Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Он включает в себя. В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Великий пост в 2024 году. Пост, который считается центральным во всех исторических церквях, начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). В периоды постов у христиан не принято играть свадьбу, венчаться и устраивать шумные торжества. Великий пост 2023 — даты, суть поста, правила соблюдения.
Информационный пост современного христианина
Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра. это воздержание от еды, от одного до нескольких дней. считается что за эти дни душа и тело духовно очищается от внешнего мира и его нечистот. Напротив, христианское послушание совершается исключительно добровольно и цель его – УСЛЫШАТЬ то, что Бог хочет сказать человеку. Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Он включает в себя. Что такое Великий пост.
Пост Иисуса Христа
- Что такое Пост и зачем он нужен? (Протоиерей Александр Торик) — По ком звонит колокол
- О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты
- Последние комментарии
- Что такое пост и для чего он нужен
Испытайте силу молитвы и поста
С возникновением христианства посты стали пониматься как сугубое покаяние, их продолжительность увеличилась, но в это время разрешалось есть определенную пищу — постную. Прежде всего верующие отказывались от мяса и продуктов животного происхождения. Так сформировались многодневные посты: Великий, Успенский, Петров, Рождественский и однодневные в среду, пятницу, Крещенский сочельник 18 января ; Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября ; Воздвижение Креста Господня 27 сентября. Вместе с желающими креститься стали поститься и уже крещеные христиане. Окончательно сроки поста сформировались в IV веке, а 69-е апостольское правило закрепляет этот пост как обязательный для всех христиан. В нем же есть указание на соблюдение однодневных постов в среду день, когда Христа предали и пятницу день, когда Христа распяли в течении всего года с несколькими исключениями в виде «сплошных» недель, когда нет постных дней. Изначально Петров пост был так называемым «компенсаторным», то есть для тех, кто не смог соблюдать Великий пост например, человек был в плавании.
Если следовать церковной букве закона буквально, то придется на много дней отказаться от любой пищи животного происхождения, развлечений и сериалов, заниматься благотворительностью в угоду духовного роста и опасаясь кары небесной и осуждения людского, если этого не делать. Однако буквально соблюдают посты намного меньше людей, чем отмечают Рождество или освящают куличи и красят яйца на Пасху.
Так происходит потому, что, даже считая себя христианами и поддерживая идеи данной культуры, мы остаемся при этом светскими, и, чего уж скрывать, грешными людьми, которые не привыкли себя сильно ограничивать. Великий пост — самый важный и строгий по канонам православной церкви. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности.
Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо?
И если св. Не быть «людоедом» — Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата»… — Слова эти принадлежат св. Василию Великому. Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги.
Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид…» Св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый может определить свой — достаточно вспомнить заповеди Закона Божия ведь большинство из них связаны с отношением к ближним. Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми. В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к близким в семье. К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга Ин.
Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас. Если же при совершении поста человек ожесточается против ближних, то пользы от поста он не получит. Не нужно ждать от невоцерковленных близких какого-то особенного к себе отношения, не нужно роптать на отсутствие постной кухни, а особенно — требовать подражания себе. Мы постимся для собственной пользы. И, как сказал св. Если, постясь, мы не будем превозноситься и требовать, а станем кроткими и милостивыми, то, может быть, и наши непостящиеся близкие о чем-то задумаются. И еще — подумаем, почему именно в посты и праздники возникают ситуации, когда особенно хочется нам отстаивать свою якобы «единственно правильную» точку зрения? Подумаем — и не будем радовать того, кто, по словам отцов, заботится о нашей погибели более, чем мы о своем спасении. Приоритет — за душой — Как относиться к известному выражению «В здоровом теле — здоровый дух»? Ведь мы знаем много примеров, когда в здоровом теле дух оказывался совсем не здоровым, и, наоборот, в немощном, бессильном теле обитал Дух Божий.
Можно рассматривать эти слова как призыв к занятиям физкультурой, спортом, проявлению заботы о теле. Кстати, христианство никогда не призывало гнушаться телом, разрушать его. Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа—тело, а не тело—душа.
Постарайтесь отказаться от вредных привычек: курения, употребления стимулирующих напитков кофе, чая, сладких газировок.
Это поможет организму легче переносить пост и усилит его положительный эффект. Устройте организму предварительную тренировку. Каждые 2—3 дня убирайте из своего меню несколько продуктов: сначала сладости, затем мясо, жирные и молочные продукты. Ешьте часто, но небольшими порциями — это облегчит работу пищеварительной системы, организм быстрее адаптируется к новому состоянию.
Добавьте в свой рацион свежие овощи и фрукты. Пейте больше жидкости — прежде всего чистую воду. Не пренебрегайте физическими нагрузками. Интенсивные тренировки в период поста принесут больше вреда, чем пользы, а активная ходьба и прогулки на свежем воздухе дадут дополнительный заряд бодрости.
Выход из поста Выход из поста предполагает возвращение к привычной модели питания, в частности к употреблению мясных и молочных продуктов. Чтобы продлить положительный эффект поста, выходить из него следует медленно и постепенно. Сначала в рацион можно включить молочные продукты, затем рыбу, яйца, птицу и самым последним — мясо. Лучше, чтобы в первое время это было мясо молодых животных.
Также важно соблюдать питьевой баланс — до 2 литров чистой воды в сутки, режим сна не менее 8 часов в сутки и умеренно тренироваться: легкие кардионагрузки, быстрая ходьба, прогулки на свежем воздухе. Польза поста для здоровья Медицина рассматривает пост как строгую диету, которая предполагает употребление ограниченного набора продуктов. Резкая перестройка рациона может иметь для организма разные последствия. Начнем с пользы.
Очищение от токсинов. Если в повседневной жизни вы употребляете много вредной и жирной пищи, пост поможет вывести из организма все лишнее. Вместе с последующим соблюдением правильного режима питания это поможет справиться с гипертонией, артритом, экземой, псориазом, наладить работу пищеварительного тракта. Снижение уровня плохого холестерина.
В период поста животные насыщенные жиры заменяются на растительные ненасыщенные, что способствует снижению вредного холестерина и профилактике атеросклероза. Профилактика болезней ЖКТ, сердца и сосудов. Это способствует повышению количества сложных углеводов и клетчатки за счет активного употребления круп, овощей, фруктов. Борьба с лишним весом.
Особенно актуален Великий пост, помогающий избавиться от жировых запасов, которые организм делал на зиму, и возвращает легкость. Негативное влияние поста на состояние организма Периодическое чувство голода. Как сделать меню сбалансированным и реже чувствовать голод, можно прочитать в этой статье. Возможный набор веса.
Резкая смена рациона, особенно если раньше в меню было большое количество жирной пищи, провоцирует «добор калории» за счет увеличения порций разрешенных продуктов. Обострение хронических заболеваний ЖКТ. Чтобы этого избежать, вход и выход из поста должны быть мягкими и постепенными. Пост имеет ряд противопоказаний.
Великий пост в 2024 году
Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Он включает в себя. В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа. В современном мире где власть денежного мешка давно. Когда начинается Великий пост? Что можно есть в пост? От каких блюд отказаться совсем, а какие продукты просто минимизировать? Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале.
Посты Православной Церкви
С приходом христианства относиться к посту стали еще уважительнее. Соблюдать предписанные ограничения должны были все без исключения, несмотря на сословие и достаток, в том числе цари. Тех, кто не соблюдал пост, предавали общественному порицанию. Этнограф-беллетрист Сергей Максимов в своем труде «Нечистая, неведомая и крестная сила» рассказывает, что помимо среды и пятницы на Руси часто «понедельничали», то есть постились в первый день недели. Также у каждой крестьянской семьи была специальная постная посуда: в этих тарелках и мисках в период поста подавали только разрешенную еду.
В остальное время пользоваться такой посудой было нельзя. На Руси существовало три устава по соблюдению поста. Они определяли традиции и обряды церковной жизни. Студийский устав не требовал от верующих истязать себя голодом — каждый постился по мере сил и здоровья.
Примерно таким же был Афонский устав. А вот Иерусалимский предполагал строгую аскезу. Именно Иерусалимского устава стала придерживаться христианская церковь. Отсюда и жесткие требования к ограничению в еде.
Разрешенная еда во время поста Питание в период поста на Руси регламентировала церковная книга Типикон. Основу питания обычно составляли овощи. Это в первую очередь пареная репа, морковь и свекла. Активно ели соленья: огурцы, грибы, квашеную капусту.
Также в рационе были серый и ржаной хлеб, пироги и пирожки, пряники, орехи, изюм, курага, ягоды. Разнообразить меню помогали постные первые блюда, которые готовили на овощных бульонах: борщ, щи, рассольник. В дни, когда можно было употреблять рыбу, на столе появлялась уха. Не меньшей популярностью пользовались каши и блюда на основе гороха.
Пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм», — перечислял Владимир Даль в своем словаре разрешенные в пост блюда и продукты. Запрещенная пища в пост Во время поста нельзя есть еду животного происхождения, прежде всего мясо, яйца, молоко и все продукты на его основе. Также запрещены кондитерские мучные изделия, сладости. Рыба и растительное масло разрешены в определенные дни, которые указаны в православных календарях.
Считается непозволительным употреблять алкоголь. Речь в первую очередь о таких крепких напитках, как водка, настойки, ликеры, пиво, все вина и даже кагор. Однако, согласно Типикону, есть единственный алкогольный напиток, который можно употреблять во время поста, — красное некрепленое вино. Традиция пить вино в церковные праздники пришла из Византии, где напиток разбавляли водой.
Поэтому пить красное вино в пост следует именно разбавленным. Праздники в постные дни На период постов могут выпадать праздники: день рождения, Новый год, 8 Марта... Представители церкви считают, что это отнюдь не повод нарушать взятые на себя обязательства. Вы можете отмечать важные праздники, но не стоит предаваться чрезмерному веселью и есть скоромную мясную и молочную пищу.
Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола.
Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте.
Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете.
Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста?
Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил!
Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо.
И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом.
Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей.
И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно.
Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом. Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством.
Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением.
Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания. Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас! Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость.
Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста. Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется. Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах.
Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения.
Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала. Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь". Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние. Так учили, например, Оптинские старцы. Так, преп. Макарий Оптинский объяснял свои духовным детям: "Касательно употребления пищи в посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего.
А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем приносите покаяние пред духовным отцом, и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокоивайтесь духом. Быв вынуждены [по болезни] употреблять пищу в неразрешенные дни, вы оную принимайте как лекарство, а не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение и быть спокойными. Ты всуе смущаешься, употребляя приличную пишу во время лечения, а особливо в уставленные дни... Я тебе не давал позволения... Амвросий Оптинский: "... Как матушка N. По-прежнему или по-новому как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться — снизойти.
Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслит извествуется» Рим. Спрашиваешь, если доктор и мать игуменья будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни, а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо.
Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить. Я постником никогда не был, ссылаясь на немощь и болезненность телесную, и в оправдание свое придерживаюсь апостольского правила 70-го или около сего , в котором слабым родильницам на Страстной неделе разрешается виноградное вино и елей. Правильно или неправильно это, только немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила.
Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста, которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему, должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам все сказанное, как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: «могий вместити да вместит» Мф. Пост перед причастием для больных Те, кто страдает такой тяжелой болезнью, как диабет, могут перед причастием и сделать укол и немного поесть — это не является препятствием для причащения. Все, кому по болезни необходимо принимать с утра лекарства, могут это сделать перед причастием. Еще до революции по этот вопрос рассматривался на специальном заседании Священного Синода, где было благословлено принимать лекарства перед принятием Святых Христовых Таин. Протоиерей Андрей Ефанов: "В случае, если приём лекарств обязателен с самого утра, то после лекарства можно причащаться, даже если после таблеток необходимо немного поесть. В частности, об этом сказано в документе Об участии верных в Евхаристии: От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения.
Этот пост канонически обязателен см. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи как, например, при сахарном диабете , и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин". Пост супружеский Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание во время поста: «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» 1 Кор. Протоиерей Александр Ильяшенко: «По традиции воздержание от супружеской близости соблюдается в те дни, когда не совершается венчание, а именно: накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов Великий, Рождественский, Успенский, Петровский , в период святок с 7 января по 19 января , в неделю мясопустную «неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке , в течение сырной седмицы масленицы и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября ». Иеромонах Иов Гумеров : "Действительно ли Церковь никак не определяет свое отношение к вопросу супружеского воздержания в период поста? На самом деле она точно выражает свою позицию: в период постов не совершается таинство венчания, причем именно потому, что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» Требник.
Супружеский пост — это вопрос, требующий сугубого рассуждения, взаимной любви супругов и пастырского наставления. К несчастью, в наше время бывает так, что неумеренное, по ревности выше разума, воздержание одного из супругов превышает силы другого, ещё не пришедшего к вере, или неокрепшего в ней, и ведёт к нестроениям в семьях, супружеской неверности и разводам. Без сомнения, Богу не может быть угоден пост одного из супругов, ведущий к таким катастрофическим последствиям. Диакон Георгий Максимов пишет о жене, старающейся с максимализмом неофита заставить неверующего супруга нести подвиг воздержания, посильный лишь для верующего: «И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» 1 Кор. И открыв творения св. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Потому, что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства.
Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения? Иоанн Златоуст. Книга о девстве. Иоанн Златоуст: «Послушай, что говорит блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" 1Кор. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: "жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор.
Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Матфея 10,38. То есть Пост, это период максимально-возможной сознанием и делом отчуждённости, от материально-денежно-плотского мира, и, в совершенной степени духовного развития — победы, над ним, подражая совершенному, пречистому, не осквернённому от мира — Христу, и подобно Ему — Святым, Его. Матфея 10,39. Развивающееся, то есть, бодрствующее, в духовном направлении — сознание-дух, душа-жизнь, человека, привлекается-притягивается-благословляется Творцом. Оттого, и скорейшее без мирских хлопот исполнение, желаний. Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего не попросим, получим от Него, потому что соблюдаем Заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. Иоанна 3,21—22. Всякое приобретение, от мира материально-денежно-плотского в отличие, от мира духовного равнозначно, приобретению того, или иного беса, или же, того, или иного бесовского инструмента, что собственно, если, свалить в одну кучу — то, создаст мрачный образ, современного мира и князя его То есть, образ бесовский — духа, нечистого, змея, древнего. Левит 11,44. Марка 9,29.
Историки сходятся во мнении, что религиозный пост как явление возник примерно в середине II тыс. Что говорит Библия о посте? Он постился… То есть ветхозаветный пост - это практика, рожденная из духовной необходимости, в том числе в покаянии перед Богом. Моисей постился 40 дней? Один из наиболее мощных образов религиозного поста в Ветхом Завете - это история о Моисее, который пробыл на горе Синай сорок дней и сорок ночей с тем, чтобы получить скрижали Господни то есть заповеди , причем постился он по 40 дней дважды. Таким образом в случае с Моисеем пост - это возможность стать ближе к Богу и получить от него совет завет.
Великий пост. История и особенности
Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Бог не требует этого от христиан. В то же время, Библия говорит о посте как о чем-то хорошем, полезном и ожидаемом.
Пост (религиозная практика)
Как проходит пост у протестантов | Официальный сайт "Христианской газеты" выпускаемой краснодарской церковью христиан веры евангельской "Вифания". |
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается | Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека. |
Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы | Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное. |
История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо | Что такое «пост» и почему он Великий? |
Восемь христианских постов, описанных в Библии | Когда в 2023 году начинается Петров пост и что в это время можно есть. |
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
Суть православного поста В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Также в течении года верующие постятся по средам и пятницам. В питании они переходят на постную пищу и соблюдают ограничения. На время постов церковь диктует запрет на мясные и продукты животного происхождения яйца, молочные продукты. В меню постящегося могут входить крупы, макароны, овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи, хлеб, мед, сухофрукты и постная выпечка. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Однако пост в пище не рекомендуется соблюдать некоторым категориям людей, например детям, пожилым гражданам, а также беременным женщинам и людям со слабым здоровьем. Ограничения в пище могут негативно повлиять на их состояние. Кроме того, основаниями для послаблений могут являться болезнь, тяжелый физический труд, путешествие, воинские обязанности.
В дни постов христиане оставляют привычный досуг и больше времени уделяют молитве. Немаловажно сохранять душевное равновесие, не провоцировать и не участвовать в конфликтах, заботиться о ближних и не отказывать в помощи. В периоды постов у христиан не принято играть свадьбу, венчаться и устраивать шумные торжества. Великий пост 2023 — даты, суть поста, правила соблюдения Самым долгим в православном календаре является Великий пост, предшествующий Пасхе. В христианской религии есть несколько версий его происхождения. Одна из них связывает необходимость ограничений с подвигом Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне.
Совсем не случайно также то, что русские тем же словом именуют, например, сторожевой дозор, требующую особого внимания и ответственности должность. Кто и зачем придумал посты Они были известны задолго до возникновения христианства, и соблюдались людьми: перед важными событиями, религиозными торжествами, когда требовалось сугубое очищение души, сосредоточенность; в случае, если совершено какое-либо отступление от канонов, правил религии, грех; это — пощение покаяния; таким, например, был пост царя Давида 2 Цар. Ионой жителей нечестивого города Ниневии; ради скорби о потере близкого человека. При этом речь шла не об ограничении вкушения пищи, а о полном отказе от нее. Иногда разрешалось пить воду, но бывало, что запрещалась и она. Понятно, что столь строгий пост продолжался от нескольких часов до нескольких дней. Впрочем, из Ветхого Завета известны случаи длительного полного воздержания — когда человек имел на то особое благословение свыше и ему давались силы, чтобы пройти это поприще: 40 дней воздерживался от пищи, воды прор. Моисей на горе Синай, где ему были даны Заповеди, перстом Божиим начертанные на двух каменных плитах «скрижалях» ; непосредственное общение с Господом поддерживало его силы душевные и телесные; столько же времени подвизался среди пустыни Сам Христос, Бог и Человек, перед тем, как выйти на проповедь веры; известны также рассказы о древних подвижниках, соблюдавших подобное воздержание, также поддерживавшихся силой Духа Святого. Впрочем, есть также примеры «постнической жизни», то есть соблюдения воздержания многие годы. Понятно, что не мог быть полный отказ от пищи.
Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста. Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души. Как пишет пастырь о. Иоанн С. Иоанн Кронштадтский. Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь. Господь велит скрывать свой пост от окружающих Мф. Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом. Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «служи мне, и потом ешь и пей сам»,- говорится в притче рабу Лк. Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению. Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого — мира, радости и любви. По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу. Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения. Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. Павла и Варнавы «совершили пост и молитву» Деян. Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой. У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму см. Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя.
Так Бог заповедал и через пророка Захарию, чтобы в год было назначено четыре поста многодневных, и при молитве с постом народ был спасён Захария 8:19—22. Спаситель наш, Исус Христос, творец Вселенной, пришедший на землю спасти нас, пришёл не нарушить закон, но исполнить. Он сам постился сорок дней, Он и нам повелел поститься. И сам Он говорил, что только молитвою и постом можно отогнать от человека врага диавола Мф. Постный стол. Фото: А. Паисий, вел. Симеон столпник и многие другие. И святая Христова Церковь, как столп и утверждение истины 1 Тим. Великий пост и пост в среду и пятницу установлены святыми апостолами, о чем и говорится в 69-м правиле свв. Апостол: чтобы все духовные лица и миряне не нарушали Великого поста и поста среды и пятка. Великий пост бывает за семь недель до Пасхи. Великий пост четыредесятница установлен в честь сорокадневного поста самого Спасителя Исуса Христа, а последняя седмица — в честь страданий Исуса Христа. И мы, постясь в Великий пост, кроме очищения от грехов, удаляем от себя диавола, приемлем Тело и Кровь Христовы и слушаем живое Слово, рождаемое от Пречистой Девы Марии, Исуса Христа, за нас пострадавшего и за нас пролившего Свою кровь и умершего на Кресте, открывшего нам вход в вечные Небесные чертоги. Но мы, собственно говоря, не постимся, как бы нужно, но каждодневно вкушаем установленную для поста пищу, пищу в количестве по состоянию наших сил Симеон Солунский, стр. Пост святых Апостол Петровки, Петров пост установлен для того, чтобы нам сподобиться всех благ и благодати Святого Духа через учение и проповедь святых апостолов, ибо они и сами с постом и молитвой, после сошествия на них Святого Духа, начали проповедовать слово Божие Деян. Этот пост бывает от воскресенья недели всех святых, после Троицы, и до 29 июня 12 июля по н. Успенский пост — с 1 по 15 августа с 14 по 28 августа по н. И мы, по любви к Ней, должны поститься и молиться, и просить Ее о постоянном покровительстве нас. В этот пост мы вспоминаем о святом Кресте 1 14 августа и Преображении Христа 6 19 августа , и, вспоминая об этом, должны себя побудить и к любви ко святому Кресту и Спасителю, чтобы преобразиться — то есть перемениться, из плохих стать лучшими — из грешников в угодников Божиих покаянием и причащением святых Таин Тела и Крови Христовой. Этот пост называется и госпожинками. Пост перед Рожеством Христовым с 15 ноября по 25 декабря с 28 ноября по 7 января по н. Он установлен для того, чтобы мы ко дню рождения Спасителя очистили бы себя в покаянии постом и молитвой. Чтобы с чистым сердцем и душой могли благоговейно приветствовать Христа Спаса нашего в день Его Рожества и, кроме обычных даров и жертв, как бы преподнести ему наше чистое сердце, впредь прося, чтобы Он всегда помогал любить Его и сохранить чистым наши сердце и душу. Пост среды и пятницы установлен потому, что в среду Исус Христос был предан на смерть, а в пятницу был распят, пролил Свою кровь за нас и умер Симеон Солунский стр.
Великий пост в 2024 году
Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Вот восемь христианских постов, описание которых есть в Библии. Церковный пост — Пост — ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан 1.3 В католицизме 1.4 В протестантизме 1.5.