Новости что такое синдром отличника

Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.

Синдром отличника у ребенка

Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так.

Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня.

И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди...

Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался.

Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно!

Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк.

И если вовремя не обратиться к психотерапевту, человек продолжит во всем этом увязать, глубже погружаться в работу, пока «не накроет» окончательно. Из-за чего возникает синдром отличника В основном это ошибки родителей и врожденные особенности характера. Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые зачастую бывают незаметны: Несбывшиеся мечты Когда родители переносят свои нереализованные желания на ребенка: «Я мечтал стать футболистом, но родители записали меня в музыкальную школу.

Пусть теперь мой сын воплотит мою мечту о футболе в жизнь». Завышенные ожидания Когда родители хотят, чтобы ребенок был лучшим в классе, в школе, потому что в их семье все педагоги, профессора или академики. Им важно, чтобы, несмотря на возможное отсутствие способностей и талантов, чадо было «на уровне» с ними. Неумение принимать неудачи ребенка Когда ребенок каждый раз встречает недовольство со стороны мамы и папы, если терпит неудачу, приносит «двойку», поступает не так, как от него ожидают. С детства у него формируется установка: «Если я буду успешен, меня будут любить».

Перфекционизм Когда родители сами привыкли доводить все до идеала и делают все, чтобы их ребенок был таким же. Как помочь ребенку Если вы обнаружили у своего ребенка синдром отличника, возьмите на заметку рекомендации от детских психологов онлайн-школы Kidskey: Хвалите ребенка не за оценки, а за знания Ребенка стоит мотивировать получать знания, интересоваться окружающим миром, делать свои открытия, а не стремиться получать высокие оценки. Потому что оценка — это всего лишь цифра, относительное понятие, которое не имеет ничего общего с его истинными талантами и способностями. Не переносите на личность ребенка успеваемость в школе Ребенку может быть трудно сидеть тихо на уроках, зато он блестяще выступает на сцене, он может испытывать трудности в математике, зато красиво рисовать. Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми.

Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем.

И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами. Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих. Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить.

Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных! Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела?

Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели? Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки? Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика, и, называя их оболтусами, мама, прежде всего, показывает неспособность сына выбирать «правильных друзей». Во-вторых, социализация ребенка , тем более подростка, не может проходить успешно, если он будет нелюдимым, скупердяем и прагматиком. Помощь на контрольной — это классика жанра учебы в школе, и пренебрегать этим фактором нельзя. Таким образом, вы ситуативно можете разглядеть, как из детей вырастают постоянные «отличники», старающиеся порадовать вечно недовольных родителей, учителей, зачастую друзей, отвечая их ожиданиям.

Пошли сегодня в кино? Нет, я не могу сегодня. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами. Свежий воздух полезен, отвлечешься немного… — Не могу. Родители не отпустят. Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении… — Ну хорошо. Как твой настрой? Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть. В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены.

Посмотрим чуть подробнее: Самое главное — это власть родителей, вместо которых девушка заранее отвечает, что не сможет выйти прогуляться. А ведь час прогулки на свежем воздухе действительно пойдет ей только на пользу. Однако Алена даже не сомневается в другом ответе родителей — здесь видно их прямое влияние на нее.

При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособностью и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им [4]. У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии.

Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства.

Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника

Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. Что такое синдром отличника и как его распознать Причины синдрома отличника Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо Что почитать и послушать о перфекционизме. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например.

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги. Отсюда у взрослых — синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете. Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться.

Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке. А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих. В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным.

Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы. Как справиться с синдромом отличника Во-первых, необходимо снизить градус ожидания. Не стоит заставлять ребенка получать отличные оценки по всем предметам, не следует также отпускать комментарии по этому поводу. Постоянное обсуждение академических успехов лучше заменить на интерес к школьной жизни ребенка: с кем он познакомился, что нового успел узнать, что ему понравилось, а что не понравилось. Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу.

Не нужно зацикливаться на оценках — ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь.

Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то.

Человеку с синдромом отличника чрезвычайно важен не столько безупречный результат, сколько тотальное одобрение со стороны авторитетных для него людей. Такому ребенку, например, важно, чтобы его похвалили перед классом, чтобы мама ему сказала, что он лучше условных Пети и Вани. При этом результат может быть далеко неидеальным — важно, чтобы успех был признан со стороны. По этой причине синдром отличника чреват угождающим поведением и низкой самооценкой. У человека завышены требования к себе и окружающим, он боится и не хочет пробовать что-то новое.

Из-за постоянного беспокойства страдает здоровье. Результатом может стать низкое качество выполняемой работы — ведь стандарты завышены, да и страхи мешают. Как определить синдром отличника О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Он очень близко к сердцу принимает любую критику и легко отказывается от дела или игры, общения с друзьями, от отдыха и личной жизни ради выполнения задачи. Синдром заставляет человека бояться нового опыта — если есть шанс не достичь успеха, он отказывается от задачи. Человек с синдромом отличника несет ответственность на грани невроза.

Он склонен винить и ругать себя за любое отступление от плана, не обращать должного внимания на собственные потребности и желания. Их он заменяет чужими — даже если потребности касаются здоровья, личной жизни и отдыха. Синдром проявляется также в ревности к чужому успеху, она не дает спокойно отнестись к тому, что у кого-то получилось лучше. При малейшей неудаче наступает сильное расстройство. Последствия синдрома отличника У страдающих нездоровым перфекционизмом и синдромом отличника — это касается, как детей, так и взрослых — высоки риски ментального расстройства: тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства, невроза, фобии и депрессии. К таким диагнозам добавляются также расстройства пищевого поведения.

Физическое состояние таких людей также страдает: они чаще жалуются на головные боли, повышенное давление. Они плохо спят, нередко бывают в состоянии истощения. Дети чаще простужаются. Последствия для социального поведения Люди с синдромом отличника весьма чувствительны к критике. При некорректной критике перфекциониста можно наткнуться на барьер «Я знаю, что сделал все правильно.

Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.

Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а? Подробнее Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я—родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Что такое синдром отличника? Данным термином обозначается неконтролируемое стремление человека добиваться во всём наивысших результатов и получать одобрение окружающих. Для детей это естественное состояние — они стараются понравиться взрослым, оправдать их надежды.

Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Но во взрослой жизни данное стремление не помогает быть успешным, а мешает. Не следует путать синдром отличника с перфекционизмом. Перфекционист стремится к совершенству ради совершенства, он не прощает себе неидеальных результатов. Ему важно, чтобы окружающие заметили, насколько хорошо он справился с задачей. Распознать синдром отличника можно по характерным особенностям поведения, таким как: постановка сложных или заведомо невыполнимых задач; нерациональное расходование сил и времени на их решение; ожидание похвалы и одобрения от окружающих; жертвование собственными интересами ради достижения цели ; продолжающиеся попытки решить задачу, когда она уже неактуальна. Интересно, что синдром отличника проявляется не в стремлении выполнить работу идеально, а в желании, чтобы другие люди оценили результат. Такой человек не всегда старается сделать всё качественно. Для него главное, чтобы у окружающих сложилось такое впечатление.

Как возникает синдром отличника? Чтобы лучше понять, что такое синдром отличника, рассмотрим, как он формируется. Предпосылки появляются в детстве, когда ребенок изначально пребывает в обстоятельствах, заставляющих его стремиться к похвале и одобрению.

Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время.

Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы. Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.

Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним. Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители. Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя».

Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение. Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки. Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение.

Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации, попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами, нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли , опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность.

Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек, отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач. Неудачи чреваты нервными расстройствами. Возможны две ситуации. Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей. Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей.

В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим.

Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение.

Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка

Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании.

Синдром отличника у ребенка

Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни? Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто.

В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная.

Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника».

Постоянное напряжение, болезненное желание соответствовать высокому уровню приводит к нервному истощению. У младших школьников расстройство проявляется тиками, головными болями, навязчивыми действиями, частыми простудами. Читайте также: Не только у взрослых: эмоциональное выгорание у подростков У подростков появляются социальные страхи. Они боятся и не умеют поддерживать дружеские отношения, замыкаются в себе, становятся нервными, раздражительными. Истерический плач от огорчения и дикий смех от радости — постоянные спутники ребенка. Неудачи приводят к депрессии , а достижения других воспринимаются как личная обида. Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника: советы и рекомендации Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Путь это небыстрый, родителям придется проявить много такта и терпения. Основные пути избавления от проблемы: Любите своего ребенка безусловной любовью. Не за хорошие оценки в дневнике, примерное повеление и победы на соревнованиях, а за то, что он есть; Не сравнивайте с другими детьми, которые добились большего. Способности у всех разные; Не делайте трагедию из-за тройки в дневнике; Не возлагайте на ребенка лишнюю ответственность, не требуйте идеального выполнения задачи или соответствия своим мечтам; Научите сына или дочь переключаться с учебы на домашние дела или развлечения, находить время для отдыха. Снизьте градус накала в семье. Если вы получали всегда пятерки и делали все идеально, не требуйте того же самого от ребенка. Это другой человек со своими возможностями, способностями, талантами. Сделайте упор не на результат, а на путь к нему.

Билл Гейтс. В детстве Билл отличался плохим поведением. Школьные предметы, особенно гуманитарные, были ему неинтересны. Он часто прогуливал уроки и не стремился хорошо учиться. Единственные две вещи, которыми Гейтс занимался с удовольствием, были математика и занятия по программированию. Однажды он вместе с друзьями даже взломал компьютерную программу, за что был лишён возможности работать за компьютером несколько месяцев. Позже увлечение переросло в дело всей жизни, а недавний двоечник стал одним из создателей корпорации Microsoft и вошёл в число лидеров списка Forbes. Стив Джобс. Стив тоже в детстве не был прилежным учеником. Школьная программа казалась ему неинтересной, он часто получал двойки и нарушал дисциплину, несколько раз менял школу. Впервые познакомившись с персональным компьютером в подростковом возрасте, Джобс с головой погрузился в мир электронных технологий. На его пути было много трудностей, но развитый интеллект, острый ум и упорство помогли ему создать легендарные проекты, изменившие мир, такие как Apple и Pixar. Александр Пушкин. Как ни странно, великий поэт с трудом закончил Царскосельский лицей. Мальчик не любил математику, учителя иногда не хотели ставить даже двойку, оценивая математические способности Александра «нулём». При этом Пушкин любил читать и с детства писал стихи.

Историческая справка и корпусные исследования Синдром отличника также называют синдромом перфекциониста. Психологи впервые обратили внимание на эту проблему лишь в 30-е гг. XX века, когда психоаналитики К. Хорни и А. Адлер написали первую теоретическую статью о синдроме. Тем не менее, серьезно изучать такое явление, как гиперответственность, западные ученые начали лишь в 80-е гг. Первые русскоязычные работы на эту тему и вовсе датируются второй половиной 90-х гг. График Google Ngrams демонстрирует историю развития этого понятия в русском языке. До начала 1980-х гг. Хорни его миновали. В 80-е гг. Однако, с середины 90-х гг.

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку.

Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить

Вам станет известно, по каким причинам он возникает, и как этому противостоять. Вы узнаете, каких последствий можно ожидать при запущенном состоянии в детском возрасте. Что собой представляет Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы. Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях. Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться. Основные проявления Критика нередко приводит к развитию депрессии Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей. Характерна излишняя ответственность.

Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это. Отсутствие умения проигрывать с честью.

Острое реагирование на такие ситуации. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование.

Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии. Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним.

Хорни и А. Адлер написали первую теоретическую статью о синдроме. Тем не менее, серьезно изучать такое явление, как гиперответственность, западные ученые начали лишь в 80-е гг. Первые русскоязычные работы на эту тему и вовсе датируются второй половиной 90-х гг. График Google Ngrams демонстрирует историю развития этого понятия в русском языке. До начала 1980-х гг. Хорни его миновали. В 80-е гг. Однако, с середины 90-х гг. Может ли рост популярности "синдрома отличницы" быть объяснен повышенным вниманием к движению феминизма к феминитивам в частности в последние годы? Мы смеем предположить, что влияние этих обстоятельств не может считаться критически значимым. Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи.

На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление. Причём не только на словах, но и в действиях. Например, если ребёнок получит тройку за сочинение, которое долго писал, вместе подсчитайте, сколько сил он затратит на то, чтобы исправить оценку. Если это потребует слишком много ресурса, потраченного впустую, предложите смириться с оценкой и отпустить ситуацию».

У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем. А сам «отличник» в это время находится в тяжёлом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень.

«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться

Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий