Новости история российской академии наук

ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН) запускает уникальный проект – 20-томник «История России», который призван обобщить всю собранную на данный момент.

300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Российской академии наук. На экспозиционных стендах прослеживается путь Академии наук с момента основания указом Петра Великого в 1724 году до дней сегодняшних. начала ХХ вв.». Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история.

Поделиться

  • Материалы с тегом
  • Главархив Москвы представил онлайн-выставку к 300-летию РАН
  • Telegram: Contact @rasofficial
  • Российская академия наук отмечает свое 300-летие! — Молодая Гвардия
  • Читайте также
  • Что еще почитать

Когда наука в законе, это движет её вперёд

В прошлый раз мы рассказали вам о научных интересах Петра I, которые привели и утвердили его в идее создания Академии. В новом материале, который представляет объединенная редакция порталов Indicator. Ru и Inscience. News — рассказ о самом начале ее существования, поскольку первые годы и десятилетия бытия Академии наук оказались весьма и весьма интересными. Мы пойдем другим путем! Задумав в том числе — и с подачи, и с консультациями великого философа и математика Годфрида Лейбница распространение наук в России, Петр I подступил к реализации этого масштабного проекта системно. Он изучал, как обстоят дела с наукой в Европе — в Британии, Франции, Германии, Нидерландах, сравнивал — как бы мы сейчас сказали — научно-образовательную политику в разных странах, и пришел к выводу, что прямой перенос любой научной европейской системы на российкую почву не позволит ему добиться своих целей. А цели были чётко сформулированы. Даже в проекте Положения Академии наук и художеств Петр формулирует: «1 Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2 Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3 Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». То есть, Петр с самого начала хочет, чтобы в стране одновременно решались три задачи.

Во-первых, нужно, чтобы сразу же появились ученые, которые бы занимались собственно научным процессом. Во-вторых, чтобы Академия готовила этим ученым смену — всех желающих молодых людей обучали. А в-третих, чтобы эти — уже российские люди — формировали, говоря современным языком, педагогический корпус в нашей стране.

Триста лет назад был учрежден Святейший синод Важной миссией академии должны были стать экспедиции, во время которых следовало вести астрономические, геодезические, географические наблюдения. Петр I стремился как можно больше узнать о России, поддерживая устремления путешественников. Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок. Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии. Его отец прибыл в Россию во времена царя Алексея Михайловича и стал организатором Аптекарского приказа. Сам Лаврентий Лаврентьевич родился в России, иностранцем его не считали.

Не менее интересной частью экскурсии явилось посещение Музея Книги, где были продемонстрированы антикварные книги, наиболее древние, самые большие и самые маленькие. Также была возможность ознакомиться с фондом редких книг и рукописей, который является одним из важнейших памятников российской культуры. В торжественной обстановке всем курсантам и офицерам вручили читательские билеты. В интеллектуальной игре участвовали офицеры и курсанты факультета сил специального назначения. Игра представляла собой некий «конструктор», состоящий из заданий, разделенных по нескольким раундам каждый из которых состоял из 6 заданий.

В истории остается множество непрочитанных страниц, которые мы в состоянии исследовать в рамках данного проекта, - отметил руководитель работы. В заключение, отмечая тот факт, что история — наука достаточно субъективная, Юрия Петров заметил следующее: - История всегда субъективна, поскольку ее пишет человек, исторический текст — это его творческое произведение. Приближение к истине, то есть к объективной картине прошлого, возможно, если историк располагает всей имеющейся информацией и стремится к максимальному учету всех действующих в истории сил и факторов. Предположительно, первый том издания должен выйти через два года, последний — в 2019-20 годах.

Ран – последние новости

Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. одно из ведущих научно-исследовательских центров Российской Федерации в области отечественной и всеобщей. Российская академия наук (РАН) – крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Отсчёт истории России традиционно ведётся с года призвания Рюрика, и все курсы русской истории начинаются с этой даты. Глава Академии наук акцентировал внимание на истории РАН и ее традициях.

Похороны Академии наук. Кто и зачем пытается завершить развал РАН?

Основное отличие академии российской от зарубежных аналогов — с момента создания и поныне — в том, что это учреждение сугубо государственное: его основало государство, оно изначально находилось «на балансе» государства, финансировалось из госказны, члены академии получали жалованье и пенсии от государства, им жаловали государственные награды, они считались состоящими на государственной же службе и имели классные чины. Вот, навскидку. Первый президент академии Блюментрост — действительный статский советник: по петровской «Табели о рангах» это чин IV класса, равный армейскому генерал-майору. Академик Андрей Нартов был в чине V класса — статский советник, бригадир бригадный генерал по-армейскому. Михаил Ломоносов — чиновник VI класса, коллежский советник, что по «Табели» соответствовало армейскому полковнику. Поэт и академик Василий Жуковский состоял в чине III класса — тайный советник, что равнялось генерал-лейтенанту. Баснописец и тоже академик Иван Андреевич Крылов — статский советник; выдающийся историк Василий Ключевский — тайный советник; биолог и эмбриолог Александр Ковалевский — действительный статский советник; историк Сергей Соловьев — тайный советник; академик Владимир Вернадский — действительный статский советник Так ведь и задача академии изначально была поставлена государством вполне государственная: обеспечить научно-техническое обслуживание государства же. В том числе и подготовку кадров. Помимо прочего, из доступных и давно уже опубликованных документов можно понять, что Петр видел в Академии наук еще и некий центр, консультирующий государство по самым разным вопросам и помогающий в разработке государственных задач. Кто-то же должен был организовывать экспедиции, исследовать неизведанные края и моря, составлять карты, описывать быт и нравы присоединяемых к империи племен и народов, искать природные богатства и пути к их освоению, прикладывать к практической жизни фундаментальные науки — химию, механику, математику… Разумеется, наличие собственной академии, наполненной известными «импортными» учеными, немало значило для Петра и в плане имиджа международного. Кроме того, он хотел обрести еще один канал общения с европейскими странами и неформального воздействия на них через академические круги , который можно было бы использовать и для получения информации о новациях в сфере науки и техники — своего рода научно-техническая разведка!

Но главное, повторюсь, кадры, кадры и еще раз кадры. Поскольку Петр давно осознал: говорить с европейцами на равных и, главное, сохранить саму российскую государственность можно, лишь совершив прорыв — на «фронтах» военно-техническом, торгово-промышленном и культурном. А здесь без новых кадров никуда, и пора готовить их уже дома — наладив не просто «импорт ученых», а учредив центр, где эти самые «импортные» академики могли бы организовать и отладить непрерывный процесс подготовки первых отечественных научных и преподавательских кадров. Так и появилась петровская Академия. Посему все разговоры о некоем клубе интеллектуалов, от души развлекавшихся вольными научными дискуссиями, просто смешны: люди государственное дело делали. Современники Петра нередко прямо в глаза упрекали его за то, что свой «академический» прорыв он начинает не с того, с чего, по их мнению, следовало бы начать — не с фундамента науки и образования, а сразу с головы. Василий Татищев так вспоминал свои разговоры с императором незадолго до его смерти: «И я донес, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: «Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести». В данном случае Петру не откажешь в умении понять и ухватить главное: все надо начинать с головы. Как и в военном деле.

Как совершенно новую армию на совершенно голом месте начинают строить вовсе не с набора солдат, а с мозга армии — создания ее центрального органа управления и набора высшего командного состава, так и в сфере науки — начинать надо с создания ее мозга, «генерального штаба» — академии. И этот мозг создали, причем, как оказалось, в той организационной форме, которая не просто была единственно возможной в тех условиях, но еще оказалась и достаточно гибкой. И уже к концу того же века по части науки фундаментальной Россия была вполне на мировом уровне, а в иных направлениях отечественные ученые порой даже задавали тон.

Чтобы привлечь их, Петру I пришлось залезть в казну и проявить монаршую щедрость. На представленном императорским лейб-медиком Лаврентием Блюментростом первоначальном проекте с запросом на содержание академии 20 тыс. Петр увеличивает сумму на четверть — до 25 тыс. Деньги большие: весь государственный доход составлял на тот момент около 8 млн руб. В архиве Академии наук хранится всеподданнейший доклад Блюментроста Петру I с обоснованием необходимых расходов. Помимо денег на дорожный проезд он просит обещать будущим академикам «жалованье — по рассмотрению», «пристойные квартиры», «свободные дрова и свечи». При рассмотрении проекта Петр I признал эти расходы «достаточны, верны и не споримы, дабы оные люди не принуждены больше о своем и фамилии семьи.

Обеспечение академиков должно быть таким, считал он, чтоб никто не имел «охоту в службе чужого государя то прожить, что он в своем отечестве имеет». Спустя год в Россию за хорошими деньгами потянулись ученые: трое из Швейцарии — математик и механик Якоб Герман, автор теории гидродинамики Даниил Бернулли и его брат, юрист и математик, Николай Бернулли; двое из Германии — логик и метафизик Xристиан Мартини, физик Георг Бюльфингер; из Франции — астроном и географ Жозеф Делиль и др. Санкт-Петербургская Императорская академия наук, как она была названа вначале, на момент открытия состояла из 15 членов и не имела ни одного российского ученого. Даже родившийся в Москве Блюментрост получил образование в Европе. Зафиксируем исторический факт: фундамент Российской академии наук был заложен зарубежными светилами, и они долго правили в ней бал. В данном факте нет ничего оскорбительного, более того, есть характерное для первых шагов становления академической науки. В академиях других стран также ведущую роль играли иностранцы: президентом Королевского общества в Англии был немец Ольденбург, в Прусской академии одно время было значительно больше французов, чем немцев, в Парижской академии наук работали итальянские астрономы семьи Кассини. Сам Ломоносов был избран членом Императорской академии наук в 1745 году. Объективность требует заметить, что и он был оценен и возведен в ранг академика как ученик знаменитого немецкого механика и философа Христиана Вольфа после трехлетнего обучения в Марбургском университете. Вступив в академию на 20-й год ее жизни, Ломоносов еще чувствовал идущее от первооснователей «нелюбие к российским ученым» Пекарский Н.

История императорской академии наук в Петербурге. Академические хроники 22 января 1724 года Блюментрост с Шумахером представили Петру I доклад об учреждении Академии наук. Его открыл швейцарский ученый Якоб Герман, выступивший с научным докладом о предложенной Ньютоном теории фигуры Земли. Официальное открытие академии состоялось 27 декабря 1725 года. Попутно заметим, 200-летие РАН отмечалось в 1925 году. После скандальной отставки Блюментроста, обвиненного в неправильном лечении герцогини Макленбургской, к руководству академией привлекались в основном дипломаты на русской службе, призванные и способные обеспечивать приток зарубежных ученых, — Герман фон Кейзерлинг, Иоган фон Корф, Карл фон Бреверн. Вид берегов Невы вниз по течению от Зимнего дворца и Академии наук. Рисунок Л. Леспинасса, гравер К. Иллюстрация из книги «Ломоносов и Академия наук.

К 300-летию М. Ломоносова 1711—1765 ». Назначенный на этот пост в 18 лет, что шокировало ученый мир, он правил академией 52 года. Наукой не увлечен, за плечами лишь «два года шатаний» по различным учебным заведениям Европы с посещением инкогнито лекций в Геттингенском университете.

Блюментростом был разработан «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». По положению Академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением, так какпри ней находились университет и гимназия [1]. На основании «Проекта... С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет. В «Проекте» объяснялись различия между Академией и Университетом и раскрывались их задачи, устанавливались и уточнялись структура, права и обязанности академиков, источники финансирования, взаимоотношения Академии и Университета.

Александрова «Методологическое препятствие и системная перспектива междисциплинарных исследований», прочитанной 18 ноября, доступна по ссылке. Запись онлайн пленарных выступлений, состоявшихся 19 ноября, доступна по ссылке. Сборник материалов конференции можно скачать по ссылке. Сертификаты участия в электронном виде будут разосланы всем участникам, выступившим с докладами, в течение ближайшей недели.

В Госдуме чествуют Российскую академию наук

Сотрудники Теньгушевской модельной этно-библиотеки подготовили дайджест с информацией о истории создания Российской академии наук. Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. Как удалось предотвратить отказ от государственного финансирования Российской академии наук на стадии подготовки её реформы?

Строка навигации

  • 300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК – Новости Росгвардии
  • Материалы с тегом
  • Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки
  • Что еще почитать
  • Другие новости раздела
  • 300 лет Российской Академии наук

Академия наук, от Петра I до Владимира Путина

08.02.2024 Телевизионный репортаж «Российская академия наук отмечает 300-летие» 8 февраля 2024 г. на телеканале «Мир 24» вышел телевизионный репортаж, посвященный 300-летию Российской академии наук. Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН) запускает уникальный проект – 20-томник «История России», который призван обобщить всю собранную на данный момент. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания.

300 лет служения человечеству

Российская академия наук — все самые свежие новости по теме. Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН запустил интернет-портал по истории науки и техники «300 лет служения человечеству. За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной – служить науке на благо своего отечества. Институт российской истории РАН (аббревиатура ИРИ РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области истории России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий