Выставка «Илья Репин и ученики» с 22 февраля по 29 декабря 2024, Ростовский областной музей изобразительных искусств на ул. Пушкинской в Ростове-на-Дону — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Илья Репин руководил учебной мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств с 1894 по 1907 год, список его учеников составляет более 150 имен.
Илья Репин и его расстрелянный внук
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него как на уникального масштаба Мастера – наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников. Внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) тайно перебежал в Советский Союз весной 1935 года. Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева 11 октября откроется выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья», приуроченная к 175-летию со дня рождения художника.
ИЛЬЯ РЕПИН И ЕГО УЧЕНИКИ
Художественный музей представляет для ярославцев произведения Валентина Серова, который с детства воспитывался в семье Репиных; Бориса Кустодиева и Ивана Куликова, помогавших мастеру в написании полотна «Юбилейное заседание Государственного совета»; Исаака Бродского, которого Репин спас от отчисления из Академии за его революционную деятельность; Дмитрия Кардовского, трудившегося в мастерской Ильи Ефимовича. Благодаря масштабному проекту Сбербанка «Открытые музеи», ярославцы смогут посещать выставку «Илья Ефимович Репин и ученики» бесплатно. Осенью нынешнего года в рамках проекта интересные выставки проходят в восемнадцати музеях семнадцати городов России. Цель наших проектов, в первую очередь, сделать искусство частью жизни каждого человека. Мы хотим, чтобы визиты в музей, встречи с искусством были постоянными.
Фото пресс-служба выставки Портретный ряд составляют незаказные портреты , где его еще молодые воспитанники — Серов, Малявин, Кустодиев, Браз, Бродский — запечатлели своих сестер, жен, подруг, наполнив картины личным и трепетным отношением к модели. А незаконченный портрет М. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе. Пензенская областная картинная галерея им. Фото Пензенская областная картинная галерея им. Савицкого Отдельные истории посвящены взаимоотношениям Репина и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина.
Так, выставка предоставляет возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки. Фото Валентин Серов. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Чуковского», 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Фото Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой.
Репина, - сообщается на странице Вологодской картинной галереи в соцсети. Торжественное открытие выставки состоится 11 октября в 17:00 в мастерской им. Пантелеева по адресу: Вологда, ул. Козленская, 4.
В "Новый Иерусалим" везут Репина и его учеников. Уникальная выставка к юбилею художника собрана из картин со всей страны 17 февраля 2024 поделиться Выставка "Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников" откроется в подмосковном музее "Новый Иерусалим" 29 февраля.
В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
В экспозицию вошло более ста произведений живописи и графики Ильи Ефимовича Репина и его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания. Участники проекта: Башкирский государственный художественный музей им. Нестерова Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Екатеринбургский музей изобразительных искусств Иркутский областной художественный музей им. Сукачева Нижегородский государственный художественный музей Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля Пермская государственная художественная галерея Челябинский государственный музей изобразительных искусств Искусство этого художника, без преувеличения, знакомо каждому в нашей стране, а его имя еще при жизни стало легендой. Но ход времени показывает, что художественное наследие Репина настолько объемно и многогранно, что еще далеко не исчерпано. Одной из таких граней стало то огромное влияние, которое творчество мастера оказало на русское искусство последней четверти XIX — начала XX века, вырастившего целую плеяду его продолжателей и преемников.
Однако, кроме этого, опосредованного, влияния Репин почти полтора десятка лет отдал непосредственно преподавательской деятельности. Он был профессором и руководителем мастерской в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, преподавал в основанной им Рисовальной школе, которую финансировала княгиня М. Тенишева и, помимо этого, имел частных учеников. В 1893 году была осуществлена реформа Императорской Академии художеств. В результате реформирования туда были приглашены художники-передвижники с их установкой на «правду жизни». Персональные мастерские получили В.
Маковский, И. Шишкин, А. Куинджи и другие, хотя лидером и знаменем новой Академии стал, безусловно, И. Известность и авторитет Репина были настолько велики, что желающих попасть в его академическую мастерскую было гораздо больше, чем она могла вместить в себя — все последующие годы она была переполнена.
