С помощью игры были затронуты такие вопросы: что такое буллинг, как ему противостоять, к кому можно обратиться за помощью, если произошла травля и др. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей. Массовое перепрофилирование детских домов – идея разумная с точки зрения стратегической политики решения проблемы сиротства, отмечает директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. Некоторые эксперты полагают, что «временных» сирот в российских детдомах может быть не 20 тысяч человек, а в 1,5 раза больше — около 30 тысяч.
ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
Третий подозреваемый, бывший воспитанник детдома, водил сирот на концерты благодаря «проходкам» от многочисленных знакомых из шоу-бизнеса. По его рассказу, в первый раз его изнасиловали в 12 лет — это был тот же мужчина, что совратил Сашу. Затем насилие продолжалось в детских лагерях, куда ребята приезжали на каникулы. Через некоторое время Яша отправился в агентство, где занимались съемкой фотомоделей.
Кастинг проходил в обычной квартире. Ребят просили фотографироваться в одежде, затем раздеться, и на следующий день их заставили сниматься в порносъемках. Что такое «сольник»?
Фотограф тебя на фото снимает, ты там позируешь, постепенно раздеваешься, становишься голым, мастурбируешь. Вот в принципе «сольник», — говорит Яша. Мальчик продолжил сниматься в фото- и видеосъемках с другими парнями и девушками.
Однажды фотограф заявил ему, что продолжить снимать Яшу и платить ему деньги, только если тот согласится с ним заниматься сексом. За каждую фотосъемку Яша получал по 1000 рублей, за каждое видео — 1500. Это гораздо больше, чем 40 рублей в месяц, выделяемые государством на карманные расходы.
Тогда Яша не понимал, что происходит, и просто покупал себе то, что хотел. Может быть из-за того, что был такой возраст — 13 лет, и я не понимал, что делаю. Я не понимал, что делает мой партнер.
То есть к этим съемкам я относился чисто как к работе. Пришел, отснялся, получил деньги и ушел, — объясняет Яша. Он добавил, что в этой порностудии снимался почти весь детский дом, но никто ничего не мог изменить.
Только в прошлом году арестовали фотографа, который насиловал детей — из Астрахани его перевезли в Петербург, против него возбудили уголовное дело. Саша и Яша из-за перенесенного пытались покончить с собой, их отправляли на лечение в психиатрическую больницу, а после выпуска они лишились жилья из-за «черных риэлторов». Сейчас Яша снимает квартиру и работает официантом, мечтает стать актером и путешествовать.
Саша же работает дворником, хочет выселиться из служебной квартиры от шумных соседей и создать свою семью. Челябинская школа-интернат Зимой этого года Россию всколыхнул скандал в Лазурненской школе-интернате в Челябинске: несколько детей рассказали о насилии со стороны посетителей и преподавателей. В марте школу закрыли в связи «с режимом ограничения подачи воды», затем воспитанников развезли по лагерям на отдых и распределили по другим учреждениям.
Открыть приют поручили воспитателю местного детского дома Татьяне Коргановой. Под новое учреждение выделили большой одноэтажный дом, в котором ещё до революции жил местный поп. В 1989 году туда поселили Корганову с двумя родными сыновьями и 18 воспитанниками. Для обычной семьи вполне нормально, но для такой — явно тесно. А потому прямо в том же дворе государство в 1991 году начало строить двухэтажное здание — со спальнями, столовой, спортзалом и т. Момент оказался не самым удачным — сдать готовое к проживанию детей помещение удалось лишь в 1996 году. Пряничный домик «Вот это мама, — Милери Корганов выносит из дома большую фотографию в деревянной раме. Детям где-то от двух до десяти лет. Это вот Оля Добрынина, стала стюардессой, сейчас в декрете. А эта — в Москве, преподаёт танцы.
Другая — учитель английского языка. А вот этого загорелого узнаёте? Это же Гриша... Родной сын. Ещё есть старший брат Артур и усыновлённый в двухлетнем возрасте младший брат Ярослав. Кроме них в доме Коргановых с 1989 по 2007 год выросло ещё 47 воспитанников, или так называемых приёмных детей. А я был там самый старший. Конечно, разница с обычным детдомом громадная. Одно дело — персонал, который утром приходит на работу, а вечером уходит, и совсем другое — когда с тобой постоянно живут как в семье. Думаю, что состоялся в жизни только благодаря маме.
После школы поступил в Ставропольский пединститут на физико-математический факультет, но в 18 лет написал заявление в армию. По возвращении учиться не стал — пошёл на стройку. Сейчас работаю бригадиром». Чуть позже приходит другая девочка с фотографии — Юлия Хропаль. Уже с двумя своими дочками. До 1997 года. Росли как обычная семья, — вспоминает Юлия. Милерик наряжался Дедом Морозом, а мы ждали его у окна, когда в 12 часов ночи постучится в дверь с подарками. Хорошо было», — говорит Юлия. Каждый год ездили на море.
Лично я и в Москву ездила. Мама нас всему учила — сами стирали, убирали, готовили, шили. Мама подарила мне машинку — шила детям трусики. Когда уже стала жить самостоятельно, приходила сюда печь для детей Юлия училась на закройщика-модельера, но стала поваром. Мы здесь все были как братья и сёстры. И сейчас дружим, а Милери — мой кум», — сказала женщина. Весь этот разговор мы ведём возле того самого знаменитого дома. Вполне себе аккуратное двухэтажное здание с небольшим двором. Перед фасадом — несколько качелей, газон, крошечный, выложенный камнями круглый прудик и беседка. Ворота закрыты.
Некогда украшавшую их огромную вывеску «Дом Коргановых» мы потом найдём за сараем у Милери. Сам Милери и другие родственники Татьяны Коргановой живут на правах собственников в соседнем одноэтажном доме. А в этом здании с 2008 года детей уже нет. Равно как нет больше и знаменитой приёмной семьи Коргановых. Самая честная и человечная — усыновление. Ребёнку меняют свидетельство о рождении, в котором значатся новые родители. Они, соответственно, получают точно такие же обязанности и права, что и биологические мама и папа. Только так человек обретает настоящую семью. Приближённая к этому форма — опекунство. Его обычно оформляют родственники — бабушки, дяди.
Мамой или папой в этом случае называться странно, зато опекуну государство выделяет ежемесячное пособие. Но именно ради этих пособий опекунами иногда регистрируются и фактические усыновители. Также по теме Госдума одобрила проект о реестре недобросовестных усыновителей Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о создании реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и... Так называемая приёмная семья с усыновлением ничего общего не имеет. Создать её может любой человек, располагающий подходящей жилплощадью. При соответствии требованиям к приёмному родителю государство может отдать ему на воспитание до восьми детей. За эту «работу» положено вознаграждение, а также пособие на содержание каждого ребёнка. Плюс есть льготы, в частности по оплате коммунальных услуг. Отличий от семейного детского дома немного, но они важные. В приёмной семье «родитель» тратит и пособия, и возможные спонсорские деньги, ни перед кем не отчитываясь.
Мастерские, приусадебные участки и кухни, где ребята могут учиться готовить, — все это исчезло из детских домов под предлогом обеспечения детской безопасности. Никому не хочется нести ответственность за то, что они могут пораниться. Да и возиться с детдомовскими никому не хочется — воспитатели получают не самую большую зарплату, и мотивации для того, чтобы работать сверх необходимого минимума, у них мало. Готовит ли детдом к суровым будням? Вся эта безопасность, режим и вездесущие ограничения, кроме которых ничего нет, — все это приучает детей к определенному укладу, далекому от реальности.
Бытует мнение, что детдомовские дети очень независимы и самостоятельны, однако на деле все наоборот. Воспитанники выходят из приюта совершенно неприспособленными к жизни — весь их мир состоял из упорядоченной, повторяющейся цепочки событий и людей, которые говорили им, что делать. Детдомовцев никто не учил работать, вести хозяйство, считать деньги, задумываться о том, откуда берется еда. Кроме того, те частички реальности, которые просачиваются в застенки приюта, как правило, состоят из подаренных игрушек и улыбающихся, ласковых студентов-волонтеров, обрушивающих на детей потоки любви и обожания. Это формирует у воспитанников стойкие иллюзии, и в итоге последующая социализация проходит еще больнее.
Лишь немногие выпускники детских домов находят свое место в обществе — большую часть ждет незавидная судьба. Как складывается судьба воспитанников? Точной всероссийской статистики, которая рассказывает о судьбах выпускников детских домов, попросту не существует.
Я вообще сначала не верила, что задержусь там надолго.
Родители говорили: «Подожди немножко, скоро мы тебя заберем», и все в таком духе. И до шестнадцати лет я жила с уверенностью в том, что я здесь ненадолго, что скоро я поеду домой. Когда взрослеешь, приходит осознание, что никто тебя забирать не собирается. Затем приходит смирение, я другой жизни-то и не помню, не представляю, что расти можно было как-то по-другому.
Одно время им даже запрещали приезжать ко мне, потому что их приезды заканчивались моими истериками. Потом они не звонили и не писали. Но у меня всегда был дядя, который меня навещал. Денег у него было немного, но он старался меня радовать.
Помню, что привозил всегда орехи и зефир. Забрать он меня, конечно, не мог, потому что одинокому мужчине никто бы не отдал ребенка. У них это выходит? Есть те, кто вкладывает душу целиком.
Для кого-то это просто работа. Я считаю, что им не стоит вести себя как родителям. Если они привыкнут к детям, то будет тяжело их отпускать. Но могу сказать, что с нами часто вели беседы о том, как стоит и не стоит себя вести.
Например, когда девочки подросли и начали общаться с мальчиками, нам говорили: «Девочки, цените себя, будьте разумными». Воспитатели же не понаслышке знают, что для парней, особенно постарше, девочки из детдома — лакомый кусочек. Из-за того, что они почти не получали внимания, даже купленная парнем шоколадка кажется чем-то особенным, признаком внимания и заботы, чем парни и пользуются. Не каждому ребенку в семье родители могут такое позволить.
Это так? Как дети относятся к такому благополучию? Ценят его? Я помню, что у нас было много спонсоров.
Как-то раз на Новый год мы с ребятами посчитали подарки. Получилось около семнадцати на ребенка. Нам дарили дорогие телефоны, одежду. Однажды привезли спортивные костюмы, на них были бирки.
Детдом / Children's Home
По российскому закону, отобрать насильно ребенка органы опеки могут лишь в том случае, если есть угроза его жизни или здоровью. Ему скажут, собирай вещи, пошли. Если это ночь, он будет ждать, пока на следующий день его не отвезут в детский дом. Детский правозащитник выступает за ужесточение ответственности за халатное отношение отцов и матерей к своим детям. Именно такие родственники в первую очередь «плодят» сиротство. У нас государство выделяет огромные средства на поддержку семей.
Особенно сейчас — в ковид. Как вы думаете, что они делают с этими средствами? Копят долги, за которые потом придется расплачиваться детям, разрушают свое жилье, — говорит Лариса Шарадзе. Лариса Шарадзе — юрист в некоммерческой организации «Детский проект» , появившейся в 2010 году. Согласно информации на сайте учреждения, ее сотрудники с 2007 года профессионально поддерживают детей в кризисных семьях, помогают мамам и папам избежать лишения родительских прав, а выпускникам детдомов — адаптироваться ко взрослой жизни.
Ребенка забирают из семьи, но след от перенесенного остается. И помимо психологических последствий, есть много иных проблем — долги от биологических родственников, трудности в получении положенного по закону жилья, попадание в руки мошенников и многое другое. Сокращение детдомов и сиротский аутсорсинг В Нижегородской области число детей, оставшихся без попечения, выше, чем в среднем по стране. Это с учетом того, что последние годы этот показатель снижался. Согласно Росстату, на 2020 год в регионе было 8853 ребенка-сироты, имевших право на поддержку государства.
Несмотря на это, за последние 12 лет были ликвидированы 47 детдомов и 2 дома ребенка, утверждает областной Минобр. Объясняется это всё тем, что в регионе, как и по всей России, органы опеки активнее стараются передавать детей в приемные семьи. Число устроенных в семьи — один из показателей эффективности региональной власти. Кажется, впереди всех сейчас Москва. Недавно местный губернатор Андрей Воробьев заявил, что в столице больше нет детдомов, совсем.
Детскую школу-интернат для сирот закрыли в начале 2020 года. И мне очень приятно, что сегодня я могу сказать, что в 2021 году все наши детские дома закрыты, — сообщил официально глава столичного региона. В Нижнем Новгороде пока еще функционирует один приют и три детских дома, один из них для детей с умственными отклонениями. Всего число детдомовцев с 2008 года в области снизилось с 4147 до 718 человек, утверждает региональный Минобр. Возможно, чиновники действительно убеждены, что в семье ребенку в любом случае будет лучше, возможно — просто пытаются сэкономить.
Семьи стимулируют брать детей ежегодными индексациями пособий. За последние одиннадцать лет они выросли почти в два раза — с 4 тыс. А также крупными единовременными выплатами, льготами, упрощенной процедурой усыновления. С 2018 года с потенциальных родителей перестали требовать справки о судимости, выписки из домовых книг и прочие бумаги. Всю информацию должны запрашивать сами органы опеки.
Некоторые сироты меняют по несколько семей. Многие думают, они возьмут и им тут ребенок будет убираться, стирать. А не будет он этого делать. Кроме того, приемные дети очень ревнуют к родным. Им очень важно, что их ценят так же.
Год назад администрация этого учреждения решила поучаствовать в формировании семейных ценностей, организовав День матери. Сироты должны были петь лирические песни про маму и разыгрывать сценки. В итоге у одной из воспитанниц случилась истерика и нервный срыв. После этого поднялся федеральный скандал, прокуратура организовала проверку, часть сотрудников была уволена. Крылова не застала этого скандала — на тот момент она работала в Павлове.
Воспитатель считает, что в самом мероприятии, который провели тогда, не было ничего страшного, но бывшие сотрудники не должны были принуждать детей к участию — у многих из них был травматический опыт общения с матерью. Воспитатель рассказывает, что в детдомах часто не знают, как живут дети, отданные приемным мамам и папам. Некоторые детдомовские работники, с которыми корреспонденту удалось пообщаться, признавались, что были случаи, когда они не хотели отдавать ребенка в приемную семью. Они понимали, что малыш, скорее всего, вернется обратно. Окончательную точку в вопросе усыновления ставит опека.
На ее решение воспитатели не могут повлиять. В Павлове четыре года назад многодетную семью Окуневых лишили родительских прав. Помимо трех своих детей она воспитывала 13 приемных. Всё изменилось, когда уже взрослые дети стали рассказывать, как в семье их морили голодом, избивали, заставляли работать на стройке. Также они стали обвинять приемных родителей, что лишили их денег.
Они все выходят пустыми. Потому что пособия уже за них не платят. Стукнуло — сумочка за дверь, — объясняет Елена Крылова. Она уверена, что многие берут детей из корыстных интересов. Это подтверждает опыт Саши Новиковой.
Она попала в приемную семью прямиком из приюта «Вера». Новые родители жили в двухэтажном частном доме в Кузнечихе, микрорайоне на окраине Нижнего Новгорода. Однажды, когда я спала, крыса залезла прямо на меня. Я просыпаюсь — и как завизжу. Это было ужасно, — говорит Александра.
В доме жили шесть детей, пятеро из них — приемные. Питались и спали они отдельно от взрослых. Педикюр, маникюр, масочки разные. Деньги наши на это уходили, — рассказывает Новикова. Знаете пакетики для супа?
Это лагерь, реальный лагерь. Детского дома быть не должно. Помогать детскому дому не надо. Вы же не помогаете лагерю? Нужно, чтобы ребёнок был в семье. Вот какую проблему надо решать". Я давно заметил, что в России почти вся дискуссия вокруг проблемы сирот сводится к простому: "Давайте купим сироткам подарки! Обратите внимание, что мы говорим "помочь детскому дому" или "лучше бы в детдом отвезли вещи!
То есть сам факт существования детдомов особо не смущает. Также людей мало интересует реальная судьба сирот. Детские дома в России кажутся неизбежным злом, с которым надо смириться. Тема очень сложная, но мне бы хотелось начать дискуссию: а что вообще с этим делать? Как нам реформировать существующую систему, чтобы дети, оставшиеся без родителей, вырастали полноценными членами общества? Давайте посмотрим, как обстоят дела в Германии.
Это может произойти по социальным причинам. Например, когда ребенок родился у многодетной матери, которая воспитывает детей одна и не справляется из-за тяжелого материального положения и отсутствия поддержки со стороны родственников и близких. Иногда их может не быть, потому что мама сама воспитывалась в учреждении. Другая причина отказа может быть связана с врожденным заболеванием ребенка. Родители пугаются диагноза, считают, что не справятся, и оставляют младенца в роддоме. Отказ от ребенка по медицинским причинам может случиться в социально сохранной семье, где у родителей есть стабильный доход, жилье, поддерживающее окружение. Сложная жизненная ситуация, которая привела к отобранию ребенка или добровольному размещению в детдоме за которым нередко тоже скрывается отобрание. В семье могут возникнуть трудности, из-за которых родители перестают справляться со своими обязанностями. Дети становятся объектами внимания органов опеки и их забирают из семьи в учреждение. Может быть и так, что родители сами размещают ребенка в детдоме. Иногда заявление на добровольное размещение ребенка — это единственная «помощь», которую могут предложить родителям социальные службы, потому что у них нет необходимых ресурсов для поддержки семей в сложной жизненной ситуации. Почему ребенка могут забрать из семьи? Одна из самых частых причин — злоупотребление родителями алкоголем. Если детей не кормят и бьют, то отобрание необходимо. Но если один родитель употребляет, а второй работает на трех работах и тянет ребенка, то у ребенка будет другая картина с точки зрения его потребностей, — объясняет психолог. А дальше наблюдают за тем, как она меняется, — продолжает психолог. А родителям говорят только: «Ну справляйтесь».
Физическое и сексуальное насилие В условиях огромного коллектива и отсутствия реабилитации в сиротских учреждениях часто происходят акты физического и сексуального насилия. Прежде всего это делают дети друг с другом, а воспитатели не могут справиться с ситуацией. Няня, которая остается ночью одна с 15—40 детьми, не сможет ничего сделать, если одни мальчики пойдут бить других. Бывает, что на ситуацию закрывают глаза и, более того, используют ее, чтобы выстроить контакт с агрессором, который будет помогать поддерживать порядок в группе. Насилие в детском доме может использоваться взрослыми как педагогический инструмент, и вместо того чтобы его остановить, они позволяют ему происходить 5. Отношение к детям с инвалидностью Самая тяжелая картинка, которую мы видим сегодня. Кроме тех проблем, которые есть у каждого ребенка — горе, потеря семьи, возможно, непроработанная травма или опыт насилия, — добавляется проблема, связанная с их основным заболеванием. Для детей, имеющих тяжелые множественные нарушения, уход в специализированных учреждениях социальной защиты осуществляется в основном младшим персоналом, не имеющим специальной подготовки. Кроме того, именно там, где детям нужно в два раза больше внимания и ухода — они зачастую не могут сами поесть, встать и так далее, — персонала не больше, что казалось бы логичным, а меньше, чем в организациях, где живут дети без особенностей. Мы видим совершенно неудовлетворительный уровень ухода за такими детьми, а состояние их здоровья часто ухудшается в системе государственной заботы. Постоянные переводы с места на место Есть дети, которые к 11—12 годам пережили от семи до восьми перемещений между организациями, годами не виделись со своими братьями и сестрами и не общались с ними. До сих пор в большинстве регионов ребенок идет по этому горестному «сиротскому этапу». После изъятия из семьи детей определяют в больницу, где они проводят около двух месяцев, затем примерно на полгода в приют. Далее братьев и сестер делят и отправляют малышей до 4 лет в дом ребенка, а старших — в детский дом. Отсутствие перспектив Если выяснится, что ребенок отстает в развитии, его переводят в коррекционный детский дом. Цепочка может закончиться детским домом-интернатом, где еще несколько лет назад образованием детей не занимались вообще. Ребенок сидит на одном месте с минимальным уходом и перспективами в будущем, после чего по достижению совершеннолетия попадает либо в психоневрологический интернат, либо в дом престарелых. Зачастую он остается без каких бы то ни было перспектив, чтобы учиться, работать, видеть мир и участвовать в его жизни. Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз Что представляет из себя реформа детских домов? Тогда же ввели «План развития жизнеустройства ребенка», по которому детские дома вместе с опекой каждые полгода должны пересматривать мероприятия по устройству ребенка и выяснять, почему он еще не дома, почему не устроен к бабушке, почему ему не ищется новая семья, если возвращение в кровную невозможно. Раньше в большинстве случаев ребенку искали новую семью, в то время как ситуация с кровной не была исчерпана полностью. Этот план, по сути, заставляет организации и органы опеки действовать последовательно. Что говорится в реформе Пребывание ребенка в интернатном учреждении всегда считается только временной мерой — до его возвращения в кровную семью или устройства в приемную. Условия проживания должны быть приближены к семейным , чтобы, живя в детском доме, ребенок не терял представления о том, как устроен внешний мир, и не забывал, как живут другие люди. Для ребенка, временно лишенного родительского попечения, организуются качественные условия социальной, психологической и педагогической реабилитации.
История детских домов в России
«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот | Детский дом бьет еще и по будущему, он бьет по созреванию, он бьет по развитию. Даже максимально плохая семья лучше, чем детдом. |
Что бывает, когда государство заботится о детях | Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. |
Детский дом — Википедия | детдом — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. |
ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
Среди ребят в группе я считался физически некрепким, но способным постоять за себя любыми способами. Если меня ударили ногой или чем-то еще, я всегда находил момент, чтобы отомстить: прищемить дверью при проходе на прогулку, ударить железной машинкой или пнуть на лестнице. Поэтому меня боялись — я не прощал обиды. Это хороший козырь выживания, когда у тебя нет физической силы, но есть умение в нужный момент сделать то, что задумал, чтобы потом никто не захотел связываться с таким психом.
Кстати, некоторые хорошо играли эту роль, чтобы выжить, так как им было очень трудно, если они приходили в учреждение не с рождения и не знали правил. Им приходилось просто жутко истерить, чтобы создать образ трудного ребенка. От такого чаще всего отставали, ведь есть более покладистые.
Воспитатели меня не любили, я отвечал им тем же. Понимая, что быть котенком в их руках уже не получится, я лез на рожон. Хотя у них всегда были любимчики, которых в группе недолюбливали, но в открытую не доставали.
Они получали чаще всего ближе к ночи. Ведь не обязательно быть сильным человеком, чтобы схватить за волосы и сделать больно. Но самая жесть — когда тебя хватают за шиворот и начинают трясти.
Вроде и не больно, но невероятно обидно, ведь это видят и другие дети, и ты падаешь в цене. Так я научился кусаться. Укусишь какую-нибудь грымзу, и она потом подумает, трясти ли тебя в следующий раз.
Тебя, конечно, закроют за это в лазарете или палате, но уже в другой раз не будут унижать. В таких системах главное, как ни странно, — зубы. Ты говоришь сквозь них, живешь сквозь них.
Довольно часто дети в детдомах кусают и своих, и чужих. Потому что больше защититься нечем. Укусил, а потом смотришь, как на это смотрят другие.
Этакое кусачее детство. О том, что еще происходило с автором в детстве, почему он не сдался и как действительно можно помочь детям, растущим без родителей — читайте в книге Александра Гезалова « Соленое детство». Оставить отзыв Отзыв добавлен, ему присвоен внутренний номер:.
После модерации он будет опубликован на сайте. Ваша оценка:.
Для воспитателей такое наше поведение было нормой. Днем мы были просто маленькими, шустренькими озорниками, а ночью начиналась настоящая дедовщина. Скажем, в школе случайно задел плечом старшеклассника — все, ты наказан: все знали, что вечером за тобой придут. И пока не дашь старшим отпор, от тебя не отстанут.
Я занимался футболом, и спорт как-то помогал мне за себя постоять. К пятому классу я заслужил определенное уважение старших, и трогать меня перестали. Но дети — вообще неуправляемая сила. Однажды ночью мы устроили бунт и снесли кабинет директора, о чем тут говорить.
Ходили драться и с местными из ближайших пятиэтажек. Скажет тебе твой ровесник через забор что-то обидное — вечером, легко перебравшись через полтора метра высоты, мы шли «стенка на стенку». В общем, с синяками ходили постоянно. А некоторые городские потом подходили и просились к нам, когда хотели сгоряча уйти от мамы с папой.
Помню, поначалу некоторые дети пытались называть их мамами, но однажды воспитательница собрала нас всех и объявила: «У вас есть свои мамы, и вы это знаете. Это уже сейчас, много лет спустя, созваниваешься и с ходу: «Привет, мам, как дела? С первого дня мы знали, что рано или поздно уйдем: учились стирать, убирать и ухаживать за собой. Конечно, как и все дети, мы были этим недовольны, но так нас научили независимости.
Если что-то было нужно — никто не ходил хвостиком за старшими, а шел и делал сам. Это настолько вошло в привычку, что осталось до сих пор: я и сейчас сам готовлю и убираю — даже жена удивляется. Но, что важно, помимо бытовых вещей нас учили отношению к людям. Если ты добр к одним, то вторые и третьи будут добры к тебе — эту философию мы усвоили с детства.
Выпускной, кстати, организовывал я. Помимо школы у меня были и друзья «за забором», и одна компания играла свою музыку по клубам и барам. Выпускной — это всегда весело. А когда стали прощаться, то, конечно, начались слезы и сопли.
Но на самом деле все мы знали, что рано или поздно это произойдет. Все закончилось, мы получили на руки документы и какие-то деньги, сказали школе «до свидания» и отправились на вольные хлеба. Но первого сентября кто-то вернулся в интернат. Некоторые там около месяца в медпункте ночевали.
Наверное, в реальной жизни было тяжело: не справились, потянуло обратно в знакомое место. Просто у многих не было стержня. Помню растерянные лица этих ребят, которые безоговорочно шли, куда их потянут. Многих затянуло совсем не туда — и они до сих пор из этой трясины не вылезают.
Детдом помогал с образованием, и по разным учебным заведениям нас отправляли целыми кучками. Не помню, чтобы я чувствовал перед новым этапом жизни какой-то страх. Скорее, предвкушение. Я не слишком прикипел к интернату, и все-таки осталось там что-то родное, материнское.
Мне повезло: в одном заведении со мной училось несколько выпускников нашего интерната. Если становилось грустно или скучно, я просто мог пойти в другую комнату общаги, где жили люди, которых я знал восемь лет, это не давало унывать. Неприязни из-за того, что я вырос в детдоме, тоже не было. Наверное, я изначально правильно поставил себя в новом месте: многие вообще не знали, что у меня нет родителей.
Министерство образования проводило окружные семинары, но их было мало, и чаще всего в них участвовали управленцы, а не воспитатели или нянечки, от которых на самом деле зависят жизни детей. Важно также учитывать, что эти законодательные изменения начинали действовать в период экономического спада в нашей стране и в регионах не было финансовых средств. Для того чтобы соблюдать постановление, необходимо переоборудование старых зданий либо переезд в новые. Также с постановлением от 2014 года у них появилось много новых функций, что влечет появление новых ставок. Это редко где реализуется, либо всем занимается один человек, что в итоге дает малую эффективность. В итоге такие серьезные изменения пока не дали того результата, который мы хотели видеть.
Изъяны реформы Несмотря на все сопротивления, мы видим, как меняются учреждения, становятся сторонниками и главными защитниками перемен. Тем не менее остались проблемы. По-прежнему отсутствует в достаточной степени профилактическая работа с кровной семьей. Из-за чего в детских домах находятся дети, которых там не должно быть. Нужно активнее прорабатывать семьи, помогать устраивать детей под опеку к старшим родственникам, например бабушкам, а не "мусолить" их месяцами. До сих пор учреждения делятся на десяток разных типов, включая социально-реабилитационные центры и приюты.
Они зачастую вообще не попадают под действие постановления и являются лишним этапом в перемещении детей. Сейчас почти во всех регионах есть хотя бы одно образцовое учреждение, и у них есть возможность принимать детей разных возрастов и групп здоровья. Но если ребенку не повезло, и он живет далеко, то его по-прежнему разделят с братьями и сестрами. Если возможно создать одно такое учреждение, то нужно идти дальше и менять остальные. Пусть это сложно, но это сложности взрослых, потому что каждый год эти взрослые жертвуют интересами детей ради своего удобства. Как бал помогает детям-сиротам ощутить себя лордами и леди Мы продолжаем настаивать на создании системы профилактической работы с семьей для предотвращения размещения детей в детских домах.
Необходимо внесение изменений, которые создадут единые условия для всех организаций. Наше общество уже достаточно сознательное, чтобы понимать, что неправильно устраивать ребенка в детский дом вместо помощи семье или специальной программы обучения в школе, детском саду. Неправильно разделять братьев и сестер, неправильно перемещать детей из группы в группу и из учреждения в учреждение. Неправильно не работать над его возвращением в кровную семью или препятствовать семейному устройству. Неправильно думать, что раз что-то сложно, то можно подождать в надежде, что все как-то само разрешится. Это неэтично и цинично, потому что, с одной стороны, у нас финансовые и имущественные вопросы, а с другой — дети, чью жизнь и судьбу мы определяем.
Детские приюты; Социально-реабилитационные центры. Существует в России и еще один тип проживания для детей-сирот, но это не государственный, а благотворительный проект «Деревни — SOS» и именно он самый прогрессивный, на мой взгляд. Расскажу о каждом поподробней, но постепенно, чтобы не возникало путаницы. Сегодня речь пойдет как раз о «детских домах» в классическом понимании.
Детский дом или «Центр содействия семейному воспитанию» В таких учреждениях проживают дети от 3-х редко, чаще с 4—5 лет и до 18 21 лет. Здесь находятся и дети — сироты и дети, чьи родители ограничены в правах или лишены их. Сразу хочу сказать, что ребенок-сирота — это ребенок, у которого нет обоих родителей они либо погибли, либо пропали без вести, либо их не удалось установить.
Почему миллионы граждан России сдают своих детей в Детские дома?
Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» для детей 3 лет, очень простые и яркие. Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения. Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу.
Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи. С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась. Побеги из дома Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.
Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.
И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно». История: Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.
В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома. Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству.
Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу. И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».
Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.
Воровство Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди. Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные.
Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз?
Если бы мы, например кажется это логичным , могли бы проследить, что дальше происходит с людьми, можно было бы понять, что из этого учреждения люди не социализируются, и, наверное, надо какое-то внимание ему дополнительно уделить. Такого не делается.
Правильно я понимаю, Наталья? Наталья Городиская: Да, я с вами согласна. Этого не делается.
Этого вообще у нас сейчас нет. Анастасия Урнова: А возможно ли это? Наталья Городиская: Вы представляете?
Человек после 18 лет считается совершеннолетним. То есть как-то отслеживать его судьбу, ходить за ним? Смотреть, как он живет?
Все время его интервьюировать, приходит к ним в гости, узнавать, работает ли он? Это достаточно сложно на самом деле. Анастасия Урнова: Нереально.
Наталья Городиская: Да. Но есть такая сейчас тема, как постинтернат. Есть разные фонды, которые этим занимаются, но их ничтожно малое количество, поэтому вот такой статистики нигде нет.
Хотя уже многие об этом говорят, что хорошо бы, если бы она была. В том числе отслеживать судьбу и, возможно, мониторить я не знаю, каким образом это можно сделать, с помощью каких механизмов выпускников, как мы их называем, из приемных семей, потому что это тоже дети, которые попадают из учреждений в семью. И как складывается их судьба?
Я как приемная мама могу сказать, как сложилась судьба моих взрослых детей. А у нас семей-то очень много, больше 420 тысяч на сегодняшний момент. И оттуда тоже дети выходят.
И как складываются их судьбы? Ну, хорошо бы, если бы такие цифры были. Александр Гезалов: На самом деле на базе 1С сделана программа, которая так или иначе фиксирует тех выпускников, которые выходят, и те проблемы, которые у них возникают: жилье, образование, трудности и так далее.
Но у нас, к сожалению, вообще в целом в регионах действительно фиксирование людей, которые выходят… Допустим, человек вышел из приемной семьи или из детского дома, из исправительной колонии, подростки вышли. К сожалению, такой системы какой-то именно поддержки, а не просто контроля за ними ФСИН, она просто отсутствует. Давайте тогда поговорим о том, что, наверное, легче контролируется.
Мария, логичный вопрос возникает: а с какими основными проблемами сталкиваются живущие в сиротских учреждениях дети? Мария Хадеева: Начнем с того, что ребенок, который попадает в учреждение, у него, в общем-то, совершено базовое предательство, как он считает, то есть от него либо отказались, либо какая-то трагическая история с родителями. Соответственно, существует весь комплекс и спектр проблем с доверием.
Соответственно, все дети по-разному реагируют на стресс. Это вызывает в том числе проблемы с образованием, с чем в том числе мы сталкиваемся, потому что наш проект "РОСТ" начинался как проект онлайн-образования в учреждениях отдаленных. И собственно дети часто в состоянии стресса… у нас бывали ситуации как раз, когда они проходили по МПК, им ставилось, что они необучаемые, когда они просто были закрытые, переживая какую-то личную ситуацию свою.
То есть ставили диагноз, грубо говоря, что они необучаемые, или отправляли в коррекционные школы, а между тем у детей, без сомнения, была задержка, но она связана в том числе и с тем, в какой семье они воспитывались. То есть часто эти дети вообще просто не доходили до школы или посещали нерегулярно. И требовалось просто какое-то время на то, чтобы более интенсивно, так скажем, с ними заниматься.
То есть я бы сказала, что с течением времени… Вот взяли какой-то временной промежуток — последние десять лет. Я бы сказала, что материальная ситуация, если говорить об обеспечении в лице одежды, игрушек, инвентаря, мебелью, чего угодно, то есть в детских домах и школах-интернатах, в том числе есть где-то, где стоят iMacи "умные доски"… Елена Альшанская: Была программа, да. Мария Хадеева: То есть "от и до" как бы.
Но поскольку мы работаем с онлайн-образованием, хочу сказать, что проблема интернетизации, которая у нас прошла, она есть до сих пор. Елена Альшанская: Прошла и закончилась. Мария Хадеева: Ну, мед как бы есть, но его как бы и нет.
Это реально. Анна Кочинева: Есть закрытая компьютерная комната, куда… Анастасия Урнова: И это тоже распространенное явление? Мария Хадеева: Я бы сказала, что материальная база, как это называют, и в том числе сборы, которые раньше проводились на учреждения такие, как, я не знаю, латать крышу в какой-нибудь сельской школе-интернате… Ну, по крайней мере, если их не нет, то они существенно снизились вот за тот промежуток, который вы сказали.
И ситуация изменилась в лучшую сторону. Мария Хадеева: Но что касается как бы психологической и социальной поддержки, то собственно ровно все те проблемы, с которыми сталкивались дети, они ровно с ними и сталкиваются. И соглашусь с коллегами, что обозначалось и раньше, что самая большая проблема начинается по выходу из учреждений.
И здесь я опять же абсолютно согласна с вами, что если бы был какой-то способ это мониторить… Я экономист по первому образованию. И лично мне вообще не понятна история, когда огромные деньги — просто огромные, несопоставимые! И я могу сказать, что я тоже приемный родитель, я приемный родитель троих подростков.
То есть деньги, которые выделяются на ребенка в приемной семье и в учреждении, они несопоставимы. Но тем не менее это огромные суммы, которые тратятся… Александр Гезалов: Надо цифры назвать. Анастасия Урнова: А сколько вы получаете?
Мария Хадеева: Я проживаю в Московской области, в частном доме. Я получаю 12 тысяч рублей в месяц на ребенка. Анастасия Урнова: А если бы он находился в детском доме?
Елена Альшанская: Смотрите. По регионам несколько лет назад Аппарат уполномоченного собирал эти данные. То есть это еще было при Астахове, но тем не менее… Тем более, да?
В среднем 80—100 тысяч в крупных городах. В малых городах и селах от 30 до 60. Анастасия Урнова: Я читала, что прямо минимум-минимум в самом бедном регионе — 25.
Елена Альшанская: От региона зависит. Александр Гезалов: Министерство образования давало информацию, что в среднем 700—800 тысяч. Анастасия Урнова: Это в год.
Мария Хадеева: Это мы говорим не про инвалидов, то есть это для детей без особенностей развития. Там, конечно, суммы больше. Анастасия Урнова: То есть получается, что теперь нет этих ужасных стен, отсутствия ванн и всего того кошмара, который нам раньше показывали по телевизору.
Елена Альшанская: Все равно может быть на самом деле. Мария Хадеева: Практически нет, я бы сказала. Елена Альшанская: Да.
Потому что здесь уже вопрос, если мы видим такой кошмар, распределения этих средств, как они на самом деле распределяются, как они на самом деле тратятся. Потому что действительно это региональные деньги, нужно понимать, поэтому есть, к сожалению, регионы, где и 30, а есть, где и 150, извините. Мария Хадеева: И есть проблема с тем, что они стали бюджетными учреждениями, и там, грубо говоря, им распределяют из общего котла, как ты сказала совершенно справедливо.
Елена Альшанская: По-разному. Мария Хадеева: То есть если раньше можно было… Ну, тоже есть проблема распределения средств. Елена Альшанская: Я хочу сказать.
Вы говорили, что 12 тысяч в приемной семье. Допустим, 70 тысяч в детском доме. Но если ребенок остается в кровной семье, то, извините… Мария Хадеева: Зеро.
Елена Альшанская: Зеро, да. Анастасия Урнова: Ничего не получают? Анастасия Урнова: При этом вы начали об этом говорить я так поняла, что не решаются проблемы психологические ребенка.
Так ли это, Анатолий? Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Анатолий Васильев: Вы знаете, тут интересный вопрос.
Последние два десятилетия… И вообще реформа детских домов была рождена за счет НКО, за счет общественных организаций. И только эти организации смогли перед государством выявить эти проблемы. За счет собственного опыта.
НКО работала, как правило, на какие-то локальные проблемы. И всегда в центре был ребенок. Это не масса детей-сирот в каком-то учреждении, а конкретный ребенок, конкретная прима.
И каждая НКО свою эту проблему очень хорошо изучила. Мало того, к сегодняшнему дню у нас у всех есть свои технологии, которые мы предложили государству. Анастасия Урнова: И что происходит с вашими предложениями?
Анатолий Васильев: Мы — детские деревни, которые я представляю, — мы предложили и увидели, в чем потребность ребенка, которая до сих пор не удовлетворяется в обычном детском доме. Физически, видимо, это сложно сделать. Потребность ребенка в привязанности.
В детской деревне за счет того, что… Анастасия Урнова: Что называется "один значимый взрослый", да? Анатолий Васильев: Да, один значимый взрослый. В детской деревне, когда дети живут не в блоке учебном или спальном, а есть семья, конкретный дом, в доме есть мама-воспитательница, пускай это критикуется, но есть еще теперь и семейные пары.
И дети живут с этой парой или с этой одинокой женщиной, неважно, они постоянно живут. Возникает привязанность. И вот эта привязанность — самый главный момент для ребенка.
И уже тут формируется его личность совершенно иным образом. И к 18 годам эти ребята достаточно самодостаточные. Анастасия Урнова: Но на данный момент у нас эта практика не масштабирована по стране?
Анатолий Васильев: А ее очень трудно масштабировать. Хотя была национальная концепция, стратегия действий в отношении ребенка, в отношении детей, где было сказано: "реформировать сиротские учреждения по модели детских деревень". Там даже была такая фраза.
Но, кроме как создания квартир в детских домах, ничего дальше не пошло. Александр Гезалов: Условия, условия. Анатолий Васильев: Условия, да.
Елена Альшанская: У нас сейчас идет реформа детских домов уже второй год. Наталья Городиская: Третий. Анастасия Урнова: С 2015 года.
У нас на самом деле там, по сути, как раз таки похожая модель заложена, вот как раз таки на основе экспериментального разного опыта, который был в России, патронатных детских домов и частных проектов, как деревня SOS, и многих других. И там сейчас заложена идея о том, что должен быть постоянный состав воспитателей, которые выполняют разнообразные функции, в том числе наставничества, в отношении ребенка. Это заложено в постановлении.
А как в реальности? В реальности все упирается, к сожалению, в то, что у нас старые нормы штатного расписания, которые не очень соответствуют этим новым требованиям, во-первых. Во-вторых, к сожалению, экономия средств.
В итоге, конечно, новые вот эти требования уже говорят о том, что нам нужно увеличить количество денег, которые нужно платить человеку, потому что он больше времени находится с ребенком. И здесь уже не вопрос экономии, а вопрос его интереса. Анастасия Урнова: Но при этом вы говорите, что довольно большие деньги выделяются на каждого ребенка ежемесячно.
Они же не только на еду и одежду идут, наверное. Елена Альшанская: Они размазываются на все учреждение, на все, начиная с зарплаты директора, извините. И в итоге… Анастасия Урнова: Ну, он должен зарабатывать.
Елена Альшанская: Это понятно. Но я о том, что, собственно говоря, пока такого понятного расходования этих средств, чтобы действительно все эти 100 тысяч шли бы в интересах ребенка, его нет. И я расскажу просто такую смешную совершенно историю… Ну как?
И смешную, и грустную одновременно. Потому что мы сейчас как раз ездим с мониторингом детских домов. И вот мы были в одном детском доме, где мы видим… вот по детям видно, что у детей такая хорошая привязанность к воспитателям.
Начинаем выяснять, как у них так вышло. Оказалось, что у них очень низкие, вообще просто смешные ставки. Такие смешные… Анастасия Урнова: А где это?
Город, регион? Елена Альшанская: Умолчим. Александр Гезалов: Вместе с надбавками?
Елена Альшанская: Нет, секундочку. Они настолько… Анастасия Урнова: Ну, хотя бы регион вы можете сказать? Елена Альшанская: Удмуртия.
Анастасия Урнова: Удмуртия? Елена Альшанская: В итоге эти педагоги для того, чтобы им получать нормальную зарплату, работаю на полторы-две ставки. Они круглосуточно, практически ночуют с детьми.
Александр Гезалов: Что тоже ненормально. И появляется вот этот постоянный взрослый. Не потому, что они как бы так сделали ну, отчасти они понимали, что важно , а потому, что человеку нужно как бы больше зарабатывать.
То есть я не хочу, чтобы это читалось как призыв уменьшать оклад. Ровно наоборот — его нужно увеличивать, чтобы заинтересовывать людей, которые с хорошим педагогическим образованием шли бы в учреждения. Но главное, что график нужно строить ровно так, чтобы взрослый был максимально постоянно с этой группой.
Анастасия Урнова: И не менялся. Анастасия Урнова: Анна, я, естественно, не могу не задавать вопросы, потому что сейчас, мне кажется, просто лихорадит СМИ и общество от той информации о насилии, о котором мы постоянно слышим, которое происходит в детских домах. По вашей оценке, насколько это распространенная проблема?
Или какие-то фрагментарные случаи попадают в СМИ — и создается ощущение, что это повсеместно? Анна Кочинева: Я со своей позиции, со своего опыта могу сказать, что в любой структуре общественной, где есть такая иерархия, как в детских домах, насилие неизбежно появляется. Александр Гезалов: Абсолютно верно.
Анна Кочинева: Это то, что я могу сказать. А детали лучше осветят мои коллеги. Елена Альшанская: Я думаю, что Александр, который, собственно говоря, был… Александр Гезалов: Вы знаете, я могу сказать, что правильное было начало, хорошее, и я сейчас его разовью.
Когда ребенок втискивается в систему детского дома, он только появляется, нет этого самого главного — супервизии его травмы. То есть он туда вошел, а потом идут еще разные-разные утраты, еще. И уже когда говорят: "А возьмите его теперь в приемную семью"… Он стал там хуже, и говорят: "Вот он стал хуже, берите в приемную семью", — тем более подростки.
Учитывая, что в рамках системы есть определенная борьба за ресурсы, за статусы, за взаимодействие со значимым взрослым, о котором говорил Анатолий, то, конечно, внутри самой системы насилие так или иначе возникает объективно. Старшие подавляют младших. Младшие хотят вырасти, тоже стать старшими и кого-то там чего-то… История в Ижевске несколько лет назад, когда директор детского дома схлестнулся с одним из руководителей, так сказать, внутреннего детдомовского ОПГ.
И по приказанию его все дети вскрыли себе… Ну, они, конечно, не вскрыли вены, но сделали порезы. Анастасия Урнова: Ну, порезы. Александр Гезалов: Челябинск.
Анастасия Урнова: Ну, последнее. Александр Гезалов: Поэтому, конечно, когда это выплескивается, все эмоционально реагируют. Но, на мой взгляд, если сегодня взять информацию из прокуратуры, из Следственного комитета и ее постоянно выкладывать, то это уже будет просто нормой.
Ну, то есть будут понимать, что это существует, это есть. Но когда это вдруг неожиданно появляется и опять затихает, со временем опять появляется, возникает клиповая история. Анастасия Урнова: Исходя из того, что вы говорите, то сейчас это, по сути, норма?
Александр Гезалов: А? Анастасия Урнова: Исходя из того, что вы говорите, я правильно понимаю, что сейчас это, по сути, норма? Александр Гезалов: Да нет, это всегда было.
Анна Кочинева: Это вообще. Анастасия Урнова: Ну, я и говорю: это норма, потому что это повсеместно? Александр Гезалов: В этом году системе детских домов исполняется ровно 100 лет.
Я очень рада, что они поняли необходимость образования. Один уже получил диплом, а трое еще учатся. Многие дети занимаются спортом: у юного конькобежца Захара уже несколько медалей. Фото: Руслан Рыбаков О финансовых трудностях и отношении окружающих — Нам было очень тяжело в материальном плане, когда мы жили на городском бюджете. Особенно сложными выдались 1990-е. Тогда нас прикрепили к магазину, чтобы мы отоваривались, но деньги не всегда привозили вовремя. Иногда я приходила туда и плакала, выпрашивая продукты, потому что детям было нечего есть.
Одевать ребят тоже было проблемно: тогда давали талоны на ограниченное количество одежды. Чтобы сводить концы с концами, мы устроились работать сторожами за 50 рублей в сутки. С детьми дежурили по очереди. Кроме того, тогда мы жили в квартирах — сначала в двух тесных, затем нам дали жилье попросторнее. Но все равно было не очень комфортно. В 2002 году мы встретились с президентом — тогда Владимир Путин был на этой должности чуть больше двух лет. После встречи с ним нам дали этот двухэтажный дом и перевели на краевой бюджет.
Сегодня мы юридическое лицо, мне как учредителю приходится заполнять множество бумаг и документов. Но зато теперь и финансирование соответствующее, сейчас проблем с деньгами нет. Одежду детям привозят из магазина, с которым у нас договор. Все эти 30 лет мы сталкивались и с непониманием, и с завистью окружающих. Многие за спиной говорили, как я мешками таскаю домой еду. Я отвечаю: «А вы не видите, что я и готовлю для детей ведрами? Но скажите — в чем ваша выгода?
А вот когда мы переехали, многие начали думать, что мы только из-за дома воспитываем детей. Но табличка на здании гласит о том, что это учреждение — государственное. А это значит, что мы его лишимся, когда перестанем работать. Все-таки мне уже 65 лет, а муж на 10 лет старше. Но люди все равно не верят и говорят, что «Колесниковы выторговали дом». О воспитании — Многие дети занимаются спортом: у юного конькобежца Захара уже несколько медалей. Процесс воспитания не заканчивается на 18 годах — многие дети в этом возрасте еще совсем недееспособны.
Особенно это касается тех сложных ребят, которые жили в детском доме или росли в неблагополучных семьях. Они все пришли к нам совсем несамостоятельными, и многих приходилось учить самым элементарным вещам. Конечно, характер и генетику детей не переделаешь. Каждый идет тем путем, который выбирает сам. Но ведь условия воспитания все равно больше зависят от семьи. И самое главное здесь — любить и уважать детей. Я считаю, что лучшее воспитание — это диалог, даже самым маленьким нужно объяснять, почему и как надо что-то делать.
Лаской и уговорами можно добиться если не нереального, то многого.
Тебе было неприятно, когда ты был внизу иерархической лестницы. Зачем тогда довлеть над теми, кто потом оказался ниже тебя? При этом если кто-то извне наезжал на наших, то мы вписывались за него всем составом. Не буду утверждать, что сейчас дела обстоят так же. Детский дом стал ресурсным центром. Говорят, что там теперь все стало по-другому.
Мы его всегда использовали, когда говорили про детский дом «батор» - сокращение от слова «инкубатор». Возможно, такое ощущение и было у тех, кто попал туда из семьи. А у тех, кто вырос там с детства, нет. Можно сказать, что мы не особо испытывали какие-либо эмоции, так как в детдоме они уже не играют особой роли. Со временем ты просто забываешь или не знаешь изначально , как это — чувствовать что-либо. Если с раннего детства, то ее практически нет. У меня в этом плане был полный провал.
В детском доме демонстрация каких-либо переживаний считается слабостью, нельзя ныть. Ты должен уметь подавлять свои эмоции. Для детдомовца привычнее получить удар в лицо, чем поглаживание по голове. Если в младших группах воспитатели как-то могут достучаться до детей и сами дети тянутся к ним, то в старших группах уже все по-другому. Воспитатель уже не мог совладать с группой подростков. Помню, что долгое время не понимал шуток и не знал пословиц и поговорок. На первом курсе училища кто-то сказал мне, что у меня «скелеты в шкафу», и я на полном серьезе пошел смотреть, что же лежит в шкафу.
Моя девушка в начале отношений всегда говорила мне, что я бываю очень груб — слишком сильно держал ее за руку, не понимал, что могу обидеть. Постепенно я стал следить за собой и исправлять поведение.
детдома – последние новости
Я думаю, что в приютах, детских домах, центрах содействия семейному воспитанию нужно добавлять штатные единицы психологов и дофинансировать их. Когда принимался пресловутый «закон Димы Яковлева», по которому запрещено усыновление российских детей гражданами США, такое решение бурно поддерживали директора отечественных детдомов. детдома – последние новости. В детдоме Калининградской области возбуждено дело о халатности из-за интимных отношений.
Личное пространство
- Форма поиска
- Как я попала в детский дом
- Воспитательница в детском доме откровенно рассказала о работе с сиротами - 15 июня 2023 - НГС55.ру
- Концлагеря для отказников.Почему система сиротства в России — это геноцид детства | Пикабу
- Дети «без статуса» и истории возврата в детдома: как живут 9 тысяч сирот в Татарстане
В детдомах России проживают почти 32 тысячи детей
Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. Уважаемые кандидаты в замещающие родители! С 4 декабря 2023 г. в связи проведением технических работ будет временно приостановлен прием граждан, обращающихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью постановки. Ровно 256 лет назад, 2 мая 1764 года, по приказу Екатерины II заложен Воспитательный дом приема и призрения подкидышей и бесприютных детей. Пока обследуют, решается их судьба: возвращение к родителями или — детдом. Дедовщина в детдоме: издевательства за малейшую провинность.
«Я понял, что мир не злой»: как живут выпускники детдомов, когда им помогают
Детский дом «Приют Святого Николая » в Новосибирске После Октябрьской социалистической революции 1917 года система приютов была реорганизована. Одним из известнейших педагогов начала 1930-х годов но отнюдь не единственным был А. Макаренко , созданная которым система воспитания стала одним из важных элементов работы с бывшими беспризорниками. Макаренко собрал и дополнил разрозненные приёмы в целостную систему, описав её по просьбам Максима Горького в ряде произведений — в частности в « Педагогической поэме ». Получившаяся система обеспечивала хорошие результаты, основой этой системы стали трудовое воспитание и демократия самоуправление ученического коллектива.
В таких ситуациях родители не просто не навещают детей — им даже препятствуют в этом. Дети просто зависают в детдомах на годы, — пояснил юрист. В особой зоне риска здесь дети-инвалиды, так как они после достижения совершеннолетия не возвращаются в семью, а переходят во взрослое учреждение. Хуже всего в этой ситуации, что такие дети не могут обрести приемную семью в отличие от «обычных» детей-сирот, говорит Павел Кантор. Светлана Строганова добавляет, что существует статистика, по которой видно, как количество «статусных» детей — то есть тех, кого можно усыновить или взять под опеку — снижается из года в год, а количество временно размещенных растет.
Дело в том, что есть негласная политика отбирать меньше детей — и родителям в тяжелой жизненной ситуации предлагают временное размещение ребенка в детском учреждении, утверждает она. Часто родители не навещают своих детей из-за удаленности учреждения от места проживания семьи, добавляет Маргарита Нетесова. Например, детей до четырех лет, как правило, помещают в дома ребенка — а они есть далеко не в каждом населенном пункте. В аппарате уполномоченного по правам ребенка в РФ сообщили, что в стране всего 116 домов ребенка и 693 иные организации для детей-сирот. В Москве тело новорожденного нашли в торговом центре, под Петербургом — в подвале дома Как решать проблему с социальными сиротами Маргарита Нетесова подчеркивает, что возможность временного размещения предусмотрена как крайняя мера помощи родителю в трудной ситуации. При этом важно развивать практику дневного и пятидневного размещения в учреждениях, которая сейчас применяется недостаточно часто. Павел Кантор указывает, что на «пятидневку» учреждения соглашаются неохотно, потому что это сокращает финансирование и создает неудобства. Он считает, что случаи пребывания «родительского» ребенка в учреждении дольше трех месяцев должны восприниматься как исключительные и каждый из них должен быть на контроле руководства региона. Упоминает он и о почти полном отсутствии услуги «передышка» об этом виде помощи «Известия» писали : родители не могут поместить своих детей на небольшой срок в неделю или две, чтобы за это время отдохнуть, решить личные и бытовые проблемы.
Родители вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, но это сложная и психологически тяжелая процедура. В результате родители сначала тянут до последнего, а потом отдают ребенка в учреждение на долгое время, говорит Кантор. Семьи получат возможность оставить ребенка в мини-группах с профильными специалистами Решением проблемы социального сиротства могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства: это может быть уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания и т.
Сменили вывеску В настоящий момент в Московской области более двадцати пяти тысяч детей-сирот, прокомментировал источник. Безусловно, много детей устроено в опекунские и приёмные семьи. Но немалое количество остаётся в тех же самых детских домах.
Просто они теперь носят патетическое наименование «Центры содействия семейному воспитанию». Дело в том, что детских домов в Российской Федерации не существует в принципе, так как учреждений с таким названием нет уже давно, пояснил руководитель Наставнического центра Александр Гезалов. Правда суть остается прежней — дети попадают в систему опекунства со стороны государства. И, соответственно, людям, которые не справляются со своими финансовыми и психологическими трудностями, вместо ведения с ними социальной работы со стороны органов опеки, предлагается путевка для помещения ребенка в детский дом. Родитель пишет заявление о временной передержке, и ребенок направляется в сиротское учреждение» — рассказывает Гезалов. Еще по теме Дети из расформированного Дома малютки переедут в новый центр в декабре От государства же на ребенка поступает ежемесячное финансирование от 80 до 300 тысяч рублей в месяц.
По словам эксперта, органы опеки не хотят ограничивать и лишать людей родительских прав, чтобы не демонстрировать свою плохую работу. А ситуация с приемом детей на так называемую «передержку» скрывает подводные камни. Такова ситуация сегодня в России: детские дома поменяли вывеску, но состояние и содержание работы с неблагополучной семьей осталось прежней, отмечают эксперты Сейчас самый популярный метод реформ — это переименовывать, считает учредитель благотворительного фонда и одноименного московского детского хосписа «Дом с маяком» Лида Мониава. Переименовали детские дома — и вот уже регион, в котором нет ни одного детского дома», — говорит Мониава.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту. Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО. Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот
Но 30 лет назад Наталья и Геннадий Колесниковы открыли детский дом семейного типа. Несмотря на бум усыновлений и перелом общественного отношения к детдомам, система сиротства остается безнадежно жёсткой (см. также репортаж «После детдома»). Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели.
Личное пространство
- Разделяй и воспитывай. Какие проблемы сохраняются в системе устройства и защиты ребенка
- Оставят без «мам»: детдомовцев выселяют на задворки ради новой школы (ВИДЕО)
- Детские дома — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ
- Цифра дня: россияне сдали в детдома 20 тысяч детей
- Центры помощи вместо детских домов — в чем разница?
- ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́