Также на фестиваль приехали более 200 ряженых из Болгарии, Венгрии и Италии, которые передают свои традиции празднования Масленицы из поколения в поколение.
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…»
И параллельно вы для себя собирали этнологический материал? Да, это уже шло для себя, походя. И я столкнулся с тем, что до наших дней сохранилось очень многое. Даже ряжение — и сейчас есть такие места, где можно получить такую инициацию от старых людей. Проводятся общедеревенские обряды, на которые можно поехать и непосредственно поучаствовать, вживую получить и информацию, и опыт. Более того, за границей об этом знают даже лучше, чем у нас: в России сохранилось несколько традиций, признанных ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества. Такие обряды, как похороны Костромы, Конь-Русалка я видел в 1990-х годах в деревне Оськино Курской области, в деревне Шутилово, когда еще старушки были живы и их проводили. Сейчас-то там в основном это все поддерживается за счет заезда молодых фольклористов, а старушек две-три остались. Не могу сказать, что мы что-то реконструируем: наше поколение все-таки застало живую традицию ряжения. У меня даже родители, помню, рядились на свадьбе на второй день: мама, например, во врача. И во многих семейных фотоальбомах это можно увидеть, и до сих пор в деревнях такая традиция сохранилась, хотя и трансформировалась.
Тут как с битьем бокалов на свадьбу — все знают, что это надо сделать, но никто уже не помнит, для чего. И это называется потеря смыслов. Спрашиваешь у пожилой женщины: «Вы для чего Кострому хороните? Из года в год это делается». То есть ритуал связан с продолжением некой традиции. Конечно, если антрополога спросить, то он ответит, что это продуцирующая магия, восходящая корнями к определенным мистериям. А бабушки таких слов не знают и знать не хотят. Они понимают, что если этого не будет, то жизнь безвозвратно изменится. Делают по инерции то, что когда-то давно предками было запущено. Сохраняют некий уклад, устой.
И замечательно, потому что деньги любят тишину, а традиции любят глупость. Когда человек начинает задавать вопросы, он теряет мифологическое сознание. Любое традиционное явление сохраняется в той среде, которая сопротивляется любым изменениям. Вот приедет к ним священник, спросит: «Зачем вы это делаете? Вы же все православные». Они скажут: «Грешны, грешны, батюшка, больше не будем». Он уедет — они дальше продолжат.
Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др.
В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с. На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр.
В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки. Смешливость, шутовство, хотя и привлекали к себе всеобщее внимание, имели в иерархии православного общества низкий статус [36, с. Причиной завышенной оценки учеными статуса ряженого является приписывание этим персонажам исключительно магической обрядовой, жреческой функции, что не отвечает действительности. В реальности обрядовая функция, по крайней мере на протяжении последних столетий, сочетается с развлекательной, игровой, профанической, что и приводит к обозначению таких самодеятельных артистов «чудными», «потешными» и др. Соколова видит прототип живого ряженого, то подавляющее большинство новгородских информантов отрицают присутствие на масленичной неделе этого атрибута: «чучело, куклу — не делали», «чучела, куклы — не было», «чучело, куклу — не помню», «чучело не делали», «чучело у нас только на огороды ставили», «чучело — это только на огороде» [5, Т. В некоторых случаях мы имеем сомнительные данные об этом атрибуте, что является следствием неопытности и предвзятости собирателей [37]. Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у.
А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак. Юбка — [чтобы] там не видать на коле — ткнута.
Голова какая-нибудь привязана, накутана» [38]. К сожалению, информация страдает некоторой неясностью где сжигалась , неполнотой где находилась при перевозке и не подтверждена другими информантами. Данные факты вместе с вышесказанным свидетельствуют о том, что в новгородском регионе существовала устойчивая очаговая традиция масленичного ряжения в виде конной запряжки с санями и возницами возможно, иногда и просто всадник на лошади как элемента катаний на лошадях, имитирующая образ уходящей зимы и наступающего Великого поста ср. Эпизодически встречающиеся материалы по масленичным куклам отражают особый вариант этого масленичного атрибута на коне, небольшого размера, слабо оформленные фигуры разного пола, имеющие вспомогательное значение и хорошо вписывающийся в