Новости электоральная карта россии

Шестопал Е. Б., Четверть века политических реформ в России с точки зрения психологии. Евгений Епанчинцев/РИА Новости. Избирательные участки для голосования на выборах Президента России будут работать на 42 железнодорожных вокзалах, сообщили в РЖД. Чем продиктованы подобные изменения и какие еще электоральные тенденции наблюдаются в России? Глава ЦИК лично побывала на новых территориях и удостоверилась, что там есть возможность для имплементации электорального законодательства России. Согласно электоральному расчету, действующий президент РФ Владимир Путин лидирует с показателем 82%.

Мэр Москвы

  • Результаты выборов президента России. Инфографика
  • Как Россия проголосовала в Единый день голосования
  • Двадцатка лучших электоральных карт 2023 года
  • Как Россия проголосовала в Единый день голосования
  • Новости о выборах президента России — 2024 — РТ на русском
  • Что еще почитать

Левада опубликовала российские электоральные рейтинги

Выборы в «четырех Россиях» С легкой руки экономиста Натальи Зубаревич, принято говорить о «четырех Россиях». Какие выборы в России в сентябре 2023 года — где пройдут и кого будут выбирать: последние новости. Но в целом стабильность политической системы России прошла проверку на прочность в ходе текущей избирательной кампании, заявил глава Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. Предвыборная программа Предвыборная программа действующего президента России Владимира Путина еще находится на стадии подготовки. Главная Наша деятельность Новости Константин Костин: У «Единой России» исторически высокие рейтинги, и одна из главных возможностей – зафиксировать новые уровни электоральных результатов. Центральная избирательная комиссии России опубликовала на своем официальном сайте ссылку на интерактивную карту страны.

Результаты выборов президента России. Инфографика

Этим он принципиально отличается от более простых индексов, основанных просто на вычитании результатов голосования за ту или иную партию в тех или иных регионах. Учитывая динамику регионального разнообразия в голосовании за соответствующие партии, ИЭВ находится в одном ряду не столько с индексом Педерсена и IVC, сколько с показателями, которые используются при оценке уровня национализации. Данные результаты указывают на необходимость дальнейшего апробирования ИЭВ в эмпирических исследованиях с целью возможного уточнения его интерпретации. Так или иначе, но пока нельзя говорить о существенной дестабилизации электорального пространства, сложившегося к 2007 г. Вместе с тем изменения продолжались, выражаясь на этот раз в росте результатов оппозиционных партий. Структурная динамика электорального пространства Растущая поляризация электорального пространства сочетается с формированием относительно новой его структуры, которая существенно отличается от структуры 1990-х годов, что нельзя не связать с трансформацией политического режима и изменением его идеологии, усилением патерналистских, патриотических и консервативных тенденций, обращенных, по сути, к электорату, который в 1990-х годах был в оппозиции либеральным реформам. Для изучения структурной динамики электорального пространства необходим корреляционный анализ. В данном случае целесообразно рассчитать коэффициент корреляции между голосованием регионов за одну и ту же партию на выборах разных лет.

Высокий уровень корреляции будет указывать на устойчивость географии партийной поддержки и тем самым позволит делать предположения об устойчивости партийного электората. Наиболее выраженной является тенденция к формированию новой электоральной географии КПРФ. Расчет коэффициентов корреляции Пирсона для голосования за эту партию в регионах на выборах разных лет позволяет говорить о постепенной трансформации ее географии. С выборами 1995 г. Фактически география голосования за КПРФ складывается в 2000-е годы, о чем свидетельствуют корреляции с выборами 2003 г. Итак, получается, что нынешнее голосование за КПРФ — порождение 2000-х годов и электорат партии существенно обновился по сравнению с 1990-ми годами. Этот вывод разрушает стереотипные представления об устойчивом ядерном электорате КПРФ как о константе российской электоральной политики.

При этом география голосования за КПРФ стала весьма ровной, что еще раз подтверждает высокий вклад этой партии в процесс национализации партийной системы. Корреляция с 1995 г. Можно сказать, что эта география возникла на один избирательный цикл раньше, нежели география КПРФ, то есть скорее в 1999 г. В связи с этим можно предположить, что ЛДПР в ретроспективе всех постсоветских выборов превосходит коммунистов по степени устойчивости электората, на что указывает и более низкое значение ИЭВ. Но самой структурно устойчивой является география голосования за «Единую Россию»: состав регионов, отличающихся повышенными и пониженными показателями, остается все тем же. Коэффициент корреляции с выборами 2007 г. Просматривается и связь с голосованием за бюрократические «партии власти» 1990-х годов — НДР в 1995 г.

Интересно, что с «Единством», которое как раз по стилю кампании не было бюрократической партией, голосование за «Единую Россию» не связано -0,08. О серьезном изменении географии лояльного и оппозиционного голосования в сравнении с 1990-ми годами говорит наличие пусть очень слабой, но положительной связи между голосованием за «Единую Россию» и за КПРФ образца 1995 г. Уровень связи аналогичен тому, который был выявлен для голосования за сегодняшнюю КПРФ и ту же партию в 1995 г. Это соответствует тенденции начала 2000-х годов, когда правящий режим стал апеллировать к патерналистски настроенным слоям, перехватывая их у КПРФ. Итак, электоральная география России существенно изменилась и за счет изменения географии поддержки КПРФ. Вместе с тем определенный вклад в этот процесс внесла и «Справедливая Россия». У этой партии самая слабая связь с голосованием за нее же на предыдущих выборах 0,71 , еще ниже корреляционная связь с голосованием за предшественников, в частности за «Родину» 0,51.

У нее же, как уже отмечалось, и самый высокий для оппозиционных парламентских партий ИЭВ. Факторы, определяющие голосование в регионах В заключение рассмотрим некоторые факторы, позволяющие объяснить территориальную структуру голосований. Начнем с так называемого «экономического» голосования. Анализ выборов 2011 г. Он отмечался в 2007 г. Согласно результатам корреляционного анализа для уровня бедности, степень неблагополучия социума никак не связана с голосованием за ЕР, «Справедливую Россию» и ЛДПР в 2011 г. При этом можно говорить о качественном изменении ситуации по сравнению с 2007 г.

Иными словами, если на выборах 2007 г. Модель конформистского поведения бедных территорий стала немного уступать место вероятно, в связи с не оправдавшимися ожиданиями модели прокоммунистического оппозиционного голосования. В то же время сохраняется, хотя и ослабевает, положительная связь между голосованием за «Единую Россию» и уровнем безработицы: в 2007 г. У остальных партий эта связь отрицательная. Таким образом, вопрос о том, кому благоприятствует социальное благополучие территорий, не имеет четкого ответа. Ясно лишь то, что бедные периферии, ставка на которые была сделана в ходе трансформации политического режима в 2000-е годы, становятся для «Единой России» менее устойчивой и надежной опорой. Попытка выявить связь между голосованием и социально-экономической динамикой дает еще меньше результатов.

Казалось бы если следовать логике «экономического» голосования , ухудшение ситуации в связи с финансовым кризисом должно было привести к росту оппозиционных настроений. Но электоральная география этого не подтверждает. Не удалось нам обнаружить корреляцию динамики ВРП и индекса заработной платы в предвыборный год с голосованием за партии. Между тем в 2007 г. Для голосования за ЕР тогда более благоприятными были бедные регионы, отличавшиеся позитивной динамикой. На уровне качественного анализа это можно было объяснить тем, что партия успешно апеллировала к патерналистски настроенным и консервативным перифериям, эксплуатируя там надежду на улучшение социально-экономического положения. Не имела политических последствий в виде повышения электоральной поддержки «Единой России» и введенная указом президента РФ оценка эффективности органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Анализ подведенных недавно итогов 2010 г. В то же время исследование социологических данных, входящих в эти оценки, позволяет зафиксировать одну важную корреляцию, хотя и довольно слабую. Речь идет об удовлетворенности граждан работой региональной исполнительной власти. Этот показатель положительно коррелирует с голосованием за ЕР 0,26 и имеет отрицательную корреляцию с прочими партиями, особенно с КПРФ -0,29. Иными словами, к моменту выборов 2011 г. Впрочем, слабость «социально-экономических» объяснений электорального поведения в России не новость: в 1990-е годы корреляционные связи тоже были относительно невелики25. К сожалению, многочисленные научные доказательства этого тезиса до сих пор не привели к разрушению стереотипа о том, что в России ухудшение экономической ситуации непосредственно приводит к росту оппозиционных настроений и наоборот.

Так какие же факторы определяют сейчас голосование в регионах? Один из них — авторитет губернаторов. Значение этого фактора проявилось тем более сильно, что в ходе имевшей место незадолго до выборов массовой замены региональных руководителей среди них оказалось много малоизвестных, непубличных фигур. Снижение общественной поддержки губернаторов нашло свое отражение как в общем ухудшении результатов «Единой России», так и в низких показателях, полученных ею в ряде регионов, где к власти пришли малоизвестные люди например, в Ханты-Мансийском АО. Можно предположить также рост влияния конъюнктурных и географически локализованных факторов, связанных с организационными усилиями партий в регионах и информированностью граждан об их деятельности. В свою очередь, это дает основания для вывода о возросшей аморфности электорального пространства, коль скоро оно стало на российских просторах еще более зависимым от локальной конъюнктуры. Выше мы уже отмечали тенденцию к новой регионализации российской партийной системы.

Исследование географии голосований подтверждает заключение о возрождении регионализма в России. Налицо и усиление зависимости голосования от положения той или иной территории в системе центров и периферий. Традиционный для России раскол «город—село» вновь начал играть заметную роль. Разница в том, что если на выборах 1995 г. Корреляция голосования за «Единую Россию» с долей сельского населения достаточно солидна для электоральных исследований 0,57 , тогда как самыми «городскими» партиями стали ЛДПР -0,55 и «Справедливая Россия» -0,47. Периферизация голосования за «Единую Россию», на наш взгляд, определяется уже упомянутым ростом влияния конъюнктурных факторов, поскольку информационное поле на селе менее насыщено, а организационные ресурсы «партии власти» мощнее. В тех сельских районах, где все-таки ведут интенсивную работу другие партии, как показывают итоги выборов, результаты могут быть совершенно иными.

То есть, нынешняя лояльность села — это не только политико-культурный феномен, но и следствие воздействия конъюнктурных факторов избирательной кампании. Возрождение регионализма выражается в лучше структурированной электоральной карте с делением ее на электоральные районы. Так, к поддержке «Справедливой России» в большей степени тяготеет север Европейской части России.

В основном это активисты ЛДПР. Как заявляет сам кандидат, среди них «граждане разных возрастов, женщины и мужчины различных профессий. Это представители регионального малого и среднего бизнеса, волонтеры СВО, представители общественных организаций, врачи, спортсмены, блогеры, меценаты, журналисты, юристы, военные, парламентарии разных уровней». В этой связи предвыборная кампания кандидата в президенты Слуцкого построена на особом внимании к регионам, а также социально незащищенным группам населения. Главный лозунг кандидата: «Все для людей». Слуцкий предлагает перераспределить финансирование между федеральным центром и регионами, списать все долги субъектов.

Элла Памфилова: «Если возникнут обстоятельства непредвиденной силы — в каком-то районе ситуация может резко ухудшиться, мы поймем, что там возникает серьезная опасность жизни и здоровью жителей, которые там находятся, — у нас есть право эти выборы в том или ином районе отложить. Мы непременно этим правом воспользуемся, если на то будут серьезные основания». Кроме того, у тех жителей новых регионов , кто по какой-то причине не может предъявить российский паспорт, теперь есть возможность предоставить другое удостоверение личности, выданное органами публичной власти. Электронное голосование, по словам Памфиловой, на новые субъекты пока не распространяется. Депутатов в местные заксобрания изберут еще 16 регионов: Ростовская, Владимирская, Ярославская области, Башкортостан, Калмыкия и другие. Более 20 регионов страны в сентябре ожидают выборы глав субъектов.

Поделиться «Слухи и факты» писали. Фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова рассчитал индекс электоральной управляемости субъектов Федерации на базе мест, которые каждый регион занял в ходе федеральных кампаний по проценту проголосовавших за «Единую Россию», Владимира Путина и поправки к Конституции в период с 2011 по 2020 год. Ивановская область по совокупности мест: - 2011 год — выборы депутатов Государственной думы VI созыва — 51-е место; - 2012 год — выборы Президента РФ — 42-е место; - 2016 год — выборы депутатов Государственной думы VI I созыва — 58-е место; - 2018 год — выборы Президента РФ — 68 место; - 2020 год — голосование по поправкам в Конституцию РФ — 42-е место, занимает общее 52-е место среди 85 регионов страны.

Результаты выборов президента России — 2024: предварительные итоги, онлайн

Концептуальная электоральная карта постсоветской России. Рейтинг «Единой России» самый низкий за четыре года – (29 %). Готовность голосовать за «ЛДПР» (11%) и «КПРФ» (7 %) и «Справедливой России» (5 %) в рамках своих электоральных ниш. Тему электоральных нововведений ЭИСИ предлагает обсудить ведущим российским политологам и политтехнологам на круглом столе, который состоится 27 июля в 15:00. В рамках избирательной кампании правящая партия неоднократно использовала уже ставшие классикой "страшилки" о российской угрозе. У КПРФ электоральные показатели существенно просели после начала СВО, так как в 2021 году ее рейтинг составлял 20% и почти приближался к результатам «Единой России». Состоялось заседание конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса на лучшее оборудование помещения для голосования при проведении выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года.

В России завершился Единый день голосования. Каковы предварительные итоги

Не спадает интерес и в других субъектах страны. Предварительное голосование — это во многом тренировка, "нулевая волна" перед стартом избирательной кампании. Так, в Алтайском крае праймериз — в том числе площадка для обсуждения стратегии развития региона. В этом году в предварительном голосовании края участвует губернатор Виктор Томенко. Уже завтра у него первая встреча с избирателями в рамках начавшейся кампании, поделился зампредседателя Алтайского краевого Законодательного Собрания, член Президиума регионального политического совета Партии "Единая Россия" по Алтайскому краю Денис Голобородько.

Политолог Кислицына: Дальний Восток приобретает черты электорального пространства России 10. Такую тенденцию политолог объясняет кадровой политикой президента РФ Владимира Путина и высоким вниманием федерального центра к дальневосточным регионам. По приведённым ею данным экзитполов, на выборах в региональные и местные парламенты лидирует «Единая Россия», а в губернаторских выборах — кандидаты, поддержанные главой государства.

В Москве Бутырский суд заключил под стражу девушку, которая залила краской урну для голосования. По данным ЦИК РФ, которые озвучила днем 16 марта Элла Памфилова, безвозвратно испорчены в результате различных происшествий на выборах только 214 бюллетеней. Всего за период голосования было зафиксировано восемь попыток поджога избирательных участков. Она также заявила, что в одном из случаев пытались использовать дымовую шашку. Кроме того, по словам Памфиловой, с начала голосования было зафиксировано 160 тысяч атак на ресурсы дистанционного электронного голосования.

Между тем Булаев не забыл напомнить, что еще 12 регионов получили опыт ДЭГ на предыдущих выборах, однако подавать заявку они пока не спешат. При этом он в очередной раз подчеркнул, что никто не заставляет регистрироваться на ДЭГ, а ЦИК просто дает такую возможность. Интересно, что среди уже записавшихся 23 регионов есть 5 новичков: все та же Республика Алтай, где пройдут две крупные региональные кампании, Республики Коми и Марий Эл, а еще Чеченская республика и Костромская область. Поэтому родились подозрения, что помимо плановых выборов высших должностных лиц регионов — губернаторов — возможны и внеплановые ротации отдельных из них. Есть место для неожиданностей и на выборах депутатов, особенно в крупных городах с протестными настроениями. Таким образом, заметно, что ДЭГ становится своего рода универсальной страховкой от разного рода неприятных для власти поворотов. Понятно, что главная задача — это отработать данную систему в преддверии следующей федеральной кампании, каковой станут выборы в Госдуму-2026. Надо чтобы регионы привыкли к этому инструменту, демонстрировали свою валидность в работе с ним». По поводу возможных неожиданностей эксперт заметил, что «на губернаторских выборов после событий последних лет — пандемии и СВО неожиданностей уже не стоит ожидать». Потому что даже если и произойдет какая-то внеплановая ротация сверх того, что намечено, то «человек, одобренный президентом и побывавший у него на приеме, в дальнейшем без особых проблем будет поддержан и на голосовании, выберут и кота».

Ростовскую область отнесли к числу электорально управляемых регионов России

По его словам, прошедшие недавно выборы Президента в Азербайджане, России и Узбекистане показали, что институт Президента является объединяющим фактором в странах Содружества. Это подтверждается высокой явкой избирателей и результатом голосования за главу государства. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев отметил, что избирательная система России имеет структуру, которой не существует ни в одной стране мира — она максимально публична и прозрачна. По его словам, деятельность избирательных комиссий была подконтрольна большому количеству партий за счет своих представителей. Кроме того, все заседания избирательных комиссий транслировались в интернет. Заместитель главы российского ЦИК сообщил об исключении возможности применения ДЭГ дистанционного электронного голосования за рубежом — все it-адреса тщательно проверялись специалистами. Отвечая на вопросы участников круглого стола, он подчеркнул, что инфраструктура ДЭГ готова для применения на всей территории РФ и для ее использования от региона должен поступить запрос.

Вторая особенность — открытость партии как для тех, кто выдвигается, так и для тех, кто наблюдает за процессом. Еще один важный фактор праймериз — демонстрация конкуренции. Это важный шаг, который показал, что у партии работают механизмы чувствительности к электоральным темам.

Праймериз — как площадка для поиска новых смыслов. Лидерство партии — в том, чтобы использовать верные инструменты, и видно, как "Единая Россия" их использует», — добавил эксперт. Интерес к процессу и у кандидатов, и у избирателей в новых регионах очень высок, отметил, заместитель руководителя ЦИК Партии «Единая Россия», руководитель Управления политической работы, директор Высшей партийной школы Роман Романов. Не спадает интерес и в других субъектах страны. Например, Архангельская область — один из регионов-лидеров по уровню конкуренции. Об этом рассказал, губернатор Архангельской области, секретарь Архангельского регионального отделения партии «Единая Россия», член Генерального совета партии Александр Цыбульский.

Интересным основатель аналитического сервиса назвал кейс Александра Моора — переизбранного на второй срок губернатора Тюменской области. Григорьев отметил необычную конфигурацию выборов: за главу региона голосовали не только непосредственно его жители, но и избиратели из двух соседних субъектов — Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Четвёртый срок Сергея Собянина Электоральный процесс в российской столице обошёлся без сенсаций — на четвёртый срок градоначальником был переизбран Сергей Собянин. Мэр Москвы Сергей Собянин переизбран на четвёртый срок Фото: mos. Новоиспечённые россияне отдали свои голоса за членов региональных парламентов и местных советов депутатов. Но тем не менее власть решила не обострять внутриполитическую ситуацию, а провести выборы, чтобы обеспечить преемственность и легитимность власти. Само по себе достижение, что страна в период крупной войсковой спецоперации провела выборы по всей своей территории, — указал Сергей Белоконев. При этом именно новые субъекты РФ стали лидерами электоральной активности на минувших выборах. Для них это — возможность привести себя в нормальное законодательное поле, вернуться в режим нормального гражданского оборота, участвовать в политической жизни страны, — объяснил данную тенденцию Борис Григорьев. Большинство депутатских мандатов в каждом из четырёх регионов заняла «Единая Россия». Это объясняет высокий процент явки. И я думаю, что жители новых регионов отметили, что их голосование, их политическая повестка были в центре внимания всей страны, — уверен Артём Кирьянов. Членам новых парламентов предстоит в скором будущем выбрать глав регионов из предложенных президентом России Владимиром Путиным кандидатур. О том, кто выступит в роли конкурентов, пока не сообщается.

Общественная палата Хабаровского края на своем заседании 17 декабря текущего года с большой заинтересованностью обсудила доклад в преломлении к Хабаровскому краю. В 2023 году в крае преимущественно проходили выборы муниципального уровня. Вместе с тем, именно они наиболее ярко отражают электоральные предпочтения жителей. Сегодня уже понятно удобство для избирателей в многодневном голосовании, голосовании по месту пребывания, а также выездного для отдельных категорий граждан. Эти технологии будут применяться в президентскую кампанию. В России сложилась демократически выверенная, проверенная временем система общественного контроля за всем избирательным процессом. Например, в прошедшей выборной кампании ЕДГ- 2023 Общественной палатой края подготовлено и назначено 1397 наблюдателей, которые осуществляли контроль за выборами в 17 муниципальных образованиях региона.

Выборы президента России 2024

Рейтинг «Единой России» самый низкий за четыре года – (29 %). Готовность голосовать за «ЛДПР» (11%) и «КПРФ» (7 %) и «Справедливой России» (5 %) в рамках своих электоральных ниш. Предвыборная карта россии: политический ландшафт разнится от региона к региону. Евгений Епанчинцев/РИА Новости. Избирательные участки для голосования на выборах Президента России будут работать на 42 железнодорожных вокзалах, сообщили в РЖД. Избирательные участки три дня — начиная с пятницы — работали с 8:00 до 20:00 по местному времени. Такой график представляет собой карту с обозначением всех выделенных для данного политика электоральных групп. Он добавил, что ближе к дате начала выборов в Госдуму РФ количество негативных публикаций в иностранных СМИ об электоральной системе России увеличилось в 10 раз.

Количество негативных публикаций об электоральной системе РФ увеличилось в 10 раз

Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция. Избирательные участки откроются в России 15 марта в восемь утра по местному времени. Новости Московской области - ЦИК РФ и «Яндекс» создадут интерактивную карту избирательных участков. Исследователи Агентства политических и экономических коммуникаций отнесли Ростовскую область к числу электорально управляемых регионов России. По результатам электоральных расчетов ВЦИОМ на предстоящих выборах губернаторов Ивановской области, Москвы, Приморья и Красноярского края лидируют кандидаты партии «Единая Россия». Электорально неспокойный Дальний Восток приобретает всё больше черт, свойственных единому электоральному пространству России.

Опубликована моя статья про изменение электоральной географии в современной России

Ярославская и Владимирская область также менее электорально управляемы, чем Ивановская область — 82-е и 63-е место, соответственно. Другая соседняя область, Нижегородская, наоборот, гораздо более электорально управляема — 32-е место.

Альтернативный выбор Избиратели Единой России чаще всего затрудняются ответить, кого поддержали бы при отсутствии партии в списках. Немногим реже наблюдается поддержка ЛДПР, также относительно популярен вариант отказа от голосования. Сторонники КПРФ чаще всего не стали бы голосовать вовсе в случае, если их партии не было в списках либо проголосовали бы за Единую Россию. Электорат Яблока скорее отказался бы от голосования за иную партию либо предпочел отдать голос за Новых людей.

Последние отбирают голоса у «КПРФ» и это самый лучший результат среди партий второго эшелона. Учитывая, что эти партии не проходят пятипроцентный барьер, их результат перетекает к парламентским партиям по методу Хэйра. Текущий замер — это стартовые позиции, ход предвыборной кампании может существенно поменять расклады.

К патерналистским регионам отнесены Кемеровская область и Башкирия, где единороссы традиционно набирали большинство голосов. Здесь, считают эксперты, вряд ли будут наблюдаться протестные настроения и преимущество будет у «Единой России». Но несколько партий парламентской оппозиции смогут получить представительство.

Повестка Кремля указала на электоральную кампанию Путина

Что получилось в итоге, как распределился пресловутый vox populi, какие результаты и закономерности политической жизни России показал электоральный процесс и чего нам ждать дальше? Андрей Бузин "Эволюция электоральных аномалий Москвы" Презентация на II Круглом столе математиков. В Псковской области участники и гости «Ночи выборов – 2024» на площадке медиацентра ПАИ создали сладкую электоральную карту России. Он добавил, что ближе к дате начала выборов в Госдуму РФ количество негативных публикаций в иностранных СМИ об электоральной системе России увеличилось в 10 раз.

Выборы мэра Москвы

  • Эксперты ЭИСИ: "Единая Россия" задает электоральные тренды для всей страны"
  • ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КАРТА
  • Предварительные результаты выборов президента России-2024
  • База данных ФОМ > ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ
  • Якутия не «электоральная аномалия». Эксперт об итогах выборов в регионе | Аргументы и Факты

Количество негативных публикаций об электоральной системе РФ увеличилось в 10 раз

К настоящему времени на основе платформы разработана интерактивная карта с общей аналитической информацией по предстоящим 18 марта выборам Президента РФ. На карте отображены все регионы РФ, разделенные по часовым поясам, указана общая информация по регионам: численность избирателей и количество избирательных участков в каждом регионе. В день проведения выборов президента России пользователям будет доступна информация о том, в каких регионах голосование еще идет, а каких уже закончилось.

Рассмотрим вариант отбраковки участков по явке и условный результат кандидатов при такой отбраковке. Расширим эту классификацию разделением участки на оборудованные системами видеонаблюдения и не оборудованные, и классами УИК оборудованных КОИБ и видеонаблюдением одновременно и не оборудованных не видео, не КОИБ. Хотя в относительных значениях различия не столь драматичны, явка на участках без КОИБ больше в 1. Также отрицательно на зафиксированной явке сказывается наличие видеонаблюдения, в относительных значениях явка на участках без видеонаблюдения больше в 1. Вашему вниманию диаграммы различия результатов участков оборудованных техническими системами контроля и не оборудованных.

После умножения рангов регионов на процентные показатели партии и сложения этих произведений можно вычислить коэффициент Джини. Преимущество этого показателя состоит в том, что, в отличие от коэффициента вариации, он имеет верхний предел и колеблется от 0 до 1. Кроме того, в данном случае нет проблемы с определением высоких и низких значений, так как они уже установлены в ходе исследований неравенства доходов.

Если значение индекса приближается к единице, национализация партии является высокой18. Данный индекс, предложенный Марком Джонсом и Скоттом Мейнуорингом, обладает множеством достоинств, так как он позволяет сравнивать между собой партии в том числе и разных государств, а его недостатки связаны главным образом со спорами математиков по поводу корректности самого коэффициента Джини. Безусловно, существует потребность в кумулятивном индексе, характеризующем национализацию партийной системы в целом. В этих целях может использоваться индекс национализации партийной системы Party System Nationalization Score, PSNS , также введенный Джонсом и Мейнуорингом, который представляет собой сумму произведений индексов национализации партий и долей полученных этими партиями голосов 19. Наши расчеты PSNS для выборов 2007 и 2011 гг. PSNS составлял 0,84, то в 2011 г. Следует отметить, что при исследовании неравенства доходов подобное значение коэффициента Джини считается низким, указывающим на гомогенность. Однако применительно к партийным системам шкала, скорее всего, должна быть другой, поскольку география голосований в разрезе регионов первого субнационального уровня, как правило, более однородна, нежели структура распределения доходов в обществе. О далеко зашедшем процессе национализации свидетельствуют и высокие индексы национализации отдельных партий. В наименьшей степени «национализировано» «Яблоко» с показателем 0,67 в 2007 г.

Выводы, полученные на основе вычисления коэффициентов вариации и индексов национализации, в целом близки, хотя между ними имеются и расхождения. Так, коэффициент вариации для «Справедливой России» заметно выше, чем для ЛДПР, тогда как индексы их национализации практически одинаковы. Но эти расхождения едва ли принципиальны, поскольку разные методики расчетов не могут дать полностью идентичные результаты. Гораздо более серьезной представляется проблема, на которую обращает внимание Даниэль Бокслер, а именно зависимость результатов исследования от административно-территориального деления страны и нарезки избирательных округов20. Действительно, используемые нами и другими авторами показатели претендуют на то, чтобы измерять региональное разнообразие страны в целом, но при этом основаны на сравнении итогов голосования в определенном наборе территориальных единиц, по которым доступна электоральная статистика. Количество таких единиц в разных странах неодинаково, в разы может расходиться и численность избирателей в них. В рамках одной избирательной кампании использование в расчетах национализации территориальных единиц разного уровня скажем, крупных регионов или, напротив, муниципалитетов даст несовпадающие, хотя и более или менее близкие результаты. Можно, правда, сделать оговорку, что все территории, по которым осуществляются расчеты, являются одинаково значимыми политическими регионами, определяющими реальную, общеизвестную территориальную структуру данного государства. В связи с этим целесообразно ориентироваться на административно-территориальное деление страны, производя пересчет, если электоральная статистика приводится в разрезе электоральных округов и тому подобных образований, не полностью совпадающих с АТД. В частности, по этой причине в крупных городах, разбитых на несколько электоральных округов, обычно приходится высчитывать суммарный результат и использовать именно его.

В целях контроля измеряемые показатели полезно рассчитывать также и на уровне более мелких административных единиц; такие расчеты можно считать более точными в силу большего количества задействованных в них объектов и, следовательно, приближенности исследования непосредственно к территории. Но неверно отказываться и от расчетов на уровне регионов, поскольку без них нельзя оценить глубину различий в сложившейся административно-территориальной структуре государства. Это особенно важно в случае федераций, где регионы обладают определенной автономией и представляют собой относительно самостоятельные образования. Другим выходом из ситуации является использование специального показателя национализации, учитывающего неравные размеры территориальных единиц21. Однако этот показатель нуждается в дальнейшем апробировании. Типичные регионы интересны тем, что голосуют, как страна в целом, представляя собой ее уменьшенную копию, и, скорее всего, дают точный слепок с характерных для нее размежеваний. Выявление девиантных регионов позволяет обнаружить территории, демонстрирующие наибольшие отклонения. Некоторые из этих территорий могут оказаться слабо интегрированными в политическое пространство страны и быть источником сепаратистских настроений. Кроме того, в авторитарных режимах девиантность может свидетельствовать о некорректности подсчета голосов, особенно если речь идет о поддержке доминирующей партии. В России картина типичных и девиантных регионов достаточно изменчива.

Для ее определения, с нашей точки зрения, целесообразно вычислять евклидово расстояние, под которым в данном случае понимается условное расстояние от соответствующего региона до «страны в целом» в многомерном пространстве, заданном голосованиями за участвующие в выборах партии. В качестве точки отсчета в этом пространстве корректнее использовать, на наш взгляд, не итоговые результаты голосования за партии по стране хотя такой вариант тоже допустим , а их средние арифметические по регионам. Тем самым мы сможем избежать перекосов, вызванных различиями в численности избирателей от региона к региону. Помимо обычного евклидова расстояния, имеет смысл вычислять и евклидово расстояние, скорректированное на число акторов, то есть деленное на число участников предвыборной гонки. Второй вариант дает на выходе меньшие числа, что удобно, и принимает во внимание количество игроков, при этом в рамках одной избирательной кампании порядок следования регионов по убыванию остается тем же. Недостатком данного показателя, как и коэффициента вариации, является отсутствие верхнего предела. Поэтому определение того, что такое много и что такое мало, возможно лишь на основе длительных эмпирических исследований. По нашим расчетам, в 2011 г. Самым типичным регионом оказалась Ростовская область обычное евклидово расстояние — 2,93, скорректированное — 0,42 , за которой следуют Ставропольский край 3,44 и 0,49 соответственно и Курская область 4,13 и 0,59. Примечательно, что скорее типичным регионом является и Москва скорректированное евклидово расстояние — 1,00.

В число наиболее девиантных регионов вошло довольно много республик, что подтверждает наличие многократно описанного в литературе раскола между центром и этническими перифериями. Однако в условиях нынешнего политического режима девиантность республик не носит сепаратистского характера, а, напротив, проявляется в сверхвысокой лояльности, выражаемой в голосовании за «Единую Россию». Лоялистская девиантность особенно отличает Чечню обычное евклидово расстояние — 56,83, скорректированное — 8,12 , Мордовию 47,81 и 6,83 соответственно , Ингушетию 47,76 и 6,82 , Дагестан 47,4 и 6,77 , Карачаево-Черкесию 45,62 и 6,52 , Туву 41,16 и 5,88 и Кабардино-Балкарию 37,48 и 5,35. Все это регионы с управляемым голосованием. В то же время в этих регионах особенно часто говорят и о нарушениях в избирательном процессе, что ставит под сомнение достоверность электоральных данных и основанных на них расчетов. Что касается эмпирического размаха самого показателя, то в скорректированном случае он, как видим, превышает в России восемь единиц. Вместе с тем, как показывает опыт этнических периферий в других странах, девиантность электорального поведения таких периферий имеет более глубокие корни. В случае ослабления административного нажима и разрешения этнических и религиозных партий эти территории, скорее всего, остались бы девиантными, но уже с другим — сепаратистским — типом девиантности. В пользу данного заключения говорит, в частности, относительно высокие результаты традиционалистского мусульманского движения НУР в Чечне и Ингушетии на думских выборах 1995 г. Девиантность оппозиционного типа, связанная с повышенным голосованием за оппозиционные партии, носит более сглаженный характер, чем лоялистская.

Главными примерами здесь служат три области: Ярославская обычное евклидово расстояние — 23,02, скорректированное — 3,29 , Костромская 21,75 и 3,11 соответственно и Вологодская 21,4 и 3,06. Примечательно, что все они расположены на севере Европейской части России. Таким образом, лоялистская девиантность регионов в современной России выражена гораздо сильнее оппозиционной. Сепаратистская девиантность, проявляющаяся в голосовании за этнические и региональные партии, полностью подавлена ввиду запрета на такие партии. Типичные регионы чаще всего встречаются в центральной и южной части страны, причем для них характерен внутренний раскол «центр—периферия», репрезентирующий аналогичный раскол в России в целом, который является одним из самых значимых для ее электорального пространства22. Поляризация электорального пространства Как уже отмечалось, с ростом протестных настроений и снижением устойчивости голосования за «Единую Россию», которая на протяжении предыдущих электоральных циклов задавала тренд в сторону национализации, уровень национализации российской партийной системы начал снижаться. Более поляризованной становится не только структура партийной системы в целом, но и ее география. Об этом свидетельствует отрицательная корреляция между голосованием за «Единую Россию» и за остальные партии, то есть страна как бы раскалывается по крайней мере, в тенденции на две половины. Исследование территориальной поляризации в рамках одной избирательной кампании может проводиться посредством корреляционного анализа. Вычисляется коэффициент корреляции Пирсона между двумя рядами показателей — долями голосов за две партии по всем регионам.

Высокое значение коэффициента корреляции указывает на то, что избиратели рассматриваемых партий чаще проживают в одних и тех же регионах. В случае выраженной отрицательной корреляции можно говорить о территориальной поляризации голосования, когда одни территории больше голосуют за одну партию, а другие — за вторую. Наши расчеты коэффициента корреляции в региональном разрезе по итогам думских выборов 2011 г. Это значит, что Россия вполне определенно делится на территории с конформистским и оппозиционным типом голосования, то есть в электоральном пространстве страны углубляется раскол регионов по отношению к власти. При этом голосование за оппозиционные партии лишь частично коррелирует друг с другом, что свидетельствует о наличии у каждой из них территорий с более выраженной поддержкой, а также о разнообразии форм оппозиционного голосования в регионах. Несколько выше корреляция между голосованием за ЛДПР и «Справедливую Россию» 0,61 , в то время как КПРФ более обособлена в географическом пространстве положительная корреляция с ЛДПР — 0,57, со «Справедливой Россией» — 0,51 , и голосование за нее чуть чаще пересекается географически с повышенным голосованием за «Единую Россию» см. Динамика и стабильность Заметная поляризованность голосования, большое количество девиантных регионов и снижающийся уровень национализации партийной системы делают необходимым исследование динамики российского электорального пространства. Прежде всего обратимся к некоторым общим показателям электоральной динамики, используемым в зарубежной литературе. Один из них — индекс Педерсена, который представляет собой деленную на два сумму изменений как снижений, так и приростов, с одним положительным знаком процента голосов вариант — процента мест в парламенте для всех участвующих в выборах партий в сравнении с предыдущими выборами23. Этот показатель достаточно прост, но имеет один существенный недостаток: он легко рассчитывается только в том случае, если список партий не меняется.

Труднее всего его рассчитать, если между выборами имели место слияния либо расколы партий, а также если партии меняли названия с одновременным изменением своего состава и руководства.

Выборка: 1000 респондентов. Выборка квотная, репрезентативная по полу и возрасту внутри города и районов.

Методология: Уличный опрос на планшетах с полной аудиозаписью и геопозицией каждого интервью Дата исследования: 12—13 мая 2023 года. Альтернативный выбор Избиратели Единой России чаще всего затрудняются ответить, кого поддержали бы при отсутствии партии в списках.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий