Новости навруз что значит

О том, почему праздник Навруз в культуре многих народов считается точкой отсчета Нового года и другие праздники, связанные с весенним равноденствием. В мусульманских странах Навруз не относится к религиозным событиям, а считается народным праздником. Карта слова «Навруз» → значение.

Что принято делать в Навруз

  • Подрубрики
  • Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз
  • Что такое Навруз (Новруз) 21 марта, что нужно делать в этот день, как празднуют народы
  • Что такое «навруз» и откуда он берёт свои истоки?
  • Юмор в персидской литературе

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Происхождение праздника уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Он отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире и празднуется более 3000 лет на Балканах, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Центральной Азии, в бассейне Черного моря и в других регионах. Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями.

Навруз, как и другие исламские праздники, упоминается в "Авесте" — главной священной книге зороастризма, одной из древнейших религий, основанной на учениях пророка Заратустры. По легенде, в этот день все жители Земли должны отмечать годовщину возникновения жизни на планете. Также Навруз связан с мифологией: 21 марта, по солнечному календарю, прошли похороны героя Сиявуша, убитого Афрасиабом, что упоминается в "Авесте".

В этот день зороастрийцы также почитали духов усопших предков. Навруз был также связан с почитанием огня, особенно на начальных этапах своего существования: последователи зороастризма, главной религии Ирана до прихода ислама, поклонялись ему. В этот период необходимо погасить все долги, привести в порядок двор, дом и свои мысли, а также приготовить особые праздничные блюда. Согласно ритуалу, праздничная еда должна содержать семь различных ингредиентов, названия которых начинаются на букву "С" персидского алфавита. Например, яблоко, чёрные семечки, маслины, уксус, чеснок и проросшее зерно. Во время празднования Навруза обычно на стол ставят зеркало, свечи и крашеные яйца.

Также принято преподносить лепешки, хлеб, выпечку. В Навруз стол наполняют многочисленными блюдами, поэтому их начинают готовить за неделю до застолья. Интересные обычаи Волшебная праздничная ночь — лучшее время погадать. Незамужние девушки перекидывают через забор ботинок и смотрят, куда показывает носок — если в сторону дома, значит жить ей еще год незамужней, если в противоположную сторону — ждать свадьбы. Один из самых удивительных обычаев — с наступлением Навруза люди начинают подслушивать соседские разговоры. Считается что то, что было услышано, случится в будущем году. Есть добрый и интересный обычай, связанный с природой — в день праздника люди высаживают деревья. Если есть сухое дерево, его не спиливают, а дают второй шанс. Вот такой Навруз — необычный и интересный праздник.

Если вам хочется побывать в этой атмосфере и полностью проникнуться праздничным настроением, приглашаем отправиться в весенний тур в Узбекистан с нашим туроператором. Несколько счастливых дней в восточной сказке подарят вам массу приятных впечатлений и эмоций.

В ходе опроса респонденты отмечали, что Навруз является для них самым любимым праздником с детства, который они ждут с нетерпением.

Позитив и приподнятое настроение, которые сулит этот день, встречи с близкими и родными, нарядные города и села, многочисленные праздничные мероприятия с музыкальным сопровождением — все это делает Навруз радостным для жителей страны от мала до велика, позволяя на время забыть о насущных проблемах и торжественно встретить приход весны. Существенным элементом празднования Навруза в Узбекистане является угощение: в каждом доме готовят множество национальных блюд и накрывают щедрые дастарханы. Участники опроса отметили, что уже активно готовятся к празднованию: приобретают подарки для родных и близких, а также угощение для праздничного стола, участвуют в хашарах, приводят в порядок свои дома и территорию, сажают деревья и цветы.

Навруз ежегодно очень широко отмечается в Узбекистане. Традиционно в городах и селах устраиваются народные гуляния с музыкой, танцами, спортивными соревнованиями по национальным видам спорта, состязаниями острословов, а также ярмарками, где каждому предлагается широкий ассортимент самой разнообразной продукции. В Узбекистане в рамках празднования Навруза запланированы выступления известных артистов, эстрадных исполнителей и танцевальных групп, мастеров спорта, художественной самодеятельности и фольклорных коллективов, выставки ремесленников, а также вечерние культурно-развлекательные программы.

Как показали результаты опроса, значительная часть респондентов планирует приять участие в массовых мероприятиях. Поскольку в празднование Навруза предусмотрены выходные дни, то для многих участников опроса — это дополнительная возможность провести время на природе, а также отправиться в древние города, такие как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и др. Как известно, блюдо сумаляк - главный символ праздника, олицетворяющий наступление весны, изобилие, здоровье, добро и единство.

Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны

Варят кашу много часов, а чтобы она не пригорала на дно кладут небольшие камни. Обнаружить в своей тарелке с праздничной кашей такой камушек — большая удача. Другое обязательное блюдо на Навруз — сваренные вкрутую яйца. Они символизируют собой совершенство и жизнь. К праздничному столу принято подавать круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи , как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после арабских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. На территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Навруза было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор. Этимология [ править править код ] Новоперсидское название праздника — перс. Современное значение [ править править код ] Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Вот неполный список вариантов названия этого праздника на разных языках: перс. Newroz, узб. Новруз, Nowruz, каз. Наурыз, уйг. Норуз, кирг. Нооруз, тат. Nevruz, крымскотат. Навруз, башк. Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные. Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкирия и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника [ править править код ] Пророщенная трава — один из символов Навруза Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей.

На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Почтовая марка Казахстана , 2009 В Казахстане праздничным блюдом является «наурыз коже» из семи ингредиентов. Праздничный стол в этот день — особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, сюд молоко , сирке уксус , сэмени специальная каша из пшеницы , сабзи зелень и т. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча — свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется — наступает Новый год.

Этот праздник также несет в себе послание о мире, дружбе и взаимопонимании между людьми. Навруз является одним из самых важных праздников в мире. Он объединяет людей разных национальностей и религий, напоминая им о том, что все мы — дети одной планеты.

ORIGINS NAVRUZ

  • Новый год в разных странах мира
  • Навруз 2023: какого числа, кто и как отмечает праздник
  • Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
  • “Праздник Навруз”
  • Новруз, Навруз, Наурыз
  • О ПРАЗДНИКЕ

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

«Навруз» в переводе с фарси означает «новый день», или «обновление». Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Большинство людей считают Навруз Байрам мусульманским праздником, поэтому даже не интересуются его традициями. Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Это означает, что человек может начать жизнь по-новому. Навруз отмечают каждый год. На Навруз к радости Шайтана принято колдовать, заниматься гаданием и предаваться суевериям.

Сегодня Навруз или весенний Новый год. Что готовим и как отмечаем?

Церковь , празднуется через сорок дней после рождения Иисуса. Сиздах бедар В Иране праздники Навруз длятся тринадцать дней. На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и пикником на открытом воздухе в рамках церемонии Сиздебедар. Зелень, выращенную для настройки Haft-sin , выбрасывается, особенно в проточную воду. Молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, также принято связывать листья зелени перед тем, как выбросить их, выражая желание найти партнера. Еще один обычай, связанный с Сиздах Бедаром, - это розыгрыши и розыгрыши, похожие на День дураков История и происхождение Древние корни Существуют различные мифы об основании Навруза в иранской мифологии. Шахнаме приписывает основание Навруза мифическому иранскому королю Джамшиду , который спас человечество от зимы, обреченной на гибель всех живых существ. Чтобы победить убийственную зиму, Джамшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями. Он приказал демонам поднять его над землей в небеса; вот он сидел, сияя, как Солнце.

Существа мира собрали и рассыпали вокруг него драгоценности и провозгласили, что наступил Новый день ныне Руз. Это был первый день Фарвардина , который является первым месяцем иранского календаря. Мэри Бойс и Франц Гренет объясняют традиции сезонных фестивалей и комментарий: «Возможно, великолепие вавилонских в это время года побудило иранцев превратить свой собственный весенний праздник в установленный новогодний праздник под названием Навасарда, «Новый год» имя, которое, хотя и впервые засвидетельствовано среднеперсидскими производными, относится к ахеменидскому периоду ». Местные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в основном, были связаны с сельским хозяйством, «вероятно, что они традиционно проводят фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты в естественном году». Навруз частично уходит своими корнями в традиции иранских религий , таких как митраизм и зороастризм. В митраизме праздники были связаны со светом Солнца. Иранские праздники, такие как Мехрган осеннее равноденствие , Тирган и канун Челле Йе Земестан зимнее солнцестояние также происходит от бога Солнца Сурья. Среди идей зороастризма - первая монотеистическая религия, которая подчеркивает такие концепции, как соответствующая работа добра и зла в мире и связь людей с природой.

Зороастрийские обычаи доминировали на протяжении большей части истории древнего Ирана. В зороастризме семь наиболее важных зороастрийских праздников - это шесть праздников Гахамбара и Навруз, который приходится на весеннее равноденствие. Согласно Мэри Бойс , «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет. Между заходом солнца в день шестого Гахамбара и восходом солнца Новруза праздновалась Хамаспатмаедая позже известная в расширенной форме как Фравардинеган; а сегодня известная как Фарвардиган.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы. Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни. Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов. В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы. Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге. О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности.

В переводе с персидского языка означает «новый день». Его празднование под различными названиями «Навруз», «Новруз», «Нооруз», «Наурыз», «Наврез» широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. В настоящее время Навруз отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других. Праздник может длиться несколько дней. Решение было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета. По данным ООН, Навруз празднуют более 300 миллионов человек по всему миру. В том числе красочный праздник весны Навруз встретят и в Санкт-Петербурге в 2023 году! При поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского Дома национальностей пройдет ряд праздничных мероприятий. Мы предлагаем вам ознакомиться с календарем событий и принять участие! Шаумяна, 22 17 марта в 18. Стародеревенская, 34к1 26 марта в 10:00 Физкультурно-оздоровительный комплекс «Газпром» пр. Испытателей, 2 корпус 3 лит. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году. По преданию, в VI в. В библиотеках: Центральная городская публичная библиотека им. Отдел по работе с юношеством Гражданский пр. Маяковского фонд на русском языке наб. Фонтанки, 44 Центральная районная библиотека им.

Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны

единственный праздник в Иране, который на протяжении многих веков не прекращал своего существования при любых исторических событиях и поворотах судьбы государства и благополучно празднуется. Некоторые ошибочно считают Навруз мусульманским праздником. Навруз празднуют многие мусульмане, а Еврейский Новый год — иудеи. Некоторые праздничные ритуалы очень древние и полны символов — разберемся, что они значат. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Большинство людей считают Навруз Байрам мусульманским праздником, поэтому даже не интересуются его традициями.

Как Навруз отмечают в разных странах мира

В конце марта 2023 года таких искренних приветствий станет больше – всем миром будем праздновать Навруз (в переводе, рождение весны) или Новый год по восточному календарю. Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. Навруз (а также Новруз, Наврез или Наурыз) – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта.

Навруз-2023: значение древнего праздника, традиции и запреты

Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туран-цем Афрасиябом. Это легенда упоминается в Авесте Ард. Яшт 17:42 Авеста, 1998, с. Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков.

Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца. Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло.

Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям.

Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню.

Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков.

На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г.

Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий.

И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее.

В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв.

Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании.

Принято строить шалаши в память о путешествии по пустыне, а шалаше должны находиться четыре растения: этрог вид цитрусовых , лулав финиковая пальма , мирт, ива. Крыша должна быть сделана после стен, желательно из веток. Считается, что покров должен быть достаточно плотным, чтобы в сукке было больше тени, чем солнца, но через крышу были бы видны звезды и проходил дождь. Сегодня конкурсы на проекты этих шалашей популярны у архитекторов. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно. Навруз зародился в те времена, когда ислам ещё не распространился на землях, где сегодня отмечают торжество. Более того, арабские народы, большинство представителей которых — мусульмане, Навруз не празднуют, а в Сирии это торжество находится под запретом. Поскольку празднование Навруза широко распространено, можно встретить самые разные варианты его названия — Новруз, Наурыз, Нооруз и т. Согласно преданиям, в день 21 марта добрый дух одерживает победу над злыми зимними силами. С этого момента весна вступает в свои права, а солнце приобретает всё больше сил. Сама суть этого праздника направлена на очищение от грехов и обид, Навруз призывает открыть сердце добру и любви, согласию и счастью. Предания о празднике С Наврузом связано немало преданий.

В иранской мифологии сохранились легенды, описывающие появление праздника. Как гласят они, в этот день был похоронен герой Сиявуш, которого смертельно ранил туранец Афрасияб. Подробное описание предания можно встретить в поэме «Шах-намэ» Фирдоуси. С тех пор этот день считается временем раскаяния и очищения — как духовного, так и физического.

В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными.

На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город.

Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М.

Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е.

Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание.

Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «...

Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света.

Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия.

В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К.

Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы.

“Праздник Навруз”

Видео Новруз байрам что за праздник у мусульман История возникновения самого древнего весеннего праздника Как уже сказано выше, корни праздника Навруз Наурыз, Новруз — в зависимости от страны, меняется и произношение уходят к далёким цивилизациям, практиковавшим ещё огнепоклонничество. Впервые широко День весеннего равноденствия обычно 21 числа месяца Март начали отмечать на территории современного Ирана, в годы правления династии Ахеменидов, как один из главных праздников зороастризма. Несмотря на противоречия обрядов праздника множественным канонам Ислама, Праздник Весны у мусульман прижился, став своеобразным неофициальным праздником Весны, символизируя начало нового года, когда природа обновляется, и начинается цветение флоры, сулящее хороший урожай. Таким образом, в древние века этот день считался началом нового года. Но мусульманам следует знать, что Навруз праздником мусульман не считается, в силу того, что древние язычники в этот день поклонялись огню. Но не считается греховным отметить его в тех краях, где древний праздник стал традиционным, а так же поздравить своих близких, не придавая этому дню религиозную окраску. Основные традиции Навруза В отличие от светского Нового года, Навруз празднуется исключительно днём. В остальном — традиции практически идентичны — необходимо собрать всю семью дома, за праздничным столом, одаривать подарками.

Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка.

Явления равноденствия открыли не иранцы впервые оно обнаружено греческим астрономом Гиппархом во втором веке до христианской эры, а в его научное изучение внес вклад средневековый арабский астроном Собит ибн-Курра ; приори- тет в обозначении дня весеннего равноденствия как начало нового года тоже принадлежит не им до них это сделали шумеры и вавилоняне. Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке цивилизаций Востока и Запада Турсон А. Аль-Бируни, говоря о древних праздниках иранских народов, отмечает два их рода: «Среди праздников есть такие, причиной которых являются дела мирские, а есть и такие, причиной которых являются дела веры» Абу-Рейхан аль-Бируни, 1957, с. Первым из мирских праздников аль-Бируни называет именно праздник весны -Нооруз - Навруз - Наурыз. История происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туран-цем Афрасиябом. Это легенда упоминается в Авесте Ард. Яшт 17:42 Авеста, 1998, с. Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца. Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков. На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв.

Также Навруз встречают в Китае и даже в Японии. С 2010 года Навруз был объявлен национальным праздником и в Грузии. Наурыз в Казахстане По традиции на праздник готовят наурыз-коже. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. Существует поверье: если ты отведаешь наурыз-коже в семи домах, то год для тебя будет счастливым. Наурыз-коже — традиционный весенний суп, который включает в себя семь обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено и молоко, то есть семь продуктов, олицетворяющих семь жизненных начал. Обязательным украшением стола также являются баурсаки и бешбармак. Проходят соревнования по национальной борьбе — кураш. Также проходят соревнования по тогыз кумалак и байге. Проходят соревнования по аудары-спекк, когда двое всадников берут в руки веревку и стараются вытянуть друг друга из седла. Навруз в Узбекистане Солнечный Узбекистан отмечает Навруз 21 марта. Но, как и полагается настоящему празднику, длится он не один день — веселье там продолжается в течение двух недель. Начиная с первого дня, на улицах страны проходят массовые гуляния, праздничные базары, скачки на конях, собачьи и петушиные бои. Что интересно, в Узбекистане в дни празднества выбирают хозяйку торжества — Бахор-ханум. Ей, как правило, становится красивая, работящая, веселая девушка, олицетворяющая весну. Еще один герой праздника — Дехкан-бобо — Дед-земледелец. Этой чести удостаивается почтенный аксакал. Также выбирается и Момоер — Земля. Узбекистан — страна, славящаяся своей богатой национальной кухней. На Навруз узбеки не жалеют угощений. Так уж заведено, что столы должны ломиться от еды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий