Этому времени в древнерусском календаре соответствуют вторая половина сентября и первые две трети октября.
Как формировался русский народный календарь?
О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. В руском календаре 9 сороковников (месяцев) по 40 и 41 дню – это одно Лето (теперь называется год). Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии. Использовался византийский календарь, утверждённый ещё в 988 году (по современному летоисчислению) императором Василием II. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период.
Карта сайта.
Тайны древнерусского календаря ч.2. Славянский календарь — пост пикабушника hammurapi1600. Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых. Оригинал взят у nktv1tl в ДРЕВНЕРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ 21 марта (1 белояра) Красная гора. О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. И в первых советских календарях наряду с религиозными и революционными праздниками — зодиакальный круг.
С новым, 7530 годом: Как велось летоисчисление в России до Петра I
Летоисчисление и календарь древних Русов Константин Дорманчук 21января 2012 г Летоисчисление, летописание это с детства привычные и знакомые нам понятия. О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. Гончарова «Обломов» Народные праздники на 2020 год Основные праздники по древнерусскому календарю и современные церковные праздники. Главная» Уроки Асгарда» Звёзды и Земли» Славянский календарь: месяц 40 дней, неделя 9 дней. официальное и исконно русское, то есть можно сразу увидеть, какая дата какой соответствует по традиции. В календаре отмечены особые даты и.
Коляды Даръ. Древнерусский, Славяно-Арийский календарь
Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные. Отличалась среда — в славянском календаре ее называли «тритейник» от слова «три» , суббота называлась «шестица» от слова «шесть» , воскресенье — «седмица» от слова «семь». Оставшиеся два дня носили названия «осьмица» ось земли, восьмой день и «неделя» нет дел, девятый день. Понедельник же получил свое название от соединения слов «после» и «неделя». Считается, что именно со времен использования славянского календаря пошел обычай поминать усопших на девятый и 40-й день, то есть в конце недели и в конце месяца.
Фото: Getty Images Гороскоп на 2024 год по славянскому календарю Один цикл, или Сварожий Круг, календаря древних славян продолжался не 12 лет, как сейчас, а 16. Новый год начинался не в конце января — конце февраля, как по восточному календарю, а 20 или 21 марта — в день весеннего равноденствия.
В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводятся чистота и порядок.
Помимо Даров и Треб умершим родичам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни свечи, лампады, огневицы. День Митры Спасителя — день почитания Бога Митры, который спас Роды Рассенов и Святорусов от засухи, даровал им воду и пищу и указал каким Родам в какие земли цветущие переселиться. За то, что Митра спас Роды, тёмные силы его приковали цепями к горам Кавказским и посылали диких птиц клевать его плоть.
Митра три дня находился между Жизнью и Смертью. Она привела воинов к месту мучения Митры, где были разбиты тёмные силы, освободила от оков Митру, оживила его Силой своей Любви, после чего на Огненной Божественной Колеснице поднялась с Митрой в Небеса. Отсюда появились легенды о том, что распятые Боги в третий день воскресают, так как на Кавказских горах был распят и Тарх Даждьбог, спасённый Лебедью Дживой.
В Америке — был распят Кетсаткоатль и в третий день воскрес, спасённый женщиной. В Палестане распинали Исуса, который воскрес в третий день и об этом первая узнала Мария Магдалина. День Возрождения Тарха Даждьбога — он сражался с тёмными силами, они запросила пощады, перемирия и устроили пир.
На пиру в питьё Тарху подсыпали Сонного Зелья, а когда он уснул, приковали его цепями к горам Кавказским, чтобы хищные птицы и звери терзали его плоть. Даждьбог, также, как и Митра был три дня прикован в Кавказским горам и находился между Жизнью и Смертью. Дни наречения — в месяц Элетъ, когда природа расцветает и на земле просыпаются все Природные Силы происходят обряды наречения имя, женихом и невестой, Жрецами, Волхвами, Князьями, Ханами, Витязями, Дружинниками и т.
Даждьбог разрушил малую Луну Лелю и уничтожил тёмные силы, которые готовились к захвату Мидрарда нашей Земли. С той поры существует обычай на день Лели Небесной красить птичьи яйца и стукать их друг о друга. Разбившееся яйцо называют Яйцом Кощея, а целое — Силой Даждьбога.
А так как Россия входит в этот список, то ей летоисчисление следует изменить. Таким образом 7209 г. Почему именно эта цифра До реформы Петра I в стране жили по составленному в 353 г. Греки вели отсчет со дня Сотворения мира, указанного в Библии — 5508 г. Конечно же, определение времени было условным. За основу бралось священное писание. Как сказано в Библии, человека Бог создал в середине 6-го дня.
Но у Бога один день — это тысяча лет. Вот у реформаторов того временного периода и получилось, что мир был сотворен примерно пять с половиной тысяч лет назад. По истечении времени за дело взялись священнослужители, которые и перенесли дату на 01.
При этом год состоял не из 12 месяцев, как сейчас, а из девяти, но сами месяцы были длиннее. Весна, осень и зима вместе назывались «лето» год. В каждом четном месяце второй, четвертый и т. При этом 16-й год считался священным, в нем каждый месяц состоял из 41 дня.
Это было сделано по аналогии с високосным годом, чтобы учесть «набежавшие» за 16 лет четыре дня. Новый год предвещает физический и духовный рост Различия были и в длине недели. Она состояла из девяти дней по 16 часов, день длился до захода солнца. Названия дней во многом были похожи на современные.
Александр Асов: Звездный календарь. Обряды Древней Руси
Октябрь назывался «листопад» - время опадания листьев. Ноябрь назывался «грудень» - от слова «груда» - время, когда на дорогах образовывались замерзшие кочки груды земли. Месяц декабрь назывался «студень», то есть студеный, холодный. Январь назывался «сечень», от слова «сечь», то есть рубить лес. В это время рубили лес, освобождая площади под посевы. Январь называли еще также «просинец» - появлялась первая просинь на небе после сплошной осенне-зимней облачности. Февраль назывался «лютый» - месяц наибольших метелей и морозов.
От того в то время люди надевали личины — маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода. Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц — если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко. День Матерей души в мир Яви приводят матери, поэтому в этот день почитают женщин-матерей. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение Природы. Это день весеннего равноденствия, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В христианском празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы — Марены, угощение блинами — Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин — серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости. Языческие и славянские праздники в апреле 1 апреля День Домового или его пробуждение Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому — тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела — охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее — его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом — разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись — Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети — Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и не усопшие, не упокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога. С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение — Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня. Языческие и славянские праздники в мае 1 мая Живин день Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через Животворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива — это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые обряды засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же — приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы — ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением.
Единственное, в чем сходятся большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла. Начало года[ edit edit source ] У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года. До конца XVII в. До 1492г. С 1492 г. Петр I, своим указом 1699г. Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчесление от рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее источник? С 20 февраля 1918 г. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года 1 января по старый Новый год 13 января в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.
Ей приносятся Дары и Требы. В огненный жертвенник бросаются семена и зёрна для обильного урожая, необходимого для питания людей. В это день в её честь проводится служба и Великая Братчина — совместная трапеза, чаепитие, пир участвующих на празднике. Яства приносят участники, которые они создали своими руками для общего стола. В этот день проводится служба в честь Бога Одина. День Тора Свентогардского — день памяти Патер Дия Тора, основателя Свентогарда города Свентовита , а также, день почитания и чествования Богов Тора и Свентовита, кои повседневно сражаются с тёмными силами, а вечерами устраивают пышные пиры, на которых даруют силу всем воинам, которые сражались и сражаются с тёмными силами. При всех Храмах Свентовита существуют дружины Ордена Золотых Поясов, в которые избираются лишь самые достойные. В старые времена не каждый Князь или Воевода имели Золотой Пояс, а лишь избранные за мужество и отвагу. День Памяти Предков — день, в который почитаются все Предки всех Родов. В этот день совершаются службы на всех кладбищах и погостах, на могилах и курганах наводятся чистота и порядок. Помимо Даров и Треб умершим родичам, на их последнем пристанище зажигаются священные огни свечи, лампады, огневицы. День Митры Спасителя — день почитания Бога Митры, который спас Роды Рассенов и Святорусов от засухи, даровал им воду и пищу и указал каким Родам в какие земли цветущие переселиться. За то, что Митра спас Роды, тёмные силы его приковали цепями к горам Кавказским и посылали диких птиц клевать его плоть. Митра три дня находился между Жизнью и Смертью. Она привела воинов к месту мучения Митры, где были разбиты тёмные силы, освободила от оков Митру, оживила его Силой своей Любви, после чего на Огненной Божественной Колеснице поднялась с Митрой в Небеса. Отсюда появились легенды о том, что распятые Боги в третий день воскресают, так как на Кавказских горах был распят и Тарх Даждьбог, спасённый Лебедью Дживой.
36. Древнерусский календарь
Здесь же хочу рассказать о том, как цари Русской Державы продали и предали свой народ и извратили древнерусский календарь. Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии. Приложение представляет собой церковный календарь по новому и старому стилю с указанием Пасхи, великих и двунадесятых праздников. Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами. Поместные Церкви Православный Календарь English Српска. В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года.
Летоисчисление славянское: история
Христианство внесло в традиционную земледельческую культуру значительные изменения. Однако старинные обычаи и обряды, отражавшие архаическое, аграрное мировоззрение крестьянина, не исчезли под натиском христианской религии, они как бы растворились в ней, образовав, по сути, особое — бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом, собственной эстетикой. При этом необходимо особо подчеркнуть значение Святцев. Этот новый христианский календарь окончательно упорядочил годовой круг.
Я уже сказала о неопределенности дохристианского календаря: он в самом деле был неопределенным, неточным. Тепло стало — значит, будем сеять, созрел хлеб — будем убирать, поспели овощи — пора выкапывать их и т. Зинаида Серебрякова.
Холст, масло. Святцы, вошедшие в русскую культуру с принятием христианства, как бы замкнули годовой круг, обозначив каждый день и наполнив его собственным содержанием, придав ему вес и ценность, уникальность, индивидуальность, закрепив за многими важнейшими действиями определенное число дату и определенного покровителя-святого, что придавало сугубо земным, прагматическим занятиям высокий статус, возводя их на уровень богоугодного дела, святого, истинно нравственного. Именно церковный Месяцеслов помог превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления, послужив канвой, в которую постепенно укладывался практический опыт земледельца и которая естественно вбирала в себя традиционные обряды и праздники.
В основе Святцев лежит церковная история, наиболее важные евангельские события, дни поминовения канонизированных святых. Первоначально в христианском календаре русских святых практически не было. Первые наши святые — это невинноубиенные молодые князья Борис и Глеб.
Но постепенно Святцы стали наполняться русскими именами. Если вы сейчас откроете любой церковный Месяцеслов, то увидите, что каждый день включает имена почитаемых и иудейских святых, и греческих, и малоазиатских, и великих подвижников из разных европейских стран, в том числе имена славянских, русских святых. Что еще очень важно, когда мы говорим о Святцах, о влиянии христианского начала на обыденную жизнь?
Каждый день имеет свое обозначение. Например, 8-е число, июнь месяц, день недели — среда. Святцы же нам дают еще имя.
А имя — это чрезвычайно важная категория любой культуры. Не случайно в Древней Руси говорили «по имени и житие твое». Имя оживляет, гуманизирует, индивидуализирует, это важнейший знак принадлежности культуре, освоенному, осмысленному.
Каждый день воспринимается как нечто живое, за которое мы в ответе и которое нас настраивает на правильное поведение.
Соответственно, такие роды имеет право принимать женщина; и не просто женщина, а «баба», которая сама прошла через муки родов, которая наделена чувством сострадания к земле-матушке отсюда слово «страда» , да и снопы сжатого хлеба, сложенные в поле определенным образом, не зря назывались «бабками». Поэтому женщина в жатвенный период — главное действующее лицо. И таких примеров можно привести достаточно много. Точно так же весной главным станет мужчина, который будет пахать и сеять. Мужчина — это сеятель в прямом и переносном смысле слова, и он должен оплодотворить землю. Есть сведения, что даже в конце XIX века кое-где при проведении первой борозды и первом засеве мужики снимали порты.
То есть засеивание земли в каком-то смысле отождествлялось с оплодотворением женщины, с зарождением новой жизни. Святцы — это церковный календарь с указанием дней памяти и чествования православных святых, мучеников и праведников. Христианство внесло в традиционную земледельческую культуру значительные изменения. Однако старинные обычаи и обряды, отражавшие архаическое, аграрное мировоззрение крестьянина, не исчезли под натиском христианской религии, они как бы растворились в ней, образовав, по сути, особое — бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом, собственной эстетикой. При этом необходимо особо подчеркнуть значение Святцев. Этот новый христианский календарь окончательно упорядочил годовой круг. Я уже сказала о неопределенности дохристианского календаря: он в самом деле был неопределенным, неточным.
Тепло стало — значит, будем сеять, созрел хлеб — будем убирать, поспели овощи — пора выкапывать их и т. Зинаида Серебрякова. Холст, масло. Святцы, вошедшие в русскую культуру с принятием христианства, как бы замкнули годовой круг, обозначив каждый день и наполнив его собственным содержанием, придав ему вес и ценность, уникальность, индивидуальность, закрепив за многими важнейшими действиями определенное число дату и определенного покровителя-святого, что придавало сугубо земным, прагматическим занятиям высокий статус, возводя их на уровень богоугодного дела, святого, истинно нравственного. Именно церковный Месяцеслов помог превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления, послужив канвой, в которую постепенно укладывался практический опыт земледельца и которая естественно вбирала в себя традиционные обряды и праздники. В основе Святцев лежит церковная история, наиболее важные евангельские события, дни поминовения канонизированных святых. Первоначально в христианском календаре русских святых практически не было.
Первые наши святые — это невинноубиенные молодые князья Борис и Глеб. Но постепенно Святцы стали наполняться русскими именами. Если вы сейчас откроете любой церковный Месяцеслов, то увидите, что каждый день включает имена почитаемых и иудейских святых, и греческих, и малоазиатских, и великих подвижников из разных европейских стран, в том числе имена славянских, русских святых.
Ни одного изображения из этих иудеев не было изображено при их жизни. Он отметил, что иные толкования, следует считать, кощунством. Аналогичные утверждения были опубликованы еще в декабре 1994 г.
Израильские историки опубликовали сто имен наиболее знаменитых евреев. Возникает парадокс. Евреи гордятся, что Иисус Христос был евреем, а святые отцы Православной церкви пытаются спрятать иудейскую суть Иисуса Христа и девы Марии, а также Георгия Победоносца. Честь и достоинство русской нации требует, чтобы мы почитали не гробницу еврея Георгия в Израиле, которого Католический папа Геласий в 494 году на I Римском соборе назвал как еретическую фальсификацию, а наших воинов защитников России, которые не уповают на помощь различного рода святых евреев, а если уповают, то грош им цена. Миф о драконоборце явное порождение мифологии в странах Востока, где победителя бейрутского дракона называют Хызр, либо Кедер, либо Джерджис. В восточных мифах нигде не фигурирует имя Георгия.
Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Календарь на вашем сайте.
Велесова Книга, как "Древнерусский календарь" предсказатель
Заурнице (окончание звездного сияния). СМЗХ: 7532. Лѣто: 12 - Конь. Стихия: Свага. Цвет: Небесный. Число: 14 День недели: Вторникъ День труда. Полезные статьи о славянском народе, культуре, традициях и религии. Главная» Новости» Календарь на 2024 год всех старословянских праздников. Использовался византийский календарь, утверждённый ещё в 988 году (по современному летоисчислению) императором Василием II. На занятии мы узнаем, когда на Руси праздновали Новый год и знали ли наши предки о китайском календаре, научимся славянской буквенной цифири и даже разберем оригинальную. Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых.