Юсуповский дворец Не забываем, что Юсуповский дворец это не царская резиденция, а всего лишь дворец частной семьи. В ходе заседания директор Юсуповского дворца на Мойке Нина Кукурузова прочитала доклад об удивительной истории одноименного дворца на Литейном. Приглашаем вас в Юсуповский дворец на вечернее мероприятие из цикла встреч «Кухонные посиделки».
Как выглядит дворец Юсуповой изнутри и что с ним сделают
Юсуповский дворец Не забываем, что Юсуповский дворец это не царская резиденция, а всего лишь дворец частной семьи. Более того, недавно через суд она пыталась оформить право собственности на дворец в порядке приобретательной давности. Сегодня телеканал «Санкт-Петербург» представит новый специальный проект «Ангелы и тени Юсуповского дворца» – трехчасовой телемарафон, посвященный особняку на Мойке.
Вам будет интересно
- О компании
- Юсуповский дворец на фонтанке - фото
- Ограду Юсуповского дворца на Садовой улице увозят на реставрацию
- Вам будет интересно
- Во дворце Юсуповых на Фонтанке открылся музей
В Юсуповском дворце Петербурга завершили многолетнюю реставрацию внутренних помещений
Учредитель Университета — Федеральное агентство железнодорожного транспорта Росжелдор — с пониманием и большой ответственностью относится к работе учебного заведения в исторических зданиях, представляя их непреходящую культурную ценность. Очередным этапом грандиозной работы по реставрации дворца, которая масштабно ведется с 1990-х годов, стал начавшийся капитальный ремонт балюстрады северного крыльца Юсуповского дворца, выходящего в Юсуповский сад. Вид шестиколонного портика Дворца на террасе с широкой лестницей, ведущей в сад, запечатленный еще на гравюрах XIX века, стал визитной карточкой учебного заведения.
Эти флигели исторически не имели оконных проемов с набережной Фонтанки, поэтому производили впечатление глухой ограды. Впоследствии замысел Кваренги был изменен — сейчас окна здания выходят на Фонтанку. Главный фасад дворца выходит на парадный дворик, образованный стенами служебных зданий и имеющий форму полукруга. При перестройке дворца Кваренги сохранил стены прежнего хозяйского дома, но полностью уничтожил детали обработки фасада. Он ввел мотив лоджий, расположенных между центральным массивом здания и боковыми ризалитами, уравновесив его высокую монолитную часть. На месте старого регулярного сада архитектор разбил пейзажный сад.
В этом здании жили пять поколений одной из богатейших семей царской России.
Роскошь тут — в любой мелочи. Золото, драгоценные породы дерева, искусная отделка. И везде свой уникальный стиль. Кабинет княгини, фарфоровый будуар, ванная и другие комнаты просто поражают воображение современных посетителей.
Парадная лестница дворца поражает великолепием История особняка и биография его хозяйки хорошо известны, поэтому обратим внимание лишь на некоторые обстоятельства. Первоначальный проект дворца разработал Гаральд Андреевич Эрнестович Боссе 1812-1894 — академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник. Якобы его вариант не понравился заказчице о которой мы поговорим чуть позже и поэтому далее здание «рисовал» другой архитектор тоже из немцев, тоже академик и профессор Императорской Академии художеств — Людвиг Людвигович Бонштедт 1822-1885. Но если мы посмотрим на его постройки в Петербурге и других городах например, здание Банка Финляндии в Хельсинки или Латвийской национальной оперы в Риге , то легко обнаружим, что ничего подобного живой и яркой стилистике дворца Юсуповой в его творчестве нет.
Зато постройки и интерьеры Боссе в стилистике Ренессанса и необарокко дом Бутурлиной на Сергиевской улице , особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре, Малиновый будуар в Зимнем дворце и др. Особняк Юсуповой на фото второй половины XIX века Видимо, всё-таки осуществлён с теми или иными корректировками именно проект Боссе, который с 1851 по 1854 год работал в Риге в качестве сотрудника Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Это как раз период завершения проектирования и основных строительных работ дома Юсуповой на Литейном. Так что Гаральд Андреевич просто физически не мог заниматься этим сооружением, будучи на государственной службе, и, возможно, порекомендовал княгине в качестве исполнителя и «доводчика» своего проекта аккуратного немца Бонштедта. Плюс наблюдение за строительными работами. Таковые начались в 1852-м, внутренняя отделка дворца завершена в 1858-м. Среди других зданий, построенных в это время в Петербурге в стиле необарокко, дом Юсуповой отличает отделка фасадов натуральным камнем — бременским песчаником, доставленным из Германии, и гатчинским пудожским известняком. Подобная облицовка тоже характерна для проектов Боссе.
Парадные залы дворца и покои хозяйки, тоже выполненные по большей части в стиле необарокко, богато украшены лепниной, позолотой, искусственным мрамором и натуральным камнем, деталями из папье-маше, бронзы и других материалов. Картинная галерея с видом на одну из гостиных «Значительную часть работ по внутренней отделке выполнил талантливый мастер-лепщик Тимофей Петрович Дылев. Живописные плафоны, медальоны и десюдепорты принадлежат к числу лучших работ известного русского художника первой половины XIX века Николая Аполлоновича Майкова отца замечательного поэта — Ред. Среди помещений дворца искусствоведы выделяют парадную лестницу, портретный и концертный залы, библиотеку стены которой украшали панно работы выдающегося французского художника Юбера Робера , большую столовую и другие интерьеры. Весь дом был насыщен уникальными произведениями искусства из коллекций Юсуповых.
Особняк хромой княгини теперь «под собором»
Организаторами дискуссии выступили Всемирный клуб петербуржцев, оргкомитет премии «Золотой Трезини» и Государственный музей «Исаакиевский собор». Дворец на Литейном был построен для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой 1810—1893 , урождённой Нарышкиной. В истории дворца было много владельцев и пользователей — от Феликса Юсупова, известного убийцы Распутина, до общества «Знание». В 2023 году архитектурный памятник перешёл в ведение музея «Исаакиевский собор». В настоящее время специалисты проводят полное инженерное обследование здания, чтобы приступить к воссозданию и реставрации объекта. После реставрации дворец станет общедоступным и войдёт в культурную жизнь города. Мероприятие началось с экскурсии по роскошным залам дворца, которую провели научные сотрудники музея «Исаакиевский собор».
Организаторами дискуссии выступили Всемирный клуб петербуржцев, оргкомитет премии «Золотой Трезини» и Государственный музей «Исаакиевский собор». Дворец на Литейном был построен для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой 1810—1893 , урождённой Нарышкиной. В истории дворца было много владельцев и пользователей — от Феликса Юсупова, известного убийцы Распутина, до общества «Знание». В 2023 году архитектурный памятник перешёл в ведение музея «Исаакиевский собор». В настоящее время специалисты проводят полное инженерное обследование здания, чтобы приступить к воссозданию и реставрации объекта. После реставрации дворец станет общедоступным и войдёт в культурную жизнь города. Мероприятие началось с экскурсии по роскошным залам дворца, которую провели научные сотрудники музея «Исаакиевский собор».
Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик — в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ. В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад. Особняк этот подарила императрица Екатерина прабабке моей княгине Татьяне. Произведения искусства наполняли его во множестве. Дом был похож на музей. Ходи и смотри до бесконечности. К несчастью, дед затеял перестройку и многое, увы, испортил. Галереи эти вели в домашний театрик в стиле Людовика XV. После спектакля ужинали прямо в фойе, если, разумеется, не было званого вечера, когда собиралось порой две тысячи гостей. Тогда ужин подавали в галереях, а в фойе накрывали стол для императорского семейства. Всякий такой прием потрясал иностранцев. Не верили они, что в семейном доме можно накормить стольких людей, и на всех хватит и горячих кушаний, и севрского фарфора, и столового серебра. В пору, когда знали одни свечи да масляные лампы, многие наши люди занимались только освещением. Когда изобрели электричество, старший лакей- «осветитель» так расстроился, что спился и умер. Эти толстостенные с глухими дверьми помещения не боялись ни пожара, ни наводнения. Находились там и винные погреба с винами лучших марок, и кладовые с коробами столового серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, и хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Это «подвальное» искусство могло бы составить музей. Я потрясен был, когда увидел их в ящиках, в пыли и забвении. Подвал в доме на Мойке был настоящим лабиринтом. Матушкины покои с окнами в сад помещались на втором этаже.
Дело дошло до тайного венчания с капитаном французской гвардии Луи Шово, который был младше её на 20 лет. Спасаясь от недовольства императорского двора подобным мезальянсом, Юсупова отправилась в Швейцарию, где приобрела для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. Последняя представительница женской ветви рода Юсуповых — Зинаида Николаевна. Являлась одной из самых красивых женщин своего времени, наследница огромного состояния была завидной невестой, руки которой просили даже наследники европейских правящих династий, однако гордая девушка хотела выбрать мужа по собственному вкусу. В результате её выбор пал на Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, который сразу после женитьбы получил княжеский титул и должность командующего Московским военным округом. Основным видом деятельности, занимавшим Зинаиду Николаевну, была благотворительность: под её патронажем находились многочисленные приюты, больницы, гимназии, церкви по всей стране. Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина», 1894 г. Франсуа Флеменг. Государственный Эрмитаж Во время Р усско-японской войны Юсупова была начальником военно-санитарного поезда на линии фронта, а во дворцах и имениях семьи были организованы санатории и больницы для раненых. Знавший Зинаиду Николаевну с юношеских лет великий князь Александр Михайлович писал: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду». Серьёзно омрачила жизнь последних Юсуповых смерть их старшего сына Николая: он погиб на дуэли в 1908 году, соперничая с графом Арвидом Мантейфелем за руку роковой красавицы Марины Александровны Гейден. Заметим, что Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться 26 лет. Николай Сумароков-Эльстон, 1911 г. Музей изобразительных искусств им.
Юсуповский дворец: роскошь дворянских интерьеров и трагедия Распутина
Подробности узнал корреспондент «Форпоста». То, что здесь происходило, было противозаконно. Здесь действовал театр, который работал с нарушениями пожарной безопасности и прочего. В организации решили «возродить традицию, когда памятники архитектуры были доступны для горожан». Отдадим залы и для театральных, и для музыкальных мероприятий. Естественно, будут и выставочные залы.
Дворик образован стенами служебных зданий, возведенных по радиусу к главному дому и начинающихся от флигелей.
Оконные проемы служебных зданий выведены на сторону, противоположному парадному дворику. Так, Кваренги, расположив искусно служебные помещения, скрыл непараллельность главного дома линии набережной. Кваренги сохранил стены прежнего хозяйского дома, но полностью уничтожил детели обработки фасада. Он ввел мотив лоджий, расположенных между центральным массивом здания и боковыми ризалитами, уравновесив т. Вместо обширного регулярного сада Кваренги создал пейзажный. Появились насыпные горки, руинные сооружения, естественно растущие деревья и кустарники.
Усадьба полностью изменила первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл. Сооруженная в начале XIX века чугунная ограда отделила его от Садовой улицы. Фрагмент ворот со стороны Садовой улицы Противоположный парковый фасад Кваренги украсил шестиколонным ионическим портиком на высокой террасе, спускающейся в парк широкой лестницей, ведущей в дом, и являющейся одновременно и украшением фасада. Она как бы разрывает балюстраду, обрамляющую парадный бельэтаж. В итоге дворец, стоящий на берегу пруда, полностью изменил первоначальный облик, получив черты здания классицистического типа.
Обладая огромным состоянием и безупречным вкусом она занималась коллекционированием драгоценностей. В ее собрании находился бриллиант «Полярная звезда» в 40 карат, алмаз «Альдебрант», огромный сапфир и жемчужина «Пелегрина» величиной с грецкий орех. Юсуповы владели уникальной жемчужиной более 130 лет, в 1957 году она была продана в Женеве, в Доме Кристи. Кроме того Юсупова владела алмазной диадемой неаполитанской королевы Каролины Мюрат, ожерельем из 42 черных жемчужин, бриллиантовыми серьгами Марии Антуанетты и другими ювелирными шедеврами. В 1840-е годы по проекту швейцарца Бернара Симона были перестроены цветочные оранжереи, справа и слева от парадной лестницы. Архитектор создал два новых интерьера Зимний сад не сохранился и Гобеленовую Гостиную, которая получила свое название по находившимся здесь гобеленам, подаренным Н. Юсупову в 1809 году Наполеоном Бонапартом. Серьезная перестройка дворца в соответствии со вкусом очередного наследника Николая Борисовича Юсупова-младшего была осуществлена в 60-е годы XIX столетия. Новый хозяин усадьбы на Мойке - философ и музыкант, композитор и почетный член Римской и Парижской консерваторий, коллекционер драгоценных камней и редких музыкальных инструментов поручил работы академику архитектуры Ипполиту Антоновичу Монигетти. Из Парижа князь передал зодчему свои пожелания в виде готовых планов «на 47 больших листах и на многих малых», созданных французом Руо. В работе над интерьерами дворца Монигетти помогали: К. Руска, крепостной архитектор Алексей Сотников, академик, резных и столярных дел мастер Василий Шутов, живописец О. Руйи, скульпторы Д. Иенсен и Ф. В первоначальные парижские проекты вносились изменения. По проекту И. Монигетти была создана роскошная парадная лестница, стены которой украшает изысканный лепной декор, а в нишах установлены мраморные изваяния, привезенные Юсуповым из Италии. На верхней площадке лестницы две скульптуры, изображающие Вакха, а на средней площадке статуя Амура. Лепные орнаменты были выполнены в скульптурной мастерской Крюше во Франции, оттуда же была доставлена и сама лестница из каррарского мрамора. Монигетти был отделан ряд комнат на половине князя и в личных покоях княгини. В тот же период существенно был перестроен домашний театр, который Монигетти оформил в стиле второго барокко. Для дворца на Мойке хозяева приобретали в Италии и Франции резные камины из мрамора, малахита и оникса, мебельные гарнитуры и люстры, музыкальные инструменты. Очередная реставрация дворца, затронувшая весь комплекс помещений, была осуществлена в 1890-е годы по проекту Александра Александровича Степанова. На месте зимнего сада была устроена Дубовая столовая. Существенно был перестроен театр, который и сегодня представляет уникальную достопримечательность Юсуповского дворца. Оформленный с использованием мотивов рококо, он напоминает драгоценную шкатулку. Здесь за дирижерским пультом стояли М. Глинка, А. Даргомыжский, Л. Мицкус, Э.
Зимний дворец вернул Юсуповскому вещи владельцев. Вернул, конечно, временно. Там открылась выставка «Мир русского дворянства» из собрания Государственного Эрмитажа. Более 100 предметов когда-то занимали места в домашних княжеских интерьерах.
Телеканал «Санкт-Петербург» откроет тайны Юсуповского дворца в прямом эфире
Главная» Новости» Афиша театра юсуповского дворца. Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. один из немногих дворянс читать далее на Интерфакс-Россия. В понедельник, 17 апреля, директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров рассказал, что ждёт Юсуповский дворец, расположенный на набережной реки Мойки, 94 в Петербурге, после реставрации. После смерти мужа у 39-летней княгини возникла необходимость обустроить собственное жилище в столице Российской империи, поскольку Юсуповский дворец на набережной Мойки перешёл по наследству её сыну — Николаю Борисовичу.
Сообщение отправлено.
- Блеск и проклятие рода Юсуповых
- Юсуповский дворец на Фонтанке и его сад
- Рекомендуем посетить
- Эксперты обсудили будущее Юсуповского дворца на Литейном | Новости СТРОИМПРОСТО
Дворец Юсуповых на Фонтанке
Предстоит масштабная реставрация. Давно пора. Особняк Юсуповой — одно из главных украшений Литейного проспекта Интересно, что никакой официальной информации о передаче дворца обнаружить не удалось. Ни на сайте Смольного, ни на сайте музея «Исаакиевский собор». Есть лишь несколько публикаций в прессе и телевизионных сюжетов, в которых этот факт обозначен как свершившийся. Возможно, такая тишина связана с продолжающимся противостоянием городской администрации и ряда прежних арендаторов особняка. Например, к губернатору Александру Беглову обратилось петербургское общество «Знание», которое и «квартировало» во дворце на Литейном, 42.
Центральный лекторий всесоюзного общества «Знание» действительно располагался в этом юсуповском доме с 1949 года. Таким образом, ряд сохранившихся региональных отделений включая петербургское как бы «повис в воздухе». Похоже, что для юсуповского дворца на Литейном эта ситуация теперь закончилась. Музейно-выставочное, концертное и лекционное использование этого великолепного здания в центре Петербурга совершенно необходимо. Как и масштабная реставрация, поскольку особняк сейчас находится далеко не в лучшем состоянии. Но из-за отсутствия полноценной информации о том, как музей «Исаакиевский собор» планирует использовать дворец Зинаиды Юсуповой в будущем, в прессе и соцсетях появляются оригинальные версии.
Например, говорится, что особняк превратится в музей икон. Для любого, кому довелось бывать в парадных залах этого дома, оформленных, в основном, в стилистике необарокко, право очень трудно представить в них выставку церковных артефактов. Парадная лестница дворца поражает великолепием История особняка и биография его хозяйки хорошо известны, поэтому обратим внимание лишь на некоторые обстоятельства. Первоначальный проект дворца разработал Гаральд Андреевич Эрнестович Боссе 1812-1894 — академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник.
Под текстом стоит стандартное «с уважением» и перечислены, судя по всему, подписавшиеся под этим текстом. Среди них — священнослужители, профессура, ветераны, артисты и руководители казачьих ансамблей. В попытках выяснить подробности «Фонтанка» связалась с несколькими из них. Экс-депутат Заксобрания Петербурга Борис Ивченко сообщил, что никаких писем не подписывал — по его словам, уже порядка 30 лет никаких дел с обществом «Знание» он не имел.
Первый раз услышала о письме в разговоре с «Фонтанкой» руководитель казачьего ансамбля «Атаман» Дарья Куц. С третьего раза повезло: Екатерина Иванова из фонда «Мосты поколений» рассказала «Фонтанке», что на прошлой неделе с ней связался Сергей Волков, ректор Казачьего университета, и сообщил, что здание у общества отнимают — там, пересказала Иванова его слова, могут построить то ли отель, то ли что-то ещё. После этой беседы Екатерина согласилась поддержать общество. Само общество «Знание» в Петербурге действительно существует не первый десяток лет — это то, что осталось от советского общества «Знание», массово издававшего книги и газету «Аргументы и факты». В 2016 году российское общество «Знание» окончательно распалось. Но некоторые региональные филиалы, впрочем, жили своей жизнью — в наследство от советского периода им достались какие-никакие активы. В Петербурге общество «Знание» — это Планетарий на «Горьковской», а до недавнего времени как раз тот самый дворец Юсуповой на Литейном. Там до 2018 года располагался Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права — затем у вуза отобрали лицензию после проверок.
Одновременно в обществе развивали и другую линию, православную. Один из собеседников «Фонтанки», бывший петербургский чиновник, на вопрос, как так вышло, что казаки и православие уживались с планетарием, рассудил так: «Думаю, он взял казацкое направление, чтобы себя и организацию как-то поднять». Он в данном случае — это Сергей Климов, руководитель ещё ленинградского общества «Знание», а затем петербургского. На этом посту он был с 1987 года.
Организаторами дискуссии выступили Всемирный клуб петербуржцев, оргкомитет премии «Золотой Трезини» и Государственный музей «Исаакиевский собор». Дворец на Литейном был построен для княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой 1810—1893 , урождённой Нарышкиной. В истории дворца было много владельцев и пользователей — от Феликса Юсупова, известного убийцы Распутина, до общества «Знание». В 2023 году архитектурный памятник перешёл в ведение музея «Исаакиевский собор». В настоящее время специалисты проводят полное инженерное обследование здания, чтобы приступить к воссозданию и реставрации объекта. После реставрации дворец станет общедоступным и войдёт в культурную жизнь города. Мероприятие началось с экскурсии по роскошным залам дворца, которую провели научные сотрудники музея «Исаакиевский собор».
В начале 20-х годов прошлого века после национализации частных особняков и коллекций уникальное собрание князей Юсуповых разошлось по различным музеям страны, основные шедевры попали в Государственный Эрмитаж. Благодаря многим поколениям работников дома Учителя, а также выдающимся петербургским реставраторам, дворец на Мойке сохранил большую часть исторических интерьеров и сам дух аристократической городской усадьбы 19 века. Проект «Ангелы и тени Юсуповского дворца» представляет уникальные свидетельства жизни резиденции, начиная с 30-х годов 19 века, рассказывает о периоде революции, блокады, послевоенного восстановления и реставрации последних лет. Новаторская форма телепроекта, совмещающая элементы прямого эфира, подготовленных сюжетов и документалистики, позволила включить мнения о дворце известных российских музейщиков, артистов, музыкантов, представителей интеллектуальной элиты России, в разное время связанных с Юсуповским дворцом в Петербурге.
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге, ч.1
Юсуповский дворец на Мойке – это бывшая фамильная резиденция пяти поколений князей Юсуповых в Санкт-Петербурге. Юсуповский дворец Не забываем, что Юсуповский дворец это не царская резиденция, а всего лишь дворец частной семьи. Очередным этапом грандиозной работы по реставрации дворца, которая масштабно ведется с 1990-х годов, стал начавшийся капитальный ремонт балюстрады северного крыльца Юсуповского дворца, выходящего в Юсуповский сад.