Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Таджикистан Памир и Памирцы.
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту. Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников - VII-VI вв.
Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в.
Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода , вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками». Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов - памирцы отказываются признавать себя таджиками. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами.
По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Памирский мужчина из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур.
Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения памирцев - деревня.
При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в деревне расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют деревни в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же деревня расположена в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в такой деревне почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие дервени встречаются обычно в узких горных ущельях.
Водоснабжение деревень различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить деревни на три категории: 1 - деревни, пользующиеся водой из горных ключей; 2 - пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 - пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище памирцев, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены.
В деревнях, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть - хона - представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой.
В хона ведёт небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных деревнях почти нигде ещё не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел.
Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждой деревне имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург, 1937: 17-24. Дома памирцев не похожи на жилища других народов.
Их устройство остаётся неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл - доисламский и исламский. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплощает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Столб Мухаммад - основной в доме.
Кто такой Чоршанбе Чоршанбиев. Задержанный боец ММА постит пранки и называет русских националистами 03 декабря 2021 15:03 Валентина Палатурян Боец ММА Чоршанбе Чоршанбиева, которого задержали в Москве за опасную езду и игру в «шашечки» на дороге, активно ведёт соцсети, где делится глубокомысленными цитатами. Оказывается, что таджикский спортсмен не только выходит на ринг, но и с гордостью упоминает свою нацию в тиктоке, носит оранжевую жилетку рабочих из Центральной Азии и критикует русских за национализм. Таджикского бойца MMA Чоршанбе Чоршанбиева задержали 3 декабря в Москве — спортсмен запостил в инстаграм архивное видео опасных гонок за рулём Toyota Camry по Лефортовскому тоннелю.
Когда тот подтвердил, мол, «все нормально с ней», мы увиделись. Разговаривали три часа. Он рассказывал, как строятся отношения мужчины и женщины в их культуре. Жених и невеста не имеют близких отношений до свадьбы — «иначе неинтересно». И жена должна зависеть от мужчины. Тогда у него уже была невеста, и как только Мирфарозу заплатили деньги на стройке, он решил сыграть свадьбу. Невеста оказалась из соседней памирской деревни, но познакомились они в Москве. Она работает уборщицей в банке. Басхотун, мама Мирфароза, тоже приехала на свадьбу и привезла мне в подарок памирский сушеный урюк. Сказала, что за несколько дней в Москве ощутила скуку: «Здесь как будто все крутится вокруг тебя, а ты стоишь на месте». Отцы молодоженов не приехали, остались следить за домашним хозяйством. На свадьбе гуляло 500 человек. Думаю, больше половины из них Мирфароз и его невеста даже не знали. Стол был накрыт скромно, но вкусно. Обошлись без алкоголя — не принято. Платье невесты взяли в аренду, зато заказали лимузин. Я шутила по этому поводу, что «женятся трудовые мигранты, а свадьба с лимузином». На что они мне ответили: «Вот ты едешь в горы, тратишь там свои деньги, потому что тебе это интересно и важно. А нам горы неинтересны, нам интересны торговые центры и лимузин на свадьбу». Но лимузин, кстати, на их свадьбу так и не доехал — в этот день патриарх освещал церковь, и дороги были перекрыты. Это что-то вроде местного священнослужителя. Он проповедует закон Корана, проводит религиозные ритуалы на свадьбах, при рождении детей, по пятницам читает молитвы для всего кишлака. Это знание передается по отцовской линии: его отец и дед тоже были халифами. А вот сын Холика халифой не стал. Карим уже 7 лет работает в Москве грузчиком, чтобы прокормить семью. Когда мы пришли к нему в дом в Москве, я попросила прочитать молитву после еды. Он не вспомнил ее текст. Хотя, возможно, стеснялся. Карим очень скромный парень. Живет в Подмосковье с женой.
Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м отгонно-пастбищное скотоводство. Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков - кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи.
Кто такие ПАМИРСКИЕ ТАДЖИКИ?! Происхождение НАРОДА! 📹 11 видео
Таджик женился на Африканке таджикская свадьба кто такие памирцы туйи точики таджикский танец. Но, к сожалению, это продолжалось недолго, в середине 1896 года на Западном Памире появились чиновники бухарского эмира. Памир пытались завоевать разные Тюрка язычные племена и кто же они? » Новости и общество» Культура» Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители данных народов действительно имеют поразительно европейские черты для людей. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Сегодня говорим о Памире и его свободолюбивых жителях. При проведении Всесоюзной переписи 1939 г. памирцы ещё продолжали фигурировать в качестве самостоятельных групп, но уже в составе таджикского народа. Памирцы или бадахшанцы в популярном дискурсе образуют небольшую группу иранских народов, населяющих горный регион Памира и Гиндукуша, являющегося историческим регионом Бадахшана. Чоршанбе Новости Мигрант Снг Таджикистан Памир Казахстан Россия Москва Митинг Драки Срочно Экстренно Свободу Чошанбе еще. Таджик женился на Африканке таджикская свадьба кто такие памирцы туйи точики таджикский танец.
Кто такой Чоршанбе Чоршанбиев. Задержанный боец ММА постит пранки и называет русских националистами
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции | В результате памирцы стали гармоничной смесью древних индоариев и скифов, которые, впрочем, тоже являлись одними из их потомков. |
Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы | это народ, проживающий в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. |
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Люди Памира: silenza — LiveJournal | Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. |
Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой» | Ситуация на Памире глазами польской журналистки. |
Люди Памира
Памирцы равнозначно чтут как традиции ислама, так и свои старые исконные верования и обычаи, которые у равнинных таджиков почти исчезли. Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Ситуация на Памире глазами польской журналистки. это народ, проживающий в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Нет вы не правы Мехрубон не один милиционер в Москве незнает кто такой Памирец все мы таджики для него а в посольстве в Москве не один Памирец не работает. Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами.
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны
Кто они - эти памирцы ?: alexandr_palkin — LiveJournal | Смотрите видео на тему «Памир Митинг» в TikTok. |
Памирцы — загадочный народ “крыши мира” | Кто такой Чоршанбе. |
Кто такой Чоршанбе Чоршанбиев. Задержанный боец ММА постит пранки и называет русских националистами | Распространение исмаилизма связано с пребыванием на Памире Насира Хусрава (1004–88), скрывавшегося от преследований в Шугнане. |
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира
Этот человек является не просто представителем духовенства, а опорой для своего народа. Известно, что в тяжёлые времена, в периоды войн и бедствий духовный лидер был тем, кто вселял силы в измученных людей, не давая им погрузиться в отчаяние. Дзен Жизнь по старинным принципам Если приехать в современную памирскую деревню, станет заметно, что значительная часть людей продолжают дела своих предков, ведут традиционный уклад жизни, что был заведен ещё много веков тому назад. Конечно, блага цивилизации значительно облегчили бытовые дела, однако памирцы с удовольствием разводят и пасут скот, стригут овец, занимаются деревообработкой и самыми разными ремёслами. Сохранившиеся традиции можно заметить и в принципах строения жилищ памирцев. Обязательным составляющим элементом является четырёхступенчатый свод. Это — не просто декоративный элемент, а символическое воплощение четырёх стихий.
Кроме того, в доме опорами должны быть пять столбов, каждый из которых ассоциируется с определённым мусульманским святым: Мухаммедом, Фатимой, Али, Хусейном и Хасаном. Эти опоры служат разграничителями между женской и мужской половинами дома, отделяют кухню, гостиную и молитвенную часть жилища. Девушки из Памира Уклад семей у памирцев патриархальный, однако после свадьбы молодая семья переезжает не в дом жениха, а в жилище невесты. Кроме того, на Памире не являются редкостью браки между кузенами. Причина кроется в нежелании платить значительный калым за девушку из другого рода. Несмотря на то, что сегодня памирцы живут менее изолированно, чем прежде, многие аспекты их истории и даже современных реалий нам кажутся таинственными и неясными.
На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно.
А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое.
Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно. Обычаи и нравы Каждый элемент памирскогодома имеет символическое значение.
Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан.
Говорят на ПАМИРСКИХ языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, в отличие от собственно таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам. Включают язгулямцев, рушанцев, бартангцев, шугнанцев, сарыкольцев, ваханцев, ишкашими, мунджанцев и йидга. Они территориально только входят в состав Таджикистана и из этого выйдет что по паспорту они таджики. Но они совсем отличаются от таджиков, это Сталин взял и вписал их в состав Таджикистана. Во время гражданской войны в Таджикистане Памирцы хотели вовсе отделится от Таджикистана.
Несмотря на то, что Таджикистан - одна из самых маленьких стран СНГ, она очень и очень разнообразна. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур.
На них же раньше и спали, а детям оставляли лучшие теплые места на печи. На торжества собирались всей семьей за большим столом в центральной комнате.
Главный народный праздник — это День равноденствия. Отмечается он не 21 марта, как принято считать в России, а каждый год по-разному. Дело в том, что современные памирцы признают принятый в мире календарь, но национальные праздники отмечают по своему, древнему. В нем время отсчитывается по фазам Луны, и в году обычно не 12, а 10 месяцев. Причем мужчины тоже помогают.
У нашего народа нет такого разделения, что домашними делами занимается только женщина, ведь есть и то, что требует применения физической силы. А мы бережем своих жен и дочерей, помогаем им. У памирцев вообще никогда не было такого, что вот, мол, мужчина главный. Все равны, каждый делает то, что у него получается лучше, вот и все», - рассказал председатель диаспоры памирцев в Санкт-Петербурге Бахтибек Бердов. На праздник обязательно готовят больш - блюдо из свежих ростков пшеницы и мяса.
Что же касется памирской кухни, то представители народа предпочитают блюда из злаковых и бобовых, любят овощи и сушеные фрукты, молочные продукты, употребляют в пищу съедобные растения и т. Праздник отмечают на протяжении недели - угощаются вкусной едой, гуляют, танцуют, качаются на качелях. В честь прихода весны дарят друг другу ветки ивы. Юноши и девушки выбирают принцессу праздника - самую красивую, хозяйственную и аккуратную девушку.