Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки".
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели. На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм. Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров. Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности. Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления.
Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море. Последнее погружение В 1989 году «Комсомолец» совершал уже третью автономную боевую службу под руководством капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар. Аварийная тревога подняла на ноги весь экипаж — все уже знали, что это не учения: на подлодках из-за необходимости звукомаскировки в случае учебной тревоги ее объявляют голосом. Старший матрос Нодари Бухникашвили из 7 отсека уже не выходил на связь с вахтенным механиком — отсек превратился в огненную топку, а пламя начало перекидываться на соседний.
На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е. Основной экипаж «К-278» остался на берегу. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. В настоящее время лодка считается надежно законсервированной, ни одна из экспедиций к ней не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Следите за нашими новостями в удобном формате.
На самом же деле тайна субмарины до сих пор остается тайной. Лодка так и лежит на дне моря, хоть к ней и неоднократно подступались с намерением поднять и утилизировать. Современные глубоководные аппараты вполне позволяют сделать это, но пока вопрос о подъеме не стоит. Лодку надежно законсервировали, заглушив реактор, еще во время пожара. Но наряду с реактором на борту находятся еще и ракеты с ядерной боеголовкой. Они-то и могут стать источником радиоактивного загрязнения, будучи подвергнутыми коррозии. Для контроля над ситуацией в районе крушения лодки было проведено несколько погружений, в ходе которых с помощью глубоководных аппаратов «Мир» была установлена записывающая измерительная аппаратура. Тогда же загерметизировали торпедные аппараты, чтобы свести к минимуму риск заражения окружающей среды. Каково же было удивление операторов «Мира», когда во время очередного погружения к «Комсомольцу» они не обнаружили оставленных записывающих станций. На их месте остались только якоря. Сама же аппаратура была аккуратно срезана. В 1993 году была предпринята попытка поднять всплывающую спасательную камеру, но лопнул трос, на котором ее хотели подтянуть к кораблю-подъемнику. Некоторые видят в неудавшейся попытке поднять капсулу и дальнейшем отсутствии действий по подъему лодки желание спрятать правду о действительной причине трагедии. Но как бы там ни было, придет время, когда «Комсомолец» сможет, наконец, добраться до дома, и тогда тайна его гибели будет раскрыта.
Память Андрея Михалёва увековечили и в школе, которую он закончил. На стене здания размещена мемориальная доска. В одном из школьных кабинетов открыли краеведческий уголок, среди его экспонатов — письма, фотографии, морская форма Андрея. Накануне 7 апреля в школах района проходит Час памяти моряка-подводника Андрея Михалёва. Читайте также:.
В России чтят память экипажа подводной лодки «Комсомолец»
Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. Лодка погибла в результате пожара. Мол, все дело в "Комсомольце", советской подводной лодке, что затонула в Норвежском море 30 лет назад. Исследования рисков загрязнения окружающей среды не выявили. Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки «Комсомолец» в 1989 году помянули в Ленобласти. Пять часов экипаж "Комсомольца" боролся за живучесть уникального технического организма – самой глубоководной боевой подводной лодки, которую моряки называли кораблем двадцать. Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей.
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
Андрей Чибис возложил цветы к памятнику подводной лодки «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». Из 69 членов экипажа 42 погибли. |
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время | Американская атомная подводная лодка USS Chicago типа «Лос-Анджелес» на базе на острове Гуам. |
В России чтят память экипажа подводной лодки «Комсомолец» | Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. |
Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца»
В 1986 году К-278 испытала в действии пороховую систему аварийного всплытия с глубины 800 метров, а в следующем году этап опытной эксплуатации подлодки был официально признан завершённым. В течение всего периода службы в составе ВМФ лодка интенсивно привлекалась в проводимые флотом учения и несла боевую службу, совершая длительные автономные плавания. В частности, АПЛ участвовала в охранении советских стратегических ударных субмарин, оснащённых межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, от подводных лодок вероятного противника. Гибель подводной лодки «Комсомолец» Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования.
Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген. После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда.
Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько — от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.
В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.
Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.
В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.
Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище. Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года.
На субмарине произошёл пожар, в результате которого она затонула в Норвежском море, в нескольких километрах от Медвежьего острова.
Мы проезжали по унылой долине между сопок, на которой стоял бетонный монумент. Прошел ливень, а затем вдарил мороз, все солдаты замерзли... Сегодня, вспоминая его рассказ, я посмотрел мурманские краеведческие сайты: теперь это Долина Славы, на которой был остановлен враг, рвавшийся к Мурманску. У нас в Питкярантском районе тоже была своя Долина смерти, ставшая теперь Славы. Зачем так переписывают историю - судить не берусь.
Машина мчалась по дороге между величественными сопками. Одна из них привлекла внимание. Половину этой вытянутой горы словно срезали ножом в горизонтальной плоскости, а вторая осталась девственно нетронутой. Дальше по пути в почти отвесной скале мы увидели довольно большое отверстие, закрытое ржавой железной плитой. И снимать тоже, - добавил каплей, увидев, что я потянулся за фотоаппаратом. В Лице, то есть Мурманске-150, "Волжанка" остановилась у стандартной "хрущевки", где жил Некрасов.
Его семья - жена, старшая дочь и сыновья-двойняшки на атомном флоте появление двойни, а то и тройни - не редкость, и тогда это связывали с радиацией - уехали на лето на "большую землю", и глава семейства один обретался в трехкомнатной квартире. В ней было уютно, чисто, но требовался ремонт. Он извлек из холодильника трехлитровую стеклянную банку с прозрачной жидкостью: "Презент от командования - "шило". А оно на флоте, как известно, бывает только двух видов: вкусное и очень вкусное. Вам разбавить или чистый предпочитаете в это время суток? За столом Толя рассказал о подробностях гибели АПЛ - атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране.
И его рассказ - такое не забывается - я дополню лишь появившимся позднее хронометражем событий. Страшные подробности Это был уникальный корабль, корпус которого был сделан из сверхдорогого титана, за что его на флоте прозвали "золотой рыбкой". Но благодаря такому металлу и особенностям конструкции эта махина водоизмещением 8500 тонн в три раза больше знакомого многим сухогруза "Волго-Балт" , имевшая длину 110 и ширину 12 метров, установила в 1985 году мировой рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров. Это притом, что остальные субмарины ходили на 500-метровой глубине. Из этой океанской бездны "Комсомолец" мог нанести безнаказанный удар торпедами или крылатыми ракетами, в том числе с ядерными боеголовками.
В результате трагедии погибли 42 человека, 27 — удалось спасти. После было проведено семь экспедиций к месту происшествия, и исследователи пришли к выводу, что поднять лодку нельзя. Чтобы защитить окружающую среду от радиации, аппарат законсервировали в 1995 году.
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
Камера из-за притока через люк забортной воды затонула [5]. Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А. Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградского. В течение 50 минут было снято вооружение и подвешены спасательные контейнеры КАС. По прибытии в район снизились до высоты 30 метров.
Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 17 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось. Лодка затонула.
Имеются человеческие жертвы. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 23 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н.
Бухникашвили — на борту корабля, тела трёх членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. Расследование[ править править код ] 9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе подводной лодки К-278 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в 8 месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, экипаж потерял линейность, и отправка его в море без дополнительной подготовки была недопустима.
В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец», со следующими рекомендациями: Рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Принять меры к обеспечению надлежащего уровня боевой подготовки экипажей подводных лодок. За допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала Ерофеева О. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также в документе указывалось, что в курсе боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки экипажей и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм.
В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Обследования корпуса[ править править код ] В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций [10] , в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками [11] , с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов [12].
Согласно опубликованной видеозаписи, лодка лежит в точке с координатами Перспективы подъёма лодки[ править править код ] Лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим, с момента гибели лодки неоднократно высказывалась идея поднять «Комсомолец» целиком или хотя бы его ядерно-опасные части.
Общество 7 апреля 2023, 15:05 Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. Память о моряке живаФото: студия блогеров «Репост» Андрей Михалёв родился в рабочем посёлке Дмитриевка Никифоровского района 10 января 1970 года. Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище. Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе.
Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки возможных последствий её загрязнения радиоактивными продуктами с борта субмарины, сообщает Русское географическое общество. Рейс пройдёт в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» — этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике». В акватории Норвежского моря в месте гибели подводной лодки «Комсомолец» учёные возьмут пробы воды с различных горизонтов, пробы донных отложений, пробы радиоактивных аэрозолей, проведут предварительное концентрирование водных проб и оперативную оценку уровня загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.
Внизу нас было трое - и три ИДА. Казалось бы, никаких проблем, всё как будто специально приготовлено для нашего спасения. Протяни руку, возьми аппарат и надень - вот и всё, что от нас требовалось. Этот голос хранится в моей памяти и сегодня. После спасения я сотни раз анализировал каждую ситуацию в тот трагический день, каждое движение своё и товарищей. И пришёл к выводу: этот голос не принадлежал ни одному человеку из нашей пятерки, находившейся тогда в камере. Он вообще не был похож на человеческий. Для меня только потом станет понятным, что это был глас Божий. Иных объяснений не нахожу по сей день. И вот в ту минуту сработал воинский «механизм» беспрекословного выполнения приказа: мы на нижнем ярусе мгновенно стали исполнять команду. Для чего нужно было надевать ИДА - никто над этим и не задумывался. Надо сказать, что надевать аппараты нас учили довольно много, мы отрабатывали это в самых разных условиях, в том числе и экстремальных. Но тогда я так спешил, что умудрился надеть его неправильно. Это спасло мне жизнь. И не мне одному. Оказывается, только двое проявили выдержку, самообладание и сумели в критической ситуации верно выполнить команду. Поясню, что такое ИДА. Он состоит из дыхательного мешка, двух баллонов по бокам и спецвещества. Кислород, вырабатываемый веществом, поступает в баллоны. Выдох делаем в это вещество, которое поглощает углекислый газ и выделяет кислород; кроме того, дополнительная порция кислорода идет из баллонов - всё смешивается в дыхательном мешке и мы дышим этой смесью замкнутый цикл. Аппарат универсален: в нём можно находиться под водой, в зоне пожара. Вес - 15 кг. Вначале одевается дыхательный мешок, а потом маска. Я надел маску, а дыхательный мешок натянуть на себя не смог. Дышать можно было без проблем, но аппарат приходилось всё время держать в руках. Не получалось. И тут командир даёт странную для нас команду: «Снимите свои аппараты - они вам мешают, и спасайте Юдина». Но отказ от ИДА, даже кратковременный, грозил опасностью. А происходило вот что. На лодке только что утих пожар. Она не была провентилирована. Весь угарный газ и сжатый воздух накачало в нашу камеру, так как она находилась наверху лодки. Как мы так долго оставались живы в таких условиях без ИДА - непонятно. С трудом одели аппарат на Юдина, не снимая свои ИДА. Юдин стал дышать, но в сознание не приходил. И тут у меня мелькнула мысль: «Что-то не слышно командира». Поднимаюсь на верхний ярус и вижу такую картину: командир сидит, у его ног лежит ИДА он его и не пытался надеть, не оценив, видимо, серьёзность обстановки , из горла раздается предсмертный хрип, голова безжизненно свалилась набок. Рядом - мичман, тоже без аппарата; по всей видимости, он был уже мёртв несколько минут. Понимаю, что надо спасать командира. Пытаюсь одеть на него аппарат. Ничего не получается, потому что одной рукой держу свой ИДА. Зову на помощь Черникова, который изо всех сил старается привести в чувство бессознательного Юдина. Но Черникову не до меня. И тут краем глаза замечаю, что стрелка глубиномера резко поползла вниз. Камера начала всплывать! С огромной скоростью! Сотни метров мы пролетели за минуты. Черников стал подниматься ко мне. Я уже радостно думал: «Сейчас «откачаем» командира, камера всплывёт - всё будет хорошо». Черников успел высунуться по пояс с нижнего яруса на верхний, как стрелка глубиномера достигла цифры «0» и раздался хлопок. Вижу лишь мелькнувшие ноги моего товарища. Произошло же вот что. Верхний люк в экстремальной ситуации был закрыт всего лишь на защёлку. И вот теперь, когда давление воды упало и ничто уже больше не прижимало люк к камере, внутреннее давление сорвало его с защёлки, и Черникова выбросило через люк в воздух. Он подлетел над морской гладью примерно на 20-30 метров и затем упал с этой немалой высоты на воду, прямо на дыхательный мешок. Воздуху в дыхательном мешке деваться некуда, в баллон он не пойдет - там пять атмосфер, и поэтому воздух выбило в лёгкие. Как впоследствии показало вскрытие, Черников погиб от сильнейшего разрыва легких. Аппарат его погубил, и он же не дал телу утонуть. А меня спасло то, что я находился сбоку, возле командира, а не по центру, у люка, как Черников. И аппарат был надет неправильно - дыхательный мешок я держал в руках. Чувствую, как огромная сила тянет меня наверх. Сумел изо всех сил уцепиться за горловину люка, оставив полтуловища в камере. Рядом плавал мой дыхательный мешок. Если б я его надел правильно, то со мной скорее всего произошло бы то же самое, что и с Черниковым. Срываю маску с лица. Вижу, что камера, выпустив сжатый воздух, тут же начинает медленно тонуть. Остался один на поверхности моря. Рядом никого не видно... Теперь прокомментирую с позиций верующего человека то, что произошло в камере. Наше положение было похоже на то глобальное состояние мира, в котором он сегодня находится. Смотрите: голос, который отдал команду надеть ИДА, слышали все, дыхательные аппараты имели все. Но почему-то надели их только мы с Черниковым. Погибшие же товарищи напоминают мне людей, с которыми позже приходилось сталкиваться в христианской жизни. Мичман Краснобаев, который и не пытался взять аппарат... Командир взял ИДА в руки и даже поставил у своих ног, но... Они похожи на людей, к которым мы приходим с вестью о Христе, но в ответ слышим: «Нам это не надо», - и закрываются двери и сердца. Мичман Черников, который действовал хладнокровно, делал всё очень правильно, но тем не менее он погиб. Аналогия таким людям - в Библии. О них говорил ещё Христос. Они всё делают верно: отдают десятину с мяты, правильно питаются, соблюдают религиозные установления. Но погибают. Это фарисеи и законники. Мичман Юдин просто не слышал этой команды - он потерял сознание и умер до того, как раздалась весть. Он напоминает людей, которые ждут евангельской вести, нашего стука в их дом, но мы приходим - и бывает уже поздно... Итак, я оказался в холодной воде. Температура моря - плюс два градуса. Высота волны - полтора-два метра. Никаких плавсредств для спасения. Выбравшись на свет с огромной глубины, я в первые минуты испытал чувство радости и ликования. Но эти ощущения быстро прошли, когда реально оценил ситуацию, в которой оказался. Подумал: «Если бы далеко на горизонте виднелся берег - плыл, пока хватило сил. А что делать сейчас? Но тонуть я не собирался. Не для того прошёел ад испытаний в подлодке, чтобы, увидев голубое небо, опять пойти на дно. Поплыл в никуда, просто так. Держаться на волнах было нелегко. Медики позже скажут, что в такой холодной воде люди погибают через 15-20 минут. Я пробыл в воде 40 минут некоторые мои товарищи, как потом узнал, - полтора часа. Одежду с себя не сбрасывал, потому что понимал: даже мокрая материя в какой-то степени держит тепло и сдерживает холод. Но она так сильно тянула вниз, что я быстро терял силы. Неприятными были волны. Есть волны высокие, которые «катают» тебя. А в тот момент волны были с «барашками» и они захлестывали, сбивали дыхание, мешали держаться на поверхности. Кроме того, кругом плавали солярка и масло от подлодки, так что я наглотался и воды, и горюче-смазочных материалов. Но вот появилась крупная волна, которая подбросила меня вверх, и я увидел на горизонте корабли. Был почему-то уверен, что идут спасать только меня. Тогда ещё не знал, что спаслись и другие, что в 300 метрах от меня был плот с людьми. Если кто помнит, в тот год некоторые газеты напечатали снимок, сделанный норвежцами с разведывательного самолёта. Под фотографией стояла подпись: «Плот со спасшимися матросами подлодки «Комсомолец» и в трёхстах метрах от него - два безжизненных тела». Одним из «безжизненных тел» был я. Волны усилились, и всякий раз, находясь на их гребне, я видел, как корабли приближались. Не доходя до меня несколько сотен метров корабль, идущий первым, остановился. Я подумал: «Видимо, хотят подплыть на катере». Но меня, как потом выяснилось, никто спасать не собирался. С корабля меня, словно щепку в волнах, не было видно. К счастью, я оказался между плотом и кораблём. Когда спасатели плыли к плоту, то наткнулись на оранжевый дыхательный мешок погибшего Черникова. И только тогда увидели меня, теряющего последние силы и пытающегося поднять руку над водой... Вернусь к трагедии на лодке. Почему она начала тонуть? Есть несколько версий. Возникло короткое замыкание от насосов, автоматически регулирующих гидравлику кормовых горизонтальных рулей. В загоревшемся отсеке хранилось полтонны заспиртованного хлеба в таком состоянии он не портится полгода. Здесь же находилось большое количество очень взрывоопасного спецвещества, которым практически не пользовались, но оно было необходимо как дыхательный резерв. И, вероятно, вдобавок ко всему был неисправен датчик подачи кислорода в отсек положено иметь 20-21 процент кислорода, а его было, как предполагают эксперты, около 30 процентов. Всё это впоследствии дало температуру горения более тысячи градусов. Лодка раскалилась в корме до такой степени, что море вокруг кипело. Титановый корпус лопнул, в отсек стала поступать вода, гася пожар.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
Смотрите видео онлайн «Последний поход подлодки К-278 "Комсомолец"» на канале «Интернет Истории» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 1 марта 2022 года в 13. 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». Из 69 членов экипажа 42 погибли. В годовщину трагической гибели экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец», заозерчане отдали дань памяти морякам-подводникам, погибшим в мирное время при. К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Подводная лодка «Комсомолец» стала воплощением вошедшей в плоть и кровь идеи руководящего начала с «кнопочным» управлением и заменой техникой функций исполнителей.
Последний поход подлодки К-278 "Комсомолец"
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире | Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море в результате пожара. На ее борту были торпеды и две ядерные боеголовки. |
Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца» | Как погибла подлодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. |
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка | Трагедия атомной подводной лодки "Комсомолец". |
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад | Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море в результате пожара. На ее борту были торпеды и две ядерные боеголовки. |
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск» | 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». |
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире
Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море в результате пожара. На ее борту были торпеды и две ядерные боеголовки. рассказал командир отделения электриков 6 отсека подлодки «Ярославский комсомолец» в 1973-74 гг. Александр Лисин. 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». Из 69 членов экипажа 42 погибли. Трагедия на подлодке «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года — экипаж возвращался после полутора месяцев боевого дежурства, когда на борту начался пожар.
День памяти погибших подводников «Комсомольца» прошел по всей России
Многие из нас потеряли сознание уже через час с лишним, в том числе и я. Как меня подняли, я не знаю. Я знаю, что я благодарен", - вспоминает бывший инженер гидроакустической группы атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Калинин. Ольга Грегулева вспоминает, как, узнав о трагедии на лодке, где служил муж, побежала в госпиталь. Я говорю: капитан-лейтенант Грегулев. Он говорит: "Жив". И когда Ире говорят, что лейтенант Молчанов погиб, тут было вообще сложно очень все", - рассказала Ольга Грегулева. Бывшие моряки утверждают: время не лечит. Большинство из них с того страшного дня не ступали на борт корабля.
Вновь оказаться на подводной лодке — не просто ностальгия.
В течение 12 суток подводная лодка осуществляла задачи патрулирования в районе Гавайских островов. После 8 марта она на связь не вышла. Предпринятые силами флота поисковые действия результата не дали. К-129 погибла по неустановленным причинам. На ней находились 98 человек. Последней тяжелой утратой стала гибель 14 моряков-подводников во время пожара на научно-исследовательском глубоководном аппарате в Баренцевом море 1 июля 2019 г.
Никитина И.
Мне показалось, что вода только горькая и соленая, а что она холодная — это уже потом пришло», — поделился Борис Коляда, в 1989г — капитан 1-го ранга, зам. Выжили только 27 моряков-подводников. В катастрофе погибли 42 члена экипажа, 33 из них покоятся на дне Норвежского моря. В Петербурге на Серафимовском кладбище, могилы 3-х членов экипажа «Комсомольца».
Каждый год там собираются родные и сослуживцы тех, кто погиб на «Комсомольце». Памятные мероприятия прошли и на базе подводных лодок в Мурманской области. Красные гвоздики кладут у таблички на 9-ом причале, откуда «Комсомолец» отправился в последнее плавание.
У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту подводной лодки особой тревоги не вызывала.
На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет.
В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь.
Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота.
Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним.
Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно.
Единороссы почтили память экипажа подлодки «Комсомолец»
Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году. Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века. Всех членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" позже наградили орденом Красного Знамени."Комсомолец" затонул на глубине 1658 метров. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения.
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Областной архив пополнился воспоминаниями служащих на «Ярославском комсомольце»
- Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
- Конструкция АПЛ
- Последний поход “Комсомольца” / Назад в СССР / Back in USSR
- Гибель «Комсомольца».