В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона. перемотайте на четырнадцатую минуту. В первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона.
Присоединяйтесь к нам
- Воспоминание чуда святого Феодора Тирона в Никольском храме Димитровграда
- Присоединяйтесь к нам
- Чудо великомученика Феодора Тирона
- Житие святого великомученика Феодора Тирона
ЧУДЕСА св. ФЕОДОРА ТИРОНА. Как появилась традиция освящать в первую неделю Великого поста коливо?
Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Когда эта новость дошла до легиона, в котором служил Феодор Тирон, юноша открыто выразил протест своему военачальнику Вринку. Чудо святого Феодора. Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Чудо Святого Феодора Тирона о змие.
В пятницу первой седмицы поста Церковь совершает воспоминание чуда мученика Феодора Тирона
Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма. Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход. Кроме того, «Приход. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество.
Патриарху было незнакомо слово, употребленное святым Феодором для обозначения этой пищи. Впоследствии выяснилось, что именно так называют разваренную пшеницу земляки святого Феодора в Малой Азии. Эта деталь служит веским аргументом в пользу подлинности этого события, которое и послужило причиной возникновения обычая освещать коливо на первой седмицы Великого поста сегодня в наших православных храмах его освещают и раздают в пятницу, после литургии Преждеосвященных даров.
Надо сказать, что для современного «постхристианского» менталитета характерно сомнение в подлинности подобных чудес, в которые издавна верит церковный народ. И это при легковерности по отношению к чудесам экстрасенсов и колдунов. Но такие чудесные события, связанные с явлением усопших, происходят и в наши дни.
Помощь святого Патриарха Тихона Иеросхимонах Валентин Гуревич у мощей святителя Тихона Я могу засвидетельствовать, например, два подобных случая. Это было несколько лет назад, когда я дежурил у мощей святого Патриарха Тихона он был избран Патриархом в 1917 году, впервые после восстановления патриаршества в России, и пострадал во время развернувшихся гонений на Церковь — Ред. Люди, которые приходили к святителю, исцелялись от болезней.
Причем чаще всего от онкологии — Патриарх как бы «специализировался» на этом заболевании. Был такой случай — подходит интеллигентная женщина, похоже, учительница. Говорит мне: «Мы с мужем и не собирались в ваш монастырь, ехали мимо, но решили заглянуть в книжную лавку, и там я увидела изображение старца, который явился мне во сне и сказал, что он меня исцелит.
А я серьезно больна, состою на учете в онкологическом диспансере. Нам объяснили, что нужно пойти в Большой собор и взять масло от мощей святителя Тихона». Мощи святителя Тихона Другая женщина пришла и спросила: «Правда ли, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона?
Этот обряд совершается в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона. В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста.
Более чем через полвека после кончины святого Феодора, в 362 году, император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо кутью , то есть вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья. В 2006 году в Соловецкий монастырь в качестве трудника на длительное время приехал сын московского иконописца Леонида Сергеевича Курзенкова.
Спустя год, в начале 2007 года, в паломническую поездку на Соловки отправился и сам Леонид Сергеевич, который к тому времени был уже известный иконописец, несмотря на то, что в начале своего творческого пути он не был воцерковленным человеком, и к вере пришел с его слов — «через икону». Вот как он сам рассказал о своем пути к Богу и Православию, и о том, как начинал писать иконы: «…Иконы я начал писать еще до принятия Православия. Мне казалось, что раз я профессиональный художник, то мне ничего не стоит написать икону.
Чудо Феодора Тирона
Это чудо Федора Тирона о змие: по преданию, Федор не только одолел обитавшего близ колодца дракона, лишившего город воды, но и спас. Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Сегодня, в первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Святой Феодор Тирон претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.). Чудо, о котором пойдет речь в этом повествовании, случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Чудо Феодора Тирона: как появилась традиция варить коливо?
В каких случаях молятся Феодору Стратилату?
- Великомученик Феодор Тирон. Традиция освящения колива – Новости – Новосибирская митрополия
- Никифор Истомин Савин. Икона. Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в.
- Воспоминание чуда святого Феодора Тирона в Никольском храме Димитровграда
- Чудо святого Феодора Тирона о змие. Начало XVI в. - ДРЖ-2128 [8755]
Синаксарь в субботу первой седмицы Великого поста. Великомученика Феодора Тирона
О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икос 1 Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако: Радуйся, яко тобою Бог прославлен, Радуйся, яко тобою сатана посрамлен, Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы, Радуйся, бездушных идолов великий поборниче, Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче, Радуйся, истолкователю несмешения их. Радуйся, Богородицей Ее исповедующий именующий. Радуйся, испивший чашу Христову, Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество. Радуйся, победителю, увенчанный Христом. Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне. Кондак 2 Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.
Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android В тот период по императорскому повелению христиан стали насильно приводить к язычеству. Их вынуждали поклоняться истуканам из камня и носить на алтари жертвы. Несогласных бросали в темницы, издевались и лишали жизни. Об этой ситуации прослышали в том легионе, где находился юноша Феодор. Будучи христианином, он открыто осудил такие действия, за что был поставлен перед условием отступиться от своей веры. Отвели молодому человеку всего несколько дней для того, чтобы он поразмыслил над ситуацией. Солдат все время молился и однажды, выйдя на улицу, наблюдал процессию бредущих под римским конвоем христиан. Дойдя до городской площади, заметил там сильное оживление. В воздвигнутый язычниками храм хитроглазый жрец призывал войти на поклон и жертвоприношение к истуканам. Феодор не сдержался и под покровом ночи спалил языческое сооружение. Храм горел сильно, и к рассвету от него почти ничего не осталось. Тем самым в души многих закрались сомнения, почему же столь могущественные божества предков не уберегли свой дом. Тяжкие испытания св. Феодора Получилось так, что власти прознали, кто поджег их святыню. Его сдали рядовые язычники фанатики. Юноша был брошен в тюремные застенки.
И поскольку я осталась на прежней квартире, недалеко от монастыря, то командировали меня, чтобы я пришла и выяснила, правда ли то, что здесь находятся мощи Патриарха Тихона. Теперь мы все вместе приедем и помолимся…». У мучеников особая благодать помогать близким Вспоминая чудо Феодора Тирона, можно отметить, что отечественная история изобилует примерами подвигов страстотерпцев, таких как, например, самые первые русские святые Борис и Глеб, которые предпочли смерть борьбе за власть со своим братом. Они были сродниками Александру Невскому и явились ему уже после своей смерти, оказав скорую помощь в битве на Неве. Сегодня у нас тоже война. Но не только и не столько это обычная война с применением оружия на поле брани, когда идет речь о столкновении с внешним врагом, либо о междоусобице. Хотя и это имеет место, как, например, сегодня на Украине, и мы снова вынуждены убедиться, что междоусобные столкновения между братьями бывают гораздо более жестокими, чем сражения с иноплеменниками. Но сейчас мы остановимся на другого рода войне, а именно: врагу рода человеческого удалось преуспеть в борьбе за сердца многих во всех слоях общества, завладеть либо частью их «сердечной территории», либо, у некоторых, сердце полностью оказалось в руках демонов. В результате ситуация сегодня кажется безвыходной: беспрецедентное нравственное падение, вездесущая коррупция, «неправда черная» в судах, непобедимая наркоторговля, тяжелейший демографический кризис представляются непреодолимыми. Создается впечатление, что все человеческие усилия по преодолению этих бед напрасны. Но отчаиваться не следует. По сравнению со временами Александра Невского мы теперь имеем небывалые по числу сонмы новомучеников и исповедников российских, готовых прийти на помощь своим сродникам. Когда человек предпочитает смерть ради того, чтобы не отречься от Христа и Его заповедей, это кажется большинству людей безумием, не имеющим никакого реального основания и пользы. Многим непонятно, например, что святые Борис и Глеб «лежали и ждали, когда их убьют». Но именно в этих случаях присутствует реальность слов Христа: «Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее.
Но в каком-нибудь другом приходе, какой-нибудь другой православной церкви — это можно делать с точки зрения канонической, а с точки зрения практической этого лучше не делать, чтобы не вызывать никаких лишних соблазнов. Поэтому, конечно, лучше бы постепенно менять сознание прихожан так, чтобы они смотрели на то, на что указывают каноны и догматы, в частности на то, чтобы соблюдать пост поближе к уставу, например, если уж говорить об актуальном. И не смотрели на то, что каноны не запрещают. Но надо учитывать, что есть такая, как некоторые выражаются, субкультура, чтобы в церковь ходить немножко в костюмированном виде, которая скорее вредна, чем полезна. Но поскольку кто-то не готов от нее отказаться, то в чужой монастырь не надо ходить со своим уставом. Надо понимать, что там лучше вести себя так, чтобы вызывать поменьше искушений у людей, которые слабы в понимании канонов не буду говорить, слабы они или сильны в вере, не дерзаю о них ничего говорить на одном лишь этом основании. Поэтому надо стараться в своих общинах избавляться от всяких предрассудков. Но, понимая, что невозможно все в одночасье исправить, надо вести себя так, чтобы поменьше кого-то искушать. Это первое, чему учит нас сегодняшнее чудо. Может быть многие, кто в истории церкви справлял этот праздник, об этом и не знали, но, вообще говоря, церковное предание об этом именно случае никогда не забывало. И он описан у церковных историков, и об этом говориться в Синаксаре, который читается на утрени сегодняшнего дня: о том, что патриарх Константинопольский, которому явился мученик, был арианином, и паства его, то есть паства господствующей церкви Константинополя в то время, была арианской. Да, мы знаем, что при Юлиане Отступнике, именно после того, как он отрекся от христианства, православным христианам, а не арианам, стало жить лучше, потому что перед тем, как начал царствовать Юлиан Отступник, царствовали христианские государи, но они не были православными. Они, во-первых, сами придерживались арианской ереси, а, во-вторых, они не допускали православных епископов занимать кафедры. В той или иной степени, то сильнее, то слабее, но в империи все время было гонение на православие. И когда Юлиан взошел на престол, то первым делом он прекратил эти гонения. Но специально для того, чтобы христиане больше ссорились между собой. Цель у него была только такая. Но, тем не менее, православная церковь при Юлиане поначалу стала чувствовать себя лучше, чем до Юлиана. Но, конечно, все понимали, что Юлиан уничтожит как еретиков, так и православных, и поэтому его все равно считали извергом и старались молиться о том, чтобы его правление закончилось. Но, тем не менее, господствующая церковь оставалась арианской и при Юлиане. Он это не менял, он в это не вмешивался. И получается, что это чудо совершилось, чтобы не осквернять, не вносить соблазн в среду каких-то еретиков-ариан. Казалось бы, какая разница православной церкви, что какие-то еретики как-то там еще дополнительно осквернились? Некоторые до сих пор так рассуждают. Но разница есть. На самом деле ересь является очень большим грехом. И не просто очень большим грехом, а таким грехом, который, безусловно, отделяет от церкви. Так вот, Константинопольский патриарх, которому явился мученик, строго говоря, не был христианином. Он был вне церкви как еретик. Тем не менее, есть большая разница между еретиком и язычником. Если из ереси вернуться можно, и многие тогдашние ариане вернулись в церковь, или, по крайней мере, дети их вернулись в церковь, что тоже немаловажно, то из язычества дистанция гораздо больше, чтобы вернуться, гораздо труднее.
ФЕОДОР ТИРОН. СВЯТЫЕ ВОИНЫ
Чудо святого Феодора. В первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. Великомученик Феодор Тирон, память которого Церковь празднует 2 марта (17 февраля ), жил в III-IV вв. Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии.
День Феодора Тирона 2 марта: житие святого, традиции праздника и его запреты
Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года. Более чем через полвека после кончины святого Феодора, в 362 году, император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо кутью , то есть вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья. В 2006 году в Соловецкий монастырь в качестве трудника на длительное время приехал сын московского иконописца Леонида Сергеевича Курзенкова. Спустя год, в начале 2007 года, в паломническую поездку на Соловки отправился и сам Леонид Сергеевич, который к тому времени был уже известный иконописец, несмотря на то, что в начале своего творческого пути он не был воцерковленным человеком, и к вере пришел с его слов — «через икону». Вот как он сам рассказал о своем пути к Богу и Православию, и о том, как начинал писать иконы: «…Иконы я начал писать еще до принятия Православия.
После Литургии епископ Алексий совершил молельное пение великомученику Феодору и освящение колива. Традиции освящения великопостного колива уже более полутора тысяч лет. Она возникла в память о чуде великомученика Феодора Тирона прозвище Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут».
Это произошло в Константинополе, в годы правления императора Юлиана, прозванного Отступником за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить язычество. Он использовал не только к репрессии — известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления, — но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой Христовой.
Что можно делать 2 марта 2 марта принято посвящать духовному и физическому очищению, молитвам. На Федора старались пить много холодной воды. Считалось, что таким образом организм очищается как физически, так и духовно.
А если постящийся выпьет много воды, то лучше сосредоточится на молитве и устремится к Богу. В этот день разрешалось пользоваться только старой посудой и носить только старую, поношенную одежду. На Мариамну Кикимору читали заговоры от нечисти, а незамужние девушки гадали на суженых. Для этого выходили на улицу в сумерках и шли по деревне: если первой на пути покажется женщина, то гадающая выйдет в этом году замуж. Что нельзя делать 2 марта 2 марта не рекомендуется смотреть ночью на небо.
Считалось, что падающая звезда в этот день предвещает скорую кончину кого-то из родственников. Также на Федора и Мариамну нельзя было надевать одежду темного цвета, особенно болотного. Такой наряд грозил притянуть к владельцу тоску и неудачи. Навигация по записям.
Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал уже патриарх Константинопольский Нектарий. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскагонавождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших.
Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икос 1 Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако: Радуйся, яко тобою Бог прославлен, Радуйся, яко тобою сатана посрамлен, Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы, Радуйся, бездушных идолов великий поборниче, Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче, Радуйся, истолкователю несмешения их.
Святитель Феодор Тирон. Традиция освящения колива
Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника. Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары. А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство.
Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны его кости. Но блаженный терпеливо продолжал славословить Господа. Игемон, удивляясь такому мужеству Феодора, последний раз попробовал склонить святого к жертвоприношению. Но Феодор воскликнул: - Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной что хочешь. Видя, что ничто не может одолеть твердости святого, игемон огласил смертный приговор: - Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню. Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костер. Подожженный со всех сторон костер быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костер, Феодор перекрестился, и внезапно сошел на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года. Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила отдать ей нетронутое огнем тело великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах, в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Впоследствии мощи святого Феодора были перенесены в Константинополь. Спустя полвека после кончины мученика, в 361 году, на императорский престол вступил Юлиан Отступник. В детстве он был крещен и воспитан в христианской вере, но, став императором, всенародно отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и попытался восстановить язычество как государственную религию. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно. Он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Юлиан задумал тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенно строгий пост. Призвав Константинопольского епарха градоначальника , Юлиан повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы осквернять все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, кровью идольских жертв.
Случай, вероятно, положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви. Как память о чуде, все последующие годы Церковь в субботу первой седмицы Великого Поста стала освящать коливо и раздавать его народу. Впоследствии традиция перешла из Византии и на Русь — и сохранилась даже до наших дней.
Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ. В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим. Рисунки Ксении Наумовой.
Житие святого великомученика Феодора Тирона
Святой Феодор Тирон претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.). Чудо, о котором пойдет речь в этом повествовании, случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Расспросив его и узнав, что пред ним посланник Божий, великомученик Феодор Тирон, архиепископ сразу же последовал его совету и уберег христиан от осквернения. В пяток первой седмицы великого поста была отслужена божественная литургия Преждеосвященных Даров и совершено молебное пение Великомученику Феодору Тирону, после которого было освящено коливо в память о чуде святого Феодора. В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Чудо Святого Феодора Тирона о змие.
В каких случаях молятся Феодору Стратилату?
- Виртуальный хостинг
- Чудо святого Феодора Тирона (Елена Устьянцева 1) / Стихи.ру
- Проповедь митрополита Григория о чуде святого Феодора Тирона
- Память святого великомученика Феодора Тирона
- С того света являются и в наши дни. Вспоминая святого Феодора Тирона – Святые Online
- Житие великомученика Фёдора Стратилата
Чудо великомученика Феодора Тирона
Феодора пытали и приговорили к сожжению. Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам. А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию.
Вот как он сам рассказал о своем пути к Богу и Православию, и о том, как начинал писать иконы: «…Иконы я начал писать еще до принятия Православия. Мне казалось, что раз я профессиональный художник, то мне ничего не стоит написать икону. И когда я его написал, то я был поражен — получилось совсем не то, что нужно. Душу не обманешь, свой внутренний голос не обманешь… Теперь то я понимаю, что, не будучи православным человеком, взялся не за свое дело, без благодати Божией, без благословения, по своему хотению… Был у нас потрясающий педагог — Н. Третьяков, который преподавал русское искусство во ВГИКе, глубоко верующий человек. Собственно, он меня на путь и наставил, помог мне первые шаги в Православии сделать». Приехав в Соловецкий монастырь, Леонид Сергеевич, несмотря на свое пошатнувшееся здоровье и очень слабое зрение, предложил внести свою скромную лепту в возрождение этой святой обители. В тот момент монастырь очень нуждался в писанной иконе Феодора Тирона для совершения молебнов и праздничных служб в первую седмицу Великого поста.
Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы они опять затворили двери, но разрешили давать блаженному немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь. Наутро святого Феодора еще раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами. Но Феодор был непреклонен. Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны его кости. Но блаженный терпеливо продолжал славословить Господа. Игемон, удивляясь такому мужеству Феодора, последний раз попробовал склонить святого к жертвоприношению. Но Феодор воскликнул: - Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной что хочешь. Видя, что ничто не может одолеть твердости святого, игемон огласил смертный приговор: - Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню. Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костер. Подожженный со всех сторон костер быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костер, Феодор перекрестился, и внезапно сошел на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года. Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила отдать ей нетронутое огнем тело великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах, в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Впоследствии мощи святого Феодора были перенесены в Константинополь. Спустя полвека после кончины мученика, в 361 году, на императорский престол вступил Юлиан Отступник. В детстве он был крещен и воспитан в христианской вере, но, став императором, всенародно отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и попытался восстановить язычество как государственную религию.
После открытого исповедания себя христианином и отказ принести жертвы языческим божествам Феодор Тирон был ложно обвинен в поджоге идольского святилища, брошен в тюрьму и мучим голодом. Там ему явился Христос Господь, который поддерживал и укреплял Своего Угодника. Мучители, найдя святого живым, вновь предложили ему поклониться идолам, затем подвергли лютым пыткам — но снова и снова слышали отказ. Тогда его приговорили к сожжению на костре. На него святой взошел без страха и с молитвой. Тело сожженного язычниками мученика чудесным образом сохранилось неповрежденным. Его взяла благочестивая Евсевия и по христианскому обычаю предала земле в своем поместье в Евхаитах.