В 1969—80 годах построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт[4]. Реализация проекта второго этапа модернизации позволит увеличить мощность станции на 85,2 МВт, при этом суммарная мощность ДнепроГЭС составит 1610,6 МВт.
Неисчерпаемая энергия
Обеспечивает сквозное судоходство и даёт электроэнергию. Сегодня можно проехать по плотине, остановиться на видовых площадках на правом и левом берегу. Увидеть шлюзы с высоты плотинного моста. Пройти через шлюзы на экскурсионном кораблике. Плотина-дуга между правым и левым берегом Запорожская плотина — вид со стороны нижнего бьефа Плотина Днепрогэс — изюминка города Запорожье.
Плод гениальных решений советских и американских инженеров. Технический монстр, который поглотил красоту порожистой реки и дал начало большому городу. Днепрогэс стал заводом по выработке электроэнергии и памятником промышленного строительства. Плотина изогнулась дугой между правым и левым берегом недалеко от Запорожского порта.
Перегородила и создала водохранилище, разделив Днепр на «до» и «после». Водохранилище перед плотиной называют верхним бьефом. После плотины — бьеф нижний. Дуга плотины соединяет правый и левый берег.
Разница в уровне воды с двух сторон хорошо видна при проезде через ГЭС. Сегодня верхний бьеф выше нижнего на 36 м. Прежде разница уровней с двух сторон достигала 38,5 м. Небольшое сокращение перепада высоты произошло после строительства ещё одной плотины ниже по реке.
Плотина в Каховке подняла уровень воды на 2,5 м. Высота перепада 38,5 м сократилась до 36 м. Но даже сегодняшние 36 м впечатляют мощностью и видом. Глубина верхнего бьефа на фарватере достигает 60 м.
Здесь природная глубина на фарватере превышала 20 м. К природному глубокому руслу добавился уровень подъёма воды перед плотиной. Получился самый глубокий водоём в Украине — Запорожское водохранилище. Советы строят плотину кирками и лопатами Днепрогэс и распределительная площадка на левом берегу Плотина в Запорожье была построена в 1932 году.
Сроки её строительства заняли 5 лет. Учитывая большую роль ручного труда, стройка продвигалась семимильными темпами. Взрывались прибрежные скалы, поднимались донные отложения, лился ковшами бетон.
Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой «нормальное состояние». Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности».
Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении на следующей странице очень интерестные свидетельства очевидца стройки. В дополнение приведу выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде.
Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно.
Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал. Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей.
Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем. Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. На работу сюда принимали только "своих".
Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г. Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели, как на туземцев. Коммунистов в конторе было очень мало, и их иронически называли "товарищами". Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение".
Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая. На противоположной стороне — портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты — роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола — гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Выпили, пропели "Боже, царя храни".
Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам". В бараках, где жили строители, процветали пьянство и воровство Размах строительства поражал: в марте, когда стройка только начиналась, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, трудилось уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг по поводу закладки станции состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции. На нем присутствовали члены украинского правительства. Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы.
Механизмов было мало, хотя строительство Днепровской ГЭС считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную — грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей. Народ на стройке, как записывал Вейде, был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы. Все рабочие жили в темных бараках. Бригады пополнялись так стремительно, что не успевали строить новые бараки. Появились женщины, отмечает автор записок. Наряду с подготовительными работами по возведению гидростанции развернулось строительство жилья.
На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса. Для них был открыт магазин "Торгсин". Руководили стройкой специалисты высокого класса. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек. Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке.
Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли.
Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей.
За это время удалось вывезти значительную часть промышленных предприятий, которые прямо с колес восстанавливались в восточных районах страны. Последний эшелон с оборудованием покинул город 4 октября, и в этот день фашисты вошли в город. Оккупация города продолжалась два года, и политика немцев здесь ничем не отличалась от их политики во всех завоеванных городах. Массовые убийства местного населения, заключение их в концентрационные лагеря, вывоз молодежи на принудительные работы и, естественно, разграбление всего, что осталось. Не остался без внимания оккупационных властей и Днепрогэс. Используя подневольный труд местного населения, уже к октябрю они смогли заделать пробоину и частично восстановить работу станции. Относительно спокойная жизнь станции продолжилась до 1943 года. После окончания Курской битвы фронт начал двигаться на запад. Немцы не собирались оставлять противнику Днепрогэс целым и невредимым. Тактика «выжженной земли» коснулась и Днепрогэса. Повреждения были намного сильнее, чем при взрыве 1941 года. Из 49 быков плотины уцелело 17. Однако советским саперам удалось частично испортить провода и плотина была спасена от полного уничтожения. Восстановлением Днепрогэса занялись те же организации, что и строили его в довоенные годы. Оборудование вновь привезли из Соединенных Штатов Америки. Были изготовлены более мощные генераторы. Несмотря на прожитое время, станция продолжает оставаться символом гидроэнергетики, правда, теперь украинской. Ну а поскольку Ленин попал в список коммунистических символов, то станция теперь безымянная. Недавно мэр Киева Кличко, прибыв на место обрушения Шулявского моста, заявил, что мост немного устал.
Эта ГЭС стала второй по величине станцией в стране после Чарвакской. Источник: president. Об этом сообщает пресс-служба президента.
Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)
Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. В 2022 году мощность ДнепроГЭС достигала 1569 МВт, это наивысший показатель по Днепровскому каскаду. ДнепроГЭС самая мощная гидроэлектростанция, которая входила в единую энергетическую систему и обеспечивала более 10% суточного распределения электроэнергии, выполняя роль "пикового регулятора"", – сказал Рогов РИА его мнению.
Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции
Это мощность без малого 1600 мегаватт” — уточнил Рогов, слова которого передает РИА Новости. По его словам, ДнепроГЭС была самой мощной гидроэлектростанцией на подконтрольной киевскому режиму территории и обеспечивала более 10% суточного. Общая мощность Днепрогэс достигла 1,5 тысячи МВт. В 1939 г. Днепрогэс достиг проектной мощности 560 МВт.
ДНЕПРОГЭ́С
Веснин 1920—1930 годы И. Александров предложил вместо создания нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с гидроэлектростанцией сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВт. Высота плотины определялась не только расчётной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству. Комиссию по строительству возглавил Лев Троцкий , стоявший во главе начального выполнения проекта. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым.
Строительство станции началось в апреле 1927 года , первый агрегат был запущен в мае 1932 года , торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года. Днепровская гидроэлектростанция мощностью в 558 тысяч кВт была в то время самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией. Днепр, ставший судоходным на своём протяжении 2200 км и соединённый через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Чёрным морями.
Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности — возникли такие предприятия, как завод «Коммунар», Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья.
Кроме машинного зала повреждены мостовой переход и подкрановые балки. Ранее директор «Укргидроэнерго» сообщил, Днепровская ГЭС, являющаяся крупнейшей гидроэлектростанцией Украины, остановила работу после пожара и повреждений.
ГЭС наносят ущерб биоразнообразию. Проекты строительства ГЭС не учитывают климатических изменений, поскольку их трудно предсказать. С водохранилищами ГЭС связаны огромные выбросы парниковых газов. Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн. Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет. А вот разговоры о капитальной модернизации ДнепроГЭСа начали вести ещё в 80-е годы прошлого века. Но в то же время основательное строительство и модернизация шли по всей Украине — прощальный подарок неблагодарному потомству от Союза. В итоге на ГЭС только поменяли турбины. Во время этой урезанной модернизации специалисты, провели детальное обследование плотины. Были обнаружены множественные сквозные трещины шириной до 1,5 миллиметра. Также городской глава просил ускорить процесс выделения из резервного фонда кабмина денежных средств в размере 7,7 миллиона гривен для проведения первоочередных работ по ликвидации аварийного состояния. При этом добиться внятных ответов от украинских, впрочем, и некоторых российских, специалистов практически невозможно. В случае катастрофы на ГЭС определённо будет полностью затоплено Запорожье. В некоторых районах вода поднимется на 8-12 метров. Эта отметка будет удерживаться около 4-7 часов. Полный спад воды же ожидается только четыре дня спустя.
В «Укргидроэнерго» тогда призвали водителей отнестись с пониманием к временным неудобствам и планировать маршруты движения. Первая очередь ГЭС была построена в 1927-1932 годах. Ее 50-метровая плотина обеспечила повышение уровня воды в реке и позволила открыть сквозное судоходство по Днепру. Электростанция была полностью восстановлена к 1950 году. Ленина» при въезде на плотину была демонтирована в 2016 году.
Разрушение Днепрогэс лишает Украину электричества для маневров
Итог Удар 22 марта 2024 полностью вывел из строя ДнепроГЭС-2, большая часть генераторной мощности потеряна. Оставшаяся часть из-за повреждений вспомогательного оборудования и распредустройства не скоро сможет быть введена в работу. На снимках ДнепроГЭС-1 повреждения не заметны, но оборудование в машзале и за его стеной все же было частично повреждено. Тем не менее ущерб ГЭС-1 был нанесен незначительный, и после ремонта оборудования и восстановления воздушных линий связи с подстанцией ДнепроГЭС-1 возможно относительно быстрое возвращение ее в работу. Новостной сайт E-News. Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Первая очередь ГЭС была построена в 1927-1932 годах. Ее 50-метровая плотина обеспечила повышение уровня воды в реке и позволила открыть сквозное судоходство по Днепру. Электростанция была полностью восстановлена к 1950 году. Ленина" при въезде на плотину была демонтирована в 2016 году.
Славные 76 лет Но проект — полдела. А где взять механизмы , опытных строителей, какое оборудование устанавливать? В царской России вообще не делали гидрогенераторов, а тут надо было установить 8 штук по 72 мегаватта каждый! Сам Александров вначале думал устанавливать оборудование английских или немецких фирм. Оплата — частично золотом. И вот тут помог мировой экономический кризис. За выгодный заказ взялись американцы. Они предложили вообще построить ГЭС «под ключ». Не учесть огромный американский опыт было бы глупо, но нужно было готовить и свои кадры, поэтому Сталин принял соломоново решение : строим, вроде бы, сами, но под американским наблюдением. Американцев, желающих «наблюдать», было предостаточно , а за хорошую плату они работали ударно : 17 сентября 1932 года «за особо выдающуюся работу на ДнепроГЭС» шесть американских консультантов во главе с Х. Купером награждаются орденами Трудового Красного Знамени. Пуск первого агрегата ДнепроГЭС состоялся 1 мая 1932 года. Официально электростанцию открыли 10 октября 1932 года. Проектную мощность в 560 мВт электростанция набрала в 1939 году. К этому же году были введены в эксплуатацию и все заводы. Вначале все восемь турбин и пять электрогенераторов к ним были американскими, фирм «Ньюпорт Ньюс» и «Дженерал Электрик». Но уже шестой , седьмой и восьмой генераторы были изготовлены на ленинградской «Электросиле». Американское оборудование работало надежно, часть его работает и сейчас. А качество самой ГЭС, символа советско- американского сотрудничества, получилось и впрямь высоким. Ведь к моменту начала строительства, 1928 году , в мире произошло 72 плотинные катастрофы, в которых погибало до 10000 человек. При прорыве плотины в Сен — Френсисе, Калифорния, погибло 500 человек. А наша Днепрогэс, пережившая войну за время войны было уничтожено 32 из 49 «быков» плотины , разрушение и восстановление, работает уже 85 лет! Она и сегодня производит впечатление лёгкостью своей конструкции и изяществом линий, наша младшая сестра канадско — американских ГЭС. Далее, 760 метров — «канадская » водосливная плотина, к которой в 1974 — 1981 годах пристроена «чисто советская» ДнепроГЭС --2 мощностью 888 мегаватт.
О том, какие еще полторы тысячи! При непосредственной стройке Днепрогэса, Купер высказывал людям, которых он консультировал, свои замечания. Например, он считал, что при постройке электростанции недостаточны механизация работы, а также производительность труда рабочих. Также он критиковал безразмерные административные штаты, например, аппарат главного инженера, по его мнению, не имел аналогов во всей истории строительства гидроэлектростанций. По предложению советской стороны, предложенный американской консультационной фирмой Купера, был доработан. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс.
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…»
Гидроэлектростанцию мощностью 18 Мегаватт строят в Жуалынском районе Жамбылской области. После модернизации единичная мощность турбин возрастёт с 115 МВт до 122 МВт, средневзвешенный КПД достигнет 93,5%, а диаметр рабочего колеса увеличится с 6,8 до 7 м. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. В 1939 г. ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.
Рогов: вывод из строя Днепрогэса лишил Украину мощного источника энергии
Памятник Ленину и в ДнепроГЭС за ним Днепровская ГЭС и сегодня — один из важнейших объектов энергетики Украины, от которого зависит возможность оперативного снижения или увеличения мощности в энергосистеме страны. В состав всего гидроузла входят: здание ДнепроГЭС-2; здание ДнепроГЭС-1; бетонная водосливная плотина; щитовая стенка; глухая гравитационная плотина; ОРУ; работающий однокамерный и неработающий трехкамерный судоходные шлюзы. В период с 2006 по 2011 год ОАО «Турбоатом» модернизировал 6 агрегатов этой станции. На Днепровской ГЭС-2 функционирует 8 гидроагрегатов: 5 с турбинами поворотно-лопастного типа, 3 с турбинами пропеллерного типа. В дальнейшем планируется замена всех пропеллерных турбин на поворотно-лопастные. Установленная мощность станции к началу 2020 года составила 1553,8 МВт, при максимальном напоре 38,2 м.
В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: «Достаточно того, что он построил Днепрогэс». Сегодня Днепрогэс - это крупная гидроэлектростанция юга Украины. Станция была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 метров, высота - 60 метров, радиус дуги - 600 метров. Монтаж всего оборудования был завершен 16 апреля 1939 года. После запуска девятого гидроагрегата станция вышла на проектную мощность - 560 тысяч киловатт. На базе Днепровской ГЭС выросли заводы «Коммунар», листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года, после прорыва немецких войск в районе Запорожья, плотина ДнепроГЭСа была взорвана. Подрыв был произведен по указанию советского руководства, согласно распоряжению Генштаба. Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав волну, оборудование машинного зала было уничтожено.
Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А.
Лев Троцкий , к тому моменту лишившийся власти, отстаивал эту идею в рамках правящего Политбюро в начале 1926 года. В своем выступлении перед молодежным движением Комсомол он сказал : На юге Днепр протекает через богатейшие промышленные земли; и он растрачивает чудовищный вес своего давления, играя на старых порогах и ожидая, пока мы обуздаем его поток, ограничим его дамбами и заставим его освещать города, управлять фабриками и обогащать пашни. Мы заставим его! Плотина и ее постройки спроектированы архитекторами-конструктивистами Виктором Весниным и Николаем Колли.
Строительство началось в 1927 году, и электростанция начала производить электроэнергию в октябре 1932 года. Вырабатывая около 560 МВт, станция стала крупнейшей советской электростанцией того времени и третьей по величине электростанцией в мире после плотина Гувера , 705 МВт, и плотина Уилсона , 663 МВт, в Соединенных Штатах. Американские специалисты под руководством полковника А. Хью Купер принимал участие в строительстве. Первые пять гигантских электрогенераторов были произведены компанией General Electric. Во время второй пятилетки было смонтировано еще четыре генератора аналогичной мощности производства Электросила в Ленинграде.
Плотина Днепрострой на момент строительства была самой большой плотиной в Европе. Промышленные центры Запорожья , Кривого Рога и Днепра выросли за счет мощности станции, включая такие энергопотребляющие производства. Второй мировой войны и послевоенного восстановления во время Второй мировой войны , стратегически важная плотина и завод были взорваны в результате отступления войск Красной Армии в 1941 году после вторжения Германии в Советский Союз. Американский журналист Х. Никербокер писал в том году: Русские теперь своим разрушением большой плотины в Днепропетровске доказали, что они действительно хотят выжечь землю перед Гитлером, даже если это означает уничтожение их самого драгоценного имущества. Днепрострой был для советских людей объектом почти поклонения.
Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией. Стихия была окончательно подчинена, и ее силы поставлены на службу социалистическому обществу. Днепровская плотина существует, и подпертые ею воды Днепра приводят в движение крупнейшие турбины в мире. В мире плотины, равной по величине Днепровскому бетонному гиганту.
Заканчивая плотину в завершающем году первой пятилетки, страна строящегося социализма опережает на этом участке европейскую технику и становится на один уровень с лучшими образцами американской техники. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз, 1932 год "Днепровская плотина" - почтовая марка СССР 1932 года из серии "15-летие Великой октябрьской революции" ДнепроГЭС в 30-х годах При отступлении советских войск в начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка эвакуировать технику со всех энергетических заводов на Урал. Однако транспортировка оборудования с гидроэлектростанции «Днепрогэс» для конструкций таких огромных размеров была невозможна. Приказ об уничтожении электростанции отдал сам Сталин.
Взрыв в 20 тонн тротила пробил дыру длиной 135 метров, через которую вылилась ударная волна, вызвав затопление и разрушение прибрежной зоны. В конечном итоге река Днепр фактически замедлила дальнейшее продвижение немецких войск на южном участке фронта, и бои за мост под плотиной продолжались до середины сентября. К лету 1942 года немецким строителям удалось отремонтировать плотину и ввести в эксплуатацию часть гидроэлектростанции. Осенью 1943 года во время ответного движения Красной Армии во второй раз произошло управляемое разрушение Днепрогэса.
В отличие от ситуации 1941 года, целью было не частичное, а полное разрушение гидротехнических сооружений. В электростанции и в полостях плотины хранилось более 300 тонн взрывчатки различного военного назначения. Однако советским инженерам и десантникам удалось удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам. Памятник этим воинам впоследствии стал украшением плотины.
С января по август 1944 г. Реконструкция электростанции проходила в 1944—1950 годах. В 1946 году американская компания General Electric поставила новые генераторы мощностью 90 МВт вместо полностью разрушенных по сравнению с первоначальной стоимостью 77,5 МВт. Первый блок был введен в эксплуатацию в марте 1947 года, последний - в мае 1950 года.
Суммарная мощность электростанции увеличилась до 585 МВт. Последующая реконструкция проводилась с 1969 по 1980 год.
ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный
Пока вариантов на восстановление до конца войны не просматривается Бурштынская ТЭС - установленной мощностью 2 334 МВт часть блоков и до удара не работала и служила донорами для работающих агрегатов. Тем не менее, это была одна из крупнейших действующих ТЭС Украины. ДТЭК считает, что из оставшихся механизмов через несколько месяцев можно будет собрать 1-2 блока Ладыжинская ТЭС - установленной мощностью 1 800 МВт также до ударов частью её блоки были донорами для действующих агрегатов. Также по данным от источников есть шанс собрать один блок через некоторое время. Восстановление во время войны невозможно И две частично: Змиевская ТЭС - установленной мощностью 2 200 МВт Правда, станция повреждалась и ранее и на момент удара в строю в ней было всего 2 блока, которые по итогу остались целыми.
Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме. Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек. Взрывы в 1941 и 1943 годах При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек. Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы. Восстановление До возобновления работы ГЭС потребовалась колоссальная работа саперов. Около 8 месяцев, с января до августа 1944 году конструкцию освобождали от мин, бомб, снарядов. С 1947 года по 1950 год происходило постепенное включение гидроагрегатов. Новое оборудование, купленное у General Electric, было мощнее прежнего.
Источник: arx. Оборудование вновь привезли из Соединенных Штатов Америки. Были изготовлены более мощные генераторы. Несмотря на прожитое время, станция продолжает оставаться символом гидроэнергетики, правда, теперь украинской. Ну а поскольку Ленин попал в список коммунистических символов, то станция теперь безымянная. Днепрогэс в наши дниИсточник: wikimedia. Недавно мэр Киева Кличко, прибыв на место обрушения Шулявского моста, заявил, что мост немного устал. Эта фраза относится ко многим гидросооружениям Украины, в том числе и к Днепрогэсу. Наш объект тоже очень устал и требует скорейшей реконструкции. В 2019 году власти Запорожья запретили передвижение по плотине машин весом 25 тонн. Они считают, что это позволит оттянуть крушение дамбы в ближайшее время. Нужны деньги, нужны технические ресурсы, но где их взять, когда вся экономика страны переживает серьезный кризис. Все знают о письме запорожцев турецкому султану, но мало кто знает об их письме Адольфу Гитлеру.. Письмо освободителей Запорожья бесноватому фюреру. Октябрь 1943 г. Р-2964, оп. Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда был пущен первый агрегат. Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и учёных во главе с Глебом Кржижановским. Станция была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 м, высота — 60 м, радиус дуги — 600 м. Монтаж всего оборудования был завершён 16 апреля 1939 года. После запуска девятого гидроагрегата станция вышла на проектную мощность — 560 тыс. На базе Днепровской ГЭС выросли завод «Коммунар», заводы листовой стали, инструментальных сталей, алюминиевый, магниевый, ферросплавный, коксохимический, электродный. Полковник Хью Купер, главный консультант Днепростроя, на фоне плотины Днепрогэса.
Уже в 1943 году во время контрнаступления СССР немцы покинули Днепрогэс, предварительно взорвав ее с помощью 12 вагонов взрывчатки и десятка авиабомб. После окончания войны данный объект был реконструирован, а после распада Союза он стал важной частью энергетической системы Украины. Причем фактор непосредственной выработки электричества здесь не играет значительной роли. Среди всех объектов, которыми располагает Украина в данной сфере, именно Днепропетровская ГЭС являлась самой значительной», — отмечает он. Каждый раз, когда люди будут массово собираться на работу, возвращаться домой, напряжение на систему будет колоссальным. Выход лишь один — обеспечить веерные выключения света, что усилит социальное недовольство граждан», — подчеркивает собеседник. АЭС, например, не предназначены для обеспечения плавной выработки энергии во время часов особо высокой нагрузки. ТЭЦ также не могут длительно находиться в режиме бесконечных переключений: нужны часы на то, чтобы их механизмы пришли в норму после перепада температур», — уточняет эксперт. Двигатели, задействованные на этой станции, не выпускаются массово.