все, что нужно было фронту для разгрома врага. Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях.
"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов
Об издательстве Сборник подготовлен по результатам конференции, некогда состоявшейся в Дюссельдорфском университете с участием историков разных континентов. В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося нарратива, задались вопросами, не звучавшими в советской и российской историографии, предложили взгляд и извне на заявленную тему на основе в том числе новых или заново прочитанных источников.
Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки.
Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф.
Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б. Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А.
Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта.
Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно.
И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы.
По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота.
Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г.
Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды.
В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И.
Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии.
Но все же закрадывается мысль, что может в этом ничего нет обидного для тыловика пусть даже и самого высшего ранга, каким был генерал Андрей Хрулев. Ну обеспечивал войска всем необходимым, ну работал беззаветно на победу, что в этом героического? Таких чиновников в войну было немало. Ведь он сам-то не водил войска в сражения, не рисковал при этом собственной жизнью. Все это так. Только это слишком поверхностное мнение из-за, возможно, умышленного умалчивания правды о деятельности во время войны Андрея Хрулева. Слишком много своей принципиальностью он нажил себе могущественных врагов, да таких, которые уж очень постарались запрятать правду о генерале и его деятельности во имя победы. Наверное, поэтому и остался генерал известен своими делами и подвигами только среди военных тыловиков. В академиях и училищах слушатели и курсанты внимательно изучают его работу по решению самых трудных государственных задач во время войны, которые оказались не по плечу даже всемогущему руководителю НКВД СССР Лаврентию Берии. Вот, например, что рассказал специально для "НВО" о роли в Великой Победе генерала Андрея Хрулева нынешний начальник Тыла Вооруженных сил России - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков: "Именно под руководством Андрея Васильевича Хрулева в первые дни Великой Отечественной войны была создана такая система тылового обеспечения, которая дала нашему солдату все необходимое для достижения победы в 1945 г. Обладая большим опытом военной, административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, он представил в первые дни войны руководству страны самые веские и серьезные доводы о необходимости создания единого централизованного тыла. Это дало возможность общевойсковым штабам и командирам возможность уделить большое внимание вопросам непосредственного управления войсками. Ценой всей ответственности в тот период и в тех обстоятельствах была сама жизнь. В кратчайшие сроки, в тяжелейших экономических условиях Хрулевым была создана такая система тылового обеспечения войск, которая в дальнейшем себя полностью оправдала". В объективности генерала армии Владимира Исакова не стоит сомневаться. Он в боевых условиях в Афганистане работал заместителем начальника тыла знаменитой 40-й армии. Был тяжело ранен. Так что работу военного тыла знает с самых низов и может компетентно утверждать: тыловые принципы, заложенные Хрулевым во время Великой Отечественной, не утратили актуальности и для нынешней Российской армии. И не стоит от них отступать, а наоборот, надо только совершенствовать. За один день ныне известные военачальники-победители сдавали по десятку городов. Воинские штабы потеряли управление войсками. Начальник Главного политического управления Красной Армии Лев Мехлис, назначенный для укрепления Западного фронта членом его Военного совета, так укреплял, что без суда и следствия перед строем командиров штаба 34-й армии за потерю материальной части артиллерии и якобы трусость и двухдневное пьянство расстрелял генерал-майора артиллерии Гончарова. А потом по указанию Мехлиса был по приговору трибунала расстрелян командарм генерал Качанов. Впоследствии их реабилитировали. И вот в этой обстановке всеобщей нервозности и подозрительности начальник Главного интендантского управления РККА генерал-лейтенант Андрей Хрулев предлагает Сталину и Государственному комитету обороны полностью реорганизовать тыловое обеспечение Красной Армии. Назначить 7 начальников тыла семи фронтов, образовывать соответствующие тыловые обеспечивающие структуры, организовать Главное управление Тыла Красной Армии со штабом, управлением военных сообщений, автодорожным управлением, инспекцией. Предложение было принято ГКО. Ему подчиняются главное интендантское управление, управления снабжения горючим, санитарное, ветеринарное. Таким образом, в августе в Красной Армии впервые, как предложил Хрулев лично Сталину, создается стройная система тылового обеспечения войск. Строевые командиры освободились от хозяйственных тягот и всецело переключились на руководство и управление войсками. Ошибка в этой новации могла стоить Хрулеву жизни. Но он все правильно, на опыте еще обеспечения войск в царской армии, просчитал и выверил. И не ошибся. Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. Еще в 1935 г. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г. Ожидания Мехлиса не оправдались. Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым. В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого. В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки.
Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.
Хроника Великой войны.
Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес.
«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Видеосюжет новости. Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
Ценой титанических усилий советского народа были решены сложнейшие задачи по увеличению мощностей угольной, металлургической и других видов промышленности, наращивание сырьевой и продовольственной баз на востоке страны. В невиданном объеме и размахе раскрывалось мужество советского народа! Созданная в ходе Великой Отечественной войны советская военная экономика сумела превысить мощь и мобильность фашистской Германии. После войны немецкие военачальники признавали, что одной из главных их ошибок была недооценка возможностей советского народного хозяйства. За эти годы тяжелейших испытаний, имея по сравнению с нацистской Германией в 3 раза меньше металла и в 4 раза меньше угля, труженики советского тыла произвели в 2 раза больше самолетов, почти в 1,5 раза больше снарядов, бомб и мин, чем промышленность третьего рейха. Особо следует отметить огромный вклад в укрепление оборонной мощи страны советских женщин. Миллионам женщин пришлось овладеть профессиями, которые всегда считались исконно мужскими, и не согнуться под тяжестью всех выпавших на них невзгод. Именно они вынесли на своих плечах основные тяготы труда в тылу страны. С 1941 по 1945 год количество женщин, овладевших профессией токаря, увеличилось в 2 раза, слесаря — в 3 раза, водителя — в 8 раз. Даже такой тяжелой мужской профессией, как шахтер, женщины овладели вполне успешно.
В Кузбассе в 1941 году при потере Донецкого угольного бассейна шахтерами работали более 40 тысяч женщин, а в самом тяжелом для региона 1942 году — более 60 тысяч. Женщины в тылу Объективности ради необходимо отметить, что некоторую роль в материальном обеспечении издержек страны сыграли союзнические поставки. Эшелон с танками. Курская дуга Главным связующим звеном между экономикой страны и действующей армией был Тыл Вооруженных Сил СССР, являющийся его составной частью, который выполнял задачи по доведению до войск и поддержанию в исправном состоянии вооружения и военной техники, обеспечению продовольствием, боеприпасами, горючим и другими необходимыми для ведения боевых действий материальными средствами. К сожалению, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии не существовало единой централизованной системы тылового обеспечения. Структуры центральных органов управления тылом были подчинены шести различным начальствующим субъектам Народного комиссариата обороны СССР и других ведомств: - Главное автобронетанковое управление непосредственно подчинялось Народному комиссару обороны СССР Маршалу Советского Союза С. Тимошенко; - Главное интендантское управление управления продовольственного, обозно-вещевого снабжения и квартирного довольствия , Санитарное и Ветеринарное управления — первому заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза С. Буденному; - Управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел — начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г. Кулику; - Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог находились в подчинении Народного комиссариата внутренних дел; - Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения.
Уже первые дни войны выявили неэффективность их работы и неуправляемость разрозненными обеспечивающими структурами, что отразилось как на снабжении войск, так и на эвакуации раненых. Начало войны показало, что разобщенность тыловых служб, отсутствие единого центра проявилось в неуправляемости тыловыми службами стратегического, оперативного и тактического уровня и отсутствии связи. Хрулёва 1 августа 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях. Он лег в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны. Начальнику Тыла Красной Армии в ходе войны подчинялись: Главное управление тыла Красной Армии в составе штаба; инспекции начальника тыла; управления военных сообщений и автодорожного управления; главное автомобильное управление; главное интендантское управление; финансовое управление Красной Армии; управление снабжения горючим; санитарное и ветеринарное управления Красной Армии; управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава. В связи с созданием самостоятельных органов тыла требовались квалифицированные кадры. Председатель Государственного комитета обороны и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР, он же Народный комиссар обороны СССР, осознавая значимость обеспечения действующей армии, принимает экстраординарные меры по привлечению к этому важному делу наркомов отраслей промышленности, отвечающих за производство продукции для фронта, и других видных государственных деятелей. На должности руководящего состава органов управления снабжением Советской Армии были назначены: - заместитель Народного комиссара легкой промышленности СССР Н. Кормилицин — начальником Управления снабжения горючим; - начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И.
Ковалёв — начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии. Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава отраслей народного хозяйства. Верховный Главнокомандующий лично инструктировал первых назначенных на должности начальников тыла фронтов — заместителей командующих фронтами. Знакомя их с положением дел, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить». Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял обеспечению питания военнослужащих.
В первые месяцы войны снабжение войск действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но, в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии 6 норм и военнослужащих, не входящих в действующую армию 8 норм. За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней вплоть до Верховного Главнокомандующего. Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был предан суду военного трибунала. Были также наказаны командующий армией генерал П. Болдин и член Военного совета армии К.
В многодетной семье, в которой воспитывались 7 детей. Деревенская жизнь легкой никогда не была и поэтому детвора рано привыкла к тому, что труд и помощь старшим это само собой разумеющееся. Ее детство пришлось на тяжелое военное время. Непростая судьба выпала на долю этой несгибаемой женщины.
Во время этого боя был ранен, но продолжал сражаться до окончания боя. Полный кавалер ордена Славы. Трактористка Альтышева на колесном тракторе вырабатывает по 2 с лишним нормы, вспахивая по 4-6 гектаров за смену вместо 2,5 га. Колобутина, в котором он благодарит трудящихся Алтая за подарки. Половина этого пути пройдена нами в упорных, кровопролитных боях. В этих боях ваши земляки умножили славу своего гвардейского знамени, гордо неся его вперед на запад… От вас, наши дорогие мы ждем вестей о новых успехах в трудовом наступлении, которым вы подкрепляете победы доблестной Красной Армии на фронтах Великой Отечественной воны… Близок час нашей встречи. Так сделаем, товарищи, все, чтобы в этот желанный час мы могли сказать, что алтаец на фронте и в тылу был достоин друг друга, что родной наш Алтай с честью выполнил долг перед Родиной, что в одержанной победе — имеется вклад каждого из нас». Анатолий Иванович Колобутин командовал 56-ой стрелковой дивизии с 26 мая 1943 года по 27 октября 1944 года. Подпись на плакате: «Когда то хвастался подлец Владеть советскою столицей, И очутился, наконец, За государственной границей». Ленина за образцовое выполнение заданий командования при прорыве обороны противника и за форсирование реки Прут и проявленные при этом доблесть и мужество.
В своей вчерашней речи канцлер Гитлер объявил о начале войны. Польский народ принимает эту войну согласно своей вековой традиции», — передавало ТАСС. Одновременно с этим сообщалось о том, что ряд стран, как то: Бразилия, Куба, Швеция, а также Эстония, Латвия и Литва — заявили о своем нейтралитете «на время войны между государствами в Европе». Между тем, несмотря на официальные заявления о том, что после заключения договора о ненападении мы получили мир, именно с этого момента СССР, напротив, стал усиленно готовиться к войне. В принципе, таковая уже существовала, только с некоторыми оговорками, поэтому историки зачастую не придают этому факту существенного значения. В действительности же закон, проект которого был подготовлен наркомом обороны маршалом Климентом Ворошиловым, практически разделил историю Советского Союза и Красной армии на до и после 1 сентября. Статья 132 сталинской Конституции 1936 года гласила: «Воинская служба в Рабоче-крестьянской Красной армии представляет почетную обязанность граждан СССР». На нетрудовые элементы возлагается выполнение иных обязанностей по обслуживанию обороны Союза ССР». Учитывая довольно расплывчатое значение слова «трудящиеся», военные комиссариаты порой не были уверены, кого именно можно и кого нельзя призывать в армию. Получалось, что для освобождения от «почетной обязанности» достаточно было уволиться с завода и пойти торговать на базар или, скажем, заняться бродяжничеством и попрошайничеством. Теперь же Красная армия из собственно «рабоче-крестьянской» трансформировалась просто в армию. Кроме того, согласно правилам, на военную службу призывались молодые люди в возрасте 20—21 года. Минимальный возраст призывника составлял 19 лет 8 месяцев. К этому времени многие юноши уже успевали не только закончить десятилетку, но и устроиться на работу, обзавестись семьей и детьми. Теперь же «загребать» в ряды РККА стали молодых людей, не окончивших среднюю школу, с 18 лет и 8 месяцев, а окончивших ее могли призвать и вовсе в неполные восемнадцать. Таким образом, призывной возраст был понижен сразу на 1—2 года. Одновременно с этим срок службы для младших командиров всех родов войск, а также для всех летчиков ВВС РККА увеличивался с двух до трех лет. О слабом поле тоже не забыли. В новом законе говорилось, что в военное время и «в случае надобности» в армию и даже на флот могут быть призваны и женщины, имеющие медицинскую, специальную и техническую подготовку. Для школьников с 5-го по 7-й класс вводилась обязательная начальная военная подготовка, а в 8—10-х классах допризывная подготовка. Последняя должна была заменить собой всевозможные военные кружки и клубы. Советские граждане, как и положено, с полным одобрением восприняли новость о всеобщей милитаризации. На всех предприятиях и в учреждениях огромной страны прошли митинги и собрания, на которых народ от мала до велика выразил желание немедля пополнить ряды Красной армии, а при случае клялись всем миром встать на защиту Родины. В передовом 9 «А» классе молодой комсомолец Олег Соколов считался отличником учебы и оборонной работы. Шутка ли, 15 лет, а у человека уже три оборонных значка! Он поможет нам вступить в ряды Красной армии вполне подготовленными бойцами». А отличник-десятиклассник Жора Плеханов дал обязательство изучать новые военные дисциплины только с пятерками и открыто вызвал на соревнование всех учащихся школы. Этот ныне позабытый праздник был установлен решением Бернской международной социалистической конференции молодежи в 1915 году «с целью мобилизации прогрессивной молодежи на борьбу за мир, против империалистической войны». После этого проводился в некоторых странах в первое воскресенье сентября. В 1939-м праздник отмечался с особой помпой. Во-первых, тема войны приобрела особую актуальность, во-вторых, начавшаяся реформа призыва в армию больше всего касалась именно юношества. Веселая, жизнерадостная, она наполнила этот день величавой торжественностью и красотой, — рассказывала пресса. Колонны со всех концов города движутся на площадь Первого Мая… Начинается шествие колонн. Впереди дети. Они несут портрет Сталина. Беспредельна любовь юношества к кормчему революции… В каждой колонне портреты боевых соратников вождя — товарищей Молотова, Ворошилова, Кагановича Л. Начавшееся в 11 часов тщательно срежиссированное действо соответствовало духу времени, то есть имело ярко выраженную милитаристскую направленность. В колонне одного района на автомашине двигалась импровизированная сопка Заозерная — символ недавних боев с «японскими самураями». Затем появилась танкетка другого района, за которой следовала колонна молодежи в противогазах. За ними прошли «летчики», раскрывшие возле трибуны огромный парашют. Кагановичский район продемонстрировал отряд санитарок с красными крестами на белых повязках. Ну а замыкала шествие, в котором приняли участие 70 тысяч человек, колонна молодежи Ленинского района, которую возглавляла огромная бронзовая фигура Ленина на автомашине, зовущего вытянутой рукой вперед, к коммунизму. Наиболее масштабно Международный юношеский день 1939 года отмечался в столице. В огромном, невиданном шествии, по официальным данным, приняло участие 800 000 человек, чуть ли не каждый четвертый житель Москвы! Такого масштаба Красная площадь еще не видывала ни во время первомайских парадов, ни даже во время 20-й годовщины революции. Практически каждая организация и предприятие столицы выделило свою молодежную делегацию. Идут рабочие, работницы и служащие автозавода имени Сталина, 1-го подшипникового завода имени Л. Кагановича, заводов «Серп и молот», «Каучук», «Геодезия», Трехгорной мануфактуры имени Дзержинского, фабрик «Парижская коммуна», имени Фрунзе, имени Калинина, «Красная роза», метростроевцы и железнодорожники, строители Дворца Советов, работники Академии наук СССР, студенты Московского государственного университета, Московской консерватории, школьники». Празднество длилось до самого вечера, при этом движение автотранспорта в столице было практически полностью парализовано, в ряде мест у входов в метро и на подходах к ним возникла массовая давка, а большей части участников пришлось добираться до своих районов пешком. Шествия в провинции были не столь грандиозны, но тоже впечатляли. К примеру, в Алма-Ате и Хабаровске по улицам города прошло по 40 тысяч человек. Международный юношеский день 7 сентября 1939 года в СССР сейчас уже никто и не помнит. Между тем это было, пожалуй, наиболее мощное и впечатляющее событие такого рода за всю советскую историю. Миллионы молодых людей по всей стране прошли по центральным улицам, символизируя единение партии с народом, любовь к вождю и готовность выполнить все решения партии. С пропагандистской точки зрения это, безусловно, был сильный и беспроигрышный ход. При этом если празднование 1 Мая принято было символизировать тремя словами: «Мир. Май», то МЮД так его официально именовали 1939 года фактически олицетворял собой слова «Война. Кстати, праздник отмечался до 1945 года, после чего был благополучно позабыт, как и многие атрибуты предвоенной политики. Призывники пели и плясали Новый закон «О всеобщей воинской обязанности», опубликованный в начале сентября 39-го, принимался, что называется, не про запас. Буквально через пару дней после его вступления в силу был объявлен и призыв в ряды Красной армии уже по новым правилам. А учитывая значительно и одним разом расширившийся призывной контингент, под ружье одновременно ставились сотни тысяч молодых людей. Фактически, не объявляя открыто о своих военных приготовлениях, «мирный» Советский Союз начал массовую мобилизацию. Причем она имела свои ярко выраженные черты. Когда позднее, летом 41-го, народ поднимали на трудную борьбу с коварным врагом, в пропаганде превалировала хоть и шапкозакидательская «они скоро поплатятся», «усмирим мракобесов» и т. А вот в сентябре 39-го главным лейтмотивом было выбрано… всеобщее народное веселье. Он весело отвечает на вопросы врача, осматривающего его плотное загорелое тело… На призывном пункте с раннего утра до позднего вечера не смолкали веселые, задорные песни… Братья-близнецы Александр и Виктор Новокрещеновы ждали дня призыва в ряды РККА как большого праздника… Веселые, празднично одетые пришли молодые патриоты на призыв» — так описывала советская пресса будни призыва фактически мобилизации. Куда и мечтал… — отвечает ему Саша, после чего коллеги по работе радостно жмут друг другу руки».
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника. Новости. Первый канал
- Содружество
- Советский тыл на завершающем этапе войны
- Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил, 1918-1988 - Google Книги
- Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 1. Москва, 1974. Большая российская энциклопедия
- Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video | VK
Тыл – это половина победы, и даже больше
В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать. Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. Советский тыл во время войны".
Всё для Победы
- Мотор — сердце авиации
- Трудовая доблесть тылового города — SGPRESS — Самара, люди, события
- «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
- Чудо советского тыла
- Новости Советского района
- ФОТОХРОНИКА ПОБЕДЫ
Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл.