Рассказываем, сколько длилась блокада Ленинграда, как ее сняли, какую роль для осаждённого города сыграла дорога жизни, а также сколько жизней унесла эта страшная страница истории.
Библиотекари рассказывают о блокаде Ленинграда
Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин.
Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей.
Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети.
За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога.
У двух невест были платья, сшитые для школьного Выпускного. Обручальных колец чаще всего не было, либо они были кольцами родителей».
Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах. Уже 10 сентября французская газета на фото опубликовала на первой полосе главную статью номера с заголовком «Ленинград окружён». Знаменитая поэтесса-блокадница Ольга Берггольц писала в своем дневнике 24 сентября 1941 года: «…кроме того, надо написать для Европы об обороне Ленинграда, о которой они знают в сотни раз больше, чем мы, живущие в нем…» Двойная правда.
Радио Ленинграда и радио в Москве. С начала войны существовала некая «раздвоенность информации» в эфире Блокадного радио. В сентябре 1941 года, по указанию из Москвы, ежедневно на Ленинградском радио стала выходить программа «Говорит Ленинград», которую включали в эфир всесоюзного радио.
Редактором передачи стал начальник литературного отдела Ленинградского радио Георгий Макогоненко будущий муж Ольги Берггольц. Он вспоминал: «…со страной говорили защитники города: солдаты и матросы, рабочие и домохозяйки, ставшие самоотверженными бойцами ПВО, ученые, писатели, композиторы, прибывшие из области партизаны — все те, кто имел гражданское и моральное право говорить от имени Ленинграда». О голоде, холоде, длинных очередях, страшных обстрелах Ленинград говорил только своим гражданам.
В Москве в радиоэфирах эта информация купировалась. Почему не эвакуировалась поэтесса Ольга Берггольц Поэтесса Ольга Берггольц могла улететь из Ленинграда ещё в сентябре 1941 года, но она осталась, так как не могла оставить в городе мужа, страдающего эпилепсией… Запись из ее дневника 1 октября 1941 года: «Мне предлагали уехать, улететь на самолёте в Москву с Ахматовой.
Содержимое трюмов разгружали прямо на берег.
Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации.
Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы. Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом.
И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела. Это была микроскопическая цифра. До блокады Ленинград одной только муки потреблял более двух тысяч тонн в сутки.
В условиях начавшейся блокады карточный паёк был значительно сокращён, но даже в этих условиях городу требовалось более тысячи тонн муки ежедневно. Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток. При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн.
Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем.
Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы.
При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера. За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму.
Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху.
Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2.
Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия.
Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования.
При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре?
Финальный матч состоялся 27 августа 1944 года на стадионе «Динамо» в Москве. При этом несколько футболистов в составе «Зенита» пережили блокаду в своем родном городе.
Владислав Радимов, полузащитник сборной России 90-х годов, отыгравший в «Зените» 6 сезонов: «Сейчас очень трудно себе представить, как это вообще было возможно, тренироваться в таких условиях, и физических, когда просто не хватало еды, и моральных, когда вокруг умирали взрослые и дети каждый день. А тем более побеждать, завоевать кубок. Впервые отобрав его у москвичей. И пусть не все футболисты «Зенита» тренировались в своём городе, это можно назвать настоящим спортивным подвигом.
Взвод писателей Ленинграда отправился из города на фронт 150 писателей и поэтов, членов ленинградского союза писателей ушли в армию или на флот. Те, кто не подлежал мобилизации 40 человек , ушли в народное ополчение. Уникальный случай в истории, когда из писателей было сформировано отдельное воинское подразделение — писательский взвод. Взвод вошёл в состав Дзержинского полка.
Краткая информация о проекте «Блокада всегда со мной». Проект создан Викторией Баженовой в 2016 году. Его главная задача — не дать забыть подвиг высокодуховных и высокоидейных ленинградцев и не позволить фальсифицировать историю блокады.
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда
В ходе мероприятия библиотекарь ознакомила с историей дня блокады города Ленинграда и познакомила ребят с художественными произведениями о детях блокадного Ленинграда: М. Суханов» Дети блокады «, «Дневник Тани Савичевой». Блокада Ленинграда считается самой смертоносной осадой в мировой истории, и некоторые историки говорят о блокадных операциях с точки зрения геноцида, как о "расово мотивированной политике голода", которая стала неотъемлемой частью беспрецедентной. Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим. 16. 27 января, день, когда блокада Ленинграда была снята, в России является одним из Дней воинской славы. Срочно нужен краткий конспект Блокада Ленинград ИСТОРИКИ ПОМОГИТЕ.
«Эта память – наша совесть». Россия не забудет подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда
Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города. Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье.
Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи. Они выстояли и не сдались. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания. Конечно в коллективе выживать было проще. В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов.
Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным. До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А.
Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали.
Все они умерли, кроме младшей дочери. В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил.
Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов.
Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо.
О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома.
Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили.
Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод.
Также эвакуировали детей, однако их в основном вывозили в Ленинградскую область, которая вскоре была захвачена наступавшими частями вермахта, и детей пришлось возвращать обратно в город. Общее количество эвакуированных до начала блокады составило 488 тысяч человек. Ещё 175 тысяч эвакуированных пришлось вернуть в город из-за наступления немцев в области. Летом 1941 года многие ленинградцы не желали покидать город. Ехать им было некуда и не на что, в сберкассах разрешалось снимать со счёта не более 200 рублей, а на эти деньги нельзя было организовать эвакуацию для всей семьи. Многие не были готовы к трудностям, которые ожидают беженцев: отсутствие жилья, плохое питание и так далее. Конечно, если бы горожане знали, что произойдёт через несколько недель, они бы приложили все усилия, чтобы выехать из города. Но тогда многие верили, что немцы не дойдут до Ленинграда. С этого момента многие ленинградцы приняли запоздалое решение покинуть город.
Толпы людей устремились к порту Осиновец, который специально был построен на берегу Ладожского озера для приёма грузов в условиях блокады. Они рассчитывали эвакуироваться на баржах, на которых привозили продовольствие и другие грузы. Многие из них были беженцами, приехавшими в Ленинград из западных регионов, и не имели в городе ни родственников, ни друзей. Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани. Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения. За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху. В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро. Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи.
Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны. Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады. Содержимое трюмов разгружали прямо на берег.
Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы. Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом. И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела.
Основные моменты блокады: Начало блокады. Блокада началась 8 сентября 1941 года, когда германские войска окружили город.
Голод и лишения. Население Ленинграда испытывало острую нехватку продовольствия. Город был отрезан от поставок, и граждане сталкивались с голодом, замерзанием и болезнями.
Знаменательные даты
В ее ходе советские войска уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили их на 60—100 километров от Ленинграда. Блокада Ленинграда Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Вспыхнули около 200 пожаров — один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов.
Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.
В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки.
Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома.
Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров.
Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.
Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Ленинград был полностью освобожден. Советские солдаты поднимают красный флаг над освобожденной Гатчиной.
Она, как сила, нам нужна... Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, фракция партии «Единая Россия»: «27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада Ленинграда была ужасной трагедией для мирного населения. Но в полной мере все ее тяготы вместе с ним несли и защитники нашей северной столицы. Все 872 блокадных дня не были «сидением в окопах». Наши войска постоянно вели артиллерийские сражения, отражали воздушные атаки, неоднократно пытались прорвать линию фронта. Враг вынужден был держать под Ленинградом крупную армейскую группировку, облегчая нам борьбу на других театрах военных действий, в том числе в битве под Москвой. Полное снятие блокады — это не только солдатский подвиг, не только День воинской славы. Ведь выстоял и победил весь великий город. И сегодня самый главный урок тех дней — только предельным напряжением всех сил, только единением народа и армии можно одержать победу над умным и беспощадным врагом.
Ценой огромных жертв ленинградцы отвлекли на себя значительную часть живой силы и техники противника. По разным оценкам, до 1 миллиона солдат и офицеров вермахта вместо Москвы сражались под Ленинградом. Более того, город оставался важнейшим индустриальным и культурным центром, снабжавшим фронт необходимой продукцией - танками, снарядами, продовольствием. Ленинградский порт принимал грузы из Америки и Великобритании по ленд-лизу. Не будь столь долгой и изнурительной блокады 1941-1944 годов, ход всей войны мог сложиться по-другому. Блокада Ленинграда в искусстве и литературе Трагедия блокады нашла яркое отражение в произведениях литературы и искусства. Особенно в творчестве писателей, поэтов и художников-очевидцев. Наиболее известные примеры: поэма Ольги Берггольц "Февральский дневник" документальная повесть Даниила Гранина "Блокадная книга" картины блокадных художников Татьяны Гапон и Александра Семенова симфония Дмитрия Шостаковича "Ленинградская", написанная в блокадном городе Эти и другие произведения передают весь ужас блокадной трагедии. Но в то же время воспевают несгибаемость человеческого духа, способность выстоять и победить в самых невыносимых испытаниях. Сохранение памяти о блокаде Сохранение памяти о блокаде - наш священный долг перед погибшими и пережившими это лихолетье. Эту миссию выполняют музеи блокады, общественные организации жителей блокадного Ленинграда, ветеранские и молодежные движения. Они проводят следующую работу: собирают и публикуют воспоминания очевидцев устраивают встречи блокадников со школьниками и студентами организуют исторические реконструкции событий блокады создают документальные фильмы и спектакли о блокаде Благодаря этому уроки ленинградской блокады доходят до новых поколений, не давая трагическим событиям кануть в Лету. Блокада как символ национального единства Блокада Ленинграда - это еще и мощный символ общенационального единства перед лицом внешней опасности. Весь советский народ сплотился, чтобы поддержать осажденный город. От Смоленска до Владивостока шла помощь блокадному Ленинграду - собирались теплые вещи, продовольствие и медикаменты.
Чем питались и как выживали в блокадном Ленинграде
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной. 16. 27 января, день, когда блокада Ленинграда была снята, в России является одним из Дней воинской славы. Блокада Ленинграда — сколько дней длилась и кратко о событии.
Рассказ о блокаде Ленинграда для детей начальной школы, 2-4 класс
Организация блокады и голода в Ленинграде является одним из величайших преступлений фашистского режима против человечности. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Ленинград — второй по значению город СССР — в годы ВОВ стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. Блокада Ленинграда — это военная блокада города Ленинграда (в настоящее время — Санкт-Петербург) фашистскими войсками с участием финской армии во время Великой Отечественной войны. С февраля 1943 года, после прорыва блокады, для снабжения Ленинграда стала использоваться железная дорога – «Дорога Победы: Поляны – Шлиссельбург», построенная через на освобожденном побережье Ладоги. Двадцать седьмого января Россия отмечает 80-ю годовщину со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию.
Кто виноват в блокаде Ленинграда
Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г. Ленинград продолжал жить и работать На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал.
Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Ленинградский композитор Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской. Зима голодно, холодно.
Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.
Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда.
Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла.
Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза.
Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту.
Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады.
Блокада началась 8 сентября 1941 года, когда германские войска окружили город. Голод и лишения. Население Ленинграда испытывало острую нехватку продовольствия. Город был отрезан от поставок, и граждане сталкивались с голодом, замерзанием и болезнями. Оборона города.
Лишения и жертвы, понесенные в период фашистской блокады жителями Ленинграда и воинами, защищавшими город, неизмеримы. И все же трудно представить те бедствия, которые могли выпасть на их долю, если бы не было Ладожской коммуникации. Без перевозок, осуществлявшихся по Ладожскому озеру зимой и летом, не могло быть и речи о поддержании обороны города, тем более не могло быть речи об активных боевых действиях армии и флота, находившихся в блокадном кольце, о подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Ладожская магистраль стала одним из важнейших факторов победы под Ленинградом. В течение всего периода блокады Ленинграда она являлась органической частью фронта, а ее воины-моряки и речники, автомобилисты и дорожники, зенитчики и летчики, строители, связисты, железнодорожники и все, кто служил на Ладоге и обеспечивал перевозки, — были одним из боевых отрядов героических защитников города Ленина. Подвиг тех, кто сражались и боролись на Ладожской магистрали, был высоко оценен Партией и Правительством. Более 2 тыс. Все эти обстоятельства позволяют с полным основанием констатировать, что оборона Ленинграда стоит в ряду важнейших узловых сражений Великой Отечественной войны. Никогда не будут забыты отвага защитников Севастополя в годы Крымской войны в середине прошлого века, доблесть русских и болгарских героев Шипки. Как пример упорства и ожесточенности вошли в военную историю многомесячные бои за Верден в первую мировую войну. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В течение нескольких дней гитлеровцы, создавшие под Ленинградом мощную долговременную систему «обороны, так называемый «Северный вал», твердившие, что они сдавили город непробиваемым стальным кольцом, были разгромлены. Советские воины нанесли отборным фашистским соединениям жестокое поражение и к концу января 1944 г. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти нынешнего и грядущих поколений советских людей». В годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Заключение Блокада Ленинграда — это подвиг, достойный вечности. Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. Ленинград вместе с Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 г. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины, остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы отборных фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Список использованной литературы и источников Барышников Н. СПб-Хельсинки, 2002.