Сомов, Н. Фешин и другие. Одним из самых любимых учеников мастера стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина. Впоследствии многих поражало, что Бродский был совершенно непохож на своего учителя и ничего не унаследовал от него в технике письма и композиционных решениях.
Он прежде всего был пейзажист и как таковой сумел очень своеобразно определиться задолго до революции», — писал П. Однако можно с уверенностью сказать, что взгляды учителя на искусство всецело были восприняты Бродским и заложили прочный фундамент для формирования его творческого мировоззрения. Влияние Репина сказалось в стремлении к простоте, к достижению правдивости, точности и строгости в передаче натуры, в презрении ко всякой приблизительности, случайности приема, к формальным ухищрениям. Бродский вспоминал об учителе: «Достоинства Репина как педагога заключались в том, что он на деле показывал, как нужно работать. Он… брал кисть и палитру и на уроке показывал ученикам, как нужно писать. Эти минуты, когда Репин брал кисть, были особенно значительными; все бросали работу и смотрели, что делает Репин. Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора-два. Таким образом, каждому из нас он уделял не более пяти—десяти минут… Репинское обаяние, сознание того, что придет гениальный художник, поднимали нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку…».
Получила настоящее эстетическое удовольствие. Валентина В Отзыв на Яндексe Мне понравилась гигантская выставка картин, выполненных в технике акварель, до открытия Академии я думала, что акварелью можно нарисовать просто рисунок и не более. Поразила галерея с заводскими пейзажами. Я думала, что эта тема не интересна, но я была поражена увиденным. Уроки Сергея Андрияки по телевизионному каналу Культура никогда не пропускала, рекомендую всем. Наталья Г. Отзыв на Яндексe Невероятный, фантастический музей!
Причиной размолвки стало обсуждение зарплат. Об этом в среду, 24 апреля, сообщает 78. В какой-то момент Заставский спросил у Оленича, куда были потрачены 514 тысяч рублей общего бюджета. Коллеге не понравился этот вопрос и он кинул в мужчину мобильный телефон.
Выставка "Пушкин в творчестве Репина и его учеников" проходит в Санкт-Петербурге
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника. Репин остался доволен. Ученики смотрели на него восхищенно. Однако мастера по-прежнему занимала проблема композиции: даже при соединении двух эпизодов не исчезало ощущение монотонности. Педагогическая практика Репина менее известна, хотя он был одним из главных реформаторов Императорской Академии конца 19в. Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием. Поэтому Репину разрешили позвать своих учеников, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством.
На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
Такие случаи бывали не часто, так как Репин приходил в мастерскую редко и бывал в ней часа полтора-два. Таким образом, каждому из нас он уделял не более пяти—десяти минут… Репинское обаяние, сознание того, что придет гениальный художник, поднимали нас всех, и эти минуты пребывания гения в мастерской давали нам огромную зарядку…». Впоследствии именно Бродскому, унаследовавшему педагогические традиции Репина, суждено было возродить Академию, которую он возглавил в 1932 году, как школу высокого реалистического искусства. Так же, как и его учитель, Бродский придавал большое значение развитию индивидуальных способностей каждого из учеников и решительно возражал, если кто-нибудь из них начинал подражать его творческой манере. Подражать учителю — это художественный подхалимаж», — говорил он. Как вспоминает один из его учеников, известный впоследствии советский художник Александр Лактионов: «Исаак Израилевич не любил громких фраз и туманных теоретических разговоров, которыми подчас грешили наша академическая профессура. Все, что он говорил, было просто, наглядно и убедительно». Сегодняшняя Академия художеств многим обязана Бродскому — своему директору, который проявил себя как принципиальный, настойчивый и последовательный руководитель. Он возродил к новой жизни, уже в совершенно иных исторических условиях академическое образование, благодаря чему образовалась неразрывная связь между русским искусством конца XIX — начала XX века и поколениями ленинградских художников середины и второй половины XX века. В этом состоит едва ли не главный признак, отличающий немногие выдающиеся художественные школы, — передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений.
Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и прочей важной информации. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно. Изначально заказывали простой сюжет — Николай II зачитывает свою речь, а поданные почтенно слушают. Репин сходу выкинул идею и добавил движения — император только что закончил вещать, идет награждение, по залу ходят секретари, короче жиза. Вот только казенный взгляд заседателей привел их к другому мнению - сплошь нарушение этикета и всех правил, как могут секретари свободно гулять по залу, пока большие дяди говорят? Но сам император утвердил композицию, и большое спасибо ему за это Вячеслав Константинович Плеве управлял Финляндией на тот момент готовится получить медальку. Перед ним сидят Николай II и великие князья: Кроме Николая, на картине изображен весь цвет политики тех времен. Вот полный список: шучу, залезьте в вики, перечислять все 81 заседателя я не буду Кстати, на самом деле персонажей 82.
Долгое время считалось, что их портреты, не императоры специально для картины выдумал художник. Никак нет-с, они действительно существовали.
Много лет Репин посвятил преподаванию в Академии художеств и в студии М. Тенишевой — у него было около двухсот учеников. На выставке в Ярославском художественном музее представлены произведения Валентина Серова, с детства воспитывавшегося в семье Репиных, Бориса Кустодиева и Ивана Куликова, избранных мастером для помощи в написании огромного полотна «Юбилейное заседание Государственного совета», Исаака Бродского, которого Репин спас от отчисления из Академии художеств за революционную деятельность, Дмитрия Кардовского, работавшего помощником в мастерской Ильи Ефимовича. Благодаря финансовой поддержке Сбербанка выставка «Илья Ефимович Репин и ученики» открыта для бесплатного посещения.
Подобные произведения Юрия Репина, воссоздающие духовную жизнь, сны, воспоминания, внутренние тяготения, одинокие прозрения, расширяют границы развития символистских тенденций в русском изобразительном искусстве. Тонкая грань между жизнью и смертью отразилась в творчестве Юрия Репина и в более конкретных сюжетах - в посмертных портретах близких. Со смертью жены 10 января 1929 года ощущение непрерывной взаимосвязи с духовно зримым потусторонним миром все более властно охватывало художника, а походы в Линтульский женский монастырь, в котором рядом с могилкой Прасковьи Андреевны он приготовил место и для себя, стали важной частью его ежедневного существования.
Желая сохранить сокровенность духовного переживания, он стремился к уединенной молитве в пространстве ночного монастыря или в лесу, наблюдал за восходом солнца из специально вырытой землянки - солнце, которое для него символизировало истинную природу жизни, излучение добра, Христа. Создававшиеся зачастую на основе видений и снов, записанных в дневниках, композиции 1920-1930-х годов почти всегда содержат элемент метафорического преображения реальных впечатлений. В ряду подобных образов-видений особое место занимает «Корона» около 1930? Эта корона была видима мною 13-го н. Января 1928 г. Через год Паша - моя супруга перешла в духовный мир... Я потерял отца, я лишился жены, я потерял детей и даже двух собак, теперь я потерял себя". Звука никакого не было. Он мелькнул около ствола белой березы, много превышая белизну силою цвета.
Я тотчас же преклонился до земли и возблагодарил Бога. Глубоко проникновенной, точно кадильный дым, болью веет от камерного этюда «Панихида на могиле И. Репина», 27. Репина «Пенаты» , уединенно покоящегося под крестом в тихом уголке парка «Пенатов». К моменту создания этой живописной реплики души, запечатлевшей интонацию поминальной литии, рядом с Юрием оставалась только старшая сестра Вера Ильинична - в 1918-м умерла Вера Алексеевна Шевцова мать , в 1929-м - Прасковья Андреевна, в 1930-м - Илья Ефимович, в 1931-м - сестра Надежда. Проводы каждого из них Юрий Репин отразил в своем искусстве. Жизнь сыновей проходила в отдалении от Юрия Ильича. Старший сын Гай Георгий с 1923 года учился и жил в Праге после Второй мировой войны эмигрировал в Германию. Младший сын Дий Дмитрий , будучи профессиональным моряком, 28 февраля 1935 года, «не довольствуясь современной жизнью ни здесь, ни в Америке»[29], после многочисленных ходатайств о получении визы на въезд в СССР нелегально перешел границу, намереваясь поступить в Академию художеств.
В августе 1935 года, в дни празднования 91-й годовщины со дня рождения И. Репина, он был обвинен в терроризме и расстрелян реабилитирован в 1991 году. Для Юрия Ильича, несмотря на многочисленные усилия, так никогда и не узнавшего о случившемся, Дий навсегда пропал без вести. Однако интуитивное постижение возможной участи сына жило в сознании Юрия Репина, находя творческое выражение. В 1937 году он создает психологически экспрессивную композицию «Заключенные на этапе» частное собрание, Швеция - реквием-видение всем погребенным заживо. Понимание образной системы Юрия Репина требует от зрителя умения воспринять страдание - в этом во многом и кроется творческий рок его судьбы в истории искусств. Ибо могу ли я не возражать при превращении храма Божьего - Еговы и Мессии - в театр? Во многом это объяснялось той тягой к России, которая жила в них и в результате которой Юрию Репину довелось первый и последний раз побывать в Ленинграде в 1926 году. В последние годы художник вел отрешенный образ жизни, ходил и зимой, и летом в черной рясе, в сандалиях на босу ногу, продолжая писать и давать частные уроки живописи.
В 1954 году, изможденный и изнищавший, открывая окно во время болезни, он выпал по неосторожности из окна четвертого этажа дома Армии Спасения. Несмотря на трагический разлом жизни, работы Юрия Репина 1930-1950-х годов полны гармонии и любования красотой окружающего мира. Совершенно особое место в его творчестве этого периода как и более раннего занимают религиозные композиции, которые можно разделить на две интерпретационные группы - произведения, связанные с канонической системой церковного искусства иконы, резьба , и работы экспрессивно-ассоциативного плана, инспирированные молитвенно-поэтическим состоянием. Органичным сочетанием гармонии и экспрессии отмечены и другие композиции Юрия Репина на евангельские темы «Религиозный мотив», 1930-1940-e, частное собрание. Говоря о выдающемся художественном даре Юрия Ильича, нельзя не упомянуть об одной из последних его работ - о двухъярусном резном дубовом иконостасе, который был исполнен в память об отце для церкви Ильи Пророка 1953, архитектор - Иван Кудрявцев на православном кладбище в Хельсинки [33]. Именно на этом кладбище Юрий Ильич и покоится ныне под одним крестом со старшей сестрой. Надпись на мраморной плите на старорусском и финском языках: «Художница. Артистка Вера Ильинична Репина. Поборник гуманизма Юрий Ильич Репин.
В настоящее время о земном пути Юрия Ильича Репина свидетельствуют его работы, как литературные, так и живописные, преисполненные той силы духовного здравомыслия и лирического потенциала, которые дали художнику евангельские заветы, до конца дней остававшиеся основой его жизни. Научнобиблиографический архив РАХ. Далее: Ю. Письмо И. Письма к художникам и художественным деятелям. Далее: Репин. Письма к художникам... Репина к А. Избранные письма: В 2 т.
Далее: Репин, 1969. Репина к М. Там же. Бя- лыницкому-Бируле. Живопись Юрия Репина 1877-1954. К 140-летию со дня рождения: Каталог выставки: 9 апреля - 9 июня 2017. Далее: «Я не искал себе славы. Репина к «Обществу А. Репина и В.
ОР ГРМ. Репина к Д.
Выставка Ильи Репина и его учеников открылась в музее «Новый Иерусалим»
Эпизоды из жизни учителя и учеников» открылась 29 февраля в музее «Новый Иерусалим». Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова. Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра. Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина! Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья» открылась в эту пятницу в Мемориальной мастерской Пантелеева. В 1910 году Репин раскритиковал и заставил частично стереть портрет Исаака Бродского, своего самого верного ученика.
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде
Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень ёмко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры. Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев.
Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б. Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О. Браз, И.
Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б.
Прохоров и А.
Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ.
Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени. Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами. Скрипника и стал директором художественного института. Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И.
Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником». В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29. Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей. Фёдоров влачит здесь жалкое существование, известен в кругах художественной общественности как склочник и того еще хуже.
Но когда Фёдоров орудует Вашим письмом, то все мои противники, которые никогда не встали бы с ним рядом, действуют сейчас заодно. Сейчас поход особенно усилился еще в связи с тем, что мне назначена гос. Дорогой Илья Ефимович, если Вы меня уважаете и верите моей преданности и любви к Вам, то я тогда обращаюсь к Вам с просьбой — аннулируйте это письмо к Фёдорову. Комиссара по просвещению Украины академика М. Это письмо осталось без ответа.
Фёдорову Репин сообщил: «о рисунках спрашивать не стоит. Он Комашка Юре писал, что у него дочь. Повезло человеку. Что ж ему мешать». Не дождавшись ответа от Репина, Комашка писал Юрию Ильичу 07.
Жалкими и ничтожными остались сплетники-обыватели, а то и просто обнаружили себя вредителями на культурном фронте, как враги всего нового черносотенцы вроде Фёдорова , все те, которые стремились меня скомпрометировать, для какого дела, я знаю, они все усилия приложили привлечь Вас и Илью Ефимовича». Так столкновение двух учеников Репина обернулось конфликтом людей разного социального происхождения и мировоззрения. В заграничную командировку Комашка не поехал, но с энтузиазмом включился в борьбу художественных объединений за лидерство в украинском искусстве. Эта организация, председателем которой стал Комашка, сразу стала претендовать на лидерство в художественном процессе Украины. Подобно теоретикам РАПХ, Комашка настаивал, что художников следует разделять по их социальному происхождению.
В 1931 году был издан его доклад «За пролетарскую гегемонию в пространственном искусстве», где он выступал за создание Всеукраинской федерации художественных объединений. В Харькове деятельность Антона Комашки получила международный масштаб. Это было время появления художников-интернационалистов, которые считали искусство «оружием в классовой борьбе мирового пролетариата». В течение нескольких последующих лет МБРХ занималось организацией выставок и изданием плакатов, направленных в поддержку мирового пролетариата. В 1931 году Комашка написал статью для каталога выставки бельгийского графика Франса Мазереля, которая прошла в Харькове, Киеве и Одессе.
Творчество этого художника-экспрессиониста, посвященное революционной борьбе пролетариата, на тот момент было близким по духу и по форме «пролетарскому стилю» Антона Комашки. Расцвет творчества Комашки приходится на харьковский период его жизни. Он теперь - persona grata. У него заискивают. Он делает оценки всем и всему», - писал М.
Фёдоров И. Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И. Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину». Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей.
Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора. Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров. Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К. Ворошилов, Е.
Щаденко и С. Минин, командиры дивизий С. Тимошено и О. Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н.
Ракитин и В. На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ. Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования. К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12.
К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода. Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н. Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В. Сварога, Е.
Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А. Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки. Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время.
Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма. В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства? Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке». Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека.
Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров. Репину он писал: «Вы спрашиваете, что он представляет собою в художественном отношении. В 1929 году в письме Юрию Репину Фёдоров выразил надежду на то, что Комашка «может перейти в разряд обыкновенных смертных, то есть будет лишен тех огромных полномочий, какими он по своему положению «партийного» пользуется сейчас». Предположение Митрофана Фёдорова сбылось. В 1932 году Комашка был отстранен от должности ректора Харьковского института, а в следующем году и от педагогической деятельности.
Комашка видел Андреева лишь однажды в Москве, а для работы использовал фотографию. В результате портрет из-за несходства с оригиналом был забракован экспертной комиссией, в состав которой входили известные художники Ф. Кричевский и А. Но главную роль в отклонении портрета сыграл упомянутый выше Лев Ципман. В 1934 году на Украине вышел альманах «Образотворче мистецтво», где критика в адрес Комашки переросла в настоящий погром.
Его обвинили в том, что украинские художники не приняли участие в грандиозной выставке «15 лет РККА» Москва, Ленинград, 1933. Говорили о том, что Комашка получил письмо из Реввоенсовета СССР, в котором шла речь о готовящейся выставке, но скрыл его от своих коллег, поскольку на эту выставку отказались взять его собственную картину. В довершении всего на страницах альманаха ставилось под сомнение, имеет ли право Комашка вообще называть себя художником.
Репин сыграл огромную роль в творческом становлении нескольких поколений русских художников, воспитал целую плеяду живописцев, развивших в своем творчестве реалистические традиции русского искусства, — отметили в музее. Выставка представляет восемь работ, посмотреть их можно до 29 мая.
Если в 1906 году жизнь на «Репинской барке» была полна солнечной гармонии, то спустя десятилетие ее так же, как и всю Россию, закачали волны революции.
В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции. Несмотря на мучительно изматывающие раздумья о дальнейшем существовании, уже в 1925 году И. Репин понимал свой выбор: «... Но подумав - нет, поехать нельзя. Юрий Репин, так же как и Илья Ефимович, навсегда остался в эмиграции - остался во многом из-за любви и чувства ответственности перед женой, сестрой и отцом. Предназначавшийся для устройства на работу и выезда за границу нансеновский паспорт, в графе о подданстве которого было отмечено: «родился русским, сейчас подданным никакой страны не состоит», Юрий Ильич получил в 1925 году.
Однако и позже, приняв финское гражданство, он оставался духовно связанным с Россией. Вот как описывала послереволюционный семейный быт в «Пенатах» Вера Ильинична: «Здесь есть отдохновенье религиозному настроению - русская церковь - служба в субботу и воскресенье. И мы с папой часто поем в хоре. Наш сад теперь весь золотой. Клены, липы и калина, было много цветов. Недавно праздновали наши именины - Веры и Надежды. Все это был такой красивый nature morte, что хотелось писать!
Однако внешний мир не мог не влиять на идиллические устремления обитателей «Пенатов». Чуть позже о своих буднях «изгнанника», который «рад умереть за Россию, но не убить», Юрий Репин писал: «Время проходит так: до обеда пишу на верху ежедневно, хотя там градуса четыре тепла или мороза. Потом никуда не хожу и ни к кому, да и не к кому - ни с кем не схожусь душою и ни с кем не имею общего. В письмах Юрий Репин делился и своими творческими идеями: «Моисея, разбивающего скрижали, я переделываю. Сделал картину: Пастыря, что положил душу свою за овцы своя. И еще картину: Россия среди бури; в парадном Русском костюме стоит»[27]. В творчестве Юрия Репина устойчиво возникают композиции на тему зимы, которые даже в натурных вариантах отличаются поэтической метафоричностью.
Художник достигает большой силы иносказания в работах «В своем отечестве» 1916, ГРМ; на картине изображен сам Юрий Ильич с сыном , «Охота» 1927, частное собрание. Зимняя тема нашла свое продолжение и в камерных композициях мистико-поэтического направления «Видение крестов», 1926, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты»; «Пейзаж с церковью», 1934, Музей-усадьба И. В контексте подобных работ особое место занимает портрет Леонида Николаевича Андреева 1920-1930-е, Музей-усадьба И. Преисполненный нежной прощальной грусти, он был создан уже посмертно Андреев умер в 1919 году. В сущности, этот портрет является образом-символом, отражающим и хрупкую красоту человеческой личности, земное расставание с которой нанесло семье Репиных, дружившей с писателем, глубокую рану, и те «грезы мученического безумия души», которые Андреев отразил в своей последней статье «S. Призыв Андреева спасти Россию от большевиков, прописанный Юрием Репиным в правом углу композиции, иносказательно напоминает о том безмерном опыте страдания, когда, теряя Отечество, человек уже не понимает, теряет ли он жизненные силы или переживает очередной виток тернистого пути на земле, как было в случае с Леонидом Андреевым и самим Репиным.
Заложенный Юрием Репиным подтекст - «Милосердия! Композиции лирико-символистского плана составляют особую группу в творчестве художника. Следует отметить, что символистская образность его произведений развивалась в основном уже за рамками стилистической системы модерна, хотя в отдельных случаях достигала и удивительно выразительных решений внутри нее. Такова, например, композиция «Квадрига» 1928, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты» с авторской пометкой «из снов». В этом поэтическом образе воспарения души над миром Юрию Репину удалось передать особое временное измерение - лирически-созерцательное и экспрессивное. Подобные произведения Юрия Репина, воссоздающие духовную жизнь, сны, воспоминания, внутренние тяготения, одинокие прозрения, расширяют границы развития символистских тенденций в русском изобразительном искусстве.
Тонкая грань между жизнью и смертью отразилась в творчестве Юрия Репина и в более конкретных сюжетах - в посмертных портретах близких. Со смертью жены 10 января 1929 года ощущение непрерывной взаимосвязи с духовно зримым потусторонним миром все более властно охватывало художника, а походы в Линтульский женский монастырь, в котором рядом с могилкой Прасковьи Андреевны он приготовил место и для себя, стали важной частью его ежедневного существования. Желая сохранить сокровенность духовного переживания, он стремился к уединенной молитве в пространстве ночного монастыря или в лесу, наблюдал за восходом солнца из специально вырытой землянки - солнце, которое для него символизировало истинную природу жизни, излучение добра, Христа. Создававшиеся зачастую на основе видений и снов, записанных в дневниках, композиции 1920-1930-х годов почти всегда содержат элемент метафорического преображения реальных впечатлений. В ряду подобных образов-видений особое место занимает «Корона» около 1930? Эта корона была видима мною 13-го н. Января 1928 г.
Через год Паша - моя супруга перешла в духовный мир... Я потерял отца, я лишился жены, я потерял детей и даже двух собак, теперь я потерял себя". Звука никакого не было. Он мелькнул около ствола белой березы, много превышая белизну силою цвета. Я тотчас же преклонился до земли и возблагодарил Бога. Глубоко проникновенной, точно кадильный дым, болью веет от камерного этюда «Панихида на могиле И. Репина», 27.
Репина «Пенаты» , уединенно покоящегося под крестом в тихом уголке парка «Пенатов». К моменту создания этой живописной реплики души, запечатлевшей интонацию поминальной литии, рядом с Юрием оставалась только старшая сестра Вера Ильинична - в 1918-м умерла Вера Алексеевна Шевцова мать , в 1929-м - Прасковья Андреевна, в 1930-м - Илья Ефимович, в 1931-м - сестра Надежда. Проводы каждого из них Юрий Репин отразил в своем искусстве. Жизнь сыновей проходила в отдалении от Юрия Ильича. Старший сын Гай Георгий с 1923 года учился и жил в Праге после Второй мировой войны эмигрировал в Германию. Младший сын Дий Дмитрий , будучи профессиональным моряком, 28 февраля 1935 года, «не довольствуясь современной жизнью ни здесь, ни в Америке»[29], после многочисленных ходатайств о получении визы на въезд в СССР нелегально перешел границу, намереваясь поступить в Академию художеств. В августе 1935 года, в дни празднования 91-й годовщины со дня рождения И.
Репина, он был обвинен в терроризме и расстрелян реабилитирован в 1991 году. Для Юрия Ильича, несмотря на многочисленные усилия, так никогда и не узнавшего о случившемся, Дий навсегда пропал без вести.
Воронежцам показывают работы учеников Репина
Кустодиева, как преподавателей Академии. Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень ёмко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры.
Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б. Кустодиев, С.
Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О. Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф.
Малявин, Н. Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн К. Сомов, Б. Кустодиев, Н.
Однако несмотря на то, что Репин был в списке на исключение, а после и сам подал прошение, конференц-секретарь Петр Федорович Исеев заявил: «Какой все это вздор! И великий князь, и совет решили уже, что вы поедете за границу на казенный счет… Ах, да что тратить слова, вот вам ваше прошение! Для кого же тогда ей существовать?! Этюд с головы Александра Севера. Стояла фигура Германика. И это было уже совсем невероятным. И в эскизах — тогда темы задавали — я тоже шел хорошо; а за плачущего Иеремию на развалинах Иерусалима я также имел номер первый». В 1871 году Репин все же окончил Академию художеств, а с 1894 по 1907 год даже преподавал там в качестве профессора живописи. О том, как бурлаки приняли Репина за Антихриста «…Пошла в ход о нас фантазия обывателей.
Они замкнулись. Это, брат, неспроста… Известно: от Антихриста, его слуги, а в будущем году, бают, всех, кого теперь запишут, всех закуют большою цепью и погонят прямо в пекло. Бурлаки на Волге. В конце концов он согласился и именно в этой поездке впервые в жизни увидел бурлаков. Репин остался под впечатлением: «Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды. Вот пересекший лестницу передовой бурлак даже приподнял бечевку своей загорелой черной ручищей, чтобы прелестные сильфиды барышни могли спорхнуть вниз. Тот ответил, что у него нет на это ни времени, ни средств. Однако уже через две недели Васильев раздобыл на поездку 200 рублей их он попросил у своего покровителя , и сразу начались совместные сборы. На Волге художники часто забирались в самую глушь.
Больше всего времени они провели в селе Ширяево, где сняли дом на все лето. Местные жители недоверчиво просили их показать паспорта. Увидев показанный Репиным документ, они сказали, что это не «пачпорт». Как выяснилось, никто из жителей не умел читать и даже не знал, как выглядит паспорт. Бурлаки, идущие вброд. Они думали, что Репин — Антихрист и вместе с изображением модели переносит на холст ее душу. Правда, открещивались не все: бурлак Канин, который особенно нравился Репину, подолгу позировал для этюда. О просьбе «не засорять» картину Мусоргским и Бородиным «…Я все-таки обратился к Пороховщикову с просьбой разрешить мне прибавить в группу русских музыкантов Мусоргского и Бородина. Вы всякий мусор будете сметать в эту картину!
Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам… Одно мне досадно — что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что-то есть… Но что делать? Да вам же легче: скорее! Торопитесь с картиной, ее ждут…» Илья Репин. Славянские композиторы. Глинка в центре, низкого роста , М. Балакирев слева от Глинки, в профиль , В. Одоевский между ними , Н.
Римский-Корсаков стоит слева от Балакирева, в форме морского офицера , А. Даргомыжский сидит, облокотись, на стуле, между Римским-Корсаковым и Балакиревым , А. Серов стоит у рояля, заложив руки за спину , П. Турчанинов в глубине, священник , Д. Бортнянский стоит за Турчаниновым, беседуя с ним , А. Львов в придворном мундире, сидит на стуле, глядя на зрителя , А. Верстовский говорит, обращаясь к Львову и наклонившись к нему , А. Варламов стоит правее Турчанинова , А. Рубинштейн сидит у рояля , Н.
Рубинштейн стоит правее, облокотившись на рояль , И. Ласковский в военном мундире, стоит сзади Даргомыжского ; польские композиторы: Фредерик Шопен стоит слева от Н. Рубинштейна , Станислав Монюшко, М. Огинский и К-Липинский стоят в правом углу, вокруг Шопена ; чешские композиторы: Э.
Московская галерея приурочила проект «Илья Репин — учитель» к 90-летию со дня смерти художника. Репин стал «нашим всем» еще при жизни: он пользовался огромным авторитетом не только у публики, но и у коллег. В начале 1890-х живописец в числе других передвижников пришел в реформированную Академию художеств — чтобы изменить художественное образование, сделать его ближе к жизни. Мастерская Репина была невероятно популярна — в ней не было свободных мест, и желающим даже приходилось отказывать. Илья Ефимович также руководил частной художественной студией княгини Марии Тенишевой: эта школа была его любимым детищем. Репин, по воспоминаниям воспитанников, был вспыльчивым, импульсивным, увлекающимся.
Мог превозносить таланты ученика до небес, а потом быстро остыть. Но при этом не пытался «переделать» его под себя, не ломал индивидуальность, а позволял каждому развиваться в избранном направлении. И заодно защищал от нападок других преподавателей. Осетинский художник Махарбек Туганов вспоминал: «Однажды во время очередного совета Академии студенты в ожидании результатов толкались в длинных темных коридорах. Решался вопрос о допуске на конкурс Малявина, против чего решительно возражали многие члены совета. Репин защищал Малявина как талантливого живописца, достойного звания художника и заграничной поездки. Еще недавно иконописец Афонского монастыря, поступивший при содействии Беклемишева и Репина в Академию, Малявин за короткое время обогнал своих товарищей и теперь вышел на конкурс со своими знаменитыми «Бабами» и с рядом очень сильных портретов. Противники Репина ни за что не хотели пропустить на конкурс даровитого Малявина. Атмосфера на заседании совета сгущалась.
На протяжении всей жизни художник не раз обращался к религиозным темам, но эти произведения не получили широкую известность. Помимо живописи на выставке представлена графика Ильи Ефимовича Репина и данная выставка — единственная возможность познакомится с этой стороной его творчества. Много лет Репин посвятил преподаванию в Академии художеств и в студии М. Тенишевой — у него было около двухсот учеников.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР
Поэтому в своём предисловии к книге Репина Чуковский много пишет об «идейности» художника и его связи с простым народом. Выставка Ярославского художественного музея представляет Илью Ефимовича Репина как художника универсальных возможностей, многогранного таланта. Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми.