Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. Смотрите видео на тему «Татарин И Башкир Спор Кто Круче» в TikTok. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда — у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир.
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике
Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он (Заки Валиди — Р.М.) пытается организовать нечто наподобие башкирского муфтията. Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. Башкир и татарин разница. Отличие татар от башкир внешне. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким.
Поволжье – это перекрёсток народов
- О сходствах
- Чем татары отличаются от башкир?: rivka381 — LiveJournal
- Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно | Живая Средняя Азия | Дзен
- #народымира
- Как заморозить этнические конфликты
- О механизме изменения национальной принадлежности татар и башкир
Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Также знание языка и культуры дает преимущество при поиске работы в регионе. Многие работодатели предпочитают нанимать сотрудников, которые владеют башкирским или татарским языками, чтобы поддерживать связь с местным населением и укреплять этническое единство. Сохранение и развитие языка и культуры Сохранение и развитие башкирского и татарского языков и культуры является важной задачей для обоих народов. Существуют различные организации, которые занимаются их продвижением и поддержкой, проводят языковые и культурные мероприятия, публикуют книги и проводят уроки. Государство также играет важную роль в этом процессе, предоставляя поддержку в области образования, культуры и языковой политики. Создание специализированных языковых школ и университетов способствует сохранению и развитию языка и культуры башкиров и татар.
В целом, язык и культура играют важную роль в жизни башкиров и татар, помогая им сохранять свою идентичность и связь с прошлым, а также обеспечивая преимущества в образовании и карьере. Распределение по территории Башкортостан расположен в средней полосе России и является автономной республикой. Здесь проживает около 4 миллионов башкир и около 1 миллиона татар. Они составляют основу населения и официально признаны двумя государственными языками. Татарстан также расположен в средней полосе России и является автономной республикой.
Здесь живет примерно 4 миллиона татар и около 1 миллиона башкир. Татары составляют основу населения и официальный язык республики. Также башкиры и татары проживают в других регионах России, таких как Бурятия, Белгородская область, Ульяновская область и др. В этих регионах они представлены в меньшем количестве, но все же оказывают культурное и языковое влияние. Религиозные особенности Татары также исповедуют ислам, но в отличие от башкир, они в основном являются прихожанами ханафитского мазхаба.
Как это все было связано - никто не знал. И почему он не мог попросить о чем-то сразу и напрямую, тоже все терялись в догадках. Иногда его на эту тему подкалывали, типа - "Пацаны! Марат спросил у Сани "сколько времени? Сейчас будет хитрый татарский развод! Но такое бывало достаточно редко и всегда по дружески. Это был, какбы мем такой. Не принято у нас было стебаться над человеком только по национальному признаку.
И все были уверены - Марат - татарин. Это была такая же аксиома, как и то, что дважды два равно четыре. Однако на пятом курсе лично меня ждал сюрприз. Учебный год только начался и я сидел и заполнял учебный журнал.
Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал.
Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий.
В общем, башкиры и татары имеют уникальные и богатые культуры, которые сохраняются и развиваются до сегодняшнего дня. Географическое распространение Башкиры и татары являются народами, проживающими на территории России с древних времен. Также значительное количество башкиров проживает на территории Татарстана, Челябинской и Оренбургской областей, Казахстана и других регионов. Кроме того, значительная доля татар живет во Владимирской, Казанской, Самарской и других регионах России. В целом, татары являются одним из самых многочисленных народов России. Жители этих регионов практически не отличаются по внешнему виду, однако имеют свои особенности в культуре, языке и традициях. Башкиры и татары находятся под влиянием разных культурных традиций, поэтому у них есть свои уникальные черты.
Отзывы Познавательная статья, много нового узнал о различиях между башкирами и татарами. MaxPower Спасибо автору за интересную и содержательную статью. Я сам из России, но никогда не задумывался о различиях между башкирами и татарами, так что для меня данный материал был очень информативным. Особенно ценно было узнать о количественном составе населения в республиках, что позволяет лучше понять географию этнических групп. Несмотря на близость между башкирами и татарами, я действительно ощутил, что существуют культурные различия между этими народами. Башкиры склонны к живописному крашению домов и квартир, в то время как татары предпочитают более сдержанную цветовую гамму. Башкиры больше любят мясные блюда, татары — кашу и сладости. Мне понравилось, что автор уделил внимание и различиям в языках, а также религии. Узнать о существовании исламской секты мусульман башкирского происхождения было действительно новым для меня.
«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
Общее число трудовых мигрантов в РФ колебалось в последние годы от 7 до 12 миллионов. Это значит, что большинство представителей нерусских народов в Москве остались непереписанными. На основе приведенных цифр мы можем восстановить возможную схему получения этих результатов переписи в Москве: Лично — через переписчиков или Госуслуги — переписалось около половины жителей Москвы. Оставшихся порядка 6-6,5 миллиона зарегистрированных жителей переписали по паспортным данным. Остальные 3 миллиона остались в категории «лиц, не указавших национальность». Русские среди них тоже есть, но лишь около одной трети. Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра...
Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских. Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности». Сколько их там?
Тишков утверждает, что 13,5 миллиона. А на самом деле лишь около 5 миллионов. Максимум 6. Среди 16,6 миллиона не указавших национальность осталось около 5 миллионов русских.
Тем не менее, несмотря на существовавшие определённые различия, считать этносословные группы татар отдельными народами как это допускают некоторые авторы — ненаучно и не соответствует истине. Имелось множество факторов, говорящих о единой культуре этих групп. Общими были религия, система школьного образования, язык, литература, бытовая культура, одежда и кухня, и многое другое [10]. Основная статья: Мишари Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка [10]. По говору были «цокающие» мишари. Следом за ними из этих же местностей потянулись вольные переселенцы. К XIX веку последние стали либо государственными крестьянами, либо тептярями. В настоящее время их потомки проживают на севере Башкортостана и в Пермском крае , по реке Быстрый Танып , особенности говора утрачены. В центральных районах республики Аургазинский, Давлекановский, Кармаскалинский, Стерлитамакский, Чишминский районы селились выходцы из Пензенской губернии, по говору относятся к стерлитамакскому «чокающему» говору [10]. Из числа этих групп с 1798 по 1865 год формировалось 4 позднее 5 мишарских кантона, то есть были в служилом, военно-казачьем сословии; входили в Башкиро-Мещеряцкое войско. В 1855 году сословия башкир, мишарей и тептярей были объединены, было создано Башкирское войско. С 1855 по 1865 сословия мишарей и тептярей называли также «новобашкирами».
Подписаться Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры — один из самых древних народов России? Но если говорить о древности народа, то эта гипотеза играет не в ее пользу. Общепринятой и любимой простыми людьми является теория происхождения татар от кочевого и оседлого тюркского населения Золотой Орды. Завоевание потомками Чингисхана Восточной Европы случилось в середине 13-о столетия, а единый народ на Среднем Поволжье стал формироваться через несколько веков позже, когда совпало сразу несколько факторов: в качестве государственной религии был принят ислам; хан Улу-Мухаммед, изгнанный из Сарая, пришел на Волгу, чтобы создать собственное царство; из степи потянулись эмигранты, оценившие стабильность Казанского ханства, которым надоела политическая борьба в Орде. Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. А то и позднее, ведь для того, чтобы появился единый народ с общей культурой и ментальностью, нужно, чтобы несколько поколений людей долгое время варились в едином котле. С башкирами вышла противоположная ситуация.
И оттого так вышло, что эти народы, хоть и близкие, но считают себя разными людьми. Первое — это так сказать, их этническое происхождение. Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. Этому они обязаны космополитической Золотой Орде, а также политике царского и советского времени. Но так было не всегда — в древности они относились к отдельным тюркским этносам и говорили на собственной версии тюркского языка. То есть, у этих народов разное этническое ядро: у башкир это — древнетюркские племена башгирдов, у татар — булгары, выходцы из гуннской орды и близкие родственники хазар. Но в эпоху средневековья и те и другие растворили в себе иные кочевые и оседлые племена и народы. В случае одних — это аланские и мадьярские племена, а в ордынское время еще и ногайцы; в случае других — именьковские славяне, финно-угорские народы, а также степное кипчакское население Золотой Орды. Из-за своей бурной истории, в этом плане те и другие являются в высшей степени разнообразными народами. Тем не менее, в среднем, татары тяготеют к европеоидам, тогда как башкиры, опять же, в среднем, относятся к переходной расе — промежуточной между европеоидами и монголоидами. Что не меняет одного факта: есть много темноволосых татар с восточным разрезом глаз, равно как и немало башкир — голубоглазых блондинов. Все остальные отличия также вытекают из первого, то есть, являются его следствиями.
Отличия татарина от башкира: особенности национальных культур
Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности. Башкирский алфавит Вывод Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия — это ислам суннитского направления. Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.
Башкиры и татары — два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие — мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно — чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю. Историческое прошлое башкир и татар Тюркские народы точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи — от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников — ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом.
И до позднего Средневековья 14-15 вв. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» — как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу. Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира — «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло.
Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного.
И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания — свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно.
Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир см. Таблица Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова ; это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры — в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними. Результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала.
Издание BioMed Central BMC , специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. Реалии" решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья. Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу "финно-угорского" происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный "ядровой" ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения.
Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место "Великое переселение народов Сибири", приведшее к взаимному " генетическому обмену " в Сибири и части Азии. Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые "пропорции" генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния. Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири ханты, манси, кеты и селькупы представлен также в западной части Уральских гор. Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины : у якутов, долган и нганасанов. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона.
Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир - с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык. Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр венгров , а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала.
В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима "башкиры" в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры венгры формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне. Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные.
В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами. Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их "предками" из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен.
Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из "финно-пермского" компонента, тогда как у башкир он "мадьярский" венгерский. Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам. Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены.
В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры - единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов. Ранее "Idel. Реалии" писали о том, что российские СМИ в том числе, и татарстанские растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века. Если представление о землях марийцев, удмуртов и чувашей существовали, как минимум, с X в. Один из идеологов современного татаризма Д. Исхаков признает, что «этноним «татары» - плод деятельности многих татарских интеллектуалов».
Поскольку этноним «татары» является плодом деятельности определенных лиц , то есть представляет собой продукт конструктивизма, возникает вопрос: как именовались предки казанских татар в прошлом? Этот вопрос волновал многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, татары не упоминаются. Например, в челобитной «всей Казанской земли», поданной в 1551 г. Ивану IV, фигурируют лишь «чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары». В последних обычно видят мишарей, а в тарханах - феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп - чувашей, мордвы и марийцев черемисов - до недавнего времени вопросов не возникало.
Но где же здесь татары, коль документ написан самими казанцами? Их отсутствие породило предположения, что они зашифрованы под другим названием. Под каким же? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, где какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Как правило, для собственной атрибуции использовались племенные названия, например, Едигей-бек Мангыт, Тимур-бек Барлас, Мамай-бек Кият и т. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай - чагатаи, хан Ногай - ногайцы, хан Шибан - шибанцы шибанлыг , хан Узбек - узбеки, но опять же никак не татары. Поэтому попытки некоторых авторов доказать использование данного термина в качестве самоназвания не имеют под собой доказательной базы.
Население Золотой Орды именовалось татарами лишь со стороны внешних источников - русских, арабских, персидских, армянских, европейских. Сами себя ордынцы так не называли никогда. Таким образом, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира очень проста: на западе живут немцы, а на востоке - татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы - свейскими, испанцы - шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, когда Чингиз-хан истребил подлинных татар Монголии, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык», не могут использоваться в качестве научных терминов.
Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение лишь недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг.
Современный автор Д. Таким образом, в приводившихся выше документах - челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного - предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши - весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары - культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Совершенно ясно, что здесь описываются не предки нынешних чувашей, а предки казанских татар. Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов - казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны.
К тому же определение «Арская Чаваша» указывает на Арскую дорогу, охватывавшую территорию северной части Казанского ханства, где предки современных чувашей никогда не проживали. Таким образом, население ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Причем, последние, подобно русским, арабам, персам, европейцам, презрительно именовали своих господ татарами. Казанский поэт первой половины XVI в. Мухаммедьяр писал: Эх, несчастный и тупой татарин, Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина: Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный, Глаз твой черный, ты собака преисподней. Понятно, что такую негативную характеристику ордынской аристократии Казани мог дать только представитель автохтонного населения края, люто ненавидевшего своих поработителей. Каково соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами?
Как следует из отчета Ибн Фадлана, население Волжской Болгарии состояло из следующих племен: булгар, эсегел аскил , баранджар, сувар суваз. Последние разделились на две противоборствующие группировки. Одна из них, отказавшись принимать ислам, избрала своим предводителем некоего Вирага. Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности чувашей-язычников. Другая часть сувазов приняла ислам, осталась в Болгарском царстве и образовала в его составе особый Суварский Сувазский эмират. Арабский путешественник XII в. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине, пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии - булгары и сувары.
В городе есть «еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна». По всей видимости, племена Волжской Болгарии так и не слились в единую народность, причем, сувазы были численно преобладающей этнической группой. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане. На каком языке они разговаривали? Как видим, сходство между языком мусульманского населения Казанского ханства и языком современных чувашей налицо. Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М. Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв.
В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте r-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный z-язык общетюркского типа? По всей видимости, этот переход состоялся под влиянием тюрко-монгольской кочевой аристократии, правившей в Казанском ханстве, ведь известно, что именно элита диктует простонародью свои идеалы, вкусы и ценности. Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее конца XV века. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Таким образом, проникновение тюркского языка кыпчакской подгруппы, сменившего в Среднем Поволжье палеотюркский булгаро-чувашский и мещерский финно-волжский языки, связано с военной и культурной экспансией, шедшей из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт - у ногайцев, Кыпчак - в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие.
Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков, а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Полное переформатирование мещеры, изменивших язык и религию, а также переход казанских чувашей на новую речь потребовали соответствующей регламентации со стороны Русской сословно-представительской монархии. Учитывая служилый характер Касимовского ханства, его население было зачислено в созданные для них сословия мишарей, мурз и служилых татар. Для чувашей-мусульман было учреждено сословие ясачных татар, вероятно, для того, чтобы отделить от ясачных чувашей-язычников. Однако, изменения во внешнем обозначении не изменили внутренней идентификации. Сохранился редкий документ, свидетельствующий об этом. В 1635 г.
Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп «татары» не значатся, следовательно, они названы в числе чувашей. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию и, возможно, был даже в какой-то степени престижным, о чем говорят данные ономастики. С каких же пор казанские чуваши-мусульмане стали именовать себя татарами? Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX - начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек».
Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют». Этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман не сразу, так как еще в XVIII в. Приведем некоторые примеры. Некий Кадыргул Кадырметев, допрошенный в 1737 г. Соседние народы именовали их аналогично. Один из вождей башкирского восстания 1735-1740 гг.
В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не были чувашами в нынешнем значении данного этнонима, нет никакого сомнения. Поэтому этническая характеристика, данная им Кусяп-батыром, весьма симптоматична. Характерно, что марийцы до сих пор именуют казанских татар словом суас. В XIX в. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры.
Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А. Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» в противовес христианам ». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи , «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники.
Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя». Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875.
Допустим Россию развалилась и что дальше господа идиоты?
Вы думаете Вы вздохнете нормально, и все у вас будет хорошо? Хрен у Вас все будет хорошо. Кто из Вас что то сделал что то полезное, не кто!
Общее количество награжденных - 20 605 человек Полный кавалер ордена Славы Полный Кавалер Ордена Славы - В первые послевоенные годы конкретных документов касающихся статуса полных кавалеров ордена Слава не существовало. Награждённому вручалась орденская книжка общего образца. В ней были перечислены все три степени ордена и другие государственные награды. Однако, в 1976 году вышел документ действующий в отношении полных кавалеров ордена славы — Орденская книжка награжденного указывала номер каждого из орденов Славы трёх степеней. Первые такие книжки были выписаны в феврале 1976 года военными комиссариатами по месту жительства награждённых.
Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.
Татарский и башкирский языки: отличия
Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем.
О различиях
- Чем отличаются башкиры от татар
- Разница между башкирами и татарами
- В чем разница между татарским и башкирским?
- Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?
- Уникальная традиционная музыка татар и башкир
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Кузеева, свидетельствуют о том, что Белебеевско-Бугульминская возвышенность, т. В дальнейшем башкиры с этой земли никуда не уходили, а их язык и культура всегда были почти идентичны с татарским языком и культурой. По исследованиям видного языковеда Р. Сибагатова, язык тюркского населения западных и северо-западных районов Башкирии и 100, и 200, и даже 300 лет назад имел татарское звучание, т. Еще в 50-е годы прошлого века крупный башкирский лингвист Дж. Киекбаев, изучая внутреннее строение башкирского языка, пришел к однозначному выводу о том, что «нельзя разделять мнение тех, кто считает разговорный язык западных башкир башкирским диалектом, потому что башкиры, проживающие в западной и северо-западной Башкирии, разговаривают на татарском языке среднем диалекте татарского языка ». Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский южный и куваканский восточный. Ни о каком-либо третьем диалекте речи и не было: «…Более того, язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский». Сословие или национальность? Научные труды упомянутых авторов развеивают мнение о так называемой татарской языковой экспансии.
В подтверждение сказанному можно привести пример башкирского села Канлы-Туркеево в Буздякском районе, 550-летие которого так широко, на республиканском уровне отметили летом 2005 года. Почему же жители этого села, находясь сотни лет в татарском языковом окружении, сохранили свой родной язык?
Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей — у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Языком, обычаями.
Что касается мишарей. Вон в Балтачево открыли мишарский центр. В свое время переселившихся на территорию современного Башкортостана татар-мишарей тоже сделали этносословием «мещеряки». В очень древние времена там проживало финское племя под названием мещера. С запада их ассимилировало славянское племя, а с востока и юга — татары-тюрки. Во времена Золотой Орды татары компактно проживали вокруг Мещерского Городка сейчас это город Касимово , поэтому их стали называть мещерские татары. Вообще народы, особенно кочевые, группировались вокруг городов, и ясак платили в городе, контроль тоже шел оттуда. А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия. Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города.
Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум. Казанские же татары организовались вокруг Казани. Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея. Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами. Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись. По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем. Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах. Это кочевые народы.
Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов. В Муслюмово есть две деревни под названием Табын. Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры. Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры? Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти. Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки. Вернемся к мишарским татарам. Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков».
Мишарский диалект так быстро не стирается. По себе знаю. Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века. В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин». Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ. Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно?
А сам учитель тогда откуда? Если татар не было, откуда взялись учителя-татары? А они несут чушь, якобы, татар из ничего придумал Марджани. Это такой абсурд, на это даже не разозлишься, и смеяться почему-то не хочется... Вот такими способами пытаются сократить численность татар. Конечно, среди населения кто-то может и запутаться. Кто-то ради карьеры, заработка согласен отказаться от предков. Но большинство все равно от своей татарской национальности не откажется. В этой ситуации, конечно, как ты уже говорил, может сработать тактика некоторых партий в выборах. Им нужно «прикрытие».
Может быть, в результате переписи башкир станет больше, а татар меньше. Естественно, в таком случае какой-то протест будет, найдутся люди, которые подсчеты поставят под сомнение. Многие поняли, что они башкиры. Ознакомили их с родословными, подняли историю. Просто допускаю такое, посмотрим, как в итоге получится, как пройдет подсчет.
Но на 2 мая уже перенесли выходной день 1 мая, который выпал на воскресенье. Поэтому выходной «за Уразу-байрам» жителям Башкирии установили 4 мая. В результате республика отдыхала на день дольше.
Почему в Уфе до сих пор работал «Макдоналдс» Международная компания заявила о своем уходе с российского рынка еще в марте, однако уфимские заведения вплоть до 9 июня продолжали спокойно работать. На следующий день вывеску с логотипом уже демонтировали в ресторане на улице Ленина в Уфе. Тем не менее торговые точки продолжат работать, но под другим названием. Компания продала свою торговую сеть российскому бизнесмену Александру Говору ранее — франчайзи. Насколько известно, из меню исчезнут некоторые бургеры, но в основном существенных изменений в их работе не произойдет. Почему в Уфе дорогое жилье Жилье в Уфе продолжает увеличиваться в цене. Ранее эксперты отмечали , что эта тенденция сохранится. Влияние на этот процесс будет оказывать высокая инфляция и, как следствие, растущий спрос на новостройки.
С подорожанием стройматериалов возведение новых домов может замедлиться, что также повлияет на цены квадратных метров. Ранее эксперты федеральной компании «Этажи» составили рейтинг из 100 крупных городов России с самым доступным жильем. В рейтинге Уфа заняла девятое место.
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются
Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. На бытовом уровне сравнить можно так; татары больше похожи на русских, а башкиры на казахов. История народов. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем.