтобы принять на себя в то время заведомо мученический крест священнического служения. И мученичество не заставило себя долго ждать.
В первый раз отец Владимир был арестован в 1924 году по сфабрикованному ОГПУ делу о православных братствах. Занимаясь просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью, братства мешали властям в целенаправленном ослаблении и разрушении церкви. В этот раз отец Владимир пробыл в заключении недолго - чуть больше трех месяцев. Однако и свобода длилась недолго. Ровно через год, 15 февраля 1925 года, его вновь арестовывают - на сей раз вместе с группой выпускников Императорского Александровского лицея. В обвинении, предъявленном священнику Лозине-Лозинскому, говорится: "...
Отцу Владимиру и еще тридцати трем заключенным, проходившим по этому делу, грозил расстрел. Но в окончательном приговоре высшую меру наказания заменяют десятилетней ссылкой в Соловецкий лагерь. Из жития священномученика Владимира следует, что лагерную жизнь он принимал смиренно и безропотно, "покорясь велению Божьему", как писал он в одном из своих стихотворений. По воспоминаниям узников, отбывавших вместе с ним срок на Соловках, аристократизм породы, наклонностей и привычек не исчезал у отца Владимира даже тогда, "когда он отвешивал вонючую воблу" в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врожденный такт и, главное, "светившаяся в нем глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими".
Они не могут этого сделать.
И когда такая большая масса людей прыгнула на эту ступеньку, отбросив старое основание, то вся эта масса людей сначала летела за лидером, а потом стала падать, ломая крылья и подминая под себя всЁ. Это было огромное количество людских судеб.. И большинство людей схватилось за этот воздушный шарик и полетело на нем… Некоторые летели дольше.. Некоторые стали падать быстрее… но в любом случае это не было основательным - оно не давало им основы, структуры, в которой они смогли бы жить спокойно, день за днем: не было работы… не было возможности себя применить… не было структур здравоохранения, структур образования, структур управления, структур защиты и правопорядка. Все эти структуры были развалены. И это огромный ХАОС в огромной стране, где каждый человек носится в свою сторону, как в броуновском движении, где каждый человек пытается зацепиться хоть за что-нибудь, потому что его жизнь разрушена….
И он постоянно мечется между этим своим «вчера» и этим своим «завтра», которого он просто не представляет. И этим «завтра» стал всеобщий коммунизм, это всеобщее «светлое будущее» - то есть «будущее» - оно когда-нибудь будет. Но кушать хочется уже сейчас! И остаться живым хочется уже сейчас! Такими людьми проще было управлять, потому что энергии «настоящего» практически не было ни у кого. Все люди были ведомы… и все люди легко обманывались своими надеждами..
Не было этой энергии… когда человек в «здесь и сейчас», он легко это видит…. Церковь же, которая вроде бы тоже говорила о светлом будущем, она тоже УЖЕ не могла удержать умы этого огромного количества, …этих миллионов слабых людей,. А у людей выбили табурет из-под ног, и они повисли в той петле, в которой уже торчали их шеи. Они все повисли — и правые и виноватые…. Потому что кто-то сидел в «прошлом», кто-то сидел в «будущем», но практически никто не сидел в «настоящем»…. И тот, кто сидел в «настоящем», а именно Ленин и К компания , они довольно неплохо устроились..
А дальше было — государство, которого не было, и которое пытались создать люди, оставшиеся в «настоящем». Они, какими бы они не были, и как бы вы к ним сейчас не относились, пытались создать новую платформу: новое управление, новое здравоохранение и т. И они стали закладывать новые кирпичи по-своему, как умели, как знали, как им казалось правильным.. И некоторые люди, перелетая на эту платформу, более-менее устраивали свой образ жизни. Но это было уже потом, в 20-е годы. Она пытается говорить по-новому, имея старое основание.
Но этот мостик ужасно мешает тем, кто строит новые кирпичики, потому что он с этими «кирпичиками» категорически не совпадает. И ее выпалывали, как сорняк… выпалывали безжалостно…. Было много волн этого уничтожения, шедших одна за другой: убивали тайно и явно, при скоплении народа и без оного.
С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Церковь во многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби и преследования, и мученическую смерть лучших ее служителей. Господь укреплял учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут Мф. И вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Это помогало христианам мужественно встретить мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа, непоколебимою верою в нетленность и вечность, они всею душою желали принять смерть за Христа. Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире.
НОВОМУ́ЧЕНИКИ
В честь мучеников ХХ века будут строить храмы и составлять церковные службы, называть новые улицы и снимать кинофильмы. Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО в XX веке. Ты здесь:Главная/Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело.
Новомученики и исповедники российские
Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Новомученики и исповедники XX века. Житие священномученика Григория Златорунского. Для нескольких поколений российский и советских людей в XX веке он надолго стал символом царского произвола, жестокости и бездарности. Рассказ о том, кто и как, прикрываясь столь любимым либералами и коммунистами мифом о том, что отделение Церкви от государства есть благо, готовил и осуществлял гонения на Русскую Православную Церковь после октября 1917 года. На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян. В честь мучеников ХХ века будут строить храмы и составлять церковные службы, называть новые улицы и снимать кинофильмы.
Новомученики российские
Многие прямо повторяли эти слова Спасителя. Например, женщины, подсмотревшие расстрел священномученика Николая Любомудрова рассказали, что он, стоя перед палачами, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой. Прости им, ибо не ведают, что творят» — поднял руку и благословил их, и после этого был убит 7, С. Те же слова сказал и священномученик епископ Макарий Гневушев , и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегося тем, что ему придется стрелять в духовное лицо 26, С. Эти слова Христовы повторяли перед казнью и священномученик Сергий Шеин , и священномученик Михаил Каргополов.
Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучил их в тюрьмах. Священномученик Онуфрий Гагалюк писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников… Оглядываясь на жизнь в ссылке, я вижу лишь светлые картины. Все темное, мрачное, позабыто.
А между тем я перенес от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа… Да будет воля Божия. Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него. Он поддерживает душу мою, направляя ее на стези правды» 8, С.
Преподобноисповедник Рафаил Шейченко так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «Дорогое дитя мое прошу: и за меня, и за себя не сердись ни на кого… как не сержусь ни на кого я, и всем, всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля [день ареста], и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь» 3, С. И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности. Священномученика епископа Макария Гневушева казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по очереди.
Владыка был последним, при этом он молился с четками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих! Согласно распространенному стереотипу от мучеников гонители непременно должны потребовать отречения от Христа в обмен на жизнь и свободу. Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых.
Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников еще на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым — хотя далеко не всем — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином.
Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но все же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя. Его подвергли избиению, а затем по приказу Ликиния утопили в море.
Не предлагали этого святым Асийским мученицам Марфе, Марии и брату их Ликариону — их сразу же приказали казнить после того, как те сказали, что являются христианами. Также и святого мученика Никифора Антиохийского казнили просто по факту исповедания Христа, без угроз и уговоров. Не предлагали отречения священномученику ПанкратиюТавроменийскому — несколько обозленных на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили. Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской — после смерти прежнего наместника-христианина новый наместник-язычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову.
Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, Патриарху Александрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, — однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью «пострадавшими и умершими за Христа». Выбор «отречься или не отречься» стоит перед каждым мучеником независимо от того, произносят ли эти слова люди, которые его допрашивают, судят, пытают или убивают. Этот выбор ставят бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идет на страдания.
Доказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими. Например, документально описан случай священника Василия К. Будучи арестован в 1929 году, во время следствия признал свою вину, каялся перед безбожниками, обещал: «По выходе из-под ареста священником больше служить не буду, так как осознал, что религия является дурманом для народа». Но это не спасло его, и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали священники — три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулез и ревматизм ног, а через год после освобождения скончался 22, С.
Похожий случай был десятью годами раньше, когда в одну ночь арестовали священномученика епископа Митрофана Краснопольского и его викария епископа Леонтия. На следствии святитель Митрофан держался мужественно, Леонтий же давал показания против него, а себя называл «единственным епископом земли русской… выражавшим полное сочувствие советской власти», говорил о готовности проповедовать коммунизм в Церкви и всячески заискивал перед следователем. Но это не помогло Леонтию сохранить жизнь, и они были расстреляны в один день 19, С. Чем объяснить поведение епископа Леонтия и священника Василия?
Сами коммунисты этим людям не предлагали отречься от Христа, от веры, от Церкви и не обещали спасение или свободу за это. Но предлагали бесы, внушая им такие малодушные помыслы. И эти падения показывают, какая внутренняя брань была у всех мучеников. Ибо и они могли поступить так же, как поступили павшие, а эти, в свою очередь, могли бы не сдаться, как и святые.
Такова реальность выбора, стоявшего перед мучениками. Даже те мученики, у которых в распоряжении были лишь считаные минуты, после того, как они увидели убийц, внезапно пришедших за ними, — тоже имели возможность смалодушествовать и начать умолять их о пощаде. Убийцы вовсе не обязаны были бы удовлетворить эти мольбы, но такой выбор существовал. И, конечно, те, кто так поступил, кто струсил, умолял о пощаде, — мучениками не стали, даже если их все равно убили.
А те, кто сохранил христоподобное мужество и до конца остался невозмутим, стали мучениками, точно так же как и те, кого безуспешно принуждали к отречению, — потому что в душе своей они сделали такой же выбор, и если даже они не произносили слов «не отрекусь», то делом показали, что имели равное настроение и равную решимость с теми, кому Господь дал возможность публично произнести эти слова. Стоит привести характерные слова об отцах, пострадавших в Фаране: «Они приняли смерть без страха и скорби, радуясь и благодаря Бога за свою участь. Мысли их были обращены к своему Владыке. Чрез праведную жизнь они сделали себя храмами для Святого Духа.
Презрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Богу и, наконец, умерли за имя Его среди разного рода мучений». В этих словах есть указание на еще одно важное обстоятельство для определения мученического подвига: «умерли за имя Его». По имени Христа называются все последователи Его — христиане. И потому всякий, кого убивают именно как христианина, умирает за имя Его и есть мученик — если, конечно, он не пытался убежать от креста, не смалодушествовал, но был тверд до конца.
В своем «Увещании к мученичеству» святой Киприан Карфагенский представляет мученичество как духовную борьбу мучеников с диаволом и победу над ним, и в этой борьбе гонители со всеми их пытками и казнями являются лишь орудиями диавола. Притом сами гонители могут и не осознавать той роли, которая им отведена, — как разбойники, напавшие на монастыри в Синае и Раифе. Но для определения факта мученичества значение имеет вовсе не то, что думали убийцы и как они оправдывали свои злодеяния, а то, что думали мученики, и как они встречали свои страдания и смерть. Чтобы узнать это, достаточно прочесть слова, которые мученики говорили на допросах и которые сохранились в следственных материалах, записанные рукою безбожника-следователя.
Мученица Татьяна Егорова : «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова» 1, С. Преподобномученик Петр Тупицын : «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость» 27, С. Мученик Никита Сухарев : «Еще во времена Римской империи были гонения на христиан, и такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти.
Но как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан» 19, С. ПреподобномученикЕвфимий Любовичев : «что я отсидел в тюрьме… я очень доволен, ибо страдаю за веру» 3, С. Священномученик Георгий Степанюк накануне расстрела писал в письме: «Чувствую, что страдаю за веру». Для решения вопроса о факте мученичества именно это свидетельство имеет решающее значение, свидетельство мучеников.
В 1896 г. Винодельном ныне Ипатово и Новоселицком. Пресвитер Николай Ермолов, 1874—1937, канонизирован в 2002 г.
Родился в Самарской губернии.
И ныне поспешите на помощь к нам, вечно славные.
Священномученик Александр Виноградов, 10 марта 5. Священномученик Сергий Кротков, 1 июля 6. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 7. Священномученик Илья Бажанов, 16 сентября 8. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 9. Преподобномученик Мина Шелаев, 4 ноября 10.
Преподобномученица Евгения Лысова, 17 ноября 11. Священномученик Александр Сахаров, 3 декабря 12. Священномученик Назарий Грибков, 9 декабря 13. Преподобномученица Тамара Проворкина, 15 декабря 14. Священномученик Петр Озерецковский, 21 октября 2. Мученица Ольга Евдокимова, 10 февраля 3. Священномученик Григорий Сербаринов, 8 января; 2. Священномученик Павел Никольский, 22 января; 3. Священномученик Петр Успенский, 23 января; 4.
Священномученик Павел Косминков, 2 марта 5. Священномученик Михаил Букринский, 14 марта 6. Священномученик Василий Колосов, 22 мая 7. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 8. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 9. Священномученик Иоанн Смирнов, 9 сентября 10. Священномученик Николай Житов, 25 сентября 11. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 12. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 13.
Священномученик Алексий Никонов, 29 сентября 14. Священномученик Созонт Решетилов, 5 ноября 15. Преподобномученик Евтихий Качур, 27 ноября 16. Священномученик Алексий Аманов, 3 декабря 17. Священномученик Иоанн Заболотный, 3 декабря 18. Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 20. Преподобномученик Серафим Щелоков, 21 октября 2. Священномученик Петр Воскобойников, 13 ноября 3. Священномученик Петр Троицкий, 13 января 2.
Священномученик Василий Холмогоров, 16 января 3. Священномученик Александр Русинов, 31 января 4. Священномученик Евгений Исадский, 31 января 5. Священномученик Александр Минервин, 17 февраля 6. Священномученик Алексий Троицкий, 20 февраля 7. Священномученик Иоанн Калабухов, 21 февраля 8.