Наталия Касаткина. Линия жизниПодписаться на канал Культура: ?sub_confirmation=1Все выпуски подря. Касаткина Наталия Дмитриевна. 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического. «Прощание с Наталией Дмитриевной пройдет в субботу в атриуме Большого театра», — сообщил сын Касаткиной «РИА Новости». Советская и российская артистка балета, балетмейстер, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве.
Путин направил телеграмму с соболезнованиями родным Наталии Касаткиной
Гастроли продолжатся до 28 июля. Московские спектакли начнутся в августе на сцене Московского театра «Новая опера» имени Е. А главным событием юбилейного сезона станет премьера балета «Кракатук» на музыку Эдуарда Артемьева в постановке Наталии Касаткиной. Спектакли пройдут на Исторической сцене Большого театра России 11 и 12 января 2020 года. Для справки: Наталия Касаткина — выпускница Московского академического хореографического училища, более двадцати лет была ведущей солисткой балетной труппы Большого театра.
С 1977 года Касаткина и Василёв — художественные руководители Концертного ансамбля «Классический балет» с 1992 — Государственный театр Классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Стравинского , Рок «Кармен-сюита» Ж. Щедрина , Индийская кукла «Щелкунчик» П. Блистательно исполняла характерные танцы в балетах «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» А. Совместно с В. Каретникова , «Весна священная» Стравинского 1965, все — Большой театр , «Сотворение мира» 1971 , «Пушкин.
Недаром своим лозунгом труппа выбрала фразу «Все жанры, кроме скучного! В Старом Осколе, Губкине, Железногорске коллектив выступил впервые. Это стало возможным благодаря победе Театра в конкурсе гастрольных грантов «Культурная афиша» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и при поддержке компании «Металлоинвест». Нас принимают не только большие города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, и другие, но и малые города. Мы рады, что балет, как вид искусства стал общедоступным для жителей небольших городов, за это мы и благодарим Фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Для нас очень важно, чтобы зритель тепло принял наш спектакль «Дон Кихот», — отметила художественный руководитель театра, народная артистка России Наталия Касаткина. Уже 45 лет Наталия Касаткина руководит одним из трёх в России авторских театров классического балета.
Об этом сообщает ТАСС. Источник фото: Фото редакции Наталия Касаткина — коренная москвичка, родилась 7 июня 1934 года. В 1954 году Касаткина устроилась на работу в Большой театр после окончания Московского училища хореографии.
Рекомендованные статьи
- Наталия Касаткина: «У артиста балета – особый склад ума»
- Сын рассказал о последних днях балетмейстера Наталии Касаткиной
- Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри»
- Впервые в Чувашии легендарная балерина и хореограф Наталия Касаткина | Газета "Грани"
- Руководитель московского театра балета Касаткина скончалась в возрасте 89 лет
- Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина скончалась в 89 лет | 360°
«Уходят из жизни легенды»: Волочкова прокомментировала смерть Касаткиной
Наталия Дмитриевна Касаткина поблагодарила Главу Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева, министерство культуры, по делам. Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва — 13 марта 2024, Москва) — советская и российская артистка балета и балетмейстер, солистка Большого театра (1954—1976). Наталия Дмитриевна Касаткина. Спектакли Наталии Касаткиной. Мы встретились с Наталией Дмитриевной и поговорили о тонкостях подхода к артистам балета, дисциплине в театре Касаткиной – Василева и замыслах снять фильм с Юрием Стояновым.
Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина скончалась в 89 лет
Сулил полное отсутствие цензуры, свободу творчества. Мы с мужем сказали хором: «Нет! Мы хотим работать дома! Мы вошли в этот мир как нож в масло. У нас там появились связи в мире искусства, было много поклонников. Просто наши предки — русские люди. Они — часть истории России. Нас с Володей растили здесь замечательные мастера. Куда можно деться от Большого театра?
Куда мы — от этих площадей, от домов Шервудов и Касаткиных, от Москвы? Нам в голову не приходило эмигрировать. Даже сомнений не было. Всю жизнь мы работали с мужем вместе. Не могли разделиться. Мы орали друг на друга, спорили о решениях в танце. Но потом понимали, что думаем одинаково и стремимся к одному. Мы были едины всегда.
Две половины одного целого. Это был результат интриг одной главной балерины, которая хотела быть Джульеттой, но не была ею по ряду объективных причин. Она ходила жаловаться в областной комитет КПСС. Мы долго боролись за то, чтобы этот спектакль имел право жить, и прорвали блокаду. Этот балет стал одним из любимых. Выяснилось, что туда некоторые люди пришли случайно. Когда-то они «пошли в хореографию», потому что так им было ближе к дому. На последнем курсе они не знали основных, базовых элементов, некоторые из них впервые стали к балетному станку.
Я ставила для них дипломные номера, после чего балетмейстеры выпускались с золотыми медалями и получали высокие назначения в лучших театрах Советского Союза. Разумеется, долго подобные «специалисты» проработать не могли. Началась другая эпоха, возникли симфонические балеты, стали появляться талантливые люди новых поколений. В чем секрет? Я становилась к станку и ковала свое тело. Оно стало настолько натренированным, что действовало и действует как бы само по себе. А здоровое тело определяет здоровый дух. Все связано.
До сих пор вижу окружающих не четко.
Наталия Касаткина , утрата Вчера, в ночь на 14 марта, в возрасте 89 лет умерла балерина, народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве, окончила Московское хореографическое училище в 1953 году, её педагогом была Суламифь Мессерер.
С 1954 по 1976 год танцевала в Большом театре, где исполняла характерные партии в балетах «Весна священная» Стравинского, «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, «Щелкунчик» Чайковского, также участвовала в «Лебедином озере», «Раймонде», «Золушке», «Дон Кихоте» и других постановках. В 60-е годы работала хореографом вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василёвым. В 1977 году супруги возглавили Концертный ансамбль «Классический балет», который с 1992 года стал Государственным театром классического балета.
Прощание с народной артисткой РСФСР Наталией Дмитриевной Касаткиной 18-го Марта в атриуме "Большого театра" Москвы Копьевский переулок 3 прошло прощание с Наталией Дмитриевной Касаткиной, народной артисткой РСФСР, художественным руководителем и главным балетмейстером "Государственного академического театра классического балета", на котором представители нашей компании пробыли с момента начала и до финала. Волею судьбы получилось, что второй раз за прошедшие три недели мы работали в центральной части города, где в связи с выборами Президента России осуществлялись мероприятия по повышению уровня безопасности - 28 Февраля в Колонном зале Дома Союзов в Москвае прошло прощание с Вячеславом Лебедевым, Председателем Верховного Суда Российской Федерации , репортаж о чём мы так же выложили на ритуальном блоге сегодня. Доступ на траурную церемонию для поклонников таланта Натальи Касаткиной был беспрепятственным, в общей сложности в зале находилось около ста человек, и среди них большая часть была с идеальной осанкой - балет есть балет.
Об этом «360» сообщила ее помощница Валентина Бурьянова. По словам Бурьяновой, Касаткиной не стало поздним вечером 13 марта. Реклама «Ей стало плохо, отвезли в клинику Склифосовского. Она скоропостижно скончалась в 22:20, вот так все случилось. Когда будут похороны мы еще не знаем, еще не обсуждали.
Касаткина, Наталия Дмитриевна
Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри» | Наталия Дмитриевна Касаткина – российский хореограф, бессменный художественный руководитель и главный балетмейстер Московского классического балета – была удивительно талантливой, многогранной и деятельной личностью. |
Наталия Дмитриевна Касаткина — Русский балет — Телеканал Ю | Ведущий(ая) реалити-шоу «Русский балет» Наталия Дмитриевна Касаткина. |
Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева | Почти до последних дней жизни народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина посещала репетиции и усиленно готовила балетную программу к своему 90-летию в Большом театре. |
Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина в ожидании январской премьеры
Умерла Народная артистка РСФСР Касаткина | Наталия Дмитриевна Касаткина — художественный руководитель театра, воспитавшего не одно поколение мировых звезд, хореограф-авангардист, в постановках которого блистали Михаил Барышников, Юрий Соловьев, Владимир Малахов, Екатерина Максимова и многие. |
В Москве умерла балерина Наталия Касаткина | Наталия Касаткина. Линия жизниПодписаться на канал Культура: ?sub_confirmation=1Все выпуски подря. |
Новая газета Глазова | Иван Василев поведал, что у Наталии Дмитриевны оторвался тромб. Эту информацию подтвердила и помощница Касаткиной. |
Умерла Наталия Касаткина | Юбилейный вечер знаменитой балерины и хореографа Наталии Дмитриевны Касаткиной состоится 11 июля 2014 года. |
Касаткина, Наталия Дмитриевна | 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра классического балета. |
Линия жизни. Наталия Дмитриевна Касаткина (2020)
Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина. Смотрите видео онлайн «Церемония прощания с балериной Наталией Касаткиной» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 марта 2024 года в 11:42, длительностью 00:00:08, на видеохостинге RUTUBE. "Наталия Дмитриевна скончалась вчера поздним вечером в клинике Склифосовского", – рассказала ТАСС ее помощница Валентина Бурьянова.
Сын Наталии Касаткиной назвал причину ее смерти
Почти до последних дней жизни народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина посещала репетиции и усиленно готовила балетную программу к своему 90-летию в Большом театре. Выдающаяся балерина и хореограф, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина ушла из жизни в возрасте 89 лет. Печальную новость сообщила ее помощница Валентина Бурьянова. С 1977 Наталия Касаткина — главный балетмейстер Концертного ансамбля СССР «Классический балет», художественным руководителем которого стал Владимир Василёв.
Умерла народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета
Умерла известная балерина: она танцевала в Большом театре и сама ставила там спектакли | Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Большого театра в 1954—1976 годах. |
Умерла руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина - 14 марта 2024 - МСК1.ру | Последние новости о персоне Наталия Касаткина новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. |
Умерла народная артистка России Наталия Касаткина
Руководитель Государственного академического театра классического балета народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила помощница артистки Валентина Бурьянова. Наталия Касаткина. Линия жизниПодписаться на канал Культура: ?sub_confirmation=1Все выпуски подря. Читайте последние новости культуры «Умерла хореограф и руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина» без рекламы на актуальные темы в ленте новостей. Наталия Касаткина. Линия жизниПодписаться на канал Культура: ?sub_confirmation=1Все выпуски подря. Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина. Ведущий(ая) реалити-шоу «Русский балет» Наталия Дмитриевна Касаткина.
Руководитель московского театра балета Касаткина скончалась в возрасте 89 лет
Она умерла поздно вечером 13 марта в клинике НИИ скорой помощи имени Н. Склифосовского, передает " Уралинформбюро ". Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве.
Информация о дате и месте прощания и похорон пока не сообщалась. Наталия Касаткина — выпускница Московского хореографического училища. В 1954—1976 годах танцевала в Большом театре.
Её в искусственную кому ввели, не дожила», — сказал Василёв. Причина смерти пока не известна.
Заключение выдадут в клинике, добавил он. Василёв отметил, что в день, когда Касаткиной стало плохо, они обсуждали спектакль балета «Пушкин», который должен выйти в июне к 225-летию со дня рождения поэта.
Набиуллина пояснила, что инфляция возникает из-за того, что для этих денег не будет хватать товаров и услуг по старым ценам, передает РИА «Новости».
Глава ЦБ отметила, что политика регулятора напротив направлена на стимуляцию роста сбережения. Набиуллина также отметила, что период высокого роста номинальных зарплат идет практически с начала 2023 года. Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино.
К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин. Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт.
В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики.
Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области. Назвать точно, насколько будет температура выше нормы, он не смог, передает ТАСС. Прогнозируется, что температура воздуха будет преимущественно выше нормы на европейской территории страны, в северных регионах, на севере Урала и Сибири, а также в Якутии.
На остальной территории России погода будет близкой к норме, рассказал Вильфанд. Ранее синоптики рассказали , почему в России появились желтые осадки. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Умерла народная артистка России Наталия Касаткина
Руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни. Художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина ушла из жизни сегодня, 14 марта. «Я погубила советский балет»: Наталия Касаткина — о жизни артистки непролетарского происхождения. Сегодня не стало народной артистки РСФСР Наталии Касаткина, Худрук "Классического балета" скончалась на 90-м году жизни О трагическом событии сообщила помощница художественного руководителя Валентина Бурьянова. Художественный руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина ушла из жизни сегодня, 14 марта. Наталия Дмитриевна Касаткина родилась в 1934 году в Москве.
Касаткина Наталия Дмитриевна
- Впервые в Чувашии легендарная балерина и хореограф Наталия Касаткина | Газета "Грани"
- Подпишитесь на новости «МО»
- Содержание
- Сын Наталии Касаткиной: она до последних дней много работала в театре
- Умерла руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина - 14 марта 2024 - МСК1.ру
Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри»
С тех пор Касаткина и Василёв - бессменные художественные руководители этой труппы, с 1992 года носящей название Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва». В Театре классического балета Н. Касаткиной и В. В августе 2001 года к столетию со дня смерти Дж. Верди поставили балет «Травиата», взяв за музыкальную основу его одноименную оперу. Провела на телевидении цикл передач, посвящённых балету. Умерла вечером 13 марта 2024 года в клинике при Институте скорой помощи имени Склифосовского.
Причиной смерти стал отрыв тромба. Личная жизнь Наталии Касаткиной: Муж - Владимир Юдич Василев настоящая фамилия - Старошкловский; 8 февраля 1931 - 24 августа 2017 , советский и российский балетмейстер, руководитель Государственного театра классического балета, который возглавлял вместе с Наталией Касаткиной. Народный артист Российской Федерации 1995.
Юра почему-то не любил триоли группа из трех нот. Он приходил первый, брал партитуру, маленькие ножницы и вырезал их из партитуры Андрея Петрова. После этого приходил Андрей, брал клей и вклеивал их обратно!
Это были счастливейшие 12 лет моей жизни. Я еще танцевала в Большом и практически жила в «Красной стреле»… — Знаем, что вы любите Бориса Эйфмана… — Очень люблю и ценю! И даже завидую. Знаете чему? У него на такой скорости летят спектакли, едва успеваешь уследить за ним. Мы делаем паузы, остановки, а у Эйфмана все летит и движется.
Как у него так голова работает, что он так быстро придумывает и ставит спектакли? В нашем репертуаре около 30 авторских постановок, хотя нам всегда хотелось быть шире. Следующим летом мне исполняется 90 лет. В честь юбилея Большой театр дает нам спектакль на исторической сцене и три спектакля на новой, которую мы тоже любим. Когда-то мы ставили этот балет в Мариинке. Но время было такое, что тогда мы сделали его в компромиссном формате — «Пушкин.
А сейчас у нас полная свобода. Даже название будет другое — «Пушкин.
Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, мы не могли показывать спектакли для зрителей. Но, что нас радует, в этот период мы возобновили многие наши любимые авторские спектакли, которые обычно редко идут. Чайковского, «Чудесный мандарин» Беллы Бартока. Если говорить о премьерах, то у нас выходит балет «Сны поздней жизни» по произведениям А. Пушкина, музыку к нему написал Андрей Петров. Этот спектакль когда-то шел в Мариинском театре, но теперь это совершенно новая постановка! За это время менялись балеты, хореография и т. Вы что-то добавляли c течением времени?
Есть ли в планах поставить что-то принципиально новое? Если да, то какая идея или сюжет лежит в основе? Из них в основном балеты, и 4 оперы. Оперы шли в Мариинском и Большом театрах. Каждый раз когда мы возобновляем свои спектакли в другом театре, то, естественно, вносим в них что-то новое. Больше всего нового мы внесли в хореографию, когда готовили свои ранее поставленные старые спектакли с новыми молодыми артистами. Когда мы перенесли этот спектакль в своей театр, то внесли много нового. Но в то же время все великолепные прыжки Барышникова, невероятно трудные движения, которые он исполнял ранее, это все наши молодые артисты исполняли после него. В том числе Ильгиз Галимулин. Все перечисленные мной артисты — лауреаты международных конкурсов и носят звание заслуженных.
Есть авторские спектакли, которые мы ставили только у себя, их немало. В планах есть поставить что-то новое. Великий дирижер Геннадий Рождественский, когда он второй раз пришел в Большой театр, позвал нас с Владимиром Василёвым к себе и заказал нам спектакль «Буря» по последней пьесе, написанной У. Ее очень трудно переносить на балетную постановку. В балете используется музыка финского композитора Яна Сибелиуса. Мы тогда все подготовили, у нас был план. Но Геннадий ушел из Большого театра, и в итоге эта работа легла на полку на много лет. И сейчас я хочу этот спектакль выпустить и в память о Геннадии Рождественском, и в память о Владимире Василёве. Есть ли у вас желание ставить балеты для детей? Наш постулат: все жанры, кроме скучного.
Поэтому и наши авторские спектакли, и редакции классических балетов мы сделали почти всего Чайковского и Прокофьева — они всегда понятны и интересны зрителю. К нам даже совсем маленькие дети приходят. В наших балетах дети так же участвуют: в спектаклях «Маугли», «Щелкунчик» и т. В нашем театре очень большой детский репертуар: «Гадкий утенок», «Маугли», «Золушка», «Спящая красавица», «Жар птица». И последняя наша премьера, которую мы показали на исторической сцене Большого театра, это балет «Кракатук» на музыку Эдуарда Артемьева. Cам сюжет поставлен по Гофману, точнее по его представлениям о том, что такое Щелкунчик. Так что у нас хороший выбор спектаклей для детей, и дальше мы планируем, что они будут в нашем репертуаре. Кто ваши главные помощники в театре? Какие новые современные технологии используются в вашем театре? Больше всего мы работали с Иосифом Cумбаташвили — он для нас делал декорации к «Ромео и Джульетте».
Совершенно новый спектакль, не похожий ни на один другой. Так же для спектаклей «Сотворение мира», «Спартак». Декорации для оперы «Петр I», которая ставилась на музыку Андрея Петрова с нашим либретто и шла тогда еще в Кировском, а ныне Мариинском, театре. И каждый раз, что делал Иосиф Георгиевич, — это великая работа, все спектакли, на которых мы сотрудничали, с огромной индивидуальностью. Он вносил очень много своего, поэтому спектакли интересны не только своей хореографией, которую мы ставили, не только исполнением артистов, но во многом и сценографией, которую создал Иосиф Георгиевич. Сейчас у нас главный художник нашего театра Елизавета Дворкина — заслуженный художник России. Она сделала очень много ярчайших постановок, которые идут только у нас в театре. Это «Дама с камелиями», «Петербургские сумерки», «Чудесный мандарин» Бартока, «Лисистрата» и многие другие. Говоря про новые технологии, то, конечно мы идем в ногу со временем. Например, балет «Лисистрата».
В нем все декорации построены на технологии трехмерного видеомэппинга. Это когда эффект объема создается за счет освещения пространства несколькими проекторами. В балете «Кракатук», премьера которого состоялась в январе 2020 года на исторической сцене Большого театра, помимо видеомэппинга использовался эффект голографии. Тот же самый орех, и другие волшебные вещи, которые присутствовали на сцене вместе с артистами, — это голограммы, но их не отличить от реально существующих объектов. Какой сейчас по количеству состав труппы, какие образовательные учреждения закончили артисты? А вот такое качество как талант проявляется в дальнейшей работе. Я состою в совете нескольких хореографических училищ и обычно присутствую на выпускных экзаменах, выставляю оценки. Я уже вижу заранее потенциал артистов.
Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены.
У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста. Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер».
И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа. Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон.
И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала. Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело. Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили. Я могла сделать 28 фуэте, но потом зал перед глазами ходил ходуном и я падала.
Суламифь научила меня с четвертой позиции на пальцах делать шесть пируэтов. Только на навыке. Она научила меня прыгать, научила меня свободе, я ей за это очень благодарна. В театре я попала сразу к Елизавете Павловне Гердт, а затем к Марине Тимофеевне Семеновой, уже полностью осознав, что мне нужно. И Елизавета Павловна на меня не обиделась, когда я уходила от нее, она сказала: «Я тебя понимаю». У Семеновой я выучилась всему, что умею. Мы — семеновский полк, и то, что мы умеем, не умеет никто. Последний ее ученик — Коля Цискаридзе. Возможно ли рассказать, в чем заключалась семеновская выучка, или это такие нюансы, которые можно только показать? Я могу рассказать… но это непросто.
Когда мы стояли у станка, то были похожи на беременных, глядящих на своего ребенка, который внутри. Мы видели себя изнутри — она вот этому научила. Она научила нас стоять не на ноге, что мы использовали в своих постановках как хореографы, — но именно стоять, не падать. Мы знали каждую крошечную деталь своего тела снаружи и изнутри. Марина Тимофеевна на моих глазах одну очень хорошую, но плотненькую балерину выстроила от самых кончиков пальцев. Когда дошло до самого верха, она сказала: «А теперь сделай «прозрачные ноги». И я видела эти прозрачные ноги, хотя на самом деле это были две кувалды. Она вот это умела. Ее дразнили «Здесь возьми, а там отпусти». Потому что вот тут вот нужно взять, а тут отпустить.
Мы плакали, если она нас не ругала: значит, неинтересно. Она абсолютно гениальная. Она нас учила взмывать в небо. Она лепила из нас балерин.