Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название "Неделя о Страшном суде" или Мясопустная неделя. В воскресенье, 19 февраля 2023 года, Неделя мясопустная, о Страшном суде, память преподобного Вукола, епископа Смирнского, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Христофор Хилл, ему сослужили иерей Павел Зуев.
НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ
Telegram: Contact @zApiskistranika | Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1. |
Неделя мясопустная. О Страшном Суде | Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 10 марта. |
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. | 26 февраля), а за ней Великий пост (27 февраля - 15 апреля). |
Неделя мясопустная. О Страшном Суде | В Неделю мясопустную о Страшном суде в монастыре были отслужены Божественные Литургии за которыми читалось чтение об отделении праведников от грешников. |
Неделя о Страшном Суде | Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. |
Слово в Неделю о Страшном Суде
Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке».
А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы. В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать.
Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
У праведных — по образу тела воскресшего из мертвых Христа Спасителя, у грешников — смрадные и безобразные, как и их грехи. Ефрем Сирин пишет таинственные слова: "Все мы воскреснем в тридцатитрехлетнем возрасте". Что это значит? Человек проходит в своей земной жизни определенный цикл развития. Тридцать лет — это пора наивысшего развития, человеческого совершенства в земном значении этого слова. И глубокие старцы, и младенцы воскреснут не в своем земном возрасте, в котором они покинули эту жизнь, а в возрасте "тридцатитрехлетнем" — то есть совершенном. Но в то же время близкие и родные, конечно, смогут узнать друг друга. Суд называется Страшным потому, что на нем обнажатся все наши дела, все наши помышления, слова и глубинные желания сердца. Все, что мы делали тайно, станет явным, то, что совершалось наедине, откроется перед всем миром, что творилось в тайниках нашего сердца, станет открытым и обнаженным. И когда мы увидим свои собственные грехи во всей наготе, безобразии и гнусности, тогда мы готовы будем воскликнуть: "Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора!
И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом. Суд называется Страшным потому, что он будет окончательным. Здесь, на земле, пока мы живем, для нас всегда открыто покаяние, как дверь из мрачной темницы греха на свободу. До Страшного Суда нам могут помочь молитвы Церкви и близких. Но Страшный Суд — окончательный, после него другого суда не будет. На Страшном Суде произойдет конечное разделение добра и зла, света и тьмы. Для праведных наступит вечная жизнь — вечное уподобление Христу Спасителю, вечное сияние и озарение Божественным светом. В этой жизни каждое мгновение будет приносить все новое и новое, все большее счастье, все большую радость, все больший свет, все большее блаженство.
А вечная смерть грешника — это уподобление сатане, все большее погружение в океан тьмы. Ад — место забвения, то место, куда не проникают лучи милосердия Бога. Ад вычеркнут из любви Божией. Братия и сестры, некоторые задают вопрос: "А могут ли быть спасенные счастливы, если их родные и близкие окажутся в аду, те, с кем они были соединены любовью в земной жизни? Когда мы любим человека, мы любим нечто доброе в нем хотя бы оно и не было добрым, но только казалось нам таковым , а когда восстанут грешники, то они будут олицетворением греха и зла, они будут демоноподобными. Поэтому любить мы их не сможем, как невозможно, скажем, любить чуму или бациллу бешенства. Представьте, что самый близкий человек предстал перед вами в виде змеи или скорпиона; вы бы не смогли его любить, а в ужасе отшатнулись бы.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы. Книга, глаголемая "Златоуст". Слово 4. Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде. Проповедь прот. Димитрия Смирнова в Неделю о Страшном Суде. Главный вопрос на Страшном Суде. Протоиерей Олег Стеняев.
Благословенными Отца своего назовет Он тех, которые были полны любви, милосердия, жалости и сострадания. Проклятыми и осужденными на вечные мучения назовет тех, которые своими делами показали, что чужды любви, совершенно чужды самому важному в законе Божием, что отвергши этот закон, поправ святую любовь, они отвергли закон добра и предпочли закон зла; не хотели идти по пути Христову, пошли своим путем, путем зла. Ну что же, будем ли возмущаться тем, что пойдут они в муку вечную? Нет, не будем: они сами себя осудили на эту вечную смерть. Если и не сказал бы Христос Своих страшных слов, все равно сами себя осудили бы они. Как это люди, жившие тысячи лет тому назад, могут осудить себя? Слышали вы в стихирах нынешнего воскресного дня, когда творится память о Страшном Суде, что когда начнется суд, разогнутся книги, в которых записаны деяния каждого человека. Зачем эти книги, которые разогнутся, неужели нужны они Всеведущему Богу? Нет, конечно, не нужны. Эти книги лишь символически изображают то, что неизгладимо запечатлено в совести каждого человека, в бессмертном духе его. Внезапно в один миг пройдет пред ним вся прежняя жизнь, до мельчайших подробностей вспомнит он каждое злое слово свое, каждое злое деяние, каждую нечестивую мысль свою вспомнит — и ужаснется. Если был злодеем, если был богохульником, попирал Кровь Христову, все эти страшные дела вдруг внезапно предстанут пред его духовными очами. Какие основания имею я говорить так и утверждать это? Имею, прямое основание имею, ибо известно из книг по психологии, что люди, бывшие на волосок от смерти — которые утопали в море и были в последний момент спасены, которые попадали под поезд, но лежали между рельсами в то время, как поезд с грохотом проносился над ними — эти люди рассказывали, что в одну страшную предсмертную минуту проходила пред ними вся их прежняя жизнь, начиная с раннего детства. Это возможно только потому, что все, что мы творим, что говорим, что думаем, неизгладимо навеки запечатлевается в духе нашем. Дух хранит все это, и когда дух освободится от оков плоти, когда плоть станет духовной, тогда дух откроет пред духовными очами человека все то, что происходило в течение его жизни. Это будет страшный суд его самого над ним самим. Его собственный дух, его совесть осудит его. Потому глубоко справедливо и правильно, что все творившие зло будут преданы на то, чтобы вечно существовать с диаволом и ангелами его, которые отверглись добра и стали средоточием зла. С ними, с ними в вечном, бесконечном общении, будут жить распинавшие Христа, попиравшие Кровь Его. В этом общении их злоба и жестокость будет беспредельно увеличиваться. В этом и будет состоять их бесконечное мучение. Вот в чем будет состоять Страшный Суд. Вот что должно знать, во что верить безусловно, ибо так будет. Так говорил Христос, Его святые апостолы, Его пророки, а они лгать не могут.
19.02.2023, Неделя мясопустная, о Страшном Суде
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную Мф.
Неделя мясопустная, о Страшном суде. Как и предшествующие ей недели, она получила свое наименование от того, что во время Божественной Литургии читается повествование из Евангелия от Матфея 25: 31—46 о Страшном суде, когда Сын Человеческий снова придет на землю, отделит праведников — «овец» и грешников — «козлов» и совершит суд в зависимости от деяний человека в отношении милости к своим ближним. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники — в муку вечную. В само воскресенье о Страшном суде богослужебные песнопения Триоди связаны именно с описанием, толкованием Страшного суда причем шире, чем в рамках данной притчи. Стихиры этого дня покаянного характера, а также раскрывают величие того грандиозного события, которое предстоит всем нам.
Везде подчеркивается, что никто из людей не сможет избежать будущего суда. Это событие уравнивает всех: и правителей, и богатых, и нищих. Чтение этого повествования за неделю до начала Великого поста очень логично. Данная притча отрезвляет наше сознание, ставит нам цели на ближайший пост, дает повод к исправлению наших страстей. Музеи Кремля Москва, конец 14 в. Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар! Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей?
Даже если мы не так уж сильно в храме молимся, все равно молитва в храме во много крат сильнее, чем молитва домашняя. Вот почему посещение храма есть непременное условие нашего спасения. Кто-то может возразить: «А как же пустынники, святые отцы? Разве что Мария Египетская, но и она — после великого чуда, которое с ней свершилось, когда она поняла, что перст Божий указывает ей идти в пустыню. А остальные пустынники вышли из христианских общин — они там были научены, вразумлены, там получили опыт богообщения и лишь затем пошли в пустыню, чтобы освободиться от всякого влияния внешнего мира и установить особые отношения с Богом наедине, вдали от всяких соблазнов и искушений. А наша задача заключается в том, чтобы как можно чаще ходить в храм — еще и еще раз хочу об этом сказать. Наша обязанность, как православных христиан, — каждое воскресенье быть в храме. Если кто-то не смог, то сказать на исповеди: «я в прошлое воскресенье в храм не пришел по такой-то причине», — с тем чтобы священник прочитал разрешительную молитву.
Посещение храма по воскресеньям и в праздники — это наш долг пред Господом. Если же не ходим в храм, значит, и любви не имеем ни к Богу, ни к людям, а человек без любви — медь звенящая, кимвал бряцающий см. Мне особенно хотелось сказать эти слова в преддверии Великого поста.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с сегодняшним днем и радуюсь возможности вместе с вами помолиться в нашем соборном храме. Нет собрания, когда люди не собираются, и в этом смысле нет церковной жизни, когда мы лишаем себя общей молитвы, когда мы уклоняемся от причастия Святых Христовых Таин. Ибо, принимая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя, приобщаясь Его Божественной природе, мы обретаем благодать и силу для того, чтобы вместе идти по пути спасения. Каждый человек из опыта знает, что большинство дел невозможно совершить в одиночку, и каждый знает, что трудные дела нужно совершать вместе с другими. Но ведь самое трудное дело — это дело нашего спасения. Самое трудное дело — это освобождение себя от греха. Самое трудное дело — это жизнь по заповедям Божиим. И если человек говорит: «я в храм не хожу, я дома молюсь», то он подвергает себя большой опасности.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Неделя о Страшном Суде (мясопустная) - Радио ВЕРА | Она посвящена воспоминанию грядущего всеобщего последнего и страшного Суда живых и мертвых. |
Мясопустная неделя: что это | так на церковнославянском языке называется воскресенье. Сегодняшнее воскресенье посвящено напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых. |
Неделя мясопустная, о Страшном Суде | В Неделю о Страшном суде Святая Церковь побуждает грешников к покаянию, учит, что любовь к ближним и милость, которую мы им оказываем, может стать ходатаицей за нас в час Страшного Суда. |
Арзамасский Николаевский женский монастырь | В Неделю о Страшном суде Церковь напоминает верующим о Страшном (великом, последнем) суде, которому только еще предстоит произойти после Второго пришествия Христа. |
Богослужение в Неделю мясопустную, о Страшном Суде
10 марта 2024 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, настоятель храма священник Димитрий Варламов возглавил Божественную литургию. В Неделю о Страшном суде Церковь напоминает верующим о Страшном (великом, последнем) суде, которому только еще предстоит произойти после Второго пришествия Христа. «Страшный Суд» При словах «страшный суд» положено испытывать страх и трепет. Этот день называется Неделей о Страшном Суде, или Неделей Мясопустной, потому что православные христиане перестают есть мясную пищу, но всё ещё могут есть молочные продукты, в том числе масло. На Литургии читается Христова притча о Страшном суде (Мф 25:31-46).
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Неделя мясопустная. О Страшном Суде | В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. |
Неделя о Страшном суде: в чем смысл притчи и что надо делать в этот день? | Этот день называется Неделей о Страшном Суде, или Неделей Мясопустной, потому что православные христиане перестают есть мясную пищу, но всё ещё могут есть молочные продукты, в том числе масло. |
Мясопустная неделя: что это
Название «Неделя о Страшном суде» происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1.
19 февраля — Неделя (воскресенье) о Страшном суде
новости прихода. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. Неделя мясопустная, о страшном суде. Опубликовано 03.03.2019 автором Новости храма. В воскресенье, 19 февраля 2023 года, Неделя мясопустная, о Страшном суде, память преподобного Вукола, епископа Смирнского, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Христофор Хилл, ему сослужили иерей Павел Зуев. опять-таки любовь. Евангельское чтение этого дня посвящено притче Спасителя о Страшном суде (Мф.23:31-46).
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Проклятыми и осужденными на вечные мучения назовет тех, которые своими делами показали, что чужды любви, совершенно чужды самому важному в законе Божием, что отвергши этот закон, поправ святую любовь, они отвергли закон добра и предпочли закон зла; не хотели идти по пути Христову, пошли своим путем, путем зла. Ну что же, будем ли возмущаться тем, что пойдут они в муку вечную? Нет, не будем: они сами себя осудили на эту вечную смерть. Если и не сказал бы Христос Своих страшных слов, все равно сами себя осудили бы они. Как это люди, жившие тысячи лет тому назад, могут осудить себя? Слышали вы в стихирах нынешнего воскресного дня, когда творится память о Страшном Суде, что когда начнется суд, разогнутся книги, в которых записаны деяния каждого человека. Зачем эти книги, которые разогнутся, неужели нужны они Всеведущему Богу?
Нет, конечно, не нужны. Эти книги лишь символически изображают то, что неизгладимо запечатлено в совести каждого человека, в бессмертном духе его. Внезапно в один миг пройдет пред ним вся прежняя жизнь, до мельчайших подробностей вспомнит он каждое злое слово свое, каждое злое деяние, каждую нечестивую мысль свою вспомнит — и ужаснется. Если был злодеем, если был богохульником, попирал Кровь Христову, все эти страшные дела вдруг внезапно предстанут пред его духовными очами. Какие основания имею я говорить так и утверждать это? Имею, прямое основание имею, ибо известно из книг по психологии, что люди, бывшие на волосок от смерти — которые утопали в море и были в последний момент спасены, которые попадали под поезд, но лежали между рельсами в то время, как поезд с грохотом проносился над ними — эти люди рассказывали, что в одну страшную предсмертную минуту проходила пред ними вся их прежняя жизнь, начиная с раннего детства.
Это возможно только потому, что все, что мы творим, что говорим, что думаем, неизгладимо навеки запечатлевается в духе нашем. Дух хранит все это, и когда дух освободится от оков плоти, когда плоть станет духовной, тогда дух откроет пред духовными очами человека все то, что происходило в течение его жизни. Это будет страшный суд его самого над ним самим. Его собственный дух, его совесть осудит его. Потому глубоко справедливо и правильно, что все творившие зло будут преданы на то, чтобы вечно существовать с диаволом и ангелами его, которые отверглись добра и стали средоточием зла. С ними, с ними в вечном, бесконечном общении, будут жить распинавшие Христа, попиравшие Кровь Его.
В этом общении их злоба и жестокость будет беспредельно увеличиваться. В этом и будет состоять их бесконечное мучение. Вот в чем будет состоять Страшный Суд. Вот что должно знать, во что верить безусловно, ибо так будет. Так говорил Христос, Его святые апостолы, Его пророки, а они лгать не могут. Что же надо делать нам, имеющим пред мысленным взором своим эту страшную картину Суда?
Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… Прп. Ефрем Сирин. Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет Святитель Феофан Затворник. Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии.
Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния Святитель Феофан Затворник. Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?..
Чтоб в нас была - Материя Духовной! Чтоб быть в энергиях, навечно нам, Твоих! В нас воскреси вибрации знакомые Еще с времен небесных, внеземных! И обрести Суть каждому свою, Суть Сокровенную от Истины рожденную!
Как велико се Таинство, что Встреча эта дарит. Твое навечно - Царство Благое обрели! Где Мир-Дитя - Божественное Счастие познает! Отец Благой, о Солнце Правды, чад всех Своих прими!
В этот день Церковь напоминает о втором пришествии Христа и грядущем Страшном суде. Что такое и что означает Неделя о Страшном суде? В этот день на литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Смысл притчи в том, что беспечная жизнь приводит человека к кризису.
В переводе с греческого кризис означает суд. Важно, что все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни.
Оптина пустынь
Божий наставник Вукол при жизни делал много добрых дел, а затем и после смерти помогал всем, кто к нему обращался. В народе считается защитником новорожденных телят, появление которых ждали в самое ближайшее время, начинался отел. Наши предки с утра приходили в коровник с вениками чертополоха, пытаясь отогнать от рогатой мамы и ее будущего потомства болезни и неприятности. А затем всей семьей шли на завтрак, где обязательно должна быть каша, сваренная на молоке. Считалось, что это блюдо на коровьем продукте избавит от негатива и хворей на целый год. Оттепель предвещала плохой удой Птицы на верхушках деревьев — к теплу Морозы крепчают — к ранней весне Облака низко плывут по небу — хорошая погода до конца февраля Рассказывать об увиденном с 18 на 19 февраля сне нельзя — не сбудется Фото: freepik.
Счастливый обязан быть сострадательным. У дверей нашего сердца как раз и стоит Некто, стучащий и ждущий, что Ему откроют. Это сказано в Апокалипсисе, и лучшее, что есть в литературе, традиционно вторит тому, что есть в Писании. Христос — это действительно Бог, ставший Человеком. Он стал одним из нас, чтобы мы ежедневно могли Его встретить. Как легендарные халифы древности одевались в простую одежду и обходили город, смешивались с толпой, вслушивались в разговоры, так и Господь наш смешался с нами и ходит ежедневно среди людей неузнанный. Он есть в регистратуре поликлиники и на автобусной станции; Его можно заметить в закусочной и в очереди у окошка в кассу. Мы можем одеть Его, а можем отобрать у Него же последнюю рубашку. Мы можем пустить Его к себе в дом, а можем согнать Его же с Его жилплощади и завладеть ею преступно. Мы можем прийти к Нему в темницу, но можем Его же в темницу и посадить, или по ложному приговору, или без суда и следствия. Мы можем бить Христа и лечить Христа. Мы можем вступаться за Единородного и можем сталкивать Его с дороги, как беззащитного слепого старика. В этом и будет заключаться великая новость Судного Дня. Люди вдруг узнают, что все, что они сделали, — это они лично Христу сделали. Лично Христа оболгали, лично за Христа заступились, лично Христа обокрали, лично Христу вытерли слезы или перевязали раны. Тогда у праведников вскружится голова, и они выдохнут в изумлении: «Когда же мы видели Тебя алчущим или жаждущим, раздетым или больным? Также и грешники взвоют. Их претензии будут просты. Разве мне жалко было бы дать Тебе денег, если бы я узнал Тебя? Но в том-то и вина, что не видели, не узнавали, не замечали. Ломали кости Ивану Ивановичу, а плакал Христос. Писали донос на Петра Петровича, а в «воронок» ночью посадили Господа. И не узнавали Его потому, что не верили, не думали, не слушали совесть. Явись Господь ныне во славе, кто не преклонится перед Ним, кто откажется Ему послужить? Карьеристы и подхалимы обгонят всех, чтобы первыми поцеловать оттиск Его стопы на земной пыли. Но Он благоволил поступать иначе. Он скрывает Лик Свой и является нам ежедневно в простом виде, чтобы служили Ему те, кто имеет веру и носит в себе благодать, как сокровище в глиняном сосуде. Чтобы действительно были достойны награды те, кто ходит «верою, а не видением». Сегодня уже несколько раз каждый из нас видел Христа и не узнал Его. Мы привычно жмем Ему руку и спрашиваем «как дела? Такова наша слепота. Таково поведение узников в тюрьме эгоизма. Но Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает в наше сознание раз за разом, когда Евангелие читается и проповедуется.
Каждый видя себя, будет сознавать, что он видим всеми и проницается светлейшими паче солнца очами Божиими. Это сознание всеобщности видения грехов своею тяжестию подавит грешника и соделает то, что ему легче было бы, если б горы пали покрыли его, нежели как стоять так, составляя открытую цель для взоров и Небесных, и земных. Ныне мы изобретательны на снисхождения и разными способами извиняем себя и пред собою, и пред другими, и пред Богом. Тогда не будет места никаким оправданиям. И наша совесть будет говорить нам: «Зачем ты так делал? Там этого не будет. Все свершится во мгновение ока: и Суд без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию отделятся праведники от грешников, как овцы от козлищ, и все смолкнут, ничего не имея сказать против этого Суда и осуждения. Ждется последнее поражение грешнику — решение; и се, слышится: «приидите, благословеннии! Решение невозвратное и неизменяемое, запечатлевающее участь каждого на вечные веки. Вечные веки будет звучать в ушах грешника осужденного: «Отойди, проклятый! Вот что будет! И вот что ныне хочет впечатлеть в сердце наше Святая Церковь! Восприимем же чувством эту безотрадность состояния грешника в последний день,— безотрадность, в которую поставят его тогдашний Суд, осуждение и решение; восприимем и позаботимся избежать ее. Никому не миновать Суда. Все будет так, как написано.
Как это Господь к Себе относит то, что они сделали другим? Поступать по любви им было настолько естественно, что они и не задумываясь так поступали… Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, — пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!.. Но обратите внимание и на тех, которые ничего из этих дел человеческой любви не совершили. Когда Христос им задает этот вопрос, они его даже не понимают: Где же мы Тебя, Господи, видели? Когда же мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме?