Новости началом мусульманского летоисчисления является

Отправной точкой мусульманского календаря является Хиджра, или переселение, Пророка Мухаммада (с. а. в.) из Мекки в Ясриб (ставший позднее известным как Медина), лежащий в 400 км севернее.

Мухаммед закончил свою «хиджру»

хиджра (переселение пророка из Мекки в Медину) - начало мусульманского летоисчисления. Исламский религиозный календарь (Хиджры) следует лунным месяцам и состоит из 354 или 355 дней. Мусульманское летоисчисление берет начало с Хиджры. Впоследствии год «хиджры» стал первым годом мусульманского летоисчисления, и с этого момента начинается история ислама. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. Мусульманское летоисчисление было установлено вторым праведным халифом Умаром (да будет доволен им Аллах), поэтому наступление нового года не обладает сакральностью в исламской традиции.

Мой Дагестан

Исламский религиозный календарь (Хиджры) следует лунным месяцам и состоит из 354 или 355 дней. Тогда Его Светлость Али ибн Абу Талиб предложил, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят хиджрат – переезд Пророка (с) из Мекки в Медину. По мусульманскому календарю летоисчисление ведется от 16 июля 622 года григорианского календаря, когда состоялась хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада ﷺ, а с ним и первых мусульман в Медину из Мекки.

Мой Дагестан

Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им. Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. Эта тема подробно раскрыта в книге «Фатх Аль-Бари» т. Ее автор — Ибн Хаджар — постарался сделать подробный комментарий к хадисам из самого авторитетного сборника хадисов — «Сахих аль-Бухари». Итак, в «Сахих аль-Бухари» главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад да будет доволен им Аллах. Он сказал: Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха, и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину. Хиджра — событие, с которого ведет свое начало мусульманское летоисчисление.

Переселение первых мусульман из Мекки в Медину, знаменовавшее собой начало новой эры Ислама. Хиджра стала переломным моментом в истории всего человечества. Она стала началом создания мусульманского государства, началом рассвета исламской цивилизации. После нее свет Ислама проник в разные страны, и люди отказывались от невежества, признавая Истину. Ислам устанавливал равенство людей перед Богом Аллахом вне зависимости от цвета кожи, происхождения, языка или уровня достатка. В результате хиджры было построено новое общество — мусульманская умма, создано новое государство, основывающееся на божественности, гуманизме и высокой нравственности. В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл.

Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-11 дней.

Они приходились на зимний период, когда начинались заморозки и замерзала вода.

Раджаб 177. По-арабски «раджаб» означает «безопасный», от «иджабу» - воздерживаться от войн и набегов. Шаабан 207 - означает «разветвляться», «расходиться».

В этом месяце доисламские арабы совершали набеги. Рамадан 236 - жаркий месяц, от слова «рамида» — «быть жгучим». Как утверждает Беруни, в этот месяц даже камни горят от сильной жары.

Шавваль 266. Название произошло от «шаля» — «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки жилища-то у них были переносные.

Зу-ль—каада 295 - от древнеарабского «каада» — «сидеть, оставаться дома».

Его организовали и использовали задолго до солнечного. Анастасия Семенова, Луна — спутник вашей жизни, 2008 Название месяцев сохранились арабские: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раби сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль каада, зуль хиджа. Месяцы сафар, раби сани, джумада авваль, джумада сани и зуль када не отмечены какими-либо памятными событиями.

В шести месяцах исламского календаря насчитывается по 30 дней, а остальных шести насчитывается по 29 дней. Соответственно даты перемещаются относительно солнечного календаря и полный круг совершается за 32 солнечных или 33 лунных года, так как в лунном году 354 года. Александр Ханников, Ислам. Потомки внука Хасана — шерифы.

В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием. Хадис — изречение кауль , одобрение такрир , образ васфи или действие филь пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата.

Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Хадж , хаджж араб. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы намаз , налога закят и поста саум. Шейх араб.

Со временем стало уважительным прозвищем. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную. Правящий клан племя древней Мекки; из которого происходит... Термин наби употреблён в Коране наряду с расуль «посланник».

Последним пророком — «печать пророков» хатим ан-набийин — называется пророк Мухаммад. Муджтахид араб. Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права фикх. Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы сахих пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов факихов.

Шейх-уль-ислам араб. Shayx ul-islom, азерб.

Название произошло от «шаля» — «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки жилища-то у них были переносные. Зу-ль—каада 295 - от древнеарабского «каада» — «сидеть, оставаться дома».

Зу-ль—хиджа 325 - от арабского слова «хаджж» — «паломничество». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничества в Мекку. Все нечётные месяцы исламского календаря имеют по 30 дней, а все чётные месяцы 29 дней. Исключение составляет 12-й месяц, в котором високосные годы составляют 30 дней. Цикл Год исламского календаря на 11 дней меньше солнечного так что мусульманские праздники могут выпадать на совершенно разные числа григорианского календаря.

Когда разница доходит в целый месяц, они добавляют 13-й месяц, который получает название предыдущего, и вставляется поочерёдно после всех месяцев календаря. Високосные годы 2,5,7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.

С какого года нашей эры ведется отсчет времени в исламском календаре?

Двенадцатым месяцем года у мусульман является Зуль-хиджа, и его название переводится как «совершать паломничество». В этот месяц проходит великий праздник жертвоприношения или Курбан-байрам. Названия в транслитерации на русский язык может различаться в разных источниках. В исламском календаре ряд месяцев — запретные, и в них нельзя было в доисламские времена вести войну, убивать, а также вокруг священной Каабы охотиться. В Исламе это священные месяцы. В них военные действия были запрещены по причине того, что была необходимо обезопасить паломников, которые прибывали к священной Каабе, возле которой в этот период торговля приносила большие прибыли. Если же война была неизбежна, то язычники арабы запретный месяц передвигали и вели военные действия. Мусульмане такого запрета придерживались на заре Ислама, но уже во втором году по хиджре, когда заканчивался раджаб, отряд мусульман, отправленный в Нахлю, напал на мекканцев, шедших караваном, и тем самым нарушил запрет. В этом сражении погиб Амр ибн аль-Хадрами, а также были взяты в плен два его спутника. По мнению факихов, во время запретных месяцев развязывать войну и начинать военные действия нельзя, но можно их завершать и продолжать, если они уже были начаты. Но это не относится к тем случаям, когда на территорию мусульманской страны вторгается враг с агрессивными целями.

Обсуждение Ас салам алейкум я хосу держать пост три дня в месяц скажите в декабое 2021 года 13. У меня следующий вопрос: правда ли что во времена Пророка календарь был не лунным, а лунно-солнечным, то есть чтобы сезоны не перемещались, то добавлялся либо високосный месяц, либо високосные дни? Если да, то кто эту практику отменил? В Коране в суре Скот, аяте 96, Аллах говорит "Он раскрывает утреннюю зарю. Таково установление Могущественного, Знающего" Аллах тут говорит о том, что и солнце используется для исчисления времени, но современный лунный календарь полностью игнорирует солнце и руководствуется только луной, почему? Лунный календарь, как известно, был до Ислама. Он использовался арабами за несколько столетий до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В то же время некоторые арабы пользовались солнечным календарем в некоторых районах, особенно на юге арабского полуострова в Йемене. Мусульмане используют солнце для определения времени суток, а луну для измерения месяца. Всевышний Аллах сказал: «Он раскрывает утреннюю зарю.

Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего». Сура: Скот 96. Аллах сотворил солнце и луну также для того, чтобы люди вели летоисчисление и узнавали время. Благодаря этому они могут точно определять, когда они должны поклоняться Аллаху и выполнять обязанности друг перед другом. Если бы солнца и луны не было, если бы они не сменяли друг друга, то многие люди не могли бы узнать время. Лишь некоторые из них могли бы определить точное время, приложив для этого значительные усилия, и рабы были бы лишены многого из того, что необходимо для их существования.

Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб а ответил: — Началом истории мусульман нужно считать день переселения пророка Мухаммада С и покидания земли ширка многобожества ». Совет имама а был в том, чтобы официально назначить началом года месяц Рабиуль-авваль и с этого месяца считать год, в котором пророк покинул Мекку. Но, к сожалению, было принято решение вторым халифом принять только часть предложения имама Али а , а то есть считать началом истории Ислама переселение пророка и не принять месяц Рабуль-авваль первым месяцем нового года. Поэтому Умар оставил традицию со времен невежества о том, что именно месяц Мухаррам считается началом нового года, который на два месяца и двенадцать дней раньше самого переселения пророка.

Принято считать, что это - 25 декабря. С этого дня для христиан в декабре этого года пройдет полных 2015 лет для православных - 7 января 2016 г. Ислам - более молодая религия по сравнению с христианством.

Мы — мусульмане сунниты во время месяца мухаррама ждем его десятого дня. Это — день Ашура — день особой милости Господа и избавления от многих испытаний и напастей, день памяти пророков и добровольного поста. В любой трудности мы вцесело уповаем на Господа миров и верим в Его Милость и Милосердность. Мы твердо знаем: завершение одного и наступление следующего года мусульманского календаря не носит сакрального смысла и не является религиозным праздником. Он скорее обозначает новую веху в земной системе координат. Хиджра, то есть переселение Пророка Мухаммада мир ему и благословение Всевышнего вместе со своими сподвижниками из Мекки в Йасриб означало окончательное оформление общины мусульман в субъект истории.

Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе?

Мусульманский (исламский) календарь — лунный календарь, который применяется в исламе для определения дат религиозных праздников, а также, как официальный календарь в Саудовской Аравии, странах Персидского залива и некоторых других мусульманских странах. Исламский календарь, или мусульманский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. Исламский календарь, или Мусульманский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. Что такое мусульманский календарь, история создания исламского календаря, с какого года и какого дня мусульмане ведут счет, название месяцев мусульманского лунного календаря. 1-ое мухаррама 622 года – начало мусульманского летоисчисления.

Мусульманский календарь

Летоисчисление по исламскому календарю начинается с 16 июля 622 года, от Хиджры, когда Мухаммед и первые мусульмане стали переселяться из Мекки в Медину. Мусульманский Новый год, или День хиджры, наступает в разное время года, потому как месяцы исламского календаря не привязаны к временам года и к сезонным работам. Месяц Мухаррам – первый в мусульманском календаре, именно с него начинается мусульманский новый год. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Исламский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году.

Мусульманский календарь. Перевод из григорианского календаря

Таким образом он созвал собрание, чтобы проконсультироваться с некоторыми из старших Сахабов и специалистами в данной области. Кто-то предложил принять Римский клендарь, пока Хормузан не предложил принять Персидский календарь. Оба предложения были отклонены в пользу принятия нового календаря, который удовлетворит требования мусульман. Следующим встал вопрос, с какого же года начнется календарь. Предложения были разные: использовать дату рождения Посланника Аллаха мир ему и благословенне , начало проповедования, дату его смерти или дату Хиджры переезда из Мекки в Медину , как предложил Али да будет доволен им Аллах. После должного рассмотрения Умар да будет им Аллах решил принять предложение Али и установить дату Хиджры началом Исламского Календаря. Но новый Исламский Календарь так же должен иметь начальный месяц, чтобы определять, когда закончится текущий год и начнется новый. Мнения опять разошлись.

Ислам и запрет на художественные изображения Особых пояснений требует тема, связанная с отношением ислама к созданию художественных изображений живых существ. Прямого запрета на создание изображений в Коране нет. Но вслед за ветхозаветной традицией сохраняется твердый запрет на создание ваяний, поскольку скульптурные изображения могут склонить человека к идолопоклонничеству. В отношении рисунков и высеченных на камне изображений живых существ отсутствует единодушное мнение улемов и нет общих правил. В целом благочестивая традиция считает любые изображения одушевленных существ, особенно пророков, запретными.

Как сообщает известный современный исламский богослов шейх Юсуф аль-Кардави, «в каждом конкретном случае выносится свое решение исходя из следующих вопросов: что изображено на картине, где она располагается, для чего она предназначена, какую цель преследовал художник, работая над картиной? Изображение, служащее объектом поклонения или запечатлевшее стремление художника подражать в создании творений Аллаху, есть харам, с точки зрения ислама. И наоборот, «если ктолибо изобразил живое существо не с целью освятить, возвеличить или подражать творениям Аллаха, то это не запрещается» 188. Фотография разрешается при условии, что она не передает запретное. В зависимости от региона и от мазхаба отношение к изображениям может варьироваться.

Подтверждением тому является существование феномена восточной миниатюры арабо-месопотамская, персидская, турецкая, индийская миниатюры 189. Мистический ислам. Суфизм Все исследователи суфизма сходятся во мнении, что данный феномен описывать сложно. Вплоть до XIX века понятия «ислам» и «суфизм» просто невозможно было противопоставить друг другу. До этого времени в сознании большинства мусульман суфизм был своеобразной духовно-мистической сердцевиной ислама.

Он выражал возвышенные этические и духовные идеалы мусульманства. Именно в суфизме ислам сформировался как религия в прямом смысле этого слова, предлагая человеку пути соединения с Создателем. В XIX веке, когда Аравия — колыбель ислама — окончательно перешла под контроль ваххабитов — сторонников радикального направления в исламе и буквалистского толкования Корана и текстов Сунны, отношение к суфизму кардинально изменилось. За истекшие столетия неоднократно делались попытки дискредитировать это религиозное явление, представлявшие суфизм не более чем одним из многочисленных течений в исламе. История происхождения термина тасаввуф с араб.

Суфии имели обыкновение носить одежду именно из этого материала. Исламские мистики, обсуждая, что есть истинный суфизм, любили играть со значениями этих двух слов: «Тот, кого очистила любовь, чист сафи , а тот, кого очистил Возлюбленный, — суфи" 190. Существует и еще две гипотезы относительно этимологии термина. Одна из них гласит, что суфий — это не кто иной, как продолжатель дела ахл ас-суффа букв. Простор для этимологических изысканий намекает и на сложность самого феномена.

Так что же такое суфизм? В чем его цель и смысл? Богословие суфизма Один из ведущих европейских востоковедов XX века Ганс Шайдер, отвечая на поставленные вопросы, писал о том, что «исламский мистицизм — это попытка достигнуть индивидуального спасения путем обретения истинного таухида" 191 , то есть личного мистического переживания важнейшего вероучительного положения ислама — единства Бога. И на этом пути суфии всегда оставались в рамках ислама, а их духовный настрой не зависел от мазхаба или теологической школы. Юридические или богословские различия были вовсе не существенны для них и не мешали достижению главной цели.

Свою духовную родословную суфии ведут от самого пророка ислама. Как известно, Мухаммад был человеком неграмотным. Суфии усматривают в этом особый замысел Всевышнего, Который пожелал открыться людям через простеца, чей ум не замутнен знаниями других писаний. Главное знание, наука из наук для суфия — это познание Бога. Первым звеном в этой духовной цепочке суфизма стал Мухаммад, подражать которому призван каждый правоверный мусульманин.

Особое место в богословии суфизма занимает история с перенесением Мухаммада в Иерусалим и его последующим восхождением на небо. Для исламских мистиков данный эпизод служит некой матрицей мистического опыта мусульманина, прототипом личного духовно-нравственного восхождения человека к совершенству и обретения им личной близости с Аллахом. Средством же достижения этих целей является стяжание искренней и бескорыстной любви. Тема любви вообще является центральной в суфизме, ведь только обретя в сердце истинную любовь, человек становится способным на совершенный таухид. Неслучайно в трудах суфиев и в суфийской мистической поэзии Аллах нередко именуется «Любящим» и «Возлюбленным», что характеризует главную составляющую Бого-человеческих отношений — любовь.

Аллах любит истинно верующих, то есть настоящих мусульман, которые возлюбили и его: «Аллаха сильнее любят те, кто уверовал». Аллах — прощающий, милосердный». Первые суфии проявляли стремление к особой аскезе, практикуя дополнительные молитвы, воздержание от семейной жизни и бедность. Этих людей стали называть факирами с араб. Познавать Истину хакикат , то есть Аллаха, можно двумя способами.

Внешним, поверхностным познанием является следование законам ислама шариат. Познание же внутреннего принципа вещей есть путь к Истине тарикат. Итак, как пишет американский специалист по исламскому мистицизму Карл Эрнст, «суфизм рассматривался как путь от обычной жизни в ее внешних проявлениях к внутреннему присутствию Бога» 192. Путь мистика — тарика букв. Подобно тому как ни одна тропа не может существовать без центральной дороги, от которой она и берет свое начало, так и мистический опыт невозможно стяжать без неукоснительного следования предписаниям шариата.

Но если путь шариата представляет собой большую и широкую дорогу, предлагающую идущему возможность выбора, идти ли по краю или центру магистрали, то путь мистика чрезвычайно узок и полон опасностей: он ведет странника салика через различные «стоянки» макамы , пока тот, наконец, не достигнет своей главной заветной цели — совершенного таухида. Количество «стоянок», их названия и последовательность в разных суфийских братствах могут варьироваться. Перечислим основные макамы, присутствующие в большинстве школ. Ценность этой стоянки макама образно описал известный суфийский поэт Джалал ад-Дин Руми: 1 «Конь покаяния — это дивный конь: до небес галопом домчит он вмиг с низин». Маснави, 6:464 193 Покаяние предполагает не только раскаяние в содеянных грехах.

Оно связано и с отречением от всех мирских забот, ведь мир, по представлениям суфиев, таит в себе много опасных ловушек на пути к Богу. И потому первым шагом новоначального должен стать отказ от мирских желаний. Это отречение болезненно и происходит в постоянной борьбе со своей чувственной душой — нафс. Первая обязанность суфия, как писал выдающийся исламский богослов XI-XII веков аль-Газали, — это «очищение души от нравственных пороков и предосудительных качеств, ибо истинная наука — это поклонение Богу сердцем, сокровенная молитва и внутренняя близость к Всевышнему Аллаху» 194. Для борьбы с нафс главными способами оставались строгий пост и бодрствование, то есть воздержание от сна и пребывание в постоянной молитве зикр.

Но все же такой серьезной аскезы придерживались далеко не все суфии. Большинство предпочитало следовать средним путем, избегая чрезмерного голодания и обильного потребления пищи. Одна из важнейших «стоянок» — таваккул, то есть полное предание себя в руки Аллаха, совершенное упование на Бога. Достижение этой «стоянки» даровало адепту состояние внутреннего покоя и умиротворенности. Центральным принципом жизни настоящего суфия является бедность 195.

Еще одна «стоянка» на Пути мистика — терпение сабр , ибо «воистину, Аллах любит терпеливых» Коран 3:146 и «терпеливым воздается полностью безо всякого счета» Коран 39:10. Вспоминая старую арабскую поговорку «терпение — это ключ к счастью», суфии создавали множество притч о ценности терпения. Немалое терпение требуется для того, чтобы преодолеть все трудности Пути, которые ожидают странника, стремящегося обрести единство с Божественным Возлюбленным. Как писал Руми, терпение — это железный щит, на котором Бог написал: «Победа пришла! Важная веха на мистическом Пути — стяжание благодарности Богу шукр , которая помогает находить радость и божественное благословение в самой глубине горя 197.

Достижение «стоянок» страха и надежды — это еще одно продвижение по долгому мистическому Пути. Чувство страха перед Аллахом — неотъемлемая часть мироощущения каждого добропорядочного мусульманина. Но вместе с тем, сохраняя богобоязненность, необходимо твердо уповать на Бога и помнить о Его милосердии. Последние «стоянки» на суфийском духовном Пути — любовь и знание. Знаменитый исламский богослов аль-Газали утверждал: «Любовь без знания невозможна — любить можно только то, что знаешь».

Постижение Бога посредством любви — вот главная цель истинного суфия 198. Шиммель приводит следующие стадии суфийской любви: душевное общение унс ; нравственная близость курб , достигнутая путем исполнения Божественного закона; томление по Божественному Возлюбленному шаук и др. По мнению некоторых мистиков, путь к обретению любви пролегал через страдания и переживание бедствий. Как пишет та же Шиммель, «несчастья и бедствия — знак того, что Бог близко» 199. Обретая любовь, мистик полностью «уничтожается» в Аллахе, «растворяется» в нем, начинает всецело пребывать в Боге.

Суфии, достигшие такого состояния «божественного опьянения» и полного «слияния» с Аллахом, иногда произносили такие слова, которые шокировали неподготовленных слушателей. Самым известным изречением подобного рода является изречение великого суфия аль-Халладжа, который в порыве духовного экстаза воскликнул: «Я — это Истина! Апеллируя к кораническим строкам, суфии считали Аллаха началом и внутренней сущностью всех вещей в мире: «Он — и первый, и последний, явный и сокровенный». Коран 57:3 Трактуя данный аят, суфии утверждали, что зерна Божественного содержатся во всем. Суфийские пантеистические идеи 202 о всепроникающем присутствии Бога нередко вызывали шквал критики со стороны ортодоксально настроенных мусульман, считавших данную идею не чем иным, как проявлением тяжелейшего в исламе греха — ширка, то есть многобожия.

Отдельно следует сказать о такой форме богопочитания у суфиев, как зикр. Зикр с араб. Основанием для появления данной практики стали коранические строки: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером». Коран 33:41 Зикр, как утверждают мистики, — это первый шаг на пути любви, ведь как влюбленному человеку естественно и приятно вспоминать имя своей любимой, так и ищущему Божественной любви нравится повторять Божественное имя.

Со временем зикр стал довольно сложным обрядом, для участия в котором суфий должен был сначала овладеть особыми ритмизованными движениями, освоить определенный набор поз и научиться использовать специальную психофизическую технику контроля дыхания. По замечанию профессора Е. Торчинова, все это должно было служить «достижению сосредоточения сознания и соотнесенности движений тела с мысленным или речевым повторением формулы зикра аналог мантр индийских традиций , при этом надо было при задержке дыхания усилием воли как бы направлять формулу в определенные участки тела» 203. Повторяя имя Аллаха или шахаду и совершая при этом ритмичные и повторяющиеся движения, суфии легко впадали в состоянии экстатического транса — состояние «божественного опьянения» 204. Сама практикуется, в частности, суфиями, составляющими братство мевлевийя — братство «вращающихся дервишей», духовным центром которого является турецкий город Конья.

Суфийские братства С XII века суфии начинают объединяться в ордена и братства, структура которых весьма напоминает католические монашеские ордена, только менее строгие и централизованные. К этому же времени вырабатывается и основная суфийская терминология, кристаллизуется философская концепция исламских мистиков, формируется система главных образов и символов, находящих выражение в том числе и в духовной поэзии. Многие выдающиеся суфии того времени были замечательными поэтами: Джалал адДин Руми, которого его последователи почтительно называют Маулана, или Мевляна с турецк. Суфизм оказал огромное влияние на развитие арабской и персидской поэзии. Можно сказать, что многие идеи и поэтические образы вообще становятся понятны только в суфийском контексте.

Так, например, поэзию Омара Хайяма невозможно рассматривать вне идей суфизма. Центры, объединявшие суфиев в братства, назывались ханака. Турки же называли суфийские обители текке. В братстве существовала иерархия, причем, как пишет Шиммель, «иерархическая последовательность должностей тщательно соблюдалась, но это была иерархия добродетелей, а не власти» 205. Во главе ордена стояли шейх или пир духовный наставник.

Члены братства мюриды — букв. Примечательно, что суфизм привлекал в свои ряды людей из различных социальных классов: от султанов до нищих. Так, орден мевлевийя вращающихся дервишей пользовался особым расположением османских султанов, а также тех, кого принято называть сейчас артистической богемой музыкантов, поэтов и художников. Орден бекташи состоял в основном из янычаров. А марокканский орден хеддава, наоборот, привлекал нищих и проповедовал абсолютную бедность.

Торчинова, «авангардом ислама, в том числе и в миссионерско-проповеднической деятельности» 206. Сегодня практически в каждой стране, где есть мусульмане, есть и суфии. Одним из немногих исключений, пожалуй, является Саудовская Аравия, в которой суфизм официально запрещен, поскольку считается новшеством, противоречащим нормам ортодоксального ислама. Суфизм в этих регионах представлен тарикатами накшбандийя, кадырийя, шазилийя и кубравийя. Течения ислама На протяжении своей истории ислам неоднократно претерпевал разделения, приводившие нередко к формированию отдельных мусульманских групп.

Иногда довольно значительные по числу своих членов, эти группы противопоставляли себя остальной массе почитателей учения Мухаммада. Зачастую в них создавались специфические доктрины или религиозные практики, что приводило к серьезным вероучительным конфликтам внутри ислама, доходившим иногда до силового противостояния их адептов. В рамках данного издания перечислим наиболее заметные из существующих в настоящее время течений ислама. Сунниты — наиболее крупное, доминирующее на данный момент течение в исламе. Название происходит от словосочетания «ахль ас-сунна», что буквально переводится как «люди Сунны» 207.

Все, что выше говорилось об исламе, относится в первую очередь к суннитам за исключением тех случаев, которые оговаривались особо. Шииты — второе по численности направление ислама, возникшее в VII веке. Течение возникло в VII веке практически сразу после смерти основателя ислама. Его появление было связано с решением вопроса о том, кому в исламской общине умме должна принадлежать верховная власть — имамат. Верховная власть, по представлениям мусульман, едина и не может разделяться на духовную и светскую, поскольку един ее Божественный источник.

Сунниты полагали, что имамом может стать любой мусульманин, которого облекут доверием старейшины, что и произошло вскоре после смерти пророка. Однако часть последователей Мухаммада настаивала на передаче власти исключительно наследникам пророка. Точнее говоря, бразды правления при любых обстоятельствах должны находиться в руках потомков Али — двоюродного брата и зятя пророка, женатого на его дочери Фатиме. Шииты убеждены в профетическом даре имама, приписывая ему даже черты непогрешимости в вероучительных вопросах. Большинство шиитов признают историческое существование 12 имамов, последний из которых — Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди — погиб от рук убийцы в IX веке.

Однако шииты убеждены, что юный имам, которому на тот момент было всего 13 лет, просто «ушел» от людей. Ныне он по воле Аллаха пребывает «в сокрытии», с тем чтобы в конце времен торжественно вернуться вместе с Исой ради утверждения истины. Почитание имамов привело к тому, что для шиитов местами паломничеств наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали также могилы их духовных лидеров. Кроме того, в их религиозный календарь были включены особые дни, связанные с событиями из жизни имамов. Например, Ашура — день скорби и поста в связи с воспоминанием мученической кончины третьего имама Хусейна 208.

Другим следствием почитания имамов было то исключительное положение в обществе, которое обрели духовные лидеры шиитских общин, и прежде всего те, что носят высокий титул аятолла с араб. Аятолла считается полномочным представителем «скрытого» имама до момента прихода последнего в мир в конце времен. Именно поэтому авторитет аятоллы чрезвычайно высок. Например, в Иране его общественно-политическая роль вполне сопоставима с ролью главы государства и едва ли не превосходит ее. Сегодня шиизм распространен в Иране, где его сторонники составляют большинство населения.

Шиитский ислам является доминирующим вероисповеданием на территории Азербайджана. Алавиты с араб. Кроме общей для всех мусульман священной книги — Корана — алавиты имеют отдельный сакральный текст «Китаб аль-Маджму», по стилю подражающий Корану и состоящий из 16 сур. В шиитскую доктрину об имамах как особых богоизбранных лицах, непогрешимо ведущих мусульман к обретению вечного блаженства, алавиты добавили триадологические идеи, осмысляя их в духе христианского гностицизма. Так, признается существование трех эманаций Божества — Смысл мана , Имя исм и Врата баб , — которые периодически воплощаются в пророках ветхозаветных.

Последними «троическими» воплощениями почитаются Мухаммад, Али и Салман ал-Фариси соратник Мухаммада и один из первых неарабов, принявших ислам, — вероятно, был персом. Указанные лица, таким образом, приобретают божественный статус. Вместе с тем исповедуется догмат о переселении душ, что, впрочем, относится только к представителям мужского пола. Ритуалистика алавитов существенно отличается от общеисламской. В частности, при сохранении пищевого запрета на свинину они употребляют вино.

Кроме того, отмечаются отдельные христианские праздники в том числе Пасха и почитаются некоторые христианские праведники. На протяжении веков алавиты подвергались серьезным преследованиям как со стороны суннитов, так и со стороны шиитов. Это отчасти объясняет тот факт, что общины алавитов крайне замкнуты и даже эндогамны. Более того, внутри общин существует две степени доступа к знаниям. Соответственно, члены общины именуются амма «простые» и хасса «особые».

Последние обладают полнотой сведений о нормах веры, но это знание доступно далеко не всем в частности, это воспрещено женщинам. Все вышеперечисленное значительно затрудняет изучение данного религиозного феномена, поскольку исследователи вынуждены пользоваться только косвенными сведениями или свидетельствами ренегатов. Наиболее крупные общины нусайрийа существуют в Сирии, где последователи этого учения на протяжении нескольких десятилетий занимают высшие государственные посты. Общины алавитов проживают также в Турции и Ливане. Друзы араб.

Название движению дано по имени Мухаммада ад-Дарази ум. Но сами друзы с большой неприязнью относятся к этому человеку, почитая его предателем. В качестве самоназвания друзы используют слово «муваххидун», что можно было бы перевести как «исповедующие единобожие». В 996—1021 годах в Египте правил шиитский халиф Абу Али Мансур ибн аль-Азиз аль-Хаким Биамриллах, отметившийся рядом значимых социально-политических и религиозных реформ. Его сподвижник ад-Дарази объявил своего халифа воплощением самого Аллаха.

Однако друзы убеждены в том, что ад-Дарази распространял эти идеи вопреки воле монарха. Кроме того, ряд мусульманских общин отказывались верить в смерть указанного халифа и полагали, что он ушел «в сокрытие», и ожидали его возвращения. Именно в этой среде и сформировалось движение друзов. Друзы считают суннизм и шиизм подготовительными формами для исповедания подлинного единобожия. Они убеждены, что все события, происходящие на Земле, содержат в себе закодированную информацию о небесных тайнах, открыть которые могут лишь особо просвещенные.

Кроме того, их вероучение включает в себя доктрину реинкарнации. При этом считается, что общее число друзов на Земле всегда неизменно, в связи с чем каждый умерший член общины вновь родится в этот мир после смерти. Данная концепция служит, в частности, объяснением закрытости их структуры и отсутствия миссионерства: друзом невозможно стать, им нужно родиться. Подобные убеждения внушают воинам бесстрашие перед лицом самых грозных опасностей, включая смертельные. Поэтому друзы почитаются бесстрашными воинами во многих странах.

Например, в израильской армии друзы часто занимают весьма высокие посты. Друзы отвергают пищевые запреты традиционного ислама, однако могут соблюдать его установления, руководствуясь соображениями личной безопасности и пользы единоверцев. Для этого используется такия с араб. Внутри общины также существует несколько степеней посвящения, распространяющихся как на мужчин, так и на женщин: джуххал «неведущие» , куккал «вразумленные» и аджавид «совершенные». Число последних ограничено, и только им доступна полнота религиозных знаний.

По тем же причинам, что и у алавитов, более подробное научное изучение доктрин и религиозной практики друзов весьма затруднительно. Крупные поселения друзов имеются в Израиле, Ливане, Сирии и Иордании. Ахмадийа кадиани — направление ислама, возникшее в XIX веке и связанное с именем Мирзы Гулама Ахмада Кадиане, от которого и получило оба своих названия. Основатель традиции жил на севере Индии и скончался в 1908 году, оставив после себя множество трудов 80. В своих трудах он предпринял попытку синтезировать элементы мусульманского, христианского и индуистского мировоззрений.

Учение получилось крайне синкретичным. Ахмад Кадиане считал себя последним пророком, посланным Аллахом для объединения всех перечисленных выше религий. Вследствие этого объектами хаджа для его последователей наряду с Меккой, Мединой и Иерусалимом стали места жизни основателя традиции г. Адепты ахмадийа верят в то, что после смерти души людей сразу наделяются новыми телами, посредством которых они вкушают мучения или блаженство. При этом считается, что процесс духовного совершенствования продолжается и после смерти.

Соответственно, отрицается и вечность мучений. Способность внутреннего изменения означает одновременно и возможность любому грешнику через покаяние обрести блаженство уже по ту сторону вечности. Общая интеллектуальная настроенность движения выражается, в частности, в активной просветительской деятельности, организации учебных заведений, издании книг и журналов. Общины ахмадийа существуют во многих странах мира, в том числе в государствах Европы и Америки. Из всех перечисленных групп данное движение далее всего отстоит от традиционного ислама.

Часто его последователям отказывают в самом имени мусульман. Так, например, в Пакистане адептам ахмадийа законом запрещено именоваться мусульманами. Вопрос о принадлежности к исламу последних трех направлений — алавитов, друзов и ахмадийа — остается до сих пор дискуссионным. Его решение зачастую лежит в политической плоскости. С учетом общего количества населения Земли — 7 174 611 584 человека июль 2014 года — это составляет более 1,6 млрд человек.

В российском исламе отсутствует единая всероссийская централизованная система управления. На территории государства существует несколько десятков муфтиятов — централизованных региональных объединений мусульманских общин — и иных организаций во главе с муфтиями. Наиболее крупными и авторитетными мусульманскими объединениями являются следующие: — Центральное духовное управление мусульман России — ЦДУМ. Существует формально с 2000 года и является прямым преемником «Уфимского с 1796 года — Оренбургского духовного магометанского закона собрания», созданного в 1789 году по указу императрицы Екатерины II. ЦДУМ объединяет более 2,5 тыс.

Существует с 1996 года. Объединяет около 700 общин на территории Российской Федерации. Литература Clair Tisdall W. July 1913. Schaeder, Hans Heinrich.

Watt W. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, 1961. The Arabs in Antiquity: their history from the Assyrians to the Umayyads. Routledge Curzon, 2003.

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Абу Ханифа. Трактаты по вероучению. Дозволенное и запретное в исламе. Кашф аль-Махджуб арбаб аль-Кулюб «Снятие завесы с сокрытого».

Андре Т. Исламские мистики. Мусульманская молитва. Ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Беляев Е.

Период 610-622 годов — начало проповедей Мухаммеда в Мекке, в которых он говорил, что Аллах всемогущий каждому народу дал свое Писание и своего Пророка — для арабов таковым является Мухаммед. Много повидавшая торговая Мекка несколько лет довольно равнодушно относилась к новоявленному мессии. Однако когда Мухаммед объявил мекканцев нечестивыми, которым следует гореть в Аду, они подвергли Мухаммеда бойкоту. Спасаясь, Мухаммед совершил переселение — хиджру — в Медину, один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии, куда прибыл 24 сентября 622 года.

Начало месяцев Хиджры было произведено на основе информации международных центров астрономических исследований, сообщает Духовное управление мусульман Казахстана. Основные праздники по мусульманскому календарю: Месяц Рамазан Рамадан начнется 11 марта; Ляйлят аль-Кадр Ночь Предопределения, Кадыр тун — с 5 на 6 апреля; Ораза айт праздник разговения — 10 апреля; Первый день Курбан айта — 17 июня. Дни религиозных праздников могут быть перенесены в зависимости от новолуния, отметили в Духовном управлении мусульман.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий