Это четвертая часть рассказа про Александра Македонского. Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323.
Установлена причина смерти Александра Македонского
Завоевания Александра Македонского (все части) // Маховик Истории | Имя Александра Македонского навеки вписано в анналы мировой истории. |
Ученые раскрыли тайну смерти Александра Македонского // Новости НТВ | История жизни Александра Македонского. |
Тайна гробницы Александра Великого
Александра III Македонского в европейской историографии часто ещё именуют Александром Великим. АЛЕКСАНДР Македонский, также известный как Александр III Македонский, унаследовал трон от своего отца в юном возрасте время Александра Македонского. Философ Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Аристотель привил ему любовь к гомеровской «Илиаде», истории троянских воинов. Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века.
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Александр остался в памяти народов величайшим правителем, которому потом подражали многие. Хотя держава Александра Македонского распалась, но в результате ожесточённых войн греческий мир и многие страны Древнего Востока оказались объединены. В истории Древнего мира со времени начала похода Александра началась эпоха эллинизма. Воины Завоевания Более 70 городов Александр назвал в честь себя.
Александр принимал непосредственное участие в возвращении тел, павших в Грецию, за что получил высшую похвалу от отца.
Македонский в шлеме Геракла Размолвка с отцом Во время политического кризиса в Македонии отношения царя с сыном окончательно испортились. Филипп развелся с матерью Александра, затем вновь женился на племяннице известного полководца Клеопатре. На свадебном торжестве юный Александр повздорил с отцом, в глубине души понимая, что не стоит ждать добра от мачехи, которая будет настраивать отца против него. Македонский сбежал в Иллирию, пытаясь скрыться от ищеек отца.
Он тайно вывез мать, отправив ее на родину в Эпир. Спустя год Александр помирился с Филиппом, вернулся жить в Македонию. Мир между отцом и сыном был недолгим. Вскоре юноша созрел для женитьбы.
Отец не одобрил выбор сына, запретив брать в жены дочь царя Карии. Филипп разозлился на Александра, решил отнять у него самое дорогое. Царь выслал из Македонии всех близких друзей Александра, без права возвращения на родину. Наладить отношения мужчины не успели.
На свадьбе дочери Клеопатры царя хладнокровно убили. Во главе Македонии После смерти отца на престол взошел Александр, хотя претендентов было немало. Дружба с царскими подданными, великими полководцами сыграла Македонскому на руку. Греция молниеносно отреагировала на смену власти.
Крупнейшие греческие города отказались признавать господство Александра, ссылаясь на его неопытность. Юноша ответил на непослушание приказом отправить в Грецию многочисленную армию карателей. Правители Греции испугались, пошли на уступки, и гегемония Македонии вновь была признана. Александр вычислил всех врагов покойного Филиппа, причастных к убийству.
Он приказал казнить всех. Следующим нововведением нового царя стала отмена налогов, что моментально повысило его рейтинг в глазах жителей Македонии. На севере страны происходят восстания варварских племен, которые Македонский с легкостью подавляет. Походы Властолюбивый Македонский давно помышлял о походах на Азию.
Он хотел убить двух зайцев — продолжить дело отца, отомстить за поруганные персами греческие святыни, затем подчинить себе Азию, расширив свое влияние на весь мир. Александр набирал в армию опытных солдат, задаривая их деньгами, соблазняя несметными богатствами после победы. В Македонии царь оставил полководца, отвечающего за сбор армии на подмогу солдатам. Главной задачей Македонского было придерживаться быстрой тактики боя, сметать все на пути и быстро передвигаться дальше, захватывая как можно больше территорий.
Невиданная слава Многие страны Ближнего Востока Македонский подчинил себе практически без боя. У реки Граник Александру удалось разгромить 60-тысячное войско персов. Эта победа подарила македонцам господство над Малой Азией, а Александр вошел в историю, как непобедимый правитель.
В том же году города Средней Греции попытались восстать против Македонии, но Александру удалось усмирить мятежников. Весной следующего года греко-македонская армия под командованием Александра переправилась в Малую Азию и развязала войну с Персией. На реке Гранине македонцы разбили персидское войско.
После этого армия молодого царя быстро заняла малую Азию. В 333 году до нашей эры персидский царь Дарий III совершил попытку разбить греко-македонские войска при Иссе. Однако, несмотря на огромное численное преимущество персы были разбиты. Александру удалось захватить все порты восточного побережья Средиземного моря. В последующие два года армия под командованием Александра заняла Египет.
По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться.
В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab.
IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра. Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14.
Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа. Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене. Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия. Он сам верил в невидимый, высший порядок вещей и придавал значение предзнаменованиям и изречениям оракулов.
Но еще чаще Александр прибегал к народному суеверию, как к средству для достижения таких целей. По этому же самому побуждению, он позволил назвать себя сыном Юпитера Амонского, стараясь в то же время связать греческие идеи о полубогах с восточным обыкновением смешивать все великое и могущественное с представлениями о сверхъестественном и божественном 40. Историк Вебер замечает, что «желая возвысить величие царского сана и находя необходимым ввести одинаковые монархические учреждения по всей державе, Александр, исполненный мысли о своем божественном призвании, издал постановление, чтобы греческие государства воздавали ему божеские почести. Это было первым шагом к тому, чтоб отнять у ослабевших греков их демократические учреждения, отжившие свое время, и сделал Грецию областью великого царства. Александр хотел поставить греков в такие же отношения к себе, в каких были покоренные им народы Азии. Он хотел, чтоб и греки признавали его своим царем. Афиняне понимали, что требование божеских почестей имеет этот смысл и хотя им не нравилось требование, налагавшее на них печать формального порабощения, но сам Демосфен посоветовал народу не отказывать могущественнейшему царю в исполнении его желания, и народ согласился. Пример афинян оказал решительное влияние на остальную Грецию. Даже в Спарте было принято постановление, высказанное в лаконической форме: «если Александр хочет быть богом, то пусть будет богом».
Сообразно этим решениям были отправлены в Вавилон послы воздать почести новому божеству 41. По словам историка Иегера, посещение Александром Амонова храма служить доказательством проницательности Александра и того умения приспособляться к воззрениям египтян, какими не обладали ни персы, ни вообще восточные завоеватели. Древнее святилище, воздвигнутое в оазис, окруженное густою рощею высоких деревьев, и самый оазис с его селениями, его крепким замком и священным источником, — давно уже были известны грекам; местным жрецам, обитателям этого уединенного оазиса, не в диковину были греки-путешественники, заглядывавшие изредка в этот источник египетской мудрости.
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
Александр Македонский – царь Македонии, один из величайших полководец в истории и основатель мировой империи, распавшейся после его кончины. Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке. Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Почти сразу после смерти Александра Македонского его государство распалось: разные части отошли диадохам — полководцам царя.
Биография Александра Македонского
Сверхчудо света или загадки Александра Македонского | Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов. |
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ | сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382—336 гг. до н.э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпии, дочери царя Эпира. |
8 малоизвестных и спорных фактов об Александре Македонском, который покорил полмира | До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно. |
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ
Сверхчудо света или загадки Александра Македонского - История - - Паранормальные новости | Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма. |
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) | Энциклопедия Кругосвет | Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. |
Взлет и падение империи Александра Македонского — Офтоп на | За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории. |
Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена
Исследователи из греческого университета Аристотеля выяснили, что Александра Македонского погубило пристрастие к тяжелой пище и алкоголю. Один из самых знаменитых правителей и полководцев в мировой истории, Александр Македонский, создал поистине огромную империю, раскинувшуюся на половину известного тогда мира. Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века.
Завоевания Александра Македонского (все части) // Маховик Истории
Имя Александра Македонского навеки вписано в анналы мировой истории. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Это была первая и единственная победа над войсками полководцев Александра Македонского за всю историю его похода на Восток. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход.
Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
Александр остался в памяти народов величайшим правителем, которому потом подражали многие. Хотя держава Александра Македонского распалась, но в результате ожесточённых войн греческий мир и многие страны Древнего Востока оказались объединены. В истории Древнего мира со времени начала похода Александра началась эпоха эллинизма. Воины Завоевания Более 70 городов Александр назвал в честь себя.
В одной из хроник описан случай, когда царь, только что совершивший стремительный, трудный переход к Тарсу, решил искупаться в студеных водах местной горной речки. Едва выйдя на берег после купания, Александр упал без сознания и не мог прийти в себя более суток.
После этого у него несколько дней была невнятная речь и он плохо держался на ногах. Похоже на инсульт? Лечили ли полководца? Наверное, как-то лечили. Врачеватель по имени Филипп давал Александру какое-то снадобье, поднявшее того на ноги.
Могли ли этот гипотетический инсульт оставить последствия? Очень даже мог. Тем более, что и после этого происшествия царь отмахнулся от советов врачей и продолжал баловаться вином. Малярия, тиф, лихорадка: версии ученых Одна из наиболее распространенных гипотез гласит, что причиной смерти Македонского стала малярия, которой он заразился во время похода на Индию. Симптомы, описанные в летописях, вроде подходят.
Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии. Спустя 2 года в 334 до н. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр совр. Дунай в Европе до реки Инд в Индии. Александр имел трёх законных жён бактрийская княжна Роксана, дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. Но умер Александр не от ран, а от затянувшейся лихорадки неясного генеза 10 или 11 июня 323 до н. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками диадохами.
Юность[ ] Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Равнодушный к богатствам, он неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. Его любимой книгой был героический эпос «Илиада» Гомера. Под влиянием Аристотеля Александр также ценил и уважал философов, интересовался греческой литературой. Он не проявлял интереса к женщинам см. Плутарх о характере Александра: «Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать». В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов.
А спустя 2 года в 338 до н. Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии. Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию к свадьбе родной сестры Клеопатры с эпирским царём Александром Молосским. Во время свадебных торжеств в 336 до н.
Сама Олимпиада прославилась еще и тем, что была постоянной участницей религиозных оргий в честь Диониса.
Плутарх писал о ней: «Олимпиада ревностней других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски». Источники рассказывают нам, что во время шествий она несла в руках двух ручных змей. Излишняя любовь царицы к пресмыкающимся и холодное отношение между ней и супругом породили слухи, что настоящим отцом Александра был вовсе не македонский царь, а сам Зевс, принявший форму змеи. Город за науку В Александре еще с детства видели талантливого ребенка, его с ранних лет готовили к трону. Наставником будущего македонского царя был назначен Аристотель, который был приближен к царскому двору. Чтобы расплатиться за обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и находившихся в рабстве граждан.
Непобедимый и тщеславный Начиная со своей первой победы в 18 лет, Александр Македонский никогда не проигрывал битв. Его военные успехи довели его до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою. Центральное место боевой силы Александра занимала 15000-тысячная македонская фаланга, воины которой шли на персов с 5-метровыми пиками — сариссами. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня — Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане.
Стать богом Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте город Александрию в дельте Нила, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне, к жрецам египетского верховного бога Амона-Ра, который уподоблялся греческому Зевсу. По задумке, жрецы должны были признать в нем потомка бога.
История. 5 класс
makedonskii. Став македонским царём в 336 году до нашей эры, Александр убил всех других претендентов на трон, за исключением своего брата Арридея, страдавшего слабоумием. И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна. Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Фигура Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.), правителя Македонии и Древней Греции, а затем мировой империи, привлекала внимание во все времена.
Сообщить об опечатке
- Ученые раскрыли тайну смерти Александра Македонского
- Учителем Александра Македонского был Аристотель
- Александр Македонский | Русский след
- АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ
- Буря в пустыне: как Александр Македонский победил при Гавгамелах
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
Локализация города Зариаспы вокруг этого города раскручивается цепь событий, связанных с противостоянием Александра и Спитамена всегда была проблематичной, и со времен античности авторы считали это наименование дуплетом названия города Бактры. Однако недавний анализ источников показал, что в действительности под названием Зариаспа скрывается Самарканд-Мараканда. Соответственно, приняв эту идентификацию, мы понимаем, что именно в Самарканде разворачивалось подавляющее большинство действий Спитамена, и, даже если источники не говорят о его статусе, можно сделать вывод, что на момент прибытия Александра в Самарканд Спитамен, вероятнее всего, был сатрапом Согдианы. Тот факт, что Александр, переполненный недоверием, лишил его власти в Мараканде после пленения Бесса под Шахрисабзом, без сомнения объясняет причину восстания Спитамена. Фото Клода Рапэна Спитамен сохранил часть своих союзников, в том числе несколько согдийских правителей и их войска, в состав которых входили отряды всадников, укомплектованных кочевниками, — скифами и дахами. К югу от Окса, как представляется, Александр не встретил никакого сопротивления, в частности, потому, что ему удалось практически сразу же подчинить себе губернатора Бактр Оксиарта, отца Роксаны и первого среднеазиатского правителя, покинувшего Бесса. В заключение скажем, что именно из-за Спитамена и того важного статуса, которым он располагал по отношению к другим правителям региона, Александр так надолго застрял на территориях к северу от Окса. Есть мнения, что вышеупомянутый Фарасман просто морочил голову Александру и рассчитывал на гибель его войска в пустынях вокруг Арала и Каспия. Мы знаем, что зимой предыдущего года он укрывал в своем доме Спитамена, воззвавшего к нему о помощи, но впоследствии, очевидно, отказался взять на себя ответственность в ходе разразившегося кризиса с Александром.
Хорезмийское городище Топрак-Кала времен царя Фарасмана. Фото с сайта Traveluzb. Географические описания, созданные спустя столетия после смерти Александра, очень часто не имеют ничего общего с реальностью. По словам Квинта Курция, сатрап Хорезмии, области, описанной как находящейся по соседству с массагетами и дахами, просто отправил к Александру своих посланников. По словам же Арриана, сатрап сам лично прибыл в Самарканд, где он, как непосредственный сосед Колхиды и царства амазонок, предложил Александру сопровождать его в походе к Черному морю, чтобы покорить народы этого региона. Эта странная географическая конфигурация, представляемая древними источниками, возможно, связана с путаницей, возникшей между двумя Фарасманами: один Фарасман был из Хорезмии, другой Фарасман был во времена римского императора Тиберия в I веке нашей эры царем Иберии Кавказской, географически прилегающей к землям Колхиды и амазонок. Подобное описание было бы невозможно, если бы авторы не имели перед глазами соответствующую географическую карту. Географические карты в эллинистическую эпоху были еще очень далеки от какой-либо унификации.
В дополнение к известной карте Эратосфена должны были также существовать и другие карты, более или менее фантазийные, но созданные для того, чтобы историки и их читатели могли лучше понять географию «Востока» вдоль всего маршрута Александра. Ошибками этих карт была путаница между Сырдарьей-Яксартом и Доном, который греки называли Танаисом, и Гиндукушем, который неверно определялся как Кавказ. Подобная путаница опиралась также и на писания пропагандистов и более поздних историков Александра, которые, чтобы подчеркнуть величие и непобедимость македонского завоевателя, ставили в параллель поход Александра на «Восток» и греческие мифы о Геракле и Дионисе, чтобы показать, что герой-завоеватель может соперничать с богами, чьи истории были связаны с реальным Кавказом. Визит королевы амазонок к Александру. Ее автор раздул все ошибки до такой степени, что, согласно его интерпретации, Александр в ходе своего похода пересек настоящий Кавказ между Черным и Каспийским морями. Оказавшись севернее горного хребта, Александр якобы повернул налево, пройдя через Бактрию, которую автор карты, вдохновляющей, в частности, Квинта Курция, считал протянувшейся по соседству от Понта Черное море , чтобы добраться до Танаиса, где и столкнулся с так называемыми «европейскими» скифами, так как если бы он был действительно на севере от Черного моря. Эти скифы якобы отговорили Александра от плана пересечения реки, потому что, по их словам, в их тылу были сарматы, затем Фракия, рядом с которой уже начиналась Македония. Поэтому, выступая с берегов Танаиса, эти «европейские» скифы могли бы легко взять Македонию с тыла.
Это описание, корни которого восходят к фантазийной карте, конечно же, является выдумкой; даже если многие читатели истории Александра верили этой версии, нам ясно, что скифы за Сырдарьей не могли знать географию Македонии и разрабатывать детали наступления, которое должно было разворачиваться за Каспийским морем. Более того, эта же воображаемая география повествует об эпизодах, напрямую вышедших из греческих мифов, а именно о встрече Александра с амазонками и аримаспами мифический одноглазый народ на крайнем северо-востоке древнего мира и о посещении скалы, к которой был прикован герой Прометей, подаривший людям огонь. Безусловно, никакие положения этой географии нельзя принимать на веру и интерпретировать как реальную данность. Соответственно, даже если для нас остается непонятным, действительно ли Александр думал достичь Танаиса, нам ясно, что он никак не мог перепутать Гиндукуш с Кавказом. Поэтому мы не можем строить пустые догадки по поводу того, собирался в действительности или нет Фарасман, как Иван Сусанин, завести на погибель армию Александра в пустыни Аральского моря. Так, в частности, они дают не больше информации, чем ахеменидские источники, по поводу границ областей Средней Азии, особенно Бактрии и Согдианы. Начиная с XIX века большинство ученых считают, что граница между Бактрией и Согдианой проходит по Гиссарскому хребту, у Железных ворот; исходя из этого, они определяют регион к северу от Амударьи Окса сконструированным наименованием «Северная Бактрия». Сегодня это положение стало аксиомой для многих археологов.
Согдийские Железные ворота рядом с Дербентом. Фото и план Клода Рапэна Однако я хотел бы показать, опираясь на наше новое атрибутирование наименований крупных рек, что Согдиана в ахеменидскую и эллинистическую эпохи занимала иную территорию, и линия границ должна быть прочерчена иначе. Северная граница Согдианы традиционно располагается вдоль реки Сырдарьи; однако фактически в одном из своих сегментов она совпадает с районом ворот Тамерлана близ Джизака. Это означает, что область Уструшана, лежащая между Джизаком и Сырдарьей, должна быть идентифицирована не как согдийская область, а как «скифская», наследница одной из ахеменидских сатрапий Скифии Саки хаумавагра , располагавшейся внутри границ персидской империи. Что касается южной границы Согдианы, то здесь ситуация еще более проблематичная: вопрос о ее расположении вплоть до сегодняшнего дня является яблоком раздора для исследователей.
Македонцы со свойственной им решимостью выкрали останки племенного вождя, заменив их трупом греческого наемника из Спарты. Гроб отвезли не в город, где Александр появился на свет, а в Эги - древнюю столицу с некрополем первых царей Македонии. По племенным обычаям труп сожгли на большом костре. Греческая легенда гласит, что знаменитая античная обольстительница из рода Птоломеев - Клеопатра, промотав золотой фонд державы на украшения, пиры и другие царственные излишества, в конце концов решила залатать дыру в государственном бюджете и выбрала весьма крайнюю меру. По приказу царицы придворные приспешники тайно извлекли из мавзолея саркофаг Александра Великого, переплавили золото на слитки и пустили в оборот через римских купцов.
Саму же мумию завоевателя переложили в кедровый ящик: раскрасили его и... Быть может, в тайный семейный склеп Птоломеев, а может быть, и в какое-либо другое место. Судя по обилию легенд, слухов и личных мнений античных историков о местах захоронения Александра, у Птоломея I и его потомков были какие-то причины прятать и даже перепрятывать саркофаг. Время было беспокойное, случались народные восстания, набеги претендентов на Египет. Точные сведения растаяли в потоке времени, но вот одна из арабских легенд утверждает, что на западной окраине Александрии сейчас там жилой массив Беб Аш-Шарки было большое греко-римское кладбище. Там будто бы после многочисленных перезахоронений и упокоился завоеватель Египта. Над его могилой возвели две стелы с перечислением завоеванных им стран и заслуг перед Македонией. Перезахоронили его в эпоху римских завоеваний долины Нила. В 1652 году эту версию записал пилигрим из Афонского монастыря. В начале XIX века французские археологи искали эту стелу, но не откопали.
Сейчас там и копать нельзя. Тем не менее, многие историки сходятся во мнении: гробницу великого царя следует искать в Египте — стране, в которую Александр пришел не как завоеватель, а как освободитель. Мечеть Наби Даниэль, Александрия В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниэль пророка Даниила в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. Сенсация долго кочевала по газетам, но учёные собрались с визитом в эту мечеть лишь через три года.
Естественно, они ничего не нашли, но приписали отсутствие саркофага проискам арабов, якобы перепрятавших древнюю мумию. Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниэль спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г.
И это речь идет об официальных экспедициях, количество неофициальных раскопок еще больше. В 1850 году появилось предположение, что тело Александра Македонского лежит под александрийской мечетью Эль-Наби Даниель. Ходили слухи, что некий Амбруаз Скилицис проник в его подвалы и нашел старинную дверь, изъеденную червями. За ней, якобы, лежал стеклянный гроб и тело с золотой диадемой на голове. После этого заходить в склеп ему запретили но, скорее всего, это просто байка.
Мечеть Эль-Наби Даниель Более современная версия гласит, что тело Александра Македонского лежит в оазисе Сива, который расположен в Египте, в 50 километрах от границы с Ливией. В рамках одной из экспедиций там был подземный проход с артефактами времен Македонского. Археолог Лилиана Сувалтзи была уверена, что это та самая гробница, однако власти Египта запретили проведение раскопок. Возможно, гробница Александра Македонского лежит где-то под Александрией. Но раскопки там осложнены тем, что руины древнего города лежат под современными улицами. Обычно исследования ведутся во время строительства дорог и зданий, когда поверхностный слой земли раскрывается. Археологи также ведут работы под водой, потому что часть древней Александрии затоплена из-за землетрясений и других природных явлений. Все любители науки и технологий уже подписались на наш Дзен-канал.
Центральным элементом боевых сил Александра Великого была 15-тысячная македонская фаланга. Её подразделения сдерживали вооружённых мечами персов шестиметровыми пиками, называемыми сарисса. Македонский назвал в свою честь семь десятков городов, а один даже в честь своей лошади. Честолюбие Александра Македонского не знало границ. Александр безусловно страдал манией величия, но положа руку на сердце, имел на это полное право. Он был гением, считавшим себя богом. Македонский любил называть завоёванные города в честь себя любимого. Так образовалось множество Александрий, самая известная из которых была основана в устье Нила в 331 году до нашей эры. Сегодня это второй по величине город Египта. По другим Александриям можно проследить путь следования его войска через территорию современной Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. Недалеко от места битвы на реке Гидасп - самой дорогой победы его индийской кампании, Александр основал город Буцефала. Город был назван царём в честь его любимого коня, который был смертельно ранен в той битве. Александр полюбил Роксанну, одну из своих жён, с первого взгляда. После захвата в 327 году до нашей эры Согдийской скалы, неприступной горной крепости, 28-летний Александр осматривал своих пленников. Внимание полководца привлекла Роксанна, дочь-подросток бактрийского дворянина. Вскоре после этого во время традиционной свадебной церемонии король разрезал буханку хлеба своим мечом пополам и поделился ею со своей новой невестой. Александр богоподобный. Таким Александра Великого изобразили в Голливуде. Там историк рассказывает, что от кожи Александра исходил «приятнейший запах», и что «его дыхание и всё тело были так благоуханны, что отдавали аромат одежде, которую он носил». Эти обонятельные живописания были частью традиции, начатой ещё при жизни Александра, приписывать богоподобные атрибуты царю-завоевателю. Сам Александр открыто называл себя Сыном Зевса во время визита в Сиву в 331 году до нашей эры. После победы над персами Александр стал одеваться как они.