Новое назначение митрополита Тихона (Шевкунова), перевод с псковской на крымскую кафедру, получило, мягко говоря, противоречивы оценки наблюдателей.
Тихон Шевкунов
Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович) | Митрополит Тихон (Шевкунов) был назначен епископом Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года. |
митрополит Тихон (Шевкунов) | Ахилла | Митрополит Тихон (Шевкунов) — абсолютно уникальное явление в церковно-политической жизни современной России. |
Зачем Тихон Шевкунов удалился из Москвы в Псков | Репортаж | Но Шевкунова он до сих пор называет «приятелем», а знакомый митрополита Тихона утверждает, что архиерей продолжает общаться с Кураевым, хотя и не одобряет многие его высказывания. |
ТИХОН (ШЕВКУНОВ) | Для тех, кто хочет верить разумно!Счет для пожертвований на развитие канала: сбербанк 4276 4418 4227 3125 Курмояров Иоанн Валерьевич. |
Митрополит Тихон (Шевкунов): ужасен монах, мечтающий стать патриархом | ИА Красная Весна | Почему епископ так влиятелен – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Путин, Тихон Шевкунов, знания на развлекательном портале Митрополит Тихон. |
Кто такой митрополит Тихон (Шевкунов)?
Отдел по делам казачества возглавляет ставропольский митрополит, миссионерский — белгородский, финансово-хозяйское — рязанский. Так что примеры длительного управления издалека есть. А псковская кафедра — это плюс, который повышает его возможности Шевкунова. И, кстати, сроки приобретения этого опыта никак не обозначены.
Владыка Тихон однажды сам сказал, что нужно 5 лет. Но по уставу это не так. Конечно, при таком избрании прежде всего голосуют за управляющего делами, который является непосредственным начальником епархиальных архиереев разных регионов.
Примерно около трети этих голосов участников собора — это люди не из России. Именно поэтому большие возможности побороться за пост патриарха есть и у киевского митрополита, который пользуется очень большим авторитетом. Но всё-таки статус епархиального архиерея — это существенный плюс в этом случае.
Псковская епархия, конечно, сложная. Там многое находится, прямо скажем, в застое. Но владыка Тихон человек энергичный и креативный.
Думаю, что ему удастся там многое поднять, и плюсом является то, что он хорошо знает сам регион. Не только по годам своего послушничества в Псково-Печерском мужском монастыре, но и по сохранившимся человеческим связям. Хотя, конечно, владыка Тихон никогда не будет этого подчёркивать.
Действующий Патриарх — выходец из модернистской среды. Я сам когда-то относился к этой среде. Она была сформирована в Петербурге в 60-70-е годы прошлого века.
Отчасти в отделе внешних церковных связей в Москве, которым руководил 20 лет митрополит Кирилл. А Тихон — выходец из среды весьма консервативной. Это Псково-Печерский монастырь, издательский отдел времён митрополита Питирима, патриотическое православное московское сообщество.
Но есть вещи, от которых он явно не может отказаться. Тем не менее это членство сохраняется, хотя и является реликтом защиты мира советского разлива. Конечно, определённая разница во взглядах остаётся.
Остаются и определённые связанные с этим линии на напряжение. Но думаю, что в обозримом будущем ни Патриарх, ни владыка Тихон никому, даже самым близким людям, не будут рассказывать, что они думают друг о друге. Они могут быть скоро.
Могут быть и не скоро. Патриарх находится на своём посту пожизненно, если не уйдёт на покой сам. Обстоятельства могут быть разные.
Но я думаю, что на Соборе обязательно найдётся какая-то группа людей, которые непременно выдвинут кандидатуру Тихона. Хотя пока я не вижу, что поддержка будет большой.
Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю! В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься. До юбилейного 1988 года — года 1000-летия Крещения Руси, — когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет. Протоиерей Алексий Зотов Крестил юношу замечательный батюшка — отец Алексий Зотов — в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых.
Дети так истошно кричали, а батюшка произносил молитвы настолько неразборчиво, что молодой человек ничего за эти полтора часа не понял. Он не знал еще и того, что Господь уже избрал его и имеет на него большие планы. Через эту глубоко верующую женщину, трудившуюся в храме не из корысти, а из жертвенной любви, Господь совершенно чудесным образом явил молодому человеку Свой Промысл и внушил ей сказать Георгию слова, которые определили всю его дальнейшую судьбу. Она посоветовала крестнику: «Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы. Но когда приедешь в монастырь, сразу не уезжай, проживи не меньше десяти дней».
Он еще не знал, что эта поездка перевернет всю его жизнь. Здесь придерживались многовековых традиций, служили в намоленных за пять веков храмах, и — самое главное — здесь в те годы жили великие старцы и подвижники: «светлейший старец Печорский», как звали его иноки монастыря, архимандрит Серафим Розенберг , великий «солнечный» старец архимандрит Иоанн Крестьянкин , архимандрит Адриан Кирсанов , архимандрит Нафанаил Поспелов. В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут.
Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника». Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок.
Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание — бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь. Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно — все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность». Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа — ничто не касалось моего сердца.
Редактор сайта gtrkpskov.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkpskov.
Приняв постриг, Тихон переехал в Донской монастырь в Москве. Однажды ночью монастырь сгорел, и Тихон во всеуслышание обвинил во всем неких «иностранных агентов». Вскоре в церковных стенах разыгралась еще одна «голливудская» история. Патриарх отозвал наместника Сретенского монастыря Георгия Кочеткова, а на его место назначил «своего человека» — молодого и преданного Тихона Шевкунова. Сретенский монастырь находится в центре города, на Лубянке. Церковь и государство тогда начали стремительно сближаться, и оставлять на таком важном месте «неуправляемого» Георгия Кочеткова и его сторонников было неосмотрительно.
Изгнанные монахи уходить не хотели, поскольку своими силами восстановили здание, разрушенное в советские годы. А в третий раз мы явимся сюда с казаками, — тихим голосом сказал новый наместник монастыря на Лубянке. Но не отступил. Следующий раз на территории монастыря он появился с «черной сотней» — боевым казачьим подразделением под православными знаменами. Сторонники Георгия Кочеткова сдали монастырь без боя. После этой истории про Тихона стали говорить: у него «бульдожья хватка». Из наместнического кресла уже были видны окна кабинета Владимира Путина, где бессмертная душа будущего президента в то время трудилась на должности директора ФСБ. Дорога к храму О том, как встретились два лубянских начальника, ходят разные версии.
Одна гласит, что Путин сам пришел в храм, потому что тот был поблизости от его работы. Путин еще только начинал «ходить в разведку», когда Николай Леонов уже стал вторым человеком в Первом управлении КГБ и, как говорят, курировал лично Фиделя Кастро и всех наших джеймсбондов на американском континенте. Я слышал, у него собственная церковь на Валааме. Думаю, и в Москве ему есть где справлять личные, неполитические ритуалы. Но в Сретенском храме среди прихожан я частенько вижу бывшего генпрокурора Владимира Устинова, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, представителя президента по ЦФО Георгия Полтавченко, депутата Сергея Глазьева... Окружение Тихона настаивает на самой бытовой из всех версий знакомства. Но чтобы возить грузы по Лубянке, а тем более копать, нужно было специальное разрешение — там же самые разные провода под землей пролегают... Придворный монах Тихон громко приветствовал вступление Путина в должность президента и вслух порадовался «концу эпохи ельцинизма».
В начале своей церковной карьеры пламенный монах любил звучные заявления по разным поводам. А «серым кардиналом» Тихона начали называть после того, как он стал сопровождать Путина в разных важных поездках. В 2001 году под руководством отца Тихона первый «по-настоящему» православный президент России совершил поездку в церковных кругах ее называют паломничеством по северным монастырям России и святым местам Греции. Перед смертью старца-чудотворца Иоанна Крестьянкина отец Тихон свозил к нему президента. Общались они с глазу на глаз целый час, и, как говорят, руководитель большой страны вышел потрясенный и немного растерянный и будто бы даже сказал: — Совсем мало времени осталось... Такая близость к первому светскому лицу даже вызывает законную ревность в рядах РПЦ. Неслучайно один из бывших «подчиненных» Шевкунова по Сретенскому монастырю уже дослужился до епископа, а Тихон все еще архимандрит. Демократы шепчутся об антилиберальном влиянии Тихона на Путина.
Он из государственников в рясах. Но вряд ли он духовник президента, скорее просто один из его советников по церковным вопросам. О попе и его работниках При Тихоне Сретенский монастырь разбогател. Хор монахов выступает в Кремле и даже гастролирует за границей.
митрополит Тихон (Шевкунов)
Нам ничего не изменить в прошлом, но мы можем поменять наши представления о нем, посчитал митрополит Тихон и призвал к ответственности исторического восприятия - наш взгляд на переломные годы в истории России не должен быть ни приукрашивающе-романтическим, ни очернительным. Он предлагает смотреть на историю глазами медицинского генетика и, читая карту исторической наследственности, предлагать потомкам правильно строить свою жизнь. Наша национально-психологическая генетика, считает митрополит Тихон, может запрограммировать нас на повтор исторических срывов. Поэтому никакого легкомыслия на новом этапе истории, наоборот, высокая ответственность за происходящее с нами здесь и сейчас.
Отвечая на вопрос известного блогера Алексея Костылева, есть ли сегодня предпосылки для исторических срывов и в чем они заключаются, митрополит Тихон напомнил, что накануне катастрофического 1917 года Россия была процветающей страной, не имеющей ничего общего с той карикатурой, которая долгие советские и постсоветские годы вдалбливалась в массовое сознание россиян. Со ссылкой на исследования Кембриджского университета он описал ее ВВП как третий в мире выше, чем в Англии и Франции , а темпы роста промышленности - первые "как сейчас в Китае". Все от урожая зерновых до испуга геополитических соседей, что Россия точно будет первой страной мира, митрополит Тихон описывал как опыт несомненной победительности.
Он простирался до уверенности, что Первую мировую мы бы точно выиграли, а Второй, по этой причине, не было бы. Россия планировала парады победы в Константинополе, Берлине и Вене. Но была некая внутренняя слабость - нестроение в элитах и убежденность "прогрессивного общества", что царский режим нужно низвергнуть, она и сработала.
Со ссылкой на лекции знаменитого академика Павлова, митрополит Тихон заговорил о "психо-паталогических" причинах революции, плода интеллигентского ума и самоуверенности все того же "передового общества".
К верующим я относился спокойно и даже в какой-то мере уважал. В Советском Союзе отношение к ним, мягко говоря, было недоброжелательным. Уже в возрасте за 60 лет, в основном, поддавшись уговорам жены, мыс ней покрестились в небольшой деревенской церкви недалеко от дачи.
Активную и деятельную позицию митрополита высоко ценил губернатор. Мы даже иногда шутим, что мы с ним - двуглавый орел. Иногда, готовясь к рабочим поездкам в Москву, стараемся день-два спланировать, чтобы вместе можно было походить по кабинетам, убедить кого-то еще в Псковской области помочь», - рассказывал Михаил Ведерников в одном из интервью.
Самым главным и самым большим проектом владыки губернатор называл возрождение объектов культурного наследия — идея здесь исходила от митрополита и была поддержана президентом Владимиром Путиным. Некоторые из начатых при митрополите Тихоне проектов в настоящее время еще не завершены — это и работы по масштабной реконструкции инфраструктуры в Печорах к их 550-летию, и парк «Россия — моя история» в Пскове, и строительство молодежного лагеря «Истоки», призванного стать эдаким «северным Артеком». Пока неизвестно, какая судьба ждет эти и некоторые другие проекты — тут пока остается только гадать, не постигнет ли часть из них та же участь, что и инициативу возведения подземного храма в Печорах. Напомню, что от этой, уже публично озвученной, идеи пришлось отказаться. Так или иначе, завершение начатых при предшественнике проектов — это теперь дело нового главы Псковской митрополии, им назначен викарий Новгородской епархии, епископ Юрьевский Арсений, он же вместо Тихона станет игуменом Псково-Печерского монастыря. Вне всяких сомнений, ему будет непросто. Нового псковского владыку неминуемо будут сравнивать с предшественником, образно говоря, мерить его действия прежней линейкой, а раз так - надо соответствовать.
Однако делать это будет очень сложно, учитывая статус митрополита Тихона, степень его влиятельности и масштаб личности. И в этом смысле новое назначение митрополита Тихона выглядит естественно и закономерно.
В августе 1986 г. В июле 1991 г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В 1993 г. В 1995 г. В 1998 г. В 1999 г. С марта 2001 г.
В 2004 г. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г.
«Я конечно всё приму!» Митрополит Тихон (Шевкунов) сравнил назначение в Крым со ссылкой на Колыму
В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут.
Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника».
Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок. Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание — бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь.
Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно — все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность». Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа — ничто не касалось моего сердца.
Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною за двадцать четыре года не шло ни в какое сравнение». А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли продолжать свою обычную жизнь и, бросив все, поспешили за Господом, чтобы стать Его учениками.
Так и Георгий вскоре снова оказался в обители, променяв будущую блестящую карьеру, перспективу счастливой семейной жизни и прочие земные радости на тяжелые иноческие труды в Псково-Печерском монастыре. Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился: «Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы». Один почтенный питерский протоиерей сказал как-то: «Один год Псково-Печерского монастыря — это все равно что пятьдесят лет духовной академии».
И Георгий теперь начал учебу в этой монашеской академии, возрастая у ног своего духовного отца — великого старца Иоанна Крестьянкина. Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин Сретенского монастыря и духовное чадо владыки Тихона, вспоминал о тех годах: «Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу так звали Георгия его друзья. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку».
И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника.
Митрополит Тихон — о единстве России и Украины Ольга Андреева Tекст: Ольга Андреева «За этим разделением и конфликтом стоят надгосударственные и бесконечно жестокие силы... На переломах эпох», открывающейся в Москве.
Выставка об истории России и Новороссии, открывающаяся в разгар специальной военной операции, — это жест символический и в высшей степени неожиданный. Судите сами, Россия в нарушение исторической логики и многовековой традиции всех воюющих держав внезапно предложила своим гражданам не поупражняться в благородной ярости к врагу, но подумать о том общем тысячелетнем пути, который прошел единый и неделимый русский народ вместе с нынешними украинцами и белорусами. Выставка в Манеже сопоставляет несколько противоположных точек зрения на историю единого русского народа, выставка-диалог, выставка, предлагающая зрителю проанализировать приведенные во множестве факты и самостоятельно выбрать свою сторону.
Авторов у выставки много: Министерство культуры, парк «Россия — моя история» и Патриарший совет по культуре. Последний и стал идейным вдохновителем главного посыла выставки: украинцы и русские — это один народ. Если у нас есть будущее, оно может быть только совместным, ибо Бог благословил нас на братство, а не на рознь.
Владыка Тихон Шевкунов , председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский, гулко и тяжело кашляет. У него бронхит. И всё же в канун открытия выставки он приехал в Манеж на встречу с журналистами, чтобы еще раз сказать, что он, божий человек, думает о главной трагедии наших дней.
Сейчас он перед главным входом на выставку, рассекая черной непарадной рясой серые тени выставочных перегородок и отдавая последние распоряжения.
Нет, там прекрасно, конечно. Там прекрасно, но это не это не Печеры. Храни вас Господь». Для справки: Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский ок. Но в принципе, это тоже недалеко от Крыма. Что же касается Климента, четвертого папы римского родился предположительно в 30-е годы I века, умер, по различным источникам, в 97, 99, или 101 году - все верно: согласно преданию, он был отправлен в Крым, на каменоломни возле Херсонеса Таврического нынешний Севастополь , где и встретил мученическую смерть.
Надо отметить также, что в той же речи митрополит высказал признательность шефу за перевод на другое место работу. Но не за этот перевод, а за предыдущий. Но вот, мечты сбываются и быстро проходят». Тем самым, кстати, митрополит отчасти подтвердил слухи, ходившие по поводу его перемещения в Псков - в той части, где это явилось для него большим сюрпризом. Для людей, знающих чуть больше простых смертных о кадровой кухне патриархии, это тоже, надо сказать, стало неожиданностью. До этого активно обсуждалась возможность занятия Тихоном петербургской кафедры, что означало бы резкое повышение статуса: по уставу РПЦ митрополит петербургский является постоянным членом Священного Синода. Псков был намного менее престижным вариантом, поэтому ряд экспертов расценил этот переезд как почетное удаление из Москвы.
Однако сам Тихон все эти годы называл возвращение в Псково-Печерский монастырь, где он начинал свою церковную деятельность был трудником, а затем послушником , счастьем.
Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют? Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон. Новосибирский митрополит — гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.
Более осторожные советуются. Но их право — делать это или не делать. Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты — это абсолютно тупиковый и неверный путь. Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной. Авторство слуха — Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.
Это как-то непонятно, неопределенно? Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому. Владимир Мединский и епископ о. Тихон Шевкунов — Вранье. Больные фантазии. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни — это их вдохновение и упоение.
Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты. Был слух, что из-за того, что несколько дней в Петроград не поступала ржаная мука, со дня на день начнется голод, хотя Петроград был самой сытой из всех воюющих в Первую мировую войну столиц. Сейчас мы знаем, что хлеба накануне февральского переворота было полно. Были временные перебои из-за снежных заносов и саботажа высокопоставленных железнодорожных революционеров-заговорщиков. А привело все это в конце концов к управляемым беспорядкам, революции и всему последующему. Сплетни, сплетни. Не подумайте, не намекаю на то, что деятельность нынешних креативных и рукопожатных клеветников и сплетников приведет к революции.
Ерунда, слишком они мелки и примитивны по сравнению с Гучковыми, Милюковыми и Родзянками. Но оставим это. Я не смотрел фильм Кирилла Серебренникова, о котором вы говорите, и не смотрел ничего, что он снимал и ставил. Раскрученная фигура. Новости читаю. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности — фарисейство. И Путину не показывали? Враг или оппонент?
Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить. Но уверяю вас, он не заказной. Кто заказывает: патриарх Кирилл? Просто некому заказывать. А вы же никогда это не отрицаете. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую православную церковь. Знаем об этом, в курсе.
Нормально, спокойно к этому относимся. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог. Нет, конечно. Так что влияние не очень большое. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Интерес к вам — чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос.
Особенно про КГБ поподробней. Ведь вы же не опровергаете, что вы — духовник Путина? В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое — просто смешно.
Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное — для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять. Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним. Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень. Не вы сами? Я знаю этого журналиста.
Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован. Таким вот образом и рождаются слухи. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор.
Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.
Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма. За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но православие и церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант — сохранить православную церковь в легальном пространстве советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками еще и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами.
Подобные случаи в истории вселенской церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты. Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, — отказаться от легального существования церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства — обновленчества в различных его видах. При этом поместная православная Русская церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий.
Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях.
Тихон Шевкунов — биография архимандрита
С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) назначили на пост главы Крымской митрополии. Главные новости о персоне Тихон Шевкунов на Глава Патриаршего совета РПЦ по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считает, что тело Ленина. 2 июля митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону (Шевкунову) исполняется 61 год.
Ссылка или пощада? «Духовника Путина» отправили из любимого монастыря на полуостров
В 2016 году пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил , что Шевкунов знаком с президентом и активно участвует в проектах Кремля. Проекты Тихона Митрополита Тихона назначили главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года. Последние годы он курировал несколько проектов, в частности занимался мультимедийным историческим парком «Россия — моя история». Крымскую митрополию образовали решением Священного синода в июне 2022 года.
Среди поддержавших Декларацию митрополита Сергия были великие святые: архиепископ Иларион Троицкий — один из самых мужественных новомучеников двадцатых годов, и знаменитый святитель-исповедник и хирург Лука Войно-Ясенецкий , в 1920 году ставший священником, а затем архиереем, прекрасно понимая, что впереди его ждут только тюрьмы, страдания и вполне вероятно — смерть.
Митрополит Константин Дьяков , митрополит Евгений Зернов — перечислять можно много имен, почти все они приняли мученическую смерть, оставаясь последователями церковного курса митрополита Сергия. Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи — митрополит Кирилл Смирнов , митрополит Агафангел Преображенский , архиепископ Варлаам Ряшинцев , архиепископ Серафим Самойлович. Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа.
Митрополит Сергий Страгородский не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь. Митрополит Сергий Страгородский Мой духовник отец Иоанн Крестьянкин рассказывал мне о своем видении одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни , которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию.
И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней — будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого.
Мы, светские люди, понимаем, что сергианство — это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество — детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.
В чем упрекали митрополита Сергия? А в это время уже вовсю сажали и расстреливали священников. Это то, что мы сегодня, не осуждая лично митрополита Сергия и его сторонников, — не принимаем, и многократно заявляли, что на этих принципах, безусловно, не может и не должна строиться церковная жизнь. В ее центре только Бог, Христос.
Вы говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно поддерживает во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек?
А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину? Потому что либералы не велят?
Я сравниваю дух. В том, что она сотрудничает с властью, она власть прославляет. Вспомните президентские выборы 2012 года, когда патриарх Кирилл фактически призывал голосовать за Путина. Уставом Русской православной церкви запрещено призывать к голосованию за тех или иных политиков и за партии.
Я хотел бы вас поблагодарить. Это не призыв, но однозначная поддержка, из которой паства должна делать выводы. Он решил, что и в праве, и должен именно так выступить в присутствии всех глав религиозных объединений России. Согласен с вами, это была поддержка в рамках закона, а не прямой призыв к голосованию за кандидата.
Вы все правильно сказали. Тогда в чем криминал? Никогда не заступается за политических заключенных. Церковь поддержала воссоединение Крыма, хотя были разные мнения.
Безусловно, для церкви, в отличие от нынешних оппозиционных деятелей, критика власти не является самоцелью и смыслом существования. Здесь вы правы. Но в том, в чем Церковь считает нужным указывать государству и обществу на опасности и ошибки, мы, конечно же, говорим. Именно от Церкви, от патриарха и множества священников и мирян исходит самая жесткая критика государственного закона об абортах.
Сбор подписей, выступления патриарха в Думе с критикой политики государства в этой области, в СМИ, в проповедях, наконец. Речь идет о миллионах жизней, о системном пресечении этой вседозволенности и системности убийств. Мы предлагаем шаги, основанные на международном опыте по сокращению абортов. Президент РФ Владимир Путин, бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков и патриарх Московский и всея Руси Кирилл слева направо на торжественном приеме в честь выпускников военных академий и университетов в Кремле, 2012 год Далее, критика государственной политики в области производства и распространения алкогольной продукции.
Потакание безудержному производству алкоголя проходило под видом утверждения свободы рынка. Результат этой критики, а затем многолетней совместной работы государства и Церкви — несколько лет назад приняты новые законы по сокращению потребления алкоголя, и сегодня в этой проблеме, в том числе с помощью Церкви, произошли изменения. Потребление чистого алкоголя на душу населения в год в 2008 году, по данным Минздрава России, было 15,8 литра а реально было около 18 литров а в 2015 году — 10,5 литра. Привожу такие точные цифры, поскольку сам непосредственно со стороны Церкви занимаюсь этим направлением.
Политические заключенные. Лично моя позиция такова: если ты лично знаешь человека и понимаешь, что он осужден за свои политические воззрения, ты в праве защищать его от произвола. Поэтому к каждому священнику — это вопрос действительно исключительно личный. Я знал одного человека, моего друга, который был арестован и предан суду за политические взгляды после октября 1993 года.
И именно потому, что я знал его, был уверен в нем и в его правоте и невинности, я пришел на суд и выступил как общественный защитник. Но если ты знать не знаешь ни человека, ни сути его дела, а тебе лишь говорят, что, с нашей точки зрения, это политический заключенный… Церковь не обладает возможностями следствия. Согласитесь, совершенно разные ситуации. По Крыму.
Есть церковные люди, которые поддержали воссоединение Крыма, и их очень много, в том числе и в Крыму. Есть те православные, которые выступили с осуждением этого. Есть священники, которые выступили публично, и никаких репрессий в отношении них не было. Знаю, несколько человек об этом высказывались.
Протодьякон Андрей Кураев, клирик моего викариатства в Москве, и писал, и говорил, что это было ошибкой. Мы говорим с вами о выступлениях представителей Церкви или иерархов, а не о блоге отца Андрея Кураева. Он неоднократно и именно публично выступал со своим мнением по Крыму и никаким репрессиям за это не подвергался. Вы видели?
Какой грех? О том же говорил митрополит Иларион. Не заметить этих выступлений в прессе можно было, только употребив какие-то совершенно особые усилия. Протодиакон, писатель Андрей Кураев на премьере фильма режиссера А.
Которая состоит из двух человек и оба, кажется, уже под следствием? Повторю, по благословению патриарха его официальные пресс-секретарь и руководитель отдела связи со СМИ публично осудили любые проявления экстремизма. Все архиереи во множестве епархий РПЦ в местных газетах, на епархиальных сайтах и СМИ предупредили паству о недопустимости протестов вне правового поля, хотя уверен, на экстремистские действие могли пойти только заведомые провокаторы, к Церкви отношение не имеющие. А что касается законных гражданских протестов, вы полагаете, патриарх их должен был запретить?
Вы предлагаете начать по отношению к ним церковные репрессии? Как вы к ним относитесь? Имя хоть одно можете назвать? Я видел лишь одну такую даму.
Знаю, что есть несколько крохотных группок, которые объявили царя — искупителем. Но священники, если узнают о такого рода сектах, беседуют с их адептами, пытаются разъяснить заблуждения. Неужели они вас так живо интересуют? Если это их так вдохновляет, пусть активизируются время от времени, каждый в своем репертуаре, только бы не нарушали закон.
Новосибирский митрополит — гражданин Российской Федерации, правильно? Согласно закону, он подал иск о закрытии спектакля на основании закона об оскорблении религиозных чувств. И проиграл этот суд! Лишь позже решение о снятии оперы из репертуара приняло Министерство культуры, поскольку увидело в этой истории стремительно нарастающий гражданский конфликт.
Более осторожные советуются. Но их право — делать это или не делать. Но при всем негативном отношении к фильму, связанном с очевидной тенденциозностью и гиперболизацией, никто, в том числе и ваш покорный слуга, не думал выступать с призывами о запрете фильма. Я уже неоднократно повторял, что запреты — это абсолютно тупиковый и неверный путь.
Впрочем, дежурная клевета на эту тему уже становится привычной. Авторство слуха — Алексей Венедиктов. Откуда он это взял? Я ему ответил довольно жестко.
Это как-то непонятно, неопределенно? Им не понравился спектакль, они рассказали вам, а вы позвонили министру Мединскому. Владимир Мединский и епископ о. Тихон Шевкунов — Вранье.
Больные фантазии. Я этот фильм не видел. Но как-нибудь хочу посмотреть, поскольку тема его мне интересна. А почему слух идет по Москве и по Петербургу, так это всего лишь потому, что для значительной части нашего прогрессивного креативного общества слухи и сплетни — это их вдохновение и упоение.
Был такой замечательный публицист Иван Лукьянович Солоневич. Пускали слух, что проложен телеграфный провод от Царского Села в германский генштаб и императрица Александра Федоровна лично сообщает врагу все военные секреты.
Был такой Лаврентий Черниговский. Он говорил об этих страшных настроениях, о расколе в Русской православной церкви, о том, что России, Украине и Белоруссии надо обязательно держаться вместе, несмотря на то, что их будут разделять и будут страшнейшие события. Мы, когда читали это еще в 80-х, считали, что все это бред.
Но потом стало появляться все больше такого рода пророчеств заслуживающих самого высокого рода доверия духовных старцев. Мы были предупреждены, но мы надеялись, что этого, во-первых, не произойдет. Во-вторых, это казалось настолько безумным, непостижимым. Ну с какой стати Украина будет воевать с Россией? Хотя мы понимали, что подталкивали, что давно говорили о войне России и Украины на Западе.
Но мы все думали, что справимся. У каждого своя правда, когда на тебя летят бомбы, никакого другого ощущения [что Россия воюет с Украиной] быть не может. О тех россиянах, которые уехали из страны и выступают против спецоперации Мне по-настоящему жаль тех, кто уехал. Они разобрались в происходящем не до конца. Многие из них люди совестливые.
Для нас всех это был шок. Для меня вся эта война — это действительно настоящая незаживающая рана, по-настоящему, без всяких преувеличений. Но я понимаю, почему и как это все происходит, и для себя я понимаю, что делает наше государство. Я понимаю уровень ответственности и уровень трагических решений, которые нужно было принимать. Кто-то этого не понимает или не принимает, это их дело.
Отрицать их позицию или сыпать проклятиями — неправильно. Люди, которые оскорбляют меня, людей с такой же позицией, как у меня, мою страну, мне неприятны.
Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. Наречен во епископа 23 октября 2015 г. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. С октября 2015 г.
Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области. Решением Священного Синода от 17 июня 2021 г.
Митрополит Тихон (Шевкунов) об уроках истории: Какими бы мы были, если бы не сорвались в 1917 году
О назначении епископа Тихона (Шевкунова) митрополитом Псковским стало известно от пресс-секретаря патриарха священника Александра Волкова. Митрополит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих. Открывал её философ Александр Дугин, а подытоживал результаты дискуссии тогда ещё не епископ, а архимандрит Тихон (Шевкунов). Но Шевкунова он до сих пор называет «приятелем», а знакомый митрополита Тихона утверждает, что архиерей продолжает общаться с Кураевым, хотя и не одобряет многие его высказывания. Главные новости о персоне Тихон Шевкунов на Глава Патриаршего совета РПЦ по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считает, что тело Ленина. Митрополит Тихон (Шевкунов) решением Синода назначен главой Крымской митрополии, решение размещено в журналах Священного синода, опубликованных на сайте Московского патриархата Русской православной церкви.
Всеволод Чаплин: Будущего патриарха нужно искать в Петербурге, Пскове или Киеве
Z-митрополит Тихон (Шевкунов), «духовник» Путина, продолжает воспитывать свою паству в нужном геополитическом направлении. "В интервью Ксении Собчак митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) ответил на вопрос о том, можно ли было избежать спецоперации, рассказал о пророчествах украинских старцев. Митрополит Тихон (Шевкунов) сравнил назначение в Крым со ссылкой на Колыму. Тихон Шевкунов покинул Псков и возглавил Крымскую митрополию. Митрополит Тихон (Шевкунов) — абсолютно уникальное явление в церковно-политической жизни современной России.
Всеволод Чаплин: Будущего патриарха нужно искать в Петербурге, Пскове или Киеве
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на gtrkpskov. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на gtrkpskov. Для детей старше 16 лет.
Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями в том числе «Газпромом» и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей. Генеральным спонсором выставки стал «Норильский никель». Таким образом, Тихон является одним из наиболее влиятельных церковных деятелей — его возможности сопоставимы с патриаршими, несмотря на то, что Тихон хотя и был рукоположен в 2015 году в епископы, но является лишь одним из многочисленных викариев помощников патриарха.
Несмотря на то, что его кафедра официально находится в подмосковном Егорьевске, резиденция епископа остается в Сретенском монастыре, который он продолжает возглавлять. Секрет успеха и проблемы Возникает вопрос о причинах такого успеха Тихона. Дело в том, что большинство представителей высшей церковной иерархии воспринимаются государственными чиновниками как их номенклатурные коллеги. В брежневское время епископат был недоволен тем, что высокий церковный статус не позволял ему войти в состав советской элиты. Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты — их влияние и жизненный уровень резко выросли.
Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства. Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов — для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением — а оно нередко нужно и сильным мира сего — они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно — в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа - а это большое преимущество. Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста — в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны.
Другое дело — популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу. Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» — о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм — «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной». Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками. Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию.
Но еще печальнее было то, что государство ничего не противопоставляло этим устпновкам. И революция надвигалась в жанре настоящего психоза - устранение существующей власти, замена ее институтов просто "хорошими людьми", упразднение армейской дисциплины и спровоцированный этим развал армии, удар по вертикали власти в губерниях, нападки на полицию и жандармерию - со ссылкой на Бехтерева, Россолимо и все того же Павлова митрополит Тихон продолжал настаивать, что Россию охватил "индуцированный массовый психоз". Нечто подобное, по его мнению, мы пережили в 1991 году, когда, проголосовав за сохранение Советского Союза, через несколько месяцев его распустили. Общество повинно в том, что произошло в 1917, и в 1991-м - его подростковая самоуверенность и соблазненность идеями протеста сыграла с Россией дурную шутку. Но повинно и правительство, считает митрополит Тихон, не нашедшее механизмов диалога с обществом. Отвечая на вопрос журналиста Алексея Гореславского, что бы было с Россией, если бы в ней не было ни Февральской, ни Октябрьской революций, митрополит Тихон ответил, что "Россия бы справилась с ситуаций". Еще раз напомнил о запланированных парадах в Константинополе, Вене и Берлине, о пошитых для этого в васнецовском дизайне "богатырок", ставших потом "буденовками", о рассчетах Дмитрия Менделеева, что население России в 2000 году достигнет 600 миллионов человек, а потом вернулся к религиозной идее о том, что "дух творит себе формы". А дух народа, по свидетельству переживавших те времена людей, был не на высоте - этот дух не склонялся ни к молитве в храмах, ни к многодетной семье, ни к великим трудам. Митрополиту Тихону задавали еще много вопросов, и о причинах успехов Советского Союза, и об участии иностранных держав в революционных сюжетах российской истории, а он отвечал с избытком, даже и на непрозвучавшие вопросы. Судя по всему, во второй половине декабря нас ждет увлекательное чтение, а может быть и глубокие дискуссии вокруг прочитанного.
Между тем Последний российский император Николай II был самой оклеветанной фигурой во всей отечественной истории, в действительности страна при его правлении процветала, а большевики в СССР уже лишь использовали полученное богатое наследство.
А тут я не просто внимательно посмотрел и послушал, но еще, к своему удивлению обнаружил, что ведущая умеет себя пристойной вести. Раньше, может, мне не везло, мутные волны интернета, помимо моей воли, выносили сюжеты, где Ксения Собчак какие-то коробящие штуки вытворяла.
Тут — нет, все чинно и благородно. Никаких провокаций. Причем, вопросы-то были заготовлены отнюдь не комплементарные, но поданы так, что любо-дорого.
Что касается робких слов ведущей о собственном поиске пути к Богу, а тем более попытка публично попросить прощение за былые выходки — так это в любом случае здорово. Не мне судить, насколько искренним был этот порыв. Но, согласитесь, это гораздо лучше, чем трюки, которые публика привычно ждет от Собчак.
Собчак… Кто бы подумал? Теперь о главном. Зачем это действо было необходимо митрополиту Тихону?
Он что, другой площадки найти не мог для выступления? Серьезно подозреваю, что ему сейчас подобные вопросы, в самых разных интерпретациях, приходится со всех стороны выслушивать. Причем, и от православных соратников, и от светских подвижников.
Каюсь, у меня тоже первой мыслью, в самом начале передачи, была такая: "Вот зачем он своим присутствием легализовал Собчак в глазах наших людей? Русских, державницки настроенных, православных, короче, у которых западничество вместе с либерализмом традиционно вызывают ощущение угрозы. Но потом, во-первых, ход беседы захватил, стало интересно.
Во-вторых, мелькнула еще и такая мысль, дерзкая: "А уж не хитрый ли это план владыки Тихона? Но могу же, как зритель, такое предположить? С площадками у отца Тихона, ни секунды не сомневаюсь, полный порядок.
В ссылку или на патриарший престол? Три версии нового назначения «духовника Путина» в Псков
2 июля 2023 года свое 65-летие отмечает митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Интервью Ксении Собчак с митрополитом Тихоном Шевкуновым, высказавшимся о спецоперации и своих отношениях с президентом, стало причиной скандала. Митрополит Тихон (Шевкунов) награжден церковными и светскими орденами, в том числе орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, преподобного Нестора Летописца, орденом Дружбы. Митрополит Тихон (при рождении Георгий Александрович Шевкунов) появился на свет 2 июля 1958 года. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) решением синода РПЦ назначен главой Крымской митрополии.