Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. В первой картине «Демон сидящий» (1891) скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона.
Обратите внимание:
- МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ «ДЕМОН». Художественное описание картины
- «Демон сидящий»
- Демон (сидящий)
- Мистическая сторона живописи М.Врубеля
- "Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшены в несколько раз, но это не смущало его; он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельным альбомом большого формата так впоследствии и произошло, но уже без участия художника. Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя... Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары — не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величия. Врубель "Люби меня" В иллюстрации «Люби меня! Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука — нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям.
Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
На свете существует только две силы: доллары и литература. Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. Это вовсе не означает, что родители не любят своих 20-летних или 30-летних детей. Но вот к соседскому «ребенку» они будут относиться уже по-другому. Конфликт был всегда и остаётся по сей день. Однако в данном случае это происходит не из-за недопонимания. Есть ряд причин, которые тревожат поколение X и даже приводят к зависти. Первая причина — молодость.
Родители, которым сейчас по 45-60 лет теряют своих родителей. Получается, что с одной стороны от «иксов» стоит смерть, а с другой — молодость. Они понимают: ещё пара десятков лет и их ждёт та же участь, но кто же позаботится и подаст стакан воды в старости? Ведь миллениалы чаще всего съезжают из отчего дома в другие города, редко приезжают в гости, а звонят и то раз в месяц. Действительно, «игреки» молоды, амбициозны, образованы, у них появляются свои семьи, им ещё жить и жить. Из-за осознания этого у поколения X зарождается чувство зависти, в котором им стыдно признаться даже себе. Вторая причина — обучаемость. Миллениалы с самого рождения быстро и легко впитывают новые знания. Они любопытны, дотошны, любят сверять информацию по нескольким источникам. Поколению Y без проблем даются иностранные языки, программирование, дизайн, маркетинг и так далее.
Они любят обучаться самостоятельно. Но жизнь диктует свои правила. Если раньше время размеренно текло, то сейчас оно неумолимо несется. Необходимо приспосабливаться к изменениям, что и делают весьма успешно «игреки». Третья причина — отсутствие мотивации. Но стоит сразу отметить, что речь идет об отсутствии стандартной мотивации, которая была и остается у поколения X: нет слова «не хочу», есть «надо». Работа, дом, семья — и вот ты уже полноценный человек и член общества. У миллениалов мотивация есть, но она другая. Родители обычно ее не понимают. Люди поколения Y долго определяются с целями в жизни, с расстановкой приоритетов, с выбором профессии и так далее.
Душа просит, глаза не боятся, а руки делают — это и есть привычная мотивация у «игреков». Поэтому они чаще, чем другие поколения занимаются любимым делом, которое приносит неплохие деньги. Но «иксы» не любят миллениалов и за странное отношение к работе. Четвертая причина — это смена места работы. Действительно, родители смотрят на своих 25-30-летних детей и возмущаются. Ведь практически все молодые люди часто меняют место работы. Пока они учатся в колледжах и ВУЗах, в свободное время подрабатывают в кафе и магазинах, после получения образования могут перейти в офис и сменить несколько мест за год. А иногда меняются не только места, но и область работы: гуманитарии берут курсы программирования, технари познают мир журналистики и медиа. Это нормально. Но самое главное для миллениалов — комфорт.
Уютный офис, удобное рабочее место, отсутствие дресс-кода, молодой начальник, который «в теме». Если такие условия не может предоставить ни один работодатель, то люди поколения Y отдают предпочтение фрилансу. Они были бы и рады свободно выбирать место работы по душе, но время было не то. Таких перебежчиков не любили. Пятая причина, почему не любят миллениалов — разрушение института семьи. Если раньше брачный союз был один и на всю жизнь, а развод порицался общественностью, то теперь «игреки» разводятся все чаще и чаще. Во-первых, парни и девушки женятся и выходят замуж ближе к 30 годам, а то и позже. Ранние браки распадаются после 3-5 лет совместной жизни по данным Росстата. Во-вторых, люди поколения Y предпочитают сожительство, а не официальную регистрацию отношений. В-третьих, миллениалы думают о детях в последнюю очередь, в приоритете карьера и самореализация.
Конечно, это все не нравится поколению X, у них были другие ценности. Также многие говорят, что не успеют увидеть внуков и понянчить с ними. Однако многие из «игреков» сами ощущают себя детьми, поэтому и не спешат заводить своих. Противостояние все еще продолжается. Это больше похоже на обычный конфликт поколений. Единственный способ примирения — понять и принять друг друга. В историю мировой литературы он вошел как автор знаменитой книги «Опыты» фр. Les Essais , в основе которой лежат его наблюдения за особенностями человеческого мировосприятия. Это сочинение оказало огромное влияние на становление жанра эссеистики и повлияло на развитие философии Позднего Возрождения и Нового времени. Вот 15 невероятно полезных цитат из «Опытов»: Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть.
Честный человек предпочтет скорее расстаться со своей честью, чем с чистой совестью. Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания. Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения. Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться. Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить. Они — наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, но я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им. Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде. Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи. Внешний облик сам по себе мало что доказывает, хотя некоторое значение ему придавать все же можно. И если бы мне пришлось кого-то бичевать, я бы гораздо сильнее хлестал тех злодеев, которые своим поведением нарушают обещания, начертанные, казалось бы, природой на их лицах: я бы жестче карал зло, скрывающееся за привлекательной внешностью. Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин. Это событие ознаменовало конец эпохи грандиозной театрализации рок-представлений.
В конце 60-х на сцене появляется молодая, непохожая на других группа, которая впоследствии перевернет жанр смелыми экспериментами и продолжит развивать психоделическое направление рока, созданное легендарными The Beatles. Pink Floyd были из нового поколения, считавшего, что рок не имеет границ ни как музыка, ни как шоу. Концептуальный альбом под названием «The Wall» был выпущен группой Pink Floyd 30 ноября 1979 года. Отношения между участниками группы на тот момент были накалены до предела, поэтому «The Wall» стал последней работой, записанной в классическом составе: Дэвид Гилмор, Ричард Райт, Ник Мейсон и Роджер Уотерс. С точки зрения структуры это — рок-опера, заглавными темами которой стали отчуждение и изоляция. Душевный упадок главного персонажа по имени Пинк начинается с потери отца во время второй мировой войны, далее усугубляется травлей со стороны школьных учителей и чрезмерной опекой деспотичной матери и, в конце концов, рушится его брак. Все это приводит к добровольному отчуждению от общества, символом которого становится стена. Аудитория росла в геометрической прогрессии и выходила из-под контроля, а мы становились коммерческим предприятием. Меня все больше огорчало, что зрители кричали все два часа вместо того, чтобы слушать нас», — Роджер Уотерс. В попытке продемонстрировать свое отстранение от раздражающей публики он придумал шоу «The Wall», но никто не предполагал, что этот перформанс станет одним из самых амбициозных и крупных за всю историю рок-музыки.
Однако не все участники были согласны с Уотерсом, в частности Ричарду Райту идея с возведением стены была не близка, он не хотел отстраняться от зрителей на концерте. Эта ситуация повлияла на его последующее увольнение из группы на этапе микширования пластинки. Он все же поехал в тур с группой, но уже в статусе сессионного музыканта. Мне нравились наши зрители, выстраивать между нами стену нелогично, зачем их отталкивать? Зачем так поступать? Сооружение стены занимало всю первую часть концерта, и постепенно музыканты становились не видны. После исполнения песни «Goodbye Cruel World» последний кирпич помещался на свое место, на этом заканчивалась первая часть.
К выставке, на которой впервые представлено больше трехсот работ Врубеля, The Blueprint составил краткую историю его главного шедевра — «Демона»: как картина в разное время становилась символом русской интеллигенции, сексуальной революции и просто безумной природы гениальности.
К этому моменту он вместе с Репиным, Шишкиным, Айвазовским и еще 14 лучшими художниками страны уже получил заказ от издателя Петра Кончаловского на иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. За «Демоном сидящим», которого он описывает в письмах родным, последуют «Демон летящий» и «Демон поверженный». Иллюстрировать поэму о любви падшего ангела и смертной девушки, выполненную в лучших традициях Байрона и Гете и над которой сам Лермонтов работал десять лет, Врубель решил из-за главного героя. Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго. И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М.
Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным».
Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован. Врач клиники Московского университета Марина Цубина пишет: «При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Знаменитый психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев поставит диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» «третичный сифилис».
Печали и демоны Михаила Врубеля
Для них то есть многих из нас более камерный вариант Русского музея — шанс увидеть вместе главные работы Михаила Врубеля. Зрителей не удивляют кураторскими решениями, разве что экспонаты размещены тематически: есть тревел-уголок «Испания», «Венеция», «Гадалка» , есть зал про демонов и их растительную предтечу «Сирень», есть сказочный период с «Царевной-лебедь» и многочисленными портретами музы-жены Врубеля Надежды Забелы. В четырех залах Корпуса Бенуа, ставших ради выставки ядовитых сиреневых и лазоревых цветов, даже в будний день множество зрителей, но билеты еще можно купить — и на ближайшие даты. Правда, туры с экскурсиями расписаны до июля, но аудиогид и наш краткий экскурс по хайлайтам вполне может стать ликбезом ради главного: встречи с работами Врубеля. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904. Холст, масло. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея. Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля.
С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником. Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее. Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету. Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп.
Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»?
Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину.
Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна. Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее. Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало.
Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой.
Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. У первого демон — это не создатель зла, а лишь его порождение, и Михаил Александрович это прекрасно понимает. Он пытается изобразить контраст цветов на холсте, чтобы каждый увидевший картину сразу и безоговорочно понял, где зло, а где добро. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля - это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Конечно же, каждый человек сам решает, что могущественней, и некоторые утверждают, что автор отдает предпочтение силам тьмы. Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Он сильный, мощный, уверенный, и по воле событий у него нет выбора. Герой должен созерцать происходящее. От этого он становится бессильным об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками. Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека. Суть «Демона» в творчестве Врубеля Сюжет, который нарисовал Врубель «Демон сидящий» , повествует о его усталости и бессилии. Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон — это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона. История создания картин «Демон» Картина, которую написал Врубель «Демон сидящий» , была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании - девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель — «Демон летящий». Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу.
«Демон летящий» (1899)
- Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
- Михаил Врубель – художник девятнадцатого-двадцатого веков
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля
«Демон сидящий» Врубеля
«Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект — многие ее не поняли и не приняли. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Пальцы рук крепко сцеплены между собой и вывернуты на внешнюю сторону. Ноги по визуальному ощущению скрещены и покрыты синей тканью. Таково видение Демона Врубеля. Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж. Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов.
Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца.
Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное.
Но, как бы то ни было, здесь присутствует некий договор. Если это действительно святой Вольфганг, то о нем записана такая легенда, почти история про Ивана-царевича, который стрелял из лука и нашел потом стрелу свою у лягушки. Вот он должен был построить церковь, и он метнул топор свой куда глаза глядят, чтобы построить церковь на том месте, куда он упадет. И вот топор этот, почти как в нашей русской народной сказке, упал на краю болота. И святой был в отчаянии от того, что нельзя на такой земле построить церковь.
И вот тут-то ему и явился дьявол и предложил свои услуги, но на условии, что душа первого человека, который войдет в эту новую построенную церковь, будет принадлежать ему. И вот они договорились об этом. Согласился на это условие святой Вольфганг, но по его молитве вошел потом в церковь первым не человек, а вошел волк. Как раз вы видите здесь справа фрагмент другого алтаря резного, где вот этот самый волк входит в церковь и ни с чем остается дьявол. Что там стало с душой волка, об этом история уже умалчивает. Та история, прототипом которой мог быть и святой Феофил, и отчасти и святой Вольфганг, который заключил договор с дьяволом, но дьявол оказался посрамлен в конце концов, — это все прообразы той легенды, которая возникает уже на излете Средневековья и эпохи Возрождения, легенды о Фаусте, которой посвящена позднее была и знаменитая поэма Гете, и оперы, и уже в XX столетии «Доктор Фаустус» Томаса Манна, и множество других произведений. Эта тема, конечно, была близка Врубелю: и та цена, которой дается познание, и то взаимодействие с демоническими силами, которое в данном случае становится здесь главным предметом, и, конечно, возможность снова прикоснуться к эпохе Средневековья, которая так была любима художником.
Алексей Викулович Морозов в своем особняке в Подсосенском переулке пригласил Федора Шехтеля, знаменитого мастера эпохи модерна, который отстроил ему этот готический кабинет вот вы видите на экране фотографию , с винтовой лестницей, с гномом, который сидит у подножия этой лестницы, со змеей, которая возвышается там на колонне наверху, с резными перилами этой лестницы. И вот наверху панно, созданное Врубелем. Они, как видите, не в том порядке здесь расположены, как ныне в Третьяковской галерее. В центре над дверью — это полет Фауста и Мефистофеля, сам Фауст в своей келье, Мефистофель и ученик Фауста Вагнер здесь он как юный мальчик, в поэме у Гете он скорее такой уже старый педант, консерватор. Образ Мефистофеля, конечно, во многом традиционный, оперный, примерно такой же, как Антокольский создал в своей знаменитой скульптуре. Она известна во множестве реплик и сегодня находится в самых разных музеях. То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо.
Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении. Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна. И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком. И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом. У ее ног маргаритки, символы ее красоты. Мы узнаем, конечно, в образе Маргариты, как и во всех женских образах Врубеля, образ его любимой жены Надежды Забелы. Позднее этот образ Мефистофеля повлиял, конечно, и на Шаляпина, который знаменитую свою роль сыграл на сцене театра.
Пожалуй, самое удивительное полотно из цикла панно для особняка Алексея Викуловича Морозова на тему Фауста — это «Полет Фауста и Мефистофеля». Создавалась отдельно эта картина, когда первые три длинных полотна были уже написаны. И не случайно вот эти форматы тоже напоминают форматы готических стрельчатых арок, бойниц древних монастырей и замков. Эта картина была написана уже в Швейцарии в 1896 году, в самый счастливый период, когда именно там, в Швейцарии, состоялось бракосочетание Врубеля и Надежды Забелы. И до сих пор представляет собой загадку, как совпали вдруг два разных образа, написанных независимо один от другого. Швейцарский художник Арнольд Беклин и его знаменитое произведение «Война». Она известна в двух вариантах.
Тот же самый год, как видите, дата совпадает. Как раз в Швейцарию отправился Врубель, чтобы сочетаться браком с Надеждой Забелой. А Арнольд Беклин в это время был в Италии, где и создал один из вариантов «Войны». Как видите, почти буквально композиции здесь совпадают. И если в картине Беклина это четыре апокалиптических всадника, которых связывают с чумой, войной, голодом и смертью, то другой совершенно образ у Врубеля, где мы видим коней, словно облака, несущимися по небесам, и именно вот эта небесная фактура облачная и создает здесь ощущение сказки и в то же время убедительности, когда на первом плане оказывается словно зацепившийся за колючки чертополоха конец плаща Фауста и шпора, той же звездчатой формы, что и цветы чертополоха, напоминает о тех звездах, куда мчатся Фауст и Мефистофель, чтобы разгадать загадки мира. Это та самая цель, ради которой заплатил свою высокую цену Фауст. Демон летящий и поверженный И целых 9 лет разделяют «Демона сидящего» и «Демона летящего».
Это 1899 год. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. Это как бы зачин, кульминация и трагический финал. Но при этом кульминация опять же очень необычная, потому что мы не видим здесь упоительного полета, даже такого, как только что мы видели у Фауста и Мефистофеля, когда они мчатся все выше и выше к облакам. Наоборот, этот полет очень трудный, он очень медленный, он очень тяжелый, словно продирается не сквозь воздух, а сквозь какую-то очень плотную среду здесь «Демон летящий». Что касается Даниила Андреева, который исследовал те миры, где живут различные демоны, то он пишет по поводу и «Демона поверженного», но можно это сказать и о «Демоне летящем», что отличаются эти миры как раз тем, что там очень плотная среда и при всей своей мощи, при всех крыльях, которые могли бы действительно понести высоко Демонов, они не могут развернуть там эти крылья, они сжаты со всех сторон этой средой. Так это или нет, но это ощущение есть, конечно, здесь, когда мы смотрим на «Демона летящего».
И в этом полете уже есть падение. Голова Демона здесь совершенно иная, чем видели мы в картине «Демон сидящий». Она уже словно наполнена тьмой. Она сама собой представляет сгусток тьмы, как и его черные крылья, как и тот плащ, который развевается за его спиной. Это отсутствие света — никогда не пишет Врубель тьму как самостоятельную сущность, это именно отсутствие света. И вот здесь, вероятно, именно это отсутствие света и создает то ощущение трагического падения, обреченности «Демона летящего», которую мы чувствуем, когда смотрим на эту картину. Если перевернуть «Демона летящего» вот здесь мы видим как раз перевернутый такой слайд , то уже очень хорошо видно, что это «Демон поверженный», то есть уже его падение предрешено.
И, наконец, «Демон поверженный», который особенную, трагическую роль сыграл в судьбе Врубеля. Об этом есть очень много воспоминаний, о том, как появился на выставке «Демон поверженный». Точнее, появился он на двух выставках: сначала он был выставлен в Москве, затем он переехал в Петербург, и там на выставке «Мир искусства» он был представлен. Сохранилось очень много свидетельств современников. Это и Надежда Забела, это и ее сестра Екатерина Ге, которая вышла замуж за сына художника Николая Ге, это Александр Николаевич Бенуа, лидер мирискусников, и другие художники. В частности, Бенуа говорит о том, как менялся образ Демона, что первоначально, как вы можете в этой цитате прочитать, в нем было что-то змеиное, в нем что-то было глубоко отталкивающее, что-то от слизня, что-то такое совершенно отвратительное. Но Врубель, который не мог оставить образ таким, переписывал его снова и снова, и образ стал тем, каким видим мы его сейчас.
По свидетельству Екатерины Ге, образ становился то страшным, то притягательным. То Врубель говорил, что Демон его взлетает — и действительно, всем, кто наблюдал этот процесс, казалось, что он сейчас вот-вот взлетит, — то он взглядывал так, словно живыми глазами, с полотна, что все буквально отшатывались в ужасе от картины. Этот процесс продолжался так долго, что в конце концов всем стало ясно, что что-то неладное происходит с художником. И Бенуа, в частности, пишет о том, что было полное ощущение, когда мы наблюдали за этим процессом, что Врубель видит того, кого он пишет, но образ от него ускользает. Демон словно издевается над ним: он то являет ему один лик, то другой, то он прячется. И этот процесс мучительный в конце концов привел к срыву, который закончился тем, что Врубель оказался в психиатрической клинике. До самого конца своей жизни, до 1910 года, когда то наступали просветления, то снова разум его погружался во тьму, он по-прежнему был во власти образа Демона, хотя последнее его произведение скорее связано с ангельскими образами, к которым он пытался обратиться от демонической темы.
И если мы посмотрим внимательно на тот образ, каким он сохранился сегодня картина находится в Третьяковской галерее , то здесь видно, насколько нарушает совершенно сознательно анатомию Врубель. В этом, кстати, его упрекали и Серов, который в прошлом, казалось бы, очень хорошо его понимал, и Остроухов. А Серов и Остроухов в это время были уже в совете Третьяковской галереи, и Врубелю было очень больно, что прошлые его друзья, особенно Серов, теперь его не понимают. И картина эта не была приобретена в Третьяковскую галерею именно из-за того, что эти анатомические неправильности бросались в глаза даже художникам. Но Врубель сам говорил, что он хочет как можно дальше отойти здесь от реальности и создать образ именно иного мира, каким он здесь нам и является. И тот свет, который мы видим на опаловом венце, горящем красками яркими на голове у Демона, здесь не внутренним светом горит, а это словно отраженный свет от тех закатных или рассветных красок, которые мы видим далеко в Кавказских горах. В данном случае Врубель даже использовал фотографию, он иногда прибегал к таким методам в своей работе, то есть фотографию, которую он использовал для убедительности образа, хотя иногда мог и вверх ногами, например, ее перевернуть, и тогда вот такой удивительный узор природы прежде всего он подчеркивал в картине.
И здесь вот эти павлиньи перья, которые рассыпались по всему ущелью, и горящий непримиримой злобой взгляд, который говорит уже о том, что образ становится совершенно иным, чем видели мы его в «Демоне сидящем». То есть если говорить обо всех трех образах главных картин Врубеля — «Демон сидящий»», «Демон поверженный», «Демон летящий», — то это как бы такие стадии нисхождения в бездну, когда мы видим его еще на пороге, когда мы видим его уже готового упасть и уже на самой глубине падения, на дне самой-самой глубокой пропасти, где все его тело изломано, но по-прежнему горят бунтом его глаза. И многие художники, многие писатели приняли в нем участие, принимались на этот конкурс и поэтические произведения.
В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.
С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой — безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон», — говорил Шаляпин. В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля — другого мы, пожалуй, не приняли бы. Через несколько лет, вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, им овладело мрачное лихорадочное возбуждение, появились первые симптомы надвигавшейся душевной болезни.
Он вновь обратился к образу Демона. Демон летящий. Он колебался — написать ли Демона летящим или поверженным. Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст «Демон летящий» 1899. Закрывая небосвод, дух изгнанья парит на тускло-серебряных крыльях над пропастями и кручами земли. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен. Такой Демон, какой ныне рисовался воображению художника, летел навстречу катастрофе, гибели: идея «поверженного» сама собой возникала.
Последняя картина врубелевской демонианы — «Демон поверженный» — относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст. Демон поверженный. Жесткая бескомпромиссность в преследовании цели изнуряла художника. Опустошал сам Демон — воплощение драматизма, конфликтности бытия.
Неустанно менялось выражение его лица. То он представал прекрасным и скорбным, со слезами на глазах, потом скорбь сменялась ненавистью и злобой. Наконец Врубель увидел «гранитное» лицо с гримасой на губах, драгоценное каменное сверкание глаз, светящуюся на голове розовую диадему и вытянутое птичье тело с окутывающими его и рассыпавшимися кругом павлиньими перьями сломанных крыльев. Пейзаж соответствовал ему: каменное ложе из острых скал и сзади сияющие вершины Кавказских гор.
Остроухов разрезал картон, и эскиз занавеса хотел отдать мне, но я и его пожертвовал галерее. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не приобрела у Врубеля его картины «Демон», находившейся на выставке «Мир искусства» в Петербурге, при жизни Врубеля. Но после смерти та же комиссия перекупила его в Третьяковскую галерею, заплатила в пять раз дороже, чем просил за свою картину Врубель. Врубель Врубель никогда не смотрел ничьих картин. Раз он как-то немножко похвалил меня, сказав: «Ты видишь краски, цветно, и начинаешь понимать декоративную концепцию…» Репину сказал как-то у Мамонтова в Абрамцеве, что он не умеет рисовать, он потом говорил: «Ну и странный человек этот Врубель».
Врубель окружал себя странными людьми, какими-то снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками. Врубель никогда не говорил о политике, любил скачки, не играл в тотализатор, совершенно презирал игру в карты и игроков. Но любил загородные трактиры и убогую харчевню, любил смотреть ярлыки бутылок. Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол.
Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок. Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил.
На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин. Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы.
Sorry, your request has been denied.
Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. 1. Демон сидящий, эскиз, 1890 2. Демон сидящий, 1890. Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля. К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос. В первую очередь это связано с созданием главного шедевра художника картины «Демон сидящий» (1890). Интерес к образу Демона возник еще в университетские годы, когда Врубель систематически и глубоко занимался философией. Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
"Демон"В 1885 году Врубель возвращается в Киев. Демоны не оставляли Врубеля в покое, и спустя годы он вновь и вновь будет возвращаться к этой теме. В 1899 году он пишет «Демона летящего»: картина не была окончена, но на ней просматривается похожий андрогинный облик, как на «сидящей» версии. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова.
Между ангелами и демонами
Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Эксцентричный живописец Автор картины "Демон сидящий" - М. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние. В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.
Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный".
Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия.
Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски. По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы.
Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге. Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий".
Врубель написал эту картину в 1890 году. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами.
В Одессе задержались надолго.
Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.
Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В.
Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В.
Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто. В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику.
Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной. Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника. Врубеля убил сифилис, которым он заразился в борделях Одессы, пытаясь забыть любовь к Эмилии Праховой. Это было настоящим чудом, что он прожил полноценную, долгую жизнь и подарил миру свои работы.
Последняя картина «Демон поверженный» 1902 написана на последнем этапе творчества художника. Непонятно, сломила ли его окончательно эта работа, или же наоборот только она и его и спасала. Но с «Демоном поверженным» Врубель не расставался. Даже, когда работа была выставлена на выставке «Мира искусства» художник приходил, чтобы продолжать над ней работать. Бенуа писал: «Каждое утро до 12 часов публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот становился все более фееричным». Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». Болезнь неизлечима. Теперь он большую часть времени проводит в больницах, посвящая все свободное время зарисовкам лечащих врачей. Удивительно, но его фантастические сюжеты становятся для него менее привлекательными. В 1903 году новый страшный удар — смерть сына. С тех пор Врубель больше не выходит из больницы.
Печали и демоны Михаила Врубеля
известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. 2877живопись Михаил Врубель символизм художник. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Демон летящий (1899). В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины.