Народный артист СССР Олег Басилашвили, сыгравший Воланда в мини-сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», заявил в беседе с изданием «Абзац», что не смотрел и не будет смотреть новую экранизацию романа. «Мастер и Маргарита» (ранее «Воланд») — российский фэнтезийный драматический фильм режиссёра Михаила Локшина по мотивам одноимённого романа Михаила Булгакова.
«Служебный роман», 1977 год
- «Мастер и Маргарита» 2024.
- Воланд из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 года отказался смотреть новый фильм | Канобу
- Олег Басилашвили: "Если Иешуа сеет добро, то Воланд карает зло" - 21 декабря 2005 - ФОНТАНКА.ру
- Самая мистическая роль: Кто играл Воланда в кино и театре : vitas1917 — LiveJournal
- Воланд во всей красе: какой будет новая киноверсия «Мастера и Маргарита»
Кто играл Воланда на мировой сцене: история одной «нехорошей роли»
в роли Воланда это не то. Главная Новоcти Новости культуры Воланд отмечает день рождения. Олег Басилашвили в роли Воланда. Мы видим, что судьбы актеров, воплотивших образ Воланда, если и имеют сходства, то скорее случайные. Олег Басилашвили в роли Воланда. Мы видим, что судьбы актеров, воплотивших образ Воланда, если и имеют сходства, то скорее случайные.
«Никакого отношения к Булгакову», – Басилашвили разнес новую экранизацию «Мастера и Маргариты»
По словам артиста, он не смотрел и не собирается смотреть современную картину, поскольку считает, что в ней мало от оригинальной повести Михаила Булгакова. Артист подчеркнул, что это по большей части «самостоятельное художественное произведение» Я предварительно прочёл множество рецензий о том, как смонтирован этот фильм, как снят.
Есть масса интереснейших произведений и в XIX веке. У нас же — как привяжутся к чему-то одному, лишь бы новое не читать. А зритель всегда справедливо требует ноу-хау. Но есть надежда, что фильм «Воланд» будет интересной авторской версией романа Булгакова, как и сценарий Элема Климова, написанный им в конце восьмидесятых. Булгаков описывает свою героиню абстрактно: «Она была красива и умна…», и один глаз у нее слегка косил. О внешности Маргариты говорится в сцене подготовки к балу: волшебный крем Азазелло омолаживает героиню, убирая «сеточку» под глазами и морщинку между бровей, то есть выглядела она не очень юной. У Бортко — Александр Галибин. Булгаков описывает своего героя так: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми…» Очевидно, что Галибин похож на Мастера больше других, хотя на момент съемок ему было уже 49 лет.
Однако Диль, 1976 года рождения, по возрасту самый подходящий. Ведь булгаковский герой «лет сорока с лишним». Остальные детали — кривой рот, разноцветные глаза и так далее — легко добавить при помощи грима. И «безукоризненное сложение» тела. Именно поэтому героиня любит ходить без одежды. В «Воланде» Геллу играет молодая актриса Полина Ауг. У Юрия Кары эту роль исполнил знаменитый фокусник Амаяк Акопян. Владимир Бортко остановил выбор на Андрее Урганте. В картине Локшина Бенгальским стал Игорь Верник.
Булгаковский персонаж — «полный, веселый как дитя человек с бритым лицом» — не похож ни на одного из актеров. Как будет выглядеть Бегемот-человек, пока неизвестно. В фильме Юрия Кары от животного почти совсем отказались, заменив его «котообразным толстяком» так выглядит и «оригинальный» Бегемот. У Бортко в костюм ростовой куклы одевается миниатюрный актер Вано Миранян, а говорит Бегемот голосом Александра Баширова.
А Воланд со своей свитой поселяется в квартире покойного Берлиоза и вечером начинает сеанс черной магии. Тем временем в больнице Мастер рассказывает Бездомному свою историю жизни. Тем временем новость о случившемся в Варьете разлетается по городу, а в древнем городе Ершалаиме Иешуа ведут на казнь… … еще 50 мин 6 серия Маргарита случайно встречает Азазелло, который приглашает ее к Воланду. В надежде узнать что-то о пропавшем возлюбленном, она принимает приглашение.
Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — «Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо».
Причем не вся сила, а только часть». Мистика на съемках «Мастера и Маргариты» «Мастер и Маргарита», 2005 Фото: кадр из сериала Владимир Бортко не верил в мистику, но чтобы избавиться от мрачных настроений некоторых членов съемочной группы касательно «проклятия», нависшего над романом, он пригласил на площадку священника. Батюшка освятил команду и оборудование, и приступили к съемкам. Тем не менее мистика на площадке все-таки была, но в положительном ключе. По словам режиссера, во время съемок всегда стояла та погода, которая в тот момент требовалась для той или иной сцены. Работа шла точно по графику, потому что все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали прямо перед началом съемок. Олег Басилашвили потерял голос прямо во время монолога Воланда: горло артиста неожиданно свело судорогой, и он не смог продолжать говорить. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Долгое время врачи делали ему уколы и заливали лекарства прямо в гортань.
Александр Адабашьян , сыгравший Берлиоза, рассказывал, что некоторые актеры в шутку использовали проклятие романа в качестве оправдания: «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10. Чертовщина какая-то! Места съемок «Мастера и Маргариты» «Мастер и Маргарита», 2005 Фото: кадр из сериала Съемочная группа путешествовала по разным городам и странам. Патриаршие пруды снимались со всей своей красе, как и Александровский сад. Но в целом Москва с 30-х годов так сильно изменилась улочек с домами той эпохи практически не осталось , что Владимир Бортко и оператор Валерий Мюльгаут решили снимать ее в Санкт-Петербурге. Встретились Мастер и Маргарита на улице Репина, где сохранилась булыжная мостовая.
Олег Басилашвили – о новой версии «Мастера и Маргариты»: «Не имеет никакого отношения к Булгакову»
Так, режиссёр Владимир Бортко и исполнитель роли Воланда Олег Басилашвили категорически отказались смотреть картину именно из-за того, что посчитали её максимально далёкой от произведения Булгакова. Ведь изначально на роль Воланда он рассматривал легендарного Олега Янковского. Роль Воланда отдали престарелому, хотя и очень уважаемому Олегу Басилашвили – актеру хорошему во всех отношениях, но вопрос в том, что Басилашвили испортил образ Воланда из первоисточника – романа не просто серьезным образом – он вообще его испортил.
О компании
- Звёзды во тьме
- Владимир Бортко рассказал, как снимался сериал "Мастер и Маргарита"
- Олег Басилашвили отказался тратить время на «Мастера и Маргариту» 08.02.2024
- Актеры, сыгравшие Воланда: как сложились их судьбы после "мистической" роли
Воланд во всей красе: какой будет новая киноверсия «Мастера и Маргарита»
Москва 1930-х из книги Мастера — это хорошо известные по роману события: встреча с Берлиозом на Патриарших прудах и представление Воланда. Добавляет бурлескной комедийности сцена на вечере у Лиходеева. Это тоже своеобразный бал, но не Сатаны, а новой элиты: партийных шишек, директоров, известных писателей и критиков. Москва в экранизации — мрачный город, где Мастера допрашивают в НКВД, отправляют на принудительное лечение в страшную психиатрическую лечебницу, где спокойная и счастливая жизнь для героев невозможна. А вот история Иешуа скукожилась до трех-четырех эпизодов зато на арамейском и латыни. Как будто создатели фильма рассчитывают, что мы хорошо знаем исходный текст и все сами развернем в голове что ж, мы и правда знаем. Про любовь Главной темой фильма остается любовь — за нее отвечают красивая и нежная пара Евгения Цыганова и Юлии Снигирь.
Всем, кто в школе пролистывал главы про Ершалаим, чтобы узнать, как там развивается история любви главных героев, фильм понравится. Экранизация ничуть не потеряла в комедийности, но обрела в драматизме — тем разительнее контраст. Воланд в исполнении Аугуста Диля «Бесславные ублюдки» как будто занимает в экранизации более значительное место, чем в книге. Диалоги Мастера с Воландом становятся одними из самых значимых в этой истории.
Новым режиссёром картины стал Михаил Локшин , ранее снявший фильм « Серебряные коньки ». Название фильма сменилось на «Воланд» [21]. Новый сценарий вместе с Локшиным написал Роман Кантор, работавший над «Коньками» и сериалом « Эпидемия » [20]. После монтажа продюсеры вернули картине название — «Мастер и Маргарита» [22]. Сначала я, как человек, читавший роман два раза, любивший, естественно, и прочитавший всего Булгакова, сказал, что этот роман невозможно сделать в полнометражном фильме, помня свои ощущения от него. Но сказал: давайте мы подумаем, если вы даёте нам свободу размышлять на эту тему, то мы к вам вернёмся [23].
Михаил Локшин Съёмки фильма начались в июле 2021 года [6] [24] и продлились до октября 2021 года в Москве , Санкт-Петербурге , а также на Мальте. Выпустить картину в прокат изначально планировалось в конце 2022 года. Компания дистрибьютер Universal Pictures выпустила первый трейлер фильма в феврале 2022 года. Затем выход фильма перенесли на 2023 год [4] [25] [26] [27]. Также перенесли фильм из-за ухода компании Universal Pictures из России [28].
Тот был лет 40, брюнет, фысокий..
Басом говорил надо было Лаврову его озвучить - вот у него - суперголос. А вот Афраний Басилашвили понравился, а Воланд - нет. И сам фильм не понравился. Лавров один только супер. Мне он тоже понравился. Многие говорят, что он должен был быть посвежее и моложе, но я считаю, что Булгаков имел в виду именно такого уставшего Воланда.
А вот кто действительно был слишком стар, так это Понтий Пилат. OldWoman Просветленный 35823 15 лет назад Абсолютно не подходит, прежде всего, конечно, по возрасту.
Там есть вещи, которых просто не может быть никогда в экранизации Булгакова… Но я не отрицаю, что это сделано талантливо», — размышляет Галибин. Фото: кадр из фильма Он сообщил, что не понял картину. Не понимаю, почему режиссер интерпретировал все именно так, почему придумал сцены, которых нет в романе. Почему поменял линии, которые менять невозможно, так как это искажает суть произведения», — рассказал актер в интервью «Радиоточке НСН».
Главное фото: кадр из фильма.
Басилашвили раскритиковал новую экранизацию “Мастера и Маргариты” и решил ее не смотреть
Басилашвили Олег — все новости по теме на сайте издания Злой рок для артистов: Олег Басилашвили оказался в больнице с коронавирусом. Олег Басилашвили в телеспектакле «Дядя Ваня» 1986 Зрелость, кинокарьера Одновременно с подъемом творческого потенциала в театре, у актера появились первые значимые роли в кино. Олег Басилашвили в роли Воланда, фото: YouTube. Олег Басилашвили, сыгравший роль Воланда в мини-сериале Владимира Бортко, признался что прочитал много рецензий на новую экранизацию романа Михаила Булгакова.
Басилашвили о новом фильме «Мастер и Маргарита»: «Никакого отношения к Булгакову картина не имеет»
По мнению сценаристов-новаторов Воланд вместе с писателем от скуки, случайно пришёл на какой-то левый спектакль, где играет начинающая актриса Гелла. Затем Воланд отпрашивается у Мастера в туалет покурить и уже через минуту оказывается на сцене, где возникают из-за кулис и его верные слуги. Они, видать, катались где-то рядом на автомашине и трёхколёсном велосипеде. Далее безобразники какому-то случайному актеру, почему-то не убежавшему со сцены, пять минут экранного времени отрезают голову. Уму непостижимо, к чему городить такой нелепый и идиотский сценарный огород? У Булгакова написано более чем чётко - Воланд прилетает в Москву, чтобы посмотреть на нового советского человека, для этого он специально организует официальное представление в варьете с афишами по всему городу. Зачем своей сценарной бездарностью портить этот эпизод? Если, по мнению авторов шедевра, Воланд пришёл в варьете случайно, то на этом кино можно и заканчивать. Сюжетные эпизоды с Лиходеевым не нужны, не нужно пугать Варенуху и Римского.
Я всё понимаю: Локшин и Кантор великие художники и они так видят. Но в том-то и суть кино, чтобы историю, которую много кто читал, не запудривая мозг, переосмыслить и раскрыть новыми гранями используя киноязык. Именно киноязык позволяет убрать закадровый голос, а в новой экранизации закадрового бубнежа выше крыши. Словно у нас не кино, а аудиокнига. Роман Булгакова и без сценаристов-новаторов имеет сложную структуру, зачем её ещё больше усложнять и путать клиповыми склейками? Ведь в реальности концовка романа дописывалась вдовой писателя Еленой Шиловской. Последняя сцена, сочинённая самим Михаилом Булгаковым — это встреча Маргариты и Азазелло и всё! Остальное Елена Сергеевна скомпилировала из бракованных вариантов и черновиков произведения.
Кстати, когда вдова писателя принесла роман на печать, то оказалось, что в концовке после бала куда-то бесследно исчезла Гелла. Следовательно, эпизод, где Гелла натирает ногу Воланду — это поздняя не авторская вставка. Что может болеть у Сатаны, кроме совести? А теперь, как любили повторять на прежнем месте моей работы: «если критикуешь, предлагай», поэтому я предлагаю всем вам представить, как можно было бы снять это кино иначе: 1 эпизод: В Москве 30-х годов с большим успехом проходит премьера спектакля «Пилат». Камера показывает финальную сцену постановки, где жители Ершалаима кричат: «Распни его! В этот момент на сцене распинают Иеуша и ещё двух разбойников. И актёры так убедительно играют, что весь зал входит в раж и сам начинает скандировать: «Распинай его, мужики! Бога нет!
Ставь к стенке эту сволочь! Копьём коли гада! Кстати, в зале уже присутствует сам Воланд, который специально заглянул в Москву, чтобы полюбоваться новым советским человеком, не верящим ни в Бога, ни в чёрта. И когда народ исходится в истерике при распятии Иеуша, Сатана громко хохочет. И вдруг вспыхивает крест, на котором распят испуганный актёр. Кулисы смыкаются, пожарники тушат реквизит, зал рукоплещет и просит автора пьесы на сцену. Рядом с актёрами появляется Мастер.
Коровьева ты уже сыграл в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года , а у меня Азазелло сыграть не хочешь? Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда. С помощью компьютерной графики прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере. Мастер и Маргарита умирают в конце телесериала телесно, чтобы найти покой в другом мире. А вот в реальности к сегодняшнему дню не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много? В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются. Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день. Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота Коровьева — одного из демонических слуг Воланда. Диагноз: рак поджелудочной железы. В сериале он играл поэта Ивана Понырева. В момент смерти ему было всего 38 лет. Через 2 года после Галкина не стало Ильи Олейникова. Актер, сыгравший финансового директора «Варьете» Римского, умер из-за рака легких. Ему было только 65. В следующем году от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин.
Юлия Трофимова; Лучший фильм конкурса документального кино — «Ладья», реж. Сэм Калантари; Лучший фильм конкурса короткометражного кино — «Партнеры», реж. Хосе Мария Флорес; Приз зрительских симпатий — «Дыхание холода», реж. Нахид Азизи Седиг; Приз жюри российской кинокритики — «Стыд», реж. Мигель Сальгадо.
Артист подчеркнул, что это по большей части «самостоятельное художественное произведение» Я предварительно прочёл множество рецензий о том, как смонтирован этот фильм, как снят. Мне кажется, что это самостоятельное художественное произведение и оно уж точно не имеет никакого отношения к Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Басилашвили о новом фильме «Мастер и Маргарита»: «Никакого отношения к Булгакову картина не имеет»
Но однажды признался, что их с режиссером объединяло тогда горячее желание обличать пороки общества, показывая их на большом экране. Им казалось, что если они выставят на всеобщее обозрение таких остро отрицательных персонажей, как граф Мерзляев из «О бедном гусаре замолвите слово», то подобные люди тут же, как по волшебству, исчезнут. До этого режиссер видел его только в роли лощеного Самохвалова в «Служебном романе» и считал, что актер не сможет сыграть безвольного героя. Ассистентка Данелии сама пригласила Басилашвили на пробы, и пробы эти он успешно провалил. Дело решил случай: Данелия случайно увидел, как Басилашвили топчется на тротуаре, не решаясь перейти дорогу. Тогда режиссер наконец увидел в артисте своего Бузыкина. Всё же роль далась актеру не сразу, причиной тому стала, опять же, робость перед режиссером и знаменитыми партнерами по съемочной площадке, Натальей Гундаревой и Евгением Леоновым. Басилашвили, по его словам, считал их чуть ли не богами.
Кадр из фильма «Осенний марафон» реж. Георгий Данелия, 1979 Бузыкин в исполнении Басилашвили стал культовым персонажем 1980-х. Актер настолько убедительно сыграл нерешительного недотепу-интеллигента, разрывающегося между двумя женщинами, что многим зрителям казалось: самому Басилашвили присущи черты главного героя. Сам же он говорил, что мучительная неспособность сказать твердое «да» или твердое «нет» свойственна не только Бузыкину, но и всей советской и российской интеллигенции, включая его самого. Но прежде чем обратиться к Басилашвили, режиссер предложил эту роль Олегу Янковскому. Когда Янковский отказался, роль досталась Олегу Валериановичу и в итоге стала одной из самых любимых его работ. Играя Воланда, актер старался существовать в роли так, как это делали на сцене артисты его родного МХАТа.
В юности на мхатовских спектаклях ему часто казалось, что перед ним — не актеры, исполняющие роли на сцене, а просто живые люди со своей историей. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» реж. Владимир Бортко, 2005 Олег Валерианович говорит, что он очень самокритичен и ему сложно смотреть на своих экранных героев даже спустя долгое время. Но глядя на записи интервью и творческих вечеров актера, сложно поверить, что этот статный мужчина с бархатным голосом действительно настолько не уверен в себе, как говорит он сам. Сейчас в нем сложно разглядеть человека, боящегося принимать решения и говорить прямо. Особенно красноречиво и свободно он высказывается о политике и устройстве современного общества. Кадр из фильма «Не ждали» реж.
Шеф-редактор Лайфхакера Избранное «Атмосфера кино» выпустила новый трейлер «Мастера и Маргариты» и объявила дату выхода картины в прокат — 25 января 2024 года. Он переносит в Москву 30-х годов. Известный писатель на взлёте карьеры оказывается в центре литературного скандала.
Не захотел он сравнивать игру Аугуста Диля со своей. Оба артиста перевоплотились в Воланда. Последний, к слову, новую постановку посмотрел. Даже пожалел, что сходил на него. Этот фильм связан с романом Булгакова только персонажами из «Мастера и Маргариты».
Денег на эту постановку выделено не было, постоянно создавались какие-то препятствия со стороны чиновников, поэтому готовили спектакль собственными силами. Многие декорации брали из других спектаклей, создавали уникальную сцену из двух миров - света и тьмы, разделенных тяжелым, плавающим занавесом, стараясь передать органичную целостность всех пластов романа. Таганка всегда была сильна своим стилем и новаторством. Любимов вложил всю душу в создание этого спектакля, возможно поэтому он стал единственным, не сопровождающимся мистическими событиями. Режиссера словно вела какая-то таинственная рука свыше. Этот спектакль на сцене театра на Таганке идет до сих пор, ценители булгаковского творчества называют его лучшим среди подобных постановок. В 1977 году роль Воланда репетировали сразу несколько актеров. Об этой роли мечтал Владимир Высоцкий, он был в обиде на Любимова, предложившего ему в этом спектакле роль Ивана Бездомного, от которой актер отказался. Вениамин Смехов в роли Воланда в театре на Таганке. Фото: okolo. В дублирующем составе его заменял Борис Хмельницкий. Каждый из них создал образ своего Воланда, и нельзя однозначно сказать, какой получился лучше. Смехов - артистичный, импозантный, с некоторой долей иронии. Хмельницкий - более сдержанный и выразительно медлительный, но зрителям нравился созданный им образ, многие старались попасть на спектакль с его участием. Из-за этого у артистов сложилась постоянная конкуренция, по причине которой Борис Хмельницкий через несколько лет ушел из театра. После его ухода Юрий Любимов ввел на эту роль Всеволода Соболева, который играл Волонда более 30 лет. Александр Резалин пришел в труппу театра на Таганке в 2016 году, тогда же был утвержден на роль Воланда. Как признается актер, после этого с ним начали происходить странные метаморфозы. Он почувствовал, что с помощью этой роли может говорить со зрителем о чем-то своем, важном и наболевшем - о добре и зле, о необходимости выбора между светом и тьмой. Наверное поэтому его Воланд получился очень убедительным.
Воландом в новой экранизации стал штурмбаннфюрер из «Бесславных ублюдков»
Олег Басилашвили Роль Воланда сыграла с артистом злую шутку прямо на съемках. Народный артист СССР Олег Басилашвили, сыгравший Воланда в мини-сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», заявил в беседе с изданием «Абзац», что не смотрел и не будет смотреть новую экранизацию романа. В одном из интервью режиссёр Владимир Бортко сказал, так объяснил, почему роль Воланда досталась Олегу Басилашвили. Роль Воланда в сериале Владимира Бортко стала для Олега Басилашвили самой главной, но конечно же не первой и не единственной встречей с творчеством Михаила Булгакова. в роли Воланда это не то.
Смотрите также
- Новая экранизация «Мастера и Маргариты»
- Басилашвили: новая экранизация «Мастера и Маргариты» не имеет отношения к Булгакову
- Басилашвили о роли Воланда в сериале Мастер и Маргарита
- Выбранный на роль Воланда актер Аугуст Диль перечитал Булгакова - МК
- Козни дьявола
«Мастер и Маргарита» 2024.
Тем временем фильм «Мастер и Маргарита» Локшина собрал в прокате уже более 1 млрд рублей. Материалы по теме.
Роль Воланда исполнил Валентин Гафт, который оказался своей игрой вполне доволен, а своего героя называл не "дьяволом, а посланником". Кстати, Гафт появился через 10 лет и в сериале Владимира Бортко. Правда, уже в двух небольших ролях.
Возможно, поэтому мы не слышали особо о какой-либо мистике в жизни Козакова из-за этой роли. Его сыграл Олег Басилашвили. Хотя роль предлагали Олегу Янковскому, но тот отказался. Для Басилашвили роль оказалась значимой, но не главной как в карьере, так и в жизни.
В любом случае, Воланд, как дьявол, многолик. И почему бы ему не оказаться в том числе и таким? Олег Басилашвили в роли Воланда Мы видим, что судьбы актеров, воплотивших образ Воланда, если и имеют сходства, то скорее случайные. А потому влияние "Мастера и Маргариты" на судьбы актеров также сложно проследить, слишком многое притянуто за уши.
Жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном присудило «Золотого святого Георгия» фильму «Стыд» Мигеля Сальгадо. Картина также получила приз российской кинокритики и награду за лучшую мужскую роль Хуана Романо Лопеса. Двух призов удостоен фильма «Дыхание холода» - за лучшую режиссерскую работу Нахида Азизи Седига и приз зрительских симпатий. Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» получила «Нирвана» режиссера Асифа Ислама, Награду за лучшую женскую роль присудили Марике Бейкирх «Шлимазл» , в конкурсе «Русские премьеры» победил фильм «Лгунья» режиссера Юлии Трофимовой. Список лауреатов 46-го Московского международного кинофестиваля: «Золотой святой Георгий» за лучший фильм — «Стыд», реж.
Я думаю, что отношение к пьесе "Дни Турбиных" у Сталина было неоднозначным потому, что он увидел там людей, которые защищали Российскую империю. А создание Российской империи, хоть и под совсем иными знаменами, было одной из задач Сталина. Обратите внимание на возврат к царским погонам, на звания воинские, на введение формы для чиновников различных сфер. Все это было подражанием императорской России. Кроме того, если приглядеться к высотным домам в Москве, на которых установлены звезды, то можно заметить некоторое сходство этих звезд с орлами. И Сталину удалось воссоздать империю в прежних границах, за исключением разве что Финляндии. Я думаю, это его привлекало: белые офицеры сражаются за идею, которая обуревала и его... А следующая моя встреча с творчеством Булгакова произошла, когда в нашем театре Сергей Юрский поставил спектакль "Мольер" по пьесе Булгакова, где мне выпало сыграть Людовика XIV. Эта роль блистательно написана, как и вся пьеса. Психологически точно и остроумно. Сергей Юрский играл Мольера. Спектакль имел колоссальный успех. Мы его играли, пока Юрский не уехал в Москву. Басилашвили: Да, публикация этого романа произвела фурор. Хотя там за смехом, за иронией стоит огромная любовь Булгакова к этому театру. Самое сильное мое впечатление, связанное с Булгаковым, - "Мастер и Маргарита". Одно из высочайших проявлений русской литературы, до конца не разгаданное. Этот роман написан в стране, которая обволакивалась всесилием Сталина. А Михаил Афанасьевич показал, насколько мелка, насколько тщетна эта власть, ибо над ней стоит Нечто, о чем гражданам было запрещено даже думать. Называйте это Богом, называйте как-то еще... Он показал, что наш страх перед ночным приездом НКВД, славословие в адрес вождей - все это прах по сравнению с теми целями, которые поставлены перед человечеством Создателем. Басилашвили: "Батум" - пьеса, написанная по заказу. А вы подумайте над одной из последних сцен в "Мастере и Маргарите". Когда умирает Мастер, Воланд спрашивает, куда он должен пойти после смерти. И Левий Матвей отвечает: "Он не заслужил света. Он заслужил покой". Я думаю, Михаил Афанасьевич эти слова адресует самому себе. Басилашвили: Я думаю, он хотел еще раз унизить Булгакова: "Ты сопротивлялся, потом сдался и написал пьесу обо мне, а я ее запрещаю". Это была коварная, изощренная месть. Когда состоялся телефонный разговор Булгакова со Сталиным, тот спросил: "Может, вас все-таки отпустить в Европу? Булгаков ответил: "Я считаю, что русский писатель должен работать у себя на Родине". Сталин сказал: "Я тоже так считаю". Тем самым Булгаков вручил себя в руки тирану, которого он боялся и боготворил, как и все. Поэтому он "не заслужил света". То, что мне удалось сыграть Воланда, я считаю большим счастьем. Басилашвили: Главное для меня было - передать того Воланда, который был дорог Булгакову. Ведь это роман не столько о Мастере и Маргарите, сколько о Воланде, который прожил в одиночестве многие тысячелетия, понимая, что человечество неисправимо. Оно не станет лучше, несмотря ни на что, несмотря ни на какие новые политические системы. И вдруг он встречает на своем пути людей, подобных которым он раньше почти никогда не видел.