В жизни наших предков праздник Мучеников имел большое значение, он открывал серию благоприятных дней цикла, дни, в которые связь между небом и землей была как никогда в течение года наиболее тесной.
22 марта 2023 года что нельзя делать
- Сорок мучеников 22 марта: зачем печь жаворонков и чего нельзя делать | «Красный Север»
- Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников
- Сорок мучеников из Севастии
- Сорок Севастийских мучеников | Братская епархия - официальный сайт
- Запреты и традиции праздника
- Народные приметы на 22 марта. Почему в день Сорок желательно покататься на качелях?
Народные приметы 22 марта
Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. В этот день почитается память сорока Севастийских ик имеет несколько названий: Сорока мучеников, Сорок святых, в народе –. В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки или Жаворонки. Является ли герои мучениками, а мученики — героями? В этот день чтят память сорока севастийских мучеников, принявших за свою непоколебимую веру в Христа мученическую смерть.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Останки Севастийских мучеников было приказано выбросить в реку, чтобы никто не смог найти их. Спустя три дня 40 мучеников явились во сне епископу Севастийскому и велели найти их кости, которые светились ночью в воде, и предать погребению. Почему 22 марта называют Сороки или Жаворонки В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки. В деревнях говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц», «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». В этот день происходила символическая вторая встреча весны. Поэтому второе название праздника — Жаворонки.
Фигурки «золотили» медом. Они символизировали летящие к Богу души мучеников. Выпечку традиционно дарили детям, соседям, родственникам, а также развешивали на деревьях. Считалось, что это обережет домашнюю птицу от болезней и мора. Для мужчин в одну булочку-птичку пряталась монетка.
Кому она попадется, тот и начинает сеять зерно. В дополнение на Сороки пекли 40 шариков-«орехов» из овсяной или ржаной муки. С 22 марта ежедневно по одному шарику бросали на улицу, приговаривая: «Мороз, красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову!
Такое задабривание погоды связано с поверьем, что после 22 марта каждый из 40 мучеников принесет по одному морозному утру, но если мороз наестся хлеба, то уйдет раньше и не тронет посева.
И здесь было явлено первое чудо. Все брошенные камни летели мимо цели, не затрагивая христианских верующих. В эту же ночь воинам было явлено новое небесное знамение о грядущем чудесном воскрешении всех верующих.
Это лишь укрепило их в вере. На следующее утро воинам-христианам была назначена новая казнь. Их отвели на замерзшее озеро близ Севастии, заставили обнажиться, а затем войти в ледяную воду. На берегу, соблазняя мучеников нарушить обет, данный во имя Христа, растопили баню.
На протяжении ночи воины стояли в воде, исполняя псалмы, терпели боль от обморожений. Лишь один из них был соблазнен возможностью согреться в бане, но мгновенно расстался с жизнью из-за резкой смены температурных режимов. Даже стражники были поражены стойкостью христиан. И одному из них, Аглаию, удалось увидеть чудо Господне.
С наступлением 3 часа ночи над замерзшим озером разлился яркий свет, растопивший льды. Над головами 39 оставшихся мучеников появились сияющие терновые венцы. Аглаий уверовал в Христа, присоединился к другим воинам. К утру, вернувшиеся проверить исполнение казни Агриколай и Лисий нашли 39 мучеников и их нового сторонника живыми.
От ярости и бессилия их обрекли на дальнейшую смерть, усилив страдания тем, что перебили голени молотами. Но даже после этого, до последнего вздоха, христиане прославляли Господа. Чтобы уничтожить память о стойкости Сорока мучеников, их останки повелели полностью уничтожить через сожжение. Оставшиеся кости сбросили в реку.
Но спустя 3 дня после смерти они явились во сне Петру, епископу Севастийскому. Ему было велено извлечь кости из реки.
Почитание севастийских святых издавна установилось и на Руси, они изображены в мозаичных медальонах на северной и южной подпружных арках собора св. Софии в Киеве. В народе сложились собственные традиции, связанные с этим днем, который называют Сороки или Жаворонки. Народные приметы и поверья в этот день связаны с символикой весеннего равноденствия. Жаворонками называется обрядовое печенье в форме птиц, которое выпекается к празднику. Автор статьи: А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» Поделиться Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.
Иннокентий Борисов Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте.. Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе.
Однажды узники услышали голос, который пообещал им: «Претерпевший до конца спасется». Поняв, что заточение бессильно, Агриколай решил подвергнуть верующих еще более изощренной пытке.
Бунтовщиков раздели, вывели на озеро в суровый мороз и поставили в воду. На берегу нарочно растопили баню, испытывая их терпение. Один из солдат сдался и побежал отогреваться, но упал замертво, едва достигнув дверей парилки. Остальные воины продолжали держаться. Вскоре мучеников вновь стало 40 — к ним присоединился один из стражей.
Агриколай пришел в ярость и велел избить христиан до смерти. Но даже умирая, святые не переставали славить Христа.
Народные приметы 22 марта
Нельзя обижать птиц — кричать на них, ловить, разорять гнёзда — плохая примета, которая говорит о том, что от человека удача отвернётся. Нельзя застилать стол белой скатертью — попасться на происки обманщика или мошенника. Нельзя покупать веник — таким веником можно привлечь нечистого в дом, который будет проказничать, бедокурить, отравлять домочадцам жизнь. Девушкам не рекомендуется надевать что-то блестящее. По старинным поверьям, сорока заберёт удачу. Нельзя заниматься пересчётом ворон и галок — к разорению. По народным приметам, если 22 марта тёплый день — ближайшие 40 дней будут тёплыми. Тёплый ветер — к дождливому лету. Мороз — год окажется богатым на урожай.
Чайки прилетели — скоро лёд пойдёт. Жаворонки прилетели — скоро наступит стабильное потепление. Зяблики прилетели — к похолоданию. Какая погода в этот день, такая будет наблюдаться и на сенокос.
Но как только он переступил её порог, сразу же упал замертво. Позднее этой же ночью Господь послал мученикам спасение: вдруг стало светло, лёд в озере растаял, а вода стала тёплой. Все стражники на берегу спали, среди них бодрствовал только один — его звали Аглаий. Он, увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец, решил присоединиться к стойким христианам. Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: "И я христианин! Он молился: "Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами". Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины ещё живы, да в придачу среди них один из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Спустя три дня воины явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру и попросили собрать останки и предать погребению. Так епископ и поступил, кости мучеников были похоронены со всеми почестями и молитвами. По словам священников, в этот день нужно задуматься о самопожертвовании, нетерпимости к предательству. Именно так проявили себя и сорок мучеников. Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи. На Руси издавна был обычай в День сорока мучеников лепить из теста и выпекать сорок булочек в виде птиц — "жаворонков". Из тёплых краев в это время возвращаются птицы, и хозяйки приговаривали "Жаворонок весну благословил". Поэтому и выпекалась сдоба в форме жаворонков. По традиции их раздавали детям, чтобы они с весельем и прибаутками зазывали весну. Кто-то просто клал выпечку на окно, кто-то насаживал птицу на палку и шёл кликать весну.
Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга и помня заветы Господа. Они пели псалмы, несмотря на боль и холод. Однако один из узников оказался слабее духом. Не выдержав мук, он сдался и побежал греться в баню. Однако как только воин переступил порог, он сразу же упал замертво. Разве не следует из этого, что мучеников всего 39? В эту ночь Господь сжалился над мучениками и послал им спасение: внезапно стало светло как днем, лед в озере растаял, а вода стала горячей. Стражники на берегу спали, среди них бодрствовал лишь один, — его звали Аглаий. Увидев, что над головой каждого мученика проступил нимб, он сбросил с себя одежду и прокричал: «И я христианин». Вернувшись утром, мучители увидели, что воины еще живы, а с ними один из тюремщиков. В ярости Агриколай велел перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Однако даже умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить. Спустя три дня воины явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру и попросили собрать останки и предать погребению.
О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости. Традиции и обряды В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу. В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло. Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки — сорок морозных дней.
Память о подвиге и страданиях: Чем прославились Сорок мучеников Севастийских
ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. 23 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, Православная Церковь вспоминает 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (день памяти перенесен с 22 марта). Сорока мученикам традиционно молились женщины, чтобы муж или сын вернулись с войны. Сорок мучеников – это праздник, посвященный памяти сорока мучеников Севастийских, которые были римскими солдатами и отказались отречься от своей веры во Христа. 22 марта церковь почитает память 40 мучеников Севастийских. В этот день проводится Литургия в честь сорока воинов-христиан. Через три дня святые мученики явились Севастийскому епископу Петру и велели ему похоронить их останки.
Народные приметы 22 марта
Несомненно одно: в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском или Остром конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 году в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню снаружи и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом к входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской брама — ворота. Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, — кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки.
В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, то есть внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 году, когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ. В 1812 году икона была немного повреждена французами, а в 1829 году отреставрирована.
По церковному календарю дата отмечается в память о воинах-христианах римского легиона, принявших мученическую смерть за веру в 320 г. А в народных обычаях этого Дня значительное место уделяется действиям, связанным со встречей весны. В русской народной традиции сакральному числу сорок в этот день придается особое значение. По старинной примете, если после «Сороков» все сорок морозных утренников пройдут подряд, лето будет урожайным на хлеб.
Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа.
Ни один человек не может обойти этот выбор. Испытания не всегда бывают столь страшными, как в описанном примере — гораздо чаще дьявол искушает верующих мелкими проблемами, заботами, неприятностями. Они не требуют ни явного отречения от Иисуса Христа, ни попрания основополагающих жизненных принципов — однако с каждым днём всё сильнее и сильнее расшатывают моральные устои, заставляют грешить и отступать от данных Творцом заповедей. Именно нерадение, беспечность и небрежность в таких вопросах — бич современного человека. Поэтому молитва 40 Севастийским мученикам, дополненная истовым покаянием, участием в богослужениях, тщательными постами и ревностным исполнением христианского долга, позволяет приумножить полученную при таинствах крещения, исповедей и причащений благодать. Она избавляет от неверия, апатии, скорби, отчаяния и печали, приносит спокойствие, счастье и умиротворение, прогоняет нечестивые помыслы и пагубные привычки. Взывая к подвижникам, люди обретают решимость что-то изменить в своей жизни, выбирают праведный путь, принимают решения в сложных ситуациях.
Перед иконой, на которой запечатлены римские воины, просят о мужестве и отваге, необходимых для того, чтобы вытерпеть любые беды. Небесные покровители оказывают духовную помощь всем, кто находится в заточении, страдает от гонений, оскорблений, насмешек. К ним обращаются и женщины, чьи мужья долгое время пребывают в командировках и рабочих поездках. Кроме того, данный образ символизирует готовность отстаивать свои убеждения, а также прививать их другим людям — родственникам, детям, знакомым. Только тогда свет истинной веры будет распространяться во всём мире, спасая души от сомнений, страданий, превратностей судьбы. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником воинов и всех православных мужчин. Севастийские воины — символ того, что все испытания и беды заканчиваются, а крепких духом ждет благодать.
Сорок мучеников приходят на помощь тем, кто в прямом смысле замерзает. К святым мученикам обращаются за помощью : в испытании стойкости духа;в защите правых принципов; при необходимости смиренно пережить трудный период. Молитва к сорока Севастийским мученикам, — сомнение в вере. Каждый читающий или вспоминающий о подвиге воинов подобен Аглаию, наблюдающему с берега — тридцать девять святых венцов зажигаются для него в темноте. Остается отречься от пороков и взять сороковой. Величаем вас, страстотерпцы святии четыредесяте, в Севастийстем езере мучившиися, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.
Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся. Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 6 Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество. Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов. На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки с ударением на первый слог.
Фото: tatmitropolia. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта новый стиль. Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году.
Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров. Читайте также Православный календарь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.
Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Праздник «Сороки» в детском саду «Ивушка» города Уварово
Праздник Сорок мучеников в Севастийском озере прозябавших в 2018 году приходится на пятую седмицу Великого поста. Сегодня православная церковь отмечает День памяти Сорока Мучеников Севастийских. День «Сорок Сороков» — праздник, который связан с памятью сорока Севастийских мучеников, принявших тяжелую смерть за свою веру. Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года. В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика.
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
Праздник 40 Севастийских мучеников православная церковь отмечает 22 марта по новому стилю или 9 марта по старому стилю. Другие названия: Сорок сороков; Сорок святых; День сорока мучеников; День жаворонка. Традиционно День памяти 40 севастийских мучеников празднуют 22 марта, однако в 2024 годупраздник перенесен на 23 марта, так как совпадает с пятницей первой недели Великого поста, когда все церемонии посвящены памяти Феодора Тирона.
Праздник Сорока мучеников Севастийских
Тела их предали пламени, а кости поначалу бросили в реку. Позднее городскому епископу явилось видение. Сорок павших воинов пришли к нему и попросили достать их останки из воды. Священнослужитель исполнил их просьбу. Мучеников причислили к лику святых.
Их стойкость и мужество во время гонений превратили их в символ веры и верности Христу. День памяти 40 севастийских мучеников — 2024: традиции Многие верующие в день праздника посещают храмы и возносят молитвы святым. Христиане прославляют подвиг мучеников, просят их о заступничестве и поддержке в своей вере. Также в знаменательную дату проводятся специальные богослужения, включая молебны и панихиды.
Кроме того к празднику сорока мучеников Севастийских пекли также постные блины — «преснушки». Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. День памяти сорока мучеников Севастийских был для крестьян знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу, в разгаре Великий пост — «весна души» и скоро Пасха. С этим днем даже соединены особыя приметы. Говорят, напр.
Жаворонков обычно пекли всей семьей, иногда их вылепляли вместе с гнездами и яичками. Птичек сажали дома на окно, раздавали в церкви, а часть отдавали ребятишкам для забавы. Дети усаживали птиц на длинные прутья, устремлялись с ними на высокое место и кричали: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света! В России известные местные их виды — московские, тульские, рязанские, архангельские, уральские и некрасовские. Рецепт теста для выпекания Жаворонков.
Надо заместить муку с разведенными в чуть теплой воде дрожжами, прибавить сахара, постоного масла, ванили.
Лишь один из них был соблазнен возможностью согреться в бане, но мгновенно расстался с жизнью из-за резкой смены температурных режимов. Даже стражники были поражены стойкостью христиан. И одному из них, Аглаию, удалось увидеть чудо Господне.
С наступлением 3 часа ночи над замерзшим озером разлился яркий свет, растопивший льды. Над головами 39 оставшихся мучеников появились сияющие терновые венцы. Аглаий уверовал в Христа, присоединился к другим воинам. К утру, вернувшиеся проверить исполнение казни Агриколай и Лисий нашли 39 мучеников и их нового сторонника живыми.
От ярости и бессилия их обрекли на дальнейшую смерть, усилив страдания тем, что перебили голени молотами. Но даже после этого, до последнего вздоха, христиане прославляли Господа. Чтобы уничтожить память о стойкости Сорока мучеников, их останки повелели полностью уничтожить через сожжение. Оставшиеся кости сбросили в реку.
Но спустя 3 дня после смерти они явились во сне Петру, епископу Севастийскому. Ему было велено извлечь кости из реки. Вместе с верными сторонниками он отправился к воде, где легко обнаружил искомые реликвии, ведь они сияли, словно звезды. Обретенную святыню погребли по христианскому обычаю.
А слава о 40 Севастийских мучениках была сохранена в веках. Их причислили к лику святых. В 1230 году, 9 марта по старому стилю, царь Иван II Асень из Болгарии вступил в бой с армией противника и одержал победу. Свои военные успехи он отнес к заступничеству со стороны 40 Севастийских мучеников.
В знак памяти и благодарности он воздвиг на месте битвы храм в их честь. Традиции празднования Основная традиция праздника в день Сорока сороков заключается для христиан в посещении особой службы.
Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. Это скорее всего тот самый Агрикола, - молодой недавно назначенный чиновник, - который замучил немалое количество воинов-христиан по всей Малой Азии.
И именно он проводил следствие над 40 легионерами «Молниеносного легиона», которые отказывались отречься от христианской веры. Агрикола знал толк в мучениях. Он решил не просто умертвить ослушавшихся солдат. Он решил их медленно и изощренно пытать.
Всех легионеров загнали в холодные воды местного озера. Условие было жестким: отрекайтесь от веры и бегом в горячую баню.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ / СВЯТОЙ ДНЯ
Сорока мученикам традиционно молились женщины, чтобы муж или сын вернулись с войны. В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки или Жаворонки. В этот день православная церковь чтит память сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.