Центральный мотив этого праздника – жертвоприношение Бынаты хицау, духу-покровителю, который есть у каждого дома. Празднование Цыппурс проводилось в преддверии Нового года, а в первую среду после него, осетины отмечают Бынаты хицауы ахсав – ночь домового в честь покровителя жилища. это праздник покровителя жилища, он отмечается в первую неделю Нового года, обязательно в ночь со вторника на среду. В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Троим беглецам за всю историю удалось выиграть хотя бы по одному декрету каждого Гранд Тура в течение одного сезона бынаты хицауы ахсав и хайраджыты ахсав.
Зимний праздник осетин доклад
При этом ссылка на сайт www. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора. Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич.
Слайд 6 Где расположена Осетия? Граничит: на западе — с Кабардино-Балкарией, на севере — со Ставропольским краем, на востоке — с Ингушетией и Чечнёй, на юге — с Грузией и частично признанной Южной Осетией. Образована 7 июля 1924 года как Северо-Осетинская автономная область. Слайд 7 Северная Осетия граничит с непризнанной точнее, частично признанной Южной Осетией. Сами осетины весьма болезненно в массе своей относятся к разделению своего единого народа. Северная Осетия — один из самых густонаселённых регионов России.
Более половины населения всей Северной Осетии проживает в одно городе — Владикавказе. При этом сам город был самостоятельной административной единицей вне этих регионов. Абсолютное большинство жителей Осетии является православными.
Пух и кости птицы скидывают в реку», — сказал он. По словам Руслана Туаева, в этот вечер на стол не принято класть соль и нож, так как они отпугивают тех, кому посвящен праздник. Глава семьи обращается к покровителю жилища, после чего семья выключает свет, открывает окна и уходит в другую комнату, чтобы сначала отведал приготовленное Бынаты хицау. Только после этого семья приступала к трапезе», — сказал он.
Нас окружает много неизвестного и загадочного. Для древних людей это были духи и ангелы, русалки и оборотни, для людей современных — инопланетяне. Но есть представления, которые сохраняются тысячелетиями. Это вера в Домового, покровителя человеческого жилья. Впрочем, возможно, вы не верите в домовых? Отметим, что не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа — и художник Леонардо да Винчи, и ученый Исаак Ньютон, и поэт Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм — впрочем, им-то сам Бог велел! Впрочем, и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Более того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина.
Представляете, ваш домовой — это почти вы сами! Во всем мире в феврале домовые празднуют свой День. Обычно праздник проводится в ночь с 9 на 10 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической и может стать днем рождения домового. Считается, что в доме одинокого мужчины живет домовой мужского пола, а в доме женщины — женского. При семье живет семейство домовых на кухне, в кладовой, в сарае , а когда люди обзаводятся детьми, появляются на свет и домовята. Устойчивая вера в домового существует и у осетин. Причем не обязательно у жителей сельской местности. Это можно понять уже по тому, как бойко раскупаются горожанами петухи в день, когда необходимо провести обряд задабривания домашнего духа.
Если вы хотите задобрить хранителя домашней ауры, то можете сделать это каждую неделю, в ночь со вторника на среду. Но главная ночь привечания домового бывает между Рождеством Цыппурс и Новым годом Ног бон по старому стилю. Раз в десятилетие она даже приходится на старый Новый год. И в этом случае происходит неприятная коллизия, по причине которой ваши гости могут остаться без ужина. Ведь угощения, которые готовят для «Бынатыхицау», могут пробовать только домочадцы. Время домового — ночное время суток, именно тогда он проверяет порядок в доме, оценивает усердие хозяйки. Если же он чем-то остается недовольным, то шумит, разбрасывает вещи и обиженным уходит к себе. И эта процедура повторялась из ночи в ночь.
Если же хозяйка не делает выводов, то «Бынатыхицау» приступает к более радикальным мерам. И тогда спящие члены семьи могли получать во время сна пощечины и тумаки. Так, как это произошло с жителями однокомнатной квартиры по ул. Хозяйка может и сама определить ему место обитания. Это может быть укромный уголок в шкафу, на антресолях. Жить он должен в деревянной шкатулке или пенале, выложенными ватой с цветными бусинками. На древность этого верования у осетин указывает и то, что подобные шкатулки были обнаружены археологами в аланских погребениях Северного Кавказа VII — XII вв. В представлении осетин Домовой бывает в мужском и женском обличии, в первом случае это дух спокойный и добрый, а вот во втором чаще всего в образе старухи — злой и суетливый.
Уходя из дома замуж, девушка, кстати, прощалась и с домовым и приходя в новый дом невесткой, также заручалась покровительством домового в новой семье. Как мы уже отмечали главной ночью чествования «Бынатыхицау», была ночь со вторника на среду между Рождеством и старым Новым годом. В это время закалывали жертвенное животное — черного петуха или черного козленка. Впрочем, сегодня режут петуха любой расцветки. Жертву варят целиком, причем печень и сердце обжаривают отдельно. Когда стемнеет, домочадцы собираются у праздничного стола, глава семьи обращается к «Бынатыхицау» с просьбой оберегать семью и домашнее имущество. При этом ритуальные свечи не зажигаются и верховное божество не упоминается. Ведь считается, что Домовой все же сила темная, а упоминание при нем божественной сути может его отпугнуть.
После небольшой молитвы члены семьи должны погасить во всем доме свет и выйти на улицу либо на балкон или лестничную площадку. Считается, что Домовой за это время должен успеть угоститься подношениями. Через короткое время домочадцы возвращались обратно и приступали к вечерней трапезе. Жертвенным мясом могли лакомиться только члены семьи, если же к ним забредал нежданный гость, то ему готовили отдельную еду. Поэтому люди, зная о празднике, в этот день старались не ходить в гости друг к другу. Члены семьи и особенно старшая хозяйка старались всячески обхаживать «Бы натыхицау». Но иногда семья переезжала на новое место. Если домовой был с покладистым характером, то его старались переманить на новое место.
Для этого хозяйка, стоя на выходе из старого дома, сыпала на порог сахар, приговаривая: «Бынатыхицау, пошли с нами, будет тебе сладкая жизнь и уважение!
Зимний праздник осетин доклад
Именно поэтому старинных праздник Хайраджыты Ахсав переводится как Ночь чертей, хотя о бесах речь вовсе не идёт. Бынаты Хицауы Ахсав. Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | В Осетии отметят Бынаты хицауы æхсæв. Россия, Северная Осетия-Алания. Осетины традиционно отмечают праздник Бынаты хицауы ахсав в первый вторник после Рождества, в этом году празднование приходится в ночь на 10 января 09.01.2024, Sputnik Южная Осетия. Бынаты хицауы Ахсав праздник покровителя жилища. Осетинский праздник домового.
В каком возрасте можно резать петуха?
Недавно то же отмечали "Бынаты хицауы ахсав", по обычаю принесли в жертву черную курицу, и испекли три пирога. Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посто-ронних людей. Основным обрядом Хайраджыты Ахсав является принесение жертвы домашнему духу, которого называют Бынаты хицау. см. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ – перевод Ацы бæрæгбон фæкæнынц тъæнджы мæйы фыццаг кæнæ дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв. All things considered, there is no doubt that the article offers informative insights regarding бынаты хицауы ахсав Youtube. см. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ – перевод Ацы бæрæгбон фæкæнынц тъæнджы мæйы фыццаг кæнæ дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв.
Осетинский календарь
По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Святой Уастырджи изгнал чертей. Люди, опасаясь, что нечистая сила продолжает находиться рядом, совершают различные обряды, чтобы она обходила стороной их дома. Как и колючки на ветках, они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от возможных воздействий демонических сил. Покровителю жилища Бынаты Хицау приносились в жертву либо козленок, либо курица. Мясо разделывали крупными кусками, при этом старались не нарушить целостность костей. Ритуальную выпечку, напитки и отварное мясо ставили на стол, гасили светильник и выходили на некоторое время из комнаты. Затем возвращались в помещение и, прежде чем приступить к трапезе, осматривали еду.
Считалось, что ни один кусок жертвенной пищи не должен исчезнуть.
Принесенная в дом вода считалась особой, ею кропили жилище, одежду, этой водой умывалась вся семья. При этом женщина, доставившая в дом воду, должна была хранить молчание. Эта вода является аналогом крещенской воды у христиан. Бынаты Хицауы Ахсав Праздник посвящён духу - покровителю осетинского жилища. Отмечается в ночь на среду, в первую неделю наступившего года. В старину в честь духа обязательно резали барана или козлёнка, сейчас нередко обходятся петухом. Важно, чтобы части жертвы оставались целыми тушку нельзя дробить. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища, просила его снисхождения и покровительства.
Посторонних людей при этом угощать было нельзя. Хайраджыты Ахсав Интересно, что этот праздник является как бы зеркальным отражением предыдущего, они похожи в своих внешних проявлениях. Только если Бынаты Хицауы — добрый дух жилища, то Хайраджыты — его противоположность, по-нашему чёрт. Этот праздник так и называют — ночь чёрта. Тоже к полуночи накрывают стол с зарезанным петухом, и так же угощение нельзя давать посторонним людям. Остатки зарезанного животного кровь, перья, внутренности обязательно собирают в один сосуд и закапывают, чтобы их не нашли ни собаки, ни птицы. Перед тем, как садиться за стол, вся семья выходила на улицу. Считалось, что в это время за столом пирует сам чёрт. Праздник Ногбон Дыгуры Уастырджи Праздник отмечают только осетины Дигорского ущелья, в день 15 января.
Веселье длится целую неделю, посвящается божеству Уастырджи. Как правило, в жертву приносят ягнёнка или барана, все дни много веселятся, поют и танцуют, наведываются в гости к соседям, молят Уастырджи о благополучии. Праздник Нафы Дзуара Комахсан Как правило, приходится на второе воскресенье февраля, хотя вообще-то дата приурочена к новолунию. Это не один праздник, а особый праздничный период, длящийся две недели, и немного напоминающий Масленицу. В первую неделю едят много мяса, а во вторую - ограничиваются молочной пищей и пирогами. На этом зимние национальные праздники осетин заканчиваются. Как видим, они несут в себе отчётливый отпечаток язычества, и в последнее время отмечаются всё меньше. Ведь эти праздники рассчитаны на сельскую жизнь, когда осетины всецело зависели от сил природы, состояния своего домашнего хозяйства. Сейчас некоторые из праздников являются хорошим поводом привлечь туристов или просто отдохнуть от приевшегося быта.
Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи. Фото: Константин Фарниев Фото: Константин Фарниев — Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров.
Особенность праздника в том, что жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи, а гостей можно угощать отдельными блюдами.
В дореволюционный период большинство осетинских семей все еще основные праздничные мероприятия проводили с 13 на 14 января и декабрьскому Новому году не придавали особого значения. Сейчас, наоборот, все торжества перенесли на ночь с 31 декабря, а старый Новый год справляют фактически по инерции. В любом случае, Новый год для осетин очень важный праздник, который с размахом отмечают все семьи. Ритуальная новогодняя пища — К праздничному столу приготавливали различного вида лепешки с сыром, новогодние булочки в виде различных фигурок, так называемые басылта, а также большой ритуальный пирог Артхурон, который буквально переводится как «огонь солнечный» или «дитя солнца» — это подтверждение того, что наши предки почитали культ солнца и огня. В начинку обильно клали лучший сыр, яйца, масло, отварное зерно и злаки, поэтому он получался очень сытным. Пирог был еще и символом родового единства, его делили между всеми членами семьи. Новогодний стол обязательно должен был отличаться широким ассортиментом различных блюд.
Празднику покровителя жилища сопутствует «Ночь чертей» или «Хайраджы Ахсав». Согласно поверью, когда-то люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда. Уастырджи изгнал чертей, но люди все равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «Ночь чертей». На «Хайраджыты ахсав» принято было закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и им приятнее будет получить именно такую жертву, но могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха — в зависимости от достатка. Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд, а после закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями, шкурой или перьями. Стол накрывали в полночь. Когда все было готово, хозяева — от мала до велика — выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Через некоторое время они возвращались и садились за стол. Праздники Бынаты Хицау и Хайраджыты ахсав свидетельствуют, что у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель и свой черт хайраджы хай.
Новогоднее жертвоприношение
БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ | Центральный мотив этого праздника – жертвоприношение Бынаты хицау, духу-покровителю, который есть у каждого дома. |
Бынаты хицауы ахсав 2024 | Троим беглецам за всю историю удалось выиграть хотя бы по одному декрету каждого Гранд Тура в течение одного сезона бынаты хицауы ахсав и хайраджыты ахсав. |
Бынаты хицауы æхсæв | Кстати, под описание несколько подходит и осетинское жертвоприношение: БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища) справляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. |
В каком возрасте можно резать петуха?
Бынаты Хицау живёт в кладовой и изображается в виде ворчливой, сгорбленной старухи с клыками. Новости. Общество. Бынаты хицауы æхсæв. 10.01.2023. Другие новости. «Бынаты хицауы æхсæв» – одно из культовых мероприятий этого цикла, с которым связано немало суеверий.
О традиционных обрядах осетин в канун Старого Нового года
- уЕЧЕТОБС пУЕФЙС 15 (kaz) : тБУУЩМЛБ :
- Навигация по записям
- Бынаты хсав у осетин
- НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ. | Портал Южной Осетии
- Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии? – МУСАГЕТ
- Пирог на "Ночь домового" (Осетия).: ru_kitchen — LiveJournal
Два осетинских праздника, которые вызывают многочисленные споры
В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Бынаты хицауы ахсав. принято считать, что осетинский год раньше начинался с праздника Цыппурс (Рождество), тут все понятно, христианский праздник. а в первую среду после него, отмечали Бынаты хицауы ахсав – "ночь домового" или "ночь покровителя жилища".