Зимние национальные праздники башкир список. Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ. Смотрите видео онлайн «Башкиры отметили свой национальный праздник — Йыйын» на канале «Зимний покровитель» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 декабря 2023 года в 5:06, длительностью 00:02:45, на видеохостинге RUTUBE.
Башкиры Нижнекамска отметили национальный праздник урожая Сумбуля
Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. В давние времена Нардуган был главным зимним праздником предков современных башкир. С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики.
Вороний праздник
- Праздники.docx
- Какого числа отмечают Сабантуй в 2023 году
- В Иглинском районе провели традиционный башкирский праздник
- Новый год по-башкирски
- Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана? – МБУК Бакалинская межпоселенческая ЦБС
- В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй
В Стерлитамаке прошёл национальный башкирский праздник "Грачиная каша"
Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы — щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Когда первый раз ходили за щавелем, нас угощали бабушки. В суп из щавеля клали еще и яйца, чтобы было вкуснее. И мы, дети, с удовольствием ели, такой суп. После этого бабушки с нами организовывали игры, - говорит Ханнан Байбулдин из деревни Саитбаба Гафурийского района. Взрослые так благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания растения , которые получали от природы.
Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки. Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы —от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом.
Наиболее распространенное мнение, что 25 декабря. Основные празднования разворачивались вместе с увеличением светового дня и, соответственно, усилением солнца, когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил.
Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка.
Белебей , Зульхизя Кинзябаева с. Конкурс был направлен на духовно — нравственное укрепление института семьи; сохранение семейных обычаев и традиций; популяризацию образа матери, женщины, невестки. В ходе состязания участницы содержательно рассказывали о себе и о своей семье, исполнили песни, продемонстрировали танцевальное мастерство, продекламировали стихи народных поэтов. Но, а самым решающим испытанием стала приготовление и нарезка домашней лапши. А на следующем этапе испытания — «Блиц — опросе» конкурсантки представили свое видение воспитания детей и взаимоотношений в семье.
Самой интересной считалась игра «Колечко».
С началом этой игры парни и девушки гадали, что будет в будущем году. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. Главный герой был Селле бабай — теперь Дед Мороз. Праздник Нардуган проводился в конце года, когда световой день начинает увеличиваться. Несмотря на зимний день, в каком либо доме все собираются. Каждый приносил угощенья — мясо, крупы и т. Главное блюдо — мясо. Избирался юлбарсы — путеводитель.
Дети ходят из дома в дом приглашают всех, желают пожелания, специально придуманные заклички. Хозяева угощают их. Когда в доме кончалось все угощения, устраивали на улице игры. Девушки гадали за кого замуж пойдут. На следующий день начинаются хождения по гостям из дома в дом. Игра в «Нал» - солнце из фанеры на лучи, они писали пожелания. Клали на пол, завязывали глаза, 3 раза крутили, бросали пластилин, потом читали, какая мечта сбудется. Праздник щавеля.
«Башҡорт аты» - самые важные и интересные факты о международном фестивале
Традиционно на празднике были представлены этнодеревни различных народов. В этом году башкирскую этнодеревню представила делегация Татышлинского района республики Башкортостан и башкирский историко-культурный центр в Пермском крае. Была установлена и оформлена башкирская юрта и организовано башкирское подворье, где представили уклад башкирского народа, столы были накрыты башкирскими народными угощениями, знаменитым башкирским кумысом, изготовленным умельцами СПК им. Крупской Татышлинского района, предметами старинного домашнего обихода.
Тимур Аюпов прибыл из Барнаула для участия в круглом столе и празднования «Йыйын» по приглашению Башкирского этнокультурного центра «Акбузат». Вчера во время круглого стола сделал обширный доклад на тему «Проблемы самоидентификации и самоорганизации башкир Казахстана», где использовал статистические данные, сделал исторический обзор, как башкиры появились на территории Казахстана и Центрально-азиатского региона, какими были особенности формирования башкирского этноса.
Мой интерес не праздный, а научный, потому что тема моего исследования - «Башкиры Центральной Азии». Из всех пяти Центральноазиатских республик именно в Казахстане и Узбекистане были созданы отдельные башкирские этнокультурные объединения. Потому что в основном, во всех бывших советских республиках создаются татаро-башкирские этнокультурные объединения. Здесь есть свои плюсы и минусы. Это замечательно, что два близкородственных народа испокон веков живут дружно и поддерживают традиции.
Но есть и свои негативные стороны, так как башкиры уступают по численности татарам, в таких совместных этнокультурных объединениях всегда особый акцент делается на татарах, на развитие татарской культуры. И для нас, очень отрадно что уже два года в столице Казахстана активно работает Башкирское этнокультурное объединение.
С 20 на 21 декабря самая длинная ночь, а 21 декабря - самый короткий день. После этого день начинает увеличиваться.
Вы знаете, что сегодня День Зимнего солнцестояния! День зимнего солнцестояния был очень важным для наших предков. С самых давних времен башкиры почитали Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь. Для них день зимнего солнцестояния олицетворял победу света над тьмой.
Проведены различные национальные и развлекательные игры, спортивные состязания, состязания по национальной-спортивной борьбе куреш, концерт творческих коллективов. Своим весельем, гостеприимством, азартом спортивных состязаний и жарких схваток батыров «Йыйын» объединял и завоёвывал сердца людей разных поколений. Огромная благодарность — коллективам, руководителям, общественникам за продвижение родной культуры! Целью мероприятия является пропаганда национальной культуры и духовно-нравственных ценностей башкирского народа, здорового образа жизни, сплочение башкир рода Мин; обогащение духовной жизни башкирского народа, приобщение населения к богатствам национальных обрядов, народных игр и традиций.
В Иглинском районе провели традиционный башкирский праздник
Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников. Этот праздник под разными названиями известен у всех восточных народов России. Татары, башкиры и удмурты празднуют Нардуган, татары-кряшены — Раштуа, чуваши — Нартаван, эрзя — Нардава, мокша — Нардаван.
Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры — мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие. Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит. Семейные праздники Так как семья — это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей. Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий. Источник Известно ли вам, что наступление нового года древние башкиры праздновали вовсе не зимой? Что зима была временем торжественного почитания памяти усопших? А Кыш-бабай — вовсе не дедушка в шубе, а строгий зимний дух? RU рассказала много интересного о зимних традициях и ритуалах наших предков. RU: Розалия Асфандияровна, когда же башкиры праздновали наступление нового года? Розалия Султангареева: Новый год для тюрков, тюрко-монголов, многих индоарийцев начинался весной. У башкир этот момент перехода от старого к новому витку времени приходился на весеннее равноденствие, с 23 по 26 марта. Два-три дня, когда солнце было в зените, праздновали начало возрождения природы и нового периода жизни. Потому как зима в мифологии народа — это время холода, временной смерти и покоя природы, земли-матери. Новый год, который празднуется 1 января благодаря указу Петра Первого, вошел в жизнь башкир значительно позже, под влиянием русской культуры. В некоторых районах республики до сих пор сохраняется традиция празднования Карга туй. Это период с 22 по 28 марта, когда птицы голосят, предчувствуя смену сезонов. Ранее его отмечали прямо после появления из-под снега черной земли. Считая, что это и есть начало новой жизни. Она укрыта снегом-саваном. Ее нельзя тревожить, нельзя копать. Это все равно, что ранить ее живую плоть. Потому башкиры не закапывали умерших зимой в землю. Тело заворачивали в войлок и подвешивали на ветку дерева или водружали на возвышенное место. С наступлением первых весенних дней покойника спускали и укладывали на холм. Грачи и вороны расклевывали мягкие ткани тела, слетаясь стаями. Громкие кликания птиц воспринимались как сигналы наступления нового времени, что и праздновалось как Карга туй. Оставшиеся кости закапывали в землю, которая к этому времени оттаяла. И до сих пор в башкирском языке сохранен фразеологизм — «кости держат землю», а тех, кто хоронил покойника в могилу, называли «спускающиеся к костям». Нардуган и пир головой — Зимнее солнцестояние играло какую-то роль в жизни башкир? Нар в переводе с башкирского — солнце, дуган — родилось. Еще одна версия: на древнетюркском слово «дуган» означало «граница». Зимний нардуган приходится на период с 21 до 25-26 декабря. Башкиры воспринимали это так: солнце повернулось в сторону лета, то есть отмечается граница между зимним и летним временем года. О наличии священного почитаемого духа года у башкир писал еще в IX веке арабский миссионер, путешественник. Периодом черного солнца, то есть холодного времени считались октябрь, ноябрь и декабрь — до зимнего солнцестояния. В период зимнего солнцестояния совершались обряды, связанные с увеличением сил природы, человека. Обязательно ходили по соседям и произносили благопожелания: «Нар-нар-нардуган! Иди на нардуган, братец мой! Пусть в дом придет благо!
Национально-культурные орг. Оно проводилось в целях расширения научно-исследовательской, краеведческой, этнографической деятельности в ходе составления шэжэре родословной , привлечения молодежи к исследовательской и научной работе, способствования повышению у населения интереса к истории, корням. В ней приняла участие делегация Пермских башкир.
К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш.
Традиционный районный праздник башкирской культуры «Йыйын»
Зимние национальные праздники башкир – это особое время, когда жители этого региона отмечают и празднуют свою национальную культуру и традиции. Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. В один из выходных дней в деревне Большой Утяш Зилим-Карановского сельсовета состоялся любимый народный праздник.
Башкиры отметили свой национальный праздник — Йыйын
Новый год по-башкирски | Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. |
«Какие есть зимние национальные праздники у башкир?» — Яндекс Кью | Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства. |
Вот и мы провели наш праздник!"БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ" | Сабантуй — национальный праздник башкир Сабантуй — один из наиболее популярных национальных праздников в Башкортостане. |
В Самарской области прошел ежегодный областной башкирский национальный праздник «Йыйын»
Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв.
Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием.
Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны.
Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время.
Вы знаете, что сегодня День Зимнего солнцестояния! День зимнего солнцестояния был очень важным для наших предков. С самых давних времен башкиры почитали Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь. Для них день зимнего солнцестояния олицетворял победу света над тьмой. Все хлопоты по забою скота и птицы старались завершить до зимнего солнцестояния, называемого в народе «Кара Кон» Чёрный День , который длится с 20 по 25 декабря. До этих дней перевозили во дворы сено, оставшееся на лугах в стогах, заготовленные в лесу дрова.
В селе Шигаево по традициям празднования фольклорно-обрядового праздника Нардуган проведено открытие сельской ёлки. Во время праздника гостей угостили горячими блинами и чаем, также играли в национальные игры, водили хоровод и пели песни.
На фестивале мастерство джигитовки продемонстрировал ансамбль конного клуба имени генерала Бакланова из Волгоградской области. Воспитанники клуба являются постоянными победителями и призёрами различного уровня соревнований, а сам клуб — ведущей школой в России по джигитовке. На бешеной скорости ребята показывали трюки, в которых требуются немыслимая сила и ловкость, и срывали горячие аплодисменты зрителей. Суть игры «Ылак» в том, чтобы завладеть на скаку тушей козла, удержать тушу, пока ее пытаются вырвать соперники, и доставить ее до определенной точки или забросить в огромный казан. Вес муляжа козла, которым играли соперники, составил 32 кг. Триумфальную победу в «Ылак» одержала команда из Кустанайской области Казахстана. В финальной игре она победила команду из Москвы, за которую выступали представители Кыргызстана. Победители получили из рук Главы Башкортостана сертификат на 1 миллион рублей. Фото:Валерий Шахов Игры по башкирскому многоборью Не менее зрелищными получились игры по башкирскому многоборью. Все наши спортивные игры аутентичные, снаряды будут сделаны из дерева, природного камня, из всего, что нас окружает. В этом уникальность нашего спортивного состязания. Патент на бренд «Башкирская лошадь» На официальной церемонии открытия праздника Республика Башкортостан в торжественной обстановке получила свидетельство Роспатента на использование бренда «Башкирская лошадь». Свидетельство Главе республики вручил глава Роспатента Юрий Зубов. Это и определило её качества — надёжность, упорство, выносливость и верность». Отныне использовать бренд «Башкирская лошадь» смогут только местные заводчики и коневоды. Лошадей, которых вырастил не правообладатель, называть башкирскими будет уже нельзя. II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы племенного разведения лошадей и переработки продукции коневодства» объединила учёных и специалистов по коневодству из регионов России и зарубежных стран. Направление, которое вы создаете, безусловно, будет еще одним центром притяжения, и наравне с башкирским мёдом, который давно в России завоевал хорошую славу, у вас будет региональный бренд — башкирская лошадь, - сказал, открывая конференцию, замдиректора департамента животноводства и племенного дела министерства сельского хозяйства РФ Олег Литяйкин. Один из докладов на конференции был посвящен традициям и перспективам мясного коневодства. В России, к сожалению, не так много производств по переработке конины, — рассказала «Башинформу» замдиректора по научной работе федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова Анастасия Семенова. Это наша ниша, надо на нее обращать внимание и развивать.
Фольклорный праздник «Зимний Нардуган»
Зимние национальные праздники башкир Нардуган. Праздничный стол у татар на праздник Нардуган. Вторая часть праздника состояла из праздничных состязаний – скачек, бега, борьбы на кушаках. Смотрите видео онлайн «Башкиры отметили свой национальный праздник — Йыйын» на канале «Зимний покровитель» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 декабря 2023 года в 5:06, длительностью 00:02:45, на видеохостинге RUTUBE.