Таким образом, чтение русской классической литературы позволяет человеку не только быть образованнее, но и нравственнее. Прежде всего нужно понять, что классическая литература была написана совсем для другого времени. И почему не нужно читать только профессиональную литературу. Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности.
«Больше тупой обыденности твоей жизни»: зачем читать книги и делают ли они нас лучше
В этом выпуске говорим с ним о том, почему читать все же важно, а также спрашиваем, как чтение влияет на работу мозга и какие способности открывает. «Это и есть вещь, отличающая классическую литературу — она беседует с нами о том, что не выходит из моды». Мы часто слышим о пользе классической литературы, но чем она в действительности отличается от любого другого чтива? Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности. Знание классических произведений и умение апеллировать терминами – это показатели грамотности, именно поэтому так важно читать великих «мастеров пера».
7 причин читать классику
Это-то и является одной из причин, по которой нам так важно читать классическую литературу. Нужна ли классическая литература в школьной программе, какой профит от ее изучения может получить современный подросток? Таким образом, чтение русской классической литературы позволяет человеку не только быть образованнее, но и нравственнее. Именно потому никогда не бывает скучно читать классику, ибо она пробуждает твою собственную мысль, приходят интересные озарения, осознание исторической связи прошлого и действительности, открытие многогранной личности писателя. Зачем читать: как книги не только из русской классики помогают в учёбе и жизни.
Развивает ли чтение классики?
Толстой и Пушкин, а также другие великие писатели подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют актуальности. Психологи всего мира рекомендуют обращаться к классической литературе в моменты жизненных трудностей. Книга успокоит, раскроет глаза на ошибочное поведение, покажет пути выхода из сложившейся ситуации. Многие взрослые читатели признают, что в возрасте около тридцати лет они с истинным удовольствием читали классику, хотя в школе не могли прочесть ни страницы. Все дело в том, что с возрастом человек обрастает опытом, совершает массу ошибок, его мировосприятие меняется.
Отсюда и иной взгляд на «Анну Каренину» и «Войну и мир». Рано или поздно, каждый человек придет к классике — отечественной или зарубежной. Это неизбежно.
Частично автобиографическое повествование одного из самых знаменитых писателей того времени основано, предположительно, на греческих записках эротического характера, не сохранившихся до наших дней. Жанр этого произведения — симбиоз трагедии и хроники, пьеса в стихотворной форме.
Это одно из величайших, знаменитейших шекспировских произведений, наиболее часто цитируемое в мировой драматургии. Развитие эмпатии и социального разума Классическая литература изучает вопросы морали, этики, человеческой психологии, что помогает нам развить эмпатию и понимание различных точек зрения. Мы можем сопереживать героям, понимать их решения и сочувствовать их судьбам. Например, роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского позволяет нам заглянуть в душу преступника, понять его мотивы и ощутить этическую дилемму, перед которыми он стоит. Современная релевантность Хотя большинство классических произведений могут быть написаны десятилетия, столетия или даже тысячелетия назад, многие из них до сих пор актуальны и отражают современные проблемы и темы для обсуждений.
Например, роман «1984» Джорджа Оруэлла, написанный в 1949 году, затрагивает вопросы индивидуальности, приватности и политического контроля, и все эти вопросы можно смело поднимать и ставить и сейчас, они вполне отражают современную действительность. Во многих странах, в той же Великобритании, где происходят события романа, да и не только там, и сейчас отсутствует свобода слова, а инакомыслие преследуется. И, как многие великие писатели, он оказался провидцем. Строгая цензура, касающаяся освещения политической повестки дня, сегодня имеет место быть и в Туманном Альбионе тоже, как у Замятина — в СССР. А когда, собственно, её не было, этого государственного контроля?
Тогда было очень сложно получить развод, если один из супругов был категорически против. Да даже если оба супруга хотели развестись, они должны были вытащить на обсуждение общественности свою интимную жизнь во всех подробностях. И даже после этого им назначался испытательный срок. Диву даёшься, до какой степени пуританства доходила судебная система этого государства всего-то век назад! Откуда бы я об этом узнала, если бы не читала книг, — задам риторический вопрос.
А в наши дни там, на Западе, прописаны законы диаметрально противоположные тем старинным. И они тоже заключают в себе своего рода нравственное насилие над личностью, над теми, кто против таких законов, как однополые браки, например, или закон об уголовном наказании родителей, не дающих согласие на смену пола своих детей. Я уверена, что во многих современных семьях ничуть не в меньшей степени переживается трагизм чувств людей от насилия и подавления воли со стороны государства, чем это было в 19 веке. Развитие навыков анализа и критического мышления Чтение классической литературы помогает развивать навыки анализа, критического мышления и интерпретации. В классических произведениях часто встречаются сложные и глубокие темы, символы и метафоры, требующие концентрации внимания и глубоких размышлений.
Например, роман «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда включает намеки на пресловутую американскую мечту, на искажение собственной идентичности героев и проблемы в понятии красоты и богатства. Анализируя прочитанные книги, мы начинаем понимать глубинные процессы любого общества. Ведь психология человека по истечении времени не меняется. И во времена оно, и в настоящем люди поступают согласно своим качествам характера и обстоятельствам, в которые они попадают.
Одним словом, нужно ли читать классику в наше время? Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ — безусловно, нужно.
Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное?
Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература. Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л. Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить.
Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня. По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии. Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна.
Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий! Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается. Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети.
По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение — стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни. Таким образом, «Война и мир» отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы — самые актуальные во все времена. Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых.
Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот. Главное в семье — это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей. Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.
Причем распределение текстов для участников осуществлялось в случайно-произвольном порядке, а также имелась контрольная группа, которая вообще ничего не читала. Именно эта последняя группа, которой литературу не выдавали вовсе, показала наиболее низкие результаты при тестировании на развитие теории намерений, а также хуже всего воспринимала выражение лиц на демонстрируемых ей фотографиях. Участники эксперимента, которым достались тексты-выдержки из классических произведений литературы по показателям развития у них «теории намерений» намного опередили людей, читавших отрывки из популярной современной литературы по версии популярности книг от интернет-магазинаAmazon. Дальнейший анализ подтвердил, что такой результат не был случайностью, а качественная классическая литература закономерно развивает теорию намерений лучше, чем популярное, но некачественное чтиво. Кроме того, оказалось совершенно неважным, произведения какой тематики читали добровольцы, а существенно пополнить с помощью коротких отрывков из литературных произведений свои познания было практически невозможно.
Достояние. Надо ли читать сегодня в школе классическую литературу?
Классическую литературу нужно проходить в школе и читать её необходимо. Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий — таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. В первом приближении пользы от чтения художественной литературы действительно не больше, чем от любого другого развлечения, позволяющего на время отрешиться от нервяка жизненных обязательств. Многие книги представлены в форматах PDF и ePub, поэтому их можно читать с ридера, планшета или компьютера.
Дмитрий Быков – о том, зачем и как читать русскую литературу XIX, XX и XXI веков
В моей презентации были примеры из «Шерлока» и знакомых старшеклассникам мультфильмов. В конце урока ребята сказали: «Теперь мы понимаем, кто такой байроновский герой». Поэтому я советую читателям всегда находить книжные образы в кино и жизни: среди персонажей любимых сериалов или своих знакомых. При этом школьники иногда не знают, с чего начать. Тогда я привожу в пример Сомерсета Моэма: чтобы научиться писать, поначалу он копировал классические произведения. Так же учат художников: чтобы понять авторский стиль, им приходится сделать множество копий чужих картин. Это не литература в привычном понимании, хотя жанр сейчас невероятно популярный. Одна моя ученица сделала комикс по произведению «Барышня-крестьянка» — это было круто. В этом формате уже появились «Ревизор» Н.
Гоголя и «Преступление и наказание» Ф. Фанфики помогают читателям узнать продолжение полюбившихся историй или поделиться своими фантазиями об отношениях персонажей. Например, во вселенной Гарри Поттера Гермиона и Драко были врагами, а в одном из фанфиков у них «любовная любовь». Если вас не зацепили переводы Гомера, Шекспира, Байрона, Хайяма и Бодлера, обратите внимание на лауреата Нобелевской премии по литературе 2020 года Луиз Глюк. Некоторые стихи этой американской поэтессы в авторском исполнении можно найти на ютьюбе. Эта книга побудила режиссёров снять десятки кинофильмов и поставить несколько спектаклей, а имя Франкенштейна стало нарицательным. Из последних экранизаций мне особенно нравится спектакль с участием Б. Классическими постановками называют одноимённые ленты с Лоренсом Оливье 1939 года и фильм с Жюльет Бинош 1992 года.
У нас читатели всех возрастов незаслуженно обходят его стороной. В центре сюжета женщина, которая родила ребёнка без мужа. Общество вынудило её носить красную вышивку с буквой «А» — адюльтер, что значит измена. Я была сильно впечатлена, когда прочла книгу впервые. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — важное звено в эволюции научной фантастики. Доктора Джекила в советском фильме 1985 года удачно сыграл Иннокентий Смоктуновский.
Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию. Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты. Посмотрите картины того времени. Послушайте популярные в те годы музыки, Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей. После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни. Смотрите экранизации Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом. В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Но, я думаю, потом, уже после института, они вернулись к этим книгам, чтобы, всё-таки, их прочитать. Каждому журналисту этот багаж знаний просто жизненно необходим, хотя бы даже для словарного запаса. Что же касается меня Мне было проще, я как самая старшая на курсе по возрасту к тому времени уже прочла много книг. Я вспоминаю свою молодость, когда пропадала часами в библиотеках. Начиная со школы я увлекалась литературными шедеврами, копалась в сборниках стихов, выискивая наилучшие произведения, бередящие душу, читала классиков мирового уровня художественной прозы. Библиотеки советского периода были оживлённым местом. Но не сказать, что в читальных залах не было куда яблоку упасть, во всяком случае, не везде. Например, в небольшом украинском городе Черкассах ажиотажа на книги среди населения не было, мы с подругой в читальном зале в гордом одиночестве зависали. А вот в Киеве и Москве спрос на места в читальном зале был велик.
И в Ташкенте, где я была на гастролях, в Библиотеке им. Навои на фото народ активно образовывался. Читальный зал там бы битком набит, приходилось даже какое-то время ожидать, когда освободится место. С гастролей я везла из городов СССР книги местных издательств, с ошибками, на плохой бумаге, но хоть такие, потому что книги в то время были большим дефицитом. Ехали книги в автобусах и поездах или летели в самолёте в ящиках с барабанной установкой, которые никто не проверял. Так собиралась моя домашняя библиотека. В Москве мне очень повезло с библиотекарем в одной маленькой подвальной библиотеке при моём доме на Волоколамке. Она очень умело проводила навигацию по книгам, ненавязчиво предлагая мне прочесть такие литературные шедевры, от которых моё желание читать никогда не иссякало. А какие мы диспуты о прочитанном устраивали с моими подругами, передавая книги из рук в руки! Мама моей лучшей подруги всю жизнь покупала книги со своей копеечной зарплаты инженера, — мы их все, конечно же, перечитали.
А как иначе? Классическая литература — это высокая литература. И она ценна тем, что произведения выдающихся писателей всего мира тем и знамениты, что изложение в них идёт совершенно уникальным слогом, и у каждого автора он свой. Эти книги запоминаются на всю жизнь, потому что они созданы мастерами слова. Есть даже такой термин — бог словесности. Не то что лёгкая литература, впечатлений — на один вечер, и того меньше. Каждая строчка писателя и, тем более, поэта выстрадана, вымученна, у каждого автора свой стиль, и от каждой книги как будто исходит его энергия.
Классику — в массы! Аргументы «за»: Чтение русских классиков необходимо для понимания родной культуры Любую культуру стоит познавать, в первую очередь, через ее литературное наследие. И следует помнить, что, рождаясь, человек не получает все знания и представления о своей стране вместе с гражданством. Благодаря русским классикам мы узнаем историю, чувствуем атмосферу прошедших времен и порой с горечью осознаем: с тех пор мало что изменилось. Классики помогают лучше разбираться в психологии Русская классика богата человеческими образами, глубоко психологична и волей-неволей заставляет размышлять о причинах и следствиях. Из-за чего Анна Каренина бросилась под поезд? Почему Раскольников не потратил награбленное? Как Наташу Ростову угораздило предать Болконского? Что не так с Обломовым? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы способствует лучшему пониманию человека в принципе, а заодно и себя самого. Классические книги заставляют читателя думать Русская литература сложна — это факт, но совсем не обязательно минус.