Новости 19 февраля 1861 событие

19 февраля 2021, 11:00. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год.

Навигация по записям

  • События 1861 года: sandra_rimskaya — LiveJournal
  • Отмена крепостного права
  • 19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права : vvm1955 — LiveJournal
  • Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье
  • Реформа 19 февраля 1861 года
  • 19 февраля 1861 года - "Бездненское восстание" - Русский Исполин

160 лет отмене крепостного права в России

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», художник Григорий Мясоедов.

Вы точно человек?

Активизировалось предпринимательство. В селе по-прежнему сохранялась община. Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат. Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя. Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось. Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю.

С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть. Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы. Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью.

Милютин и Ю.

Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков.

Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным. В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества.

Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли?

Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько.

Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы?

Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах.

Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины.

В свою очередь, правительство понимало необходимость учесть в проекте реформы интересы всех сторон. Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет.

Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов.

До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством. Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста.

Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты.

Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной. Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе.

160 лет отмене крепостного права в России

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель». 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России.

Отмена крепостного права

У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст.

Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников.

Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе.

Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих.

Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки — вернее, головы. Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. Протоиерей Максим Хижий, инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук Заступник крепостных Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия Брянчанинова В 1852 году Святейший Синод направил архимандрита Игнатия Брянчанинова депутатом от духовного сословия в Высочайшую комиссию, которая расследовала насилия над крепостными Устюжского уезда в Новгородской губернии.

Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй.

Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.

В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам. Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп.

Многие крестьяне плакали при оглашении вести в церквях, а вот городские жители вели себя иным образом.

В сохранившихся в Главархиве воспоминаниях московский купец Петр Медведев писал, что получил Манифест дома, а после прочтения у него только слезы текли сильно из глаз. Медведев также сообщил новость своей болеющей матери: женщина села в кровати и начала креститься на висевшую перед кроватью икону, приговаривая со слезами: «Слава, Господи! Петр Медведев отметил сложность написания текста Манифеста и то, что «многие не могли вообще понять, о чем объявляют».

После чтения состоялся благодарственный молебен с коленопреклонением. И несмотря на то, что многие усердно молились, даже во время чтения некоторые выходили из церкви, не дослушав манифест.

В 1855 г. Он не был ни ярко выраженным либералом, ни консерватором в полном смысле этого слова. Новый император не стремился изменить государственный и общественный строй, который сложился в правление его горячо любимого отца, не хотел кардинальных реформ. Заслуга Александра II перед российской историей в том, что он смог осознать их необходимость и решиться на их проведение. Подготовка крестьянской реформы Первым официальным заявлением о подготовке к отмене крепостного права принято считать обращение Александра II к представителям московского дворянства в марте 1856 г. Правда, твёрдого желания освободить крестьян император в этой речи не высказал.

Словами источника Из выступления Александра II на собрании московских губернских и уездных предводителей дворянства 30 марта 1856 г. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Вопросы: Найдите противоречие в приведенном отрывке из выступления Александра II. Как вы думаете, какую цель хотел достичь император этим выступлением? Позже Александр не раз подчёркивал, что не хочет предпринимать каких-либо действий, которые бы противоречили интересам помещиков. С 1860 г. Комитет подготовил проект проведения реформы, который предлагал следующие решения: личная зависимость крестьян отменялась, юридическая зависимость их от помещика сохранялась на протяжении переходного периода — 10 лет; земля оставалась в собственности помещиков; за полевые наделы, которые помещик предоставлял в пользование крестьянам, они должны были платить оброк или отрабатывать барщину; усадьбу, на которой находился их дом и хозяйственные постройки, крестьяне могли со временем выкупить.

Оставалось получить согласие дворян-землевладельцев. В октябре 1857 г. Назимов — генерал-губернатор Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Он подал императору адрес обращение от помещиков западных губерний с просьбой дать им право освободить своих крепостных. Александр II в ответ направил письмо на имя Назимова, в котором предлагал создать дворянские губернские комитеты для обсуждения правительственного проекта Крестьянской реформы. Официальное название этого письма — рескрипт Назимову. Узнать больше Владимир Иванович Назимов 1802—1874 — видный государственный деятель России. Назимов начал карьеру в армии и дослужился до чина генерала.

Несколько лет состоял при наследнике трона Александре Николаевиче, сопровождал его в 1837—1838 гг. Руководил преодолением последствий неурожая 1840 г. В течение семи лет был попечителем Московского учебного округа, был избран почётным членом Московского университета. Назимов был назначен виленским военным губернатором и гражданским генерал-губернатором Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Осенью 1857 г. Дворяне ответили, что обсуждать этот вопрос нет особого смысла, поскольку, судя по всему, готовится отмена крепостного права. Поэтому лучше сразу приступить к выработке условий освобождения крестьян. Обязательным условием они считали сохранение за помещиками прав собственности на землю.

Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу. Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению. Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II. Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его. Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий. В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность. Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края.

После начала Польского восстания 1863 г. Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения. Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях. Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли. Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860.

Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г. В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов. Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре. При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом. В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов.

Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу. В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу. Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды. Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России. Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью».

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

Это, мягко говоря, неправда — крепостная зависимость во многих странах Западной Европы исчезла не так уж задолго до ее отмены в России. Например — в Германии началу отмены крепостного права положили реформы, которые стали проводиться в Пруссии после ее разгрома в войне с Наполеоном в 1806году. Эта прусская реформа была более, чем постепенной — она растянулась почти на 40лет. Окончательно выкупить у помещиков личную свободу а не землю! В Венгрии входившей в ту пору в состав Австрийской империи крепостное право было отменено только в результате революционных событий 1848 года — и земли при освобождении венгерские крестьяне опять-таки не получили. Что же касается всемирного светоча демократии — США, то там рабство негров было отменено вообще на два года позже, чем в России — в 1863, на третьем году гражданской войны, самой кровопролитной в американской истории. Излишне говорить, что наделять землей освобожденных рабов никто в США даже и не думал — а попытки негров захватить землю безжалостно подавлялись армией освободителей-северян… «Грабительская реформа»против проектов декабристов На фоне того, что из-за вопроса об отмене рабстве в США вообще разразилась гражданская война, реформа 1861 года уже выглядит образцом государственной мудрости. Обойтись в таком серьезном деле без большой крови — это уже не так-то просто. Но интересна реформа 1861 года не только своей бескровностью… Мало кто давал себе труд сравнить условия освобождения крестьян в 1861 году с теми, на которых собирались упразднить крепостную неволю декабристы в 1825. Между тем результаты сопоставления декабристских проектов с тем, что сделал царь Александр II просто потрясают.

Оказывается, что по «Конституции» Никиты Муравьева крестьяне должны были быть освобождены вообще без пахотной земли — с одними только огородами: Ст. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими. Можно, конечно, сказать, что «Конституция»Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство. Получается, что Александр II оказался «добрее»декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать. Самодержавие вообще так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому»пути-освободить без земли.

Царь-батюшка был куда более осмотрителен-он понимал, что в иных делах простота — хуже воровства. Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848года в Венгрии. Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»: «Важнейшим актом венгерской революции 1848года было уничтожение крепостничества.

Российская империя позже всех в Европе упразднила крепостное право Нет Например, в Боснии и Герцеговине которая, правда, в XIX веке была частью Османской империи с крепостным правом официально было покончено в 1918 году. Независимые европейские государства в годы реформ Александра II уже отменили крепостничество в классическом варианте. Однако в их колониях еще существовало рабство.

В ночь после подписания манифеста Александр II опасался за свою жизнь Да Император знал, что большая часть дворян очень недовольна подготовленной реформой. Помнил он и судьбу деда, Павла I, убитого в результате дворцового переворота. В ночь после подписания манифеста были предупреждены войска и полиция, приготовлены лошади для императора, а сам Александр II, по свидетельству прислуги, ночевал у сестры, великой княгини Ольги Николаевны. Однако на практике эту норму нередко превышали, кроме того, крепостные должны были выполнять и дополнительные трудовые повинности. До 50 ударов розгами по закону полагалось крепостному крестьянину, подавшему жалобу на своего помещика. Сергей Корчагин Тот, кто будет делать добро, тот познает истину, а кто познает истину, тот будет свободен от зла и от смерти.

Потому что всякий, кто заблуждается, тот делается слугой своего заблуждения. А как слуга в доме хозяина не живёт всегда, а сын хозяина всегда в доме, так и человек, если заблудился в жизни и делается слугой своих заблуждений, — не живёт всегда, а умирает. Только тот, кто в истине, остаётся жив всегда. Истина же в том, чтобы быть не слугой, а сыном. Так что если будете заблуждаться, то будете слугами, несвободными, и умрёте. А будете в истине, то будете сынами свободными и будете живы.

Обнародован Манифест был 5 марта 17 марта 1861 г. Его текст был зачитан в церквях после обедни, в Москве, Петербурге и других городах. В Михайловском манеже царь зачитал лично указ. В некоторых отдаленных местах — указ был обнародован в течение марта того же года. Манифест сопровождался комплексом законодательных актов из 22 документов. Они касались вопросов освобождения крестьян, условий выкупа помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным регионам России. Значение Манифеста 1861 года Значение реформы состояло, прежде всего, в том, что она расчистила путь развитию капитализма в России. Но при этом обнаружилось, что крепостная зависимость заменялась на долговую.

Неадаптированным к рыночной экономике оказалось и помещичье хозяйство. Социальная поляризация в деревне и ускоренный экономический упадок дворянства противоречили сословной модели государственности. Все это провоцировало новые социальные конфликты. В Информационно-библиографическом отделе оформлена выставка «Отмена крепостного права. К 160-летию подписания Манифеста «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»». На выставке можно ознакомиться с нормативными документами по реформе 1861 года, с работами историков дореволюционного времени, советских времен и современными изданиями по данной теме. Первое исследование Первым серьезным исследованием крестьянской реформы 1861 года стал труд историка и врача Александра Скребицкого «Крестьянское дело в царствование императора Александра II : материалы для истории освобождения крестьян». В нем автор скрупулезно собрал и представил все имеющиеся материалы по подготовке реформы: подготовка крестьянской реформы; права дворовых, пожелавших остаться в усадьбе помещика; выкуп крестьянами земельных угодий; права кредиторов и перевод долга; добровольные соглашения по выкупу между крестьянами и помещиками; выкупные ссуды; права крестьян, отбывающих работы на хозяйских фабриках, горных заводах и промыслах; особые правила для Области войска Донского, Сибири, Бессарабии, Ставропольской губернии; материалы для сельского устава. Работа вышла в Бонне в 1860-е годы 19 века.

Ввоз издания в Россию был запрещен до 1870 г. Издания начала XX века на выставке Государственным и общественным деятелям России, внесшим огромный вклад в освобождение русского крестьянства от крепостной зависимости посвящено раритетное издание 2012 года «Главные деятели освобождения крестьян». Это переиздание биобиблиографического словаря выпущенного к 50-летию со дня реформы 1861 г. Тираж составляет всего 100 пронумерованных экземпляров. Книга прекрасно иллюстрирована 14 портретами и содержит статьи с краткими биографиями общественных и политических деятелей, принимавших участие в подготовке и реализации реформ 1861 г. Милютин, министр внутренних дел граф Ланской, граф Ростовцев; общественные деятели и писатели: А. Радищев, Н. Тургенев, князь В. Черкасский, Ю.

Самарин, К. Кавелин, А.

Но губернские дворянские лидеры только разводили руками. Впоследствии Алексей Левшин писал: «Большая часть представителей землевладельцев вовсе никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намеке о том являла удивление, а иногда непритворный испуг. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторяемые, не продвинули меня далеко вперед». Царю оставалось или отказаться от идеи реформы, или поручить подготовку своему аппарату. Он избрал второе. Был, как водится, создан очередной Секретный комитет, 3 января 1857 года состоялось его первое заседание, на котором его члены заняли истинно «либеральную»позицию: мол крепостное право — зло, но устранить его можно только постепенно, без резких поворотов, а действовать сейчас и сразу — явно преждевременно и опасно.

Пока что надо изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел. Они не договорились друг с другом и подготовили три разные записки. Позиции объединить не удалось. Все начало 1857 года Секретный комитет практически саботировал дело. Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Алексей Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли. Большинство комитета этой записке хода не дало. Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться. Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания.

Прошли бурные заседания 16, 17и 18 августа 1857 года. Под его нажимом Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение»по-прежнему не употреблялось. Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым — в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел на этот «нулевой цикл»реформы … 20лет! Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем, пришлось пойти другим путем — и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще.

19 февраля 1861 года в России отменили крепостное право

19 февраля (3 марта) 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, который освободил крестьян от зависимости от помещиков. Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу.

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права». 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Можно, конечно, сказать, что «Конституция»Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство. Получается, что Александр II оказался «добрее»декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать. Самодержавие вообще так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому»пути-освободить без земли. Царь-батюшка был куда более осмотрителен-он понимал, что в иных делах простота — хуже воровства. Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848года в Венгрии. Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»: «Важнейшим актом венгерской революции 1848года было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии. После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю — и процесс этот растянулся до 90-х годов XIX века.

Для сравнения — в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде т. Немного истории При этом стоит отметить, что об отмене крепостного права Александр II задумался далеко не первым. Проекты на сей счет появились еще в самом начале XIX века, когда Александр Первый издал закон о «вольных хлебопашцах», разрешавший крепостным выкупаться на волю. Подумывал от отмене крепостничества и разгромивший декабристов Николай Первый — в его правление работал целый ряд секретных комитетов на эту тему, но … все задумки окончились ничем. Единственным итогом всех бюрократических бдений стало то, что в 1842 году Николай I издал указ, по которому помещик, сохраняя право собственности на землю, мог наделять ею крестьян, освободив их от крепостной зависимости, а те должны были нести за это в пользу помещика условленные заключенным между ними соглашением повинности. Однако эти попытки реформировать крепостное право в масштабах страны не дали практически никаких ощутимых результатов, ибо они не носили обязательного характера: все решал помещик, который мог отпустить, а мог и не отпустить. В конце концов Николай Первый будто бы сказал однажды графу Киселеву, что освобождение крестьян-дело настолько трудное и опасное, что он предпочитает оставить его потомкам. Административный детектив Тем удивительнее выглядит то, что освобождены крестьяне были-и все-таки с землей.

Как же Александру Второму удалось так повернуть работу государственной машины, чтобы «ущемить»интересы помещиков? Это вопрос интересный — почти детективный. Началось все с того, что только что взошедший на престол Александр II назначил министром внутренних дел Сергей Ланского, При этом царь, как сообщил в циркуляре в августе 1855 года сам министр, поручил ему «... Это вызвало восторг крепостников. Но уже через полгода, 19 марта 1856 года, тот же Александр II произнес свою знаменитую речь со словами: «Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным.

Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше. Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных. Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает. На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии. Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки. Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена. Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс. Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами. Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы. С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами. Являясь собственностью, раб находился на попечении владельца — он не имел ни своего дома, ни имущества, ни денег, ни земли, а потому жил в доме хозяина и питался тем, что ему выделялось. Раб мог быть не только продан или проигран в карты, но даже убит за провинность. Никаких санкций со стороны закона в таком случае не следовало, ведь раб считался просто орудием труда. В отличие от крепостного крестьянина, раб не мог обрести свободу, выкупив себя. Да и возможности как-то заработать у рабов тоже не было, потому что всё свое время они отдавали рабовладельцу. И рабы, и крепостные крестьяне не отличались трудолюбием, когда речь шла о работе на хозяина. Однако помещики поощряли любое предпринимательство крепостных, так как те могли платить повышенный оброк со своего заработка. Некоторые крестьяне скапливали такие состояния, что становились членами купеческой гильдии и выкупали себя вместе с семьей и землей у помещика.

Заблуждения и факты о крепостном праве в России 11 марта 2022 5,1K прочитали Отмена крепостного права не обрадовала многих крестьян, принесла государству огромные деньги и заставила Александра II опасаться за свою жизнь Третьего марта 1861 года по новому стилю; по старому — 19 февраля был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. Вышел местный священник, только прибывший из города, положил на аналой документ. Охнула какая-то женщина, и в храме повисла напряженная тишина. Батюшка с торжественным видом начал читать Манифест об отмене крепостного права, подписанный императором Александром II 19 февраля 3 марта по новому стилю 1861 года. Довольно скоро тишина в церкви сменилась ропотом: кто-то просил растолковать непонятные выражения, кто-то говорил, что их обманули и это вовсе не та воля, которую царь обещал. Примерно в такой обстановке обнародовали в уездах Российской империи эпохальный документ, с которого начался период великих реформ и перестройка всего устаревшего уклада. Крестьяне обрадовались реформе 1861 года Нет «Волю объявили, а в понедельник опять погонят на работу», — возмущались крестьяне, выслушав императорский манифест. Оказалось, что еще как минимум два года бывшие крепостные проведут на положении «временнообязанных», то есть будут должны помещику почти все те же повинности — барщину и оброк. Многие крестьяне рассчитывали, что с освобождением их участки достанутся им даром, и были разочарованы требованием выкупа земли. Люди считали, что помещики их обманывают, подменив настоящую царскую «волю»; в народе ходили произвольные толкования и поддельные версии царского указа. В 1861 году в России прошло 1859 крестьянских восстаний для сравнения: в предыдущее десятилетие, считавшееся неспокойным, бунтов было около 1010. Пристав зачитывает Манифест об отмене крепостного права у подмосковной усадьбы. Крепостное право отменили на территории всей Российской империи в одно и то же время Нет Еще в 1816—1819 годах Александр I отменил крепостное право в прибалтийских губерниях: Эстляндской, Курляндской, Лифляндской — и на острове Эзель. Крестьяне тогда были освобождены без земли. Его племянник и тезка Александр II, упразднив крепостную зависимость на основной территории империи в 1861 году, несколько лет спустя специальными постановлениями провел такую же реформу на окраинах, в частности на Кавказе. Об освобождении крепостных размышляла еще Екатерина II Да Екатерина II вслед за французскими просветителями полагала, что рабство противоречит христианской вере и справедливости.

Нача- лось обсуждение проектов реформы в губернских комитетах, а затем и в Главном комитете. Различных записок и проектов оказалось очень много. При этом выяснилось, что, во-первых, интересы помещиков разных регионов не совпадают. И второе различие состояло в отсут- ствии единства среди помещиков внутри комитетов. Часть из них бы- ла настроена крайне консервативно и настаивала на максимальном сохранении существующих порядков. Другие же занимали либераль- ные позиции и предлагали решительные преобразования буржуазного направления. И по сравнению с губернскими комитетами комиссии пошли на значительно большие уступки кре- стьянам, но в целом они защищали интересы помещиков. Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Важно Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы- куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степ- ная. В 27 губерниях землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же. Таким об- разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел меньше того, которым он владел, будучи крепостным. Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть- ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Волость включала несколько сельских обществ от 300 до 2000 душ мужского пола. Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото- рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники назначались из числа местных потомственных дворян. Выкупная операция. При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. По этой причине государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Период этого состояния твёрдо установлен не был и растянулся на 20 лет. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный импульс развитию промышленного производства. Обратите внимание Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков. В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков. Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжёлыми. Процесс данный растянулся на 49 лет. Землевладение крестьян было урезано. Недостаток крайне важно й земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой. Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX—XX вв. Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями. На фоне формирования новых общественных классов — буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий — помещики и крестьяне. Это не могло не отразиться на рас- становке политических сил в стране в ходе революционных событий и борьбы за власть. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. Манифест 19 февраля 1861 г. Он уже накануне знал, что умирает. Исповедался и причастился. Рано утром позвал свою родню и объявил о близкой своей кончине и всех благословил крестным знамением. Отчего я не могу умереть вместе с тобою! Видно, так угодно Богу. Тяжело тебе будет». Цесаревич рыдая вымолвил, что надеется, что батюшка «там будет молиться Ему о России, о нас всех». Твердым, но уже прерывающимся голосом царь ответил: «Да, я всегда молился Ему за Россию и за всех вас, буду молиться и там. Вы же останьтесь навсегда, как было доселе, в тесном союзе любви семейной». После этого Николай I впал в забытье.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. 19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права. В 1861 году в России провели реформу, отменившую крепостное право. Манифест об этом император подписал (19 февраля) 3 марта 1861 года. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Добро пожаловать!
  • Вы точно человек?
  • Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)
  • 3 марта 2021 года - 160 лет отмене крепостного права в России - Российское историческое общество
  • Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка
  • Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г. | Аргументы и Факты

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

Засулич в Ф. Трепова, ее оправдание судом присяжных заседателей. Соловьева на императора Александра II. Делянова о «кухаркиных детях», повышение в университетах платы за обучение в 5 раз. Поповым радио. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Способов помешать этому у небогатых помещиков не находилось. Неустойчивое природное равновесие в старой России сменялось неурожаями и голодом.

В такие годы крестьяне особенно часто уходили к богатым землевладельцам — обрабатывать их угодья. Помещики, отдававшие силы войсковой службе, по возвращении домой обнаруживали себя на грани разорения. В конце столетия они смогли убедить московских царей прикрепить крестьян к земле, запретив любые переходы, всеми силами указывая на последствия промедления: разорение большинства воинов-дворян и подрыв всей войсковой системы, основанной на наследственной службе и воспитании профессионального воина с детства. Что в этом было от правды? Во всяком случае примеры социальной деградации дворян в старой России были налицо. Часть из них, чтобы прокормить себя, вынуждена была возвратиться к землепашеству. Таких стали называть однодворцами.

Эти несостоявшиеся дворяне пополнили число государственных крестьян. Другие дворяне сумели защититься от разорения — их оборона приняла форму крепостного права. Иван Грозный виновен в гибели нескольких тысяч своих подданных. И крепостное право тоже он ввел? Так могли думать в XIX веке, когда к Ивану уже относились скверно, а многие исторические подробности еще не были известны. Действительность гораздо запутаннее: указа о введении крепостного права в распоряжении историков до сих пор нет. Злополучный документ мог погибнуть в пожарах XVII века или никогда не увидеть свет.

Допустимо предположение, что закрепощение произошло в стыдливой манере — через серию дополнявших друг друга указов. Судя по сохранившимся документам, Иван IV не был причастен к большинству из них. Распоряжения о сыске беглых относятся к 90-м годам XVI века, когда московский трон занимал сын Ивана Федор I, пользовавшийся советами своего шурина и будущего преемника — Бориса Годунова. Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих. Так или иначе, но закрепостили всех? По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных.

К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян. Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви. На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой. Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений.

Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время. Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого. Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему. На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти. Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий.

Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков. Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения. Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни.

Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты.

Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы?

Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины.

Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия.

Более того, так как крестьянин оставался субъектом права, то он сам представлял себя в суде и даже мог подать жалобу на жестокость или несправедливость помещика — сначала напрямую государю, а затем в местные власти, которые передавали жалобу выше. Несмотря на то, что крестьянин находился на самообеспечении, в случае пожаров, катаклизмов или неурожая помещику предписывалось поддерживать своих крепостных. Тем не менее, жестокость крепостного права менялась, тогда как рабство на протяжении всего своего существование в Америке оставалось рабством. Если крепостное право задумывалось как способ наполнения государственной казны и метод борьбы с миграцией рабочего люда, то рабство являлось совершенно прагматичным способом заработка денег частным бизнесом. Когда английские колонии размножились на восточном берегу Северной Америки, стало ясно, что рабочих рук на новых землях категорически не хватает. На жарких южных территориях, где сельскохозяйственные культуры плодоносили круглый год, нужны были сотни тысяч людей, способных без устали собирать урожай и приносить прибыль плантаторам, а значит и Англии. Поэтому в 1619 году в британскую Виргинию штат Виргиния прибыл первый корабль с невольниками из Африки. Дела у колоний пошли настолько хорошо, что в 1689 году работорговля была узаконена. Миллионы рабов были проданы в Южную Америку, тогда как в Северную были привезены только 400 тыс.

Но так как дети рабов с рождения становились невольниками, уже к середине XIX века из 12-миллионного населения 15 американских штатов 4 миллиона каждый третий были рабами. Законом раб приравнивался к предмету, вроде телеги или коровы. С точки зрения права раб не являлся человеком, а значит, не обладал никакими человеческими свободами. Являясь собственностью, раб находился на попечении владельца — он не имел ни своего дома, ни имущества, ни денег, ни земли, а потому жил в доме хозяина и питался тем, что ему выделялось. Раб мог быть не только продан или проигран в карты, но даже убит за провинность. Никаких санкций со стороны закона в таком случае не следовало, ведь раб считался просто орудием труда. В отличие от крепостного крестьянина, раб не мог обрести свободу, выкупив себя. Да и возможности как-то заработать у рабов тоже не было, потому что всё свое время они отдавали рабовладельцу. И рабы, и крепостные крестьяне не отличались трудолюбием, когда речь шла о работе на хозяина.

Однако помещики поощряли любое предпринимательство крепостных, так как те могли платить повышенный оброк со своего заработка. Некоторые крестьяне скапливали такие состояния, что становились членами купеческой гильдии и выкупали себя вместе с семьей и землей у помещика.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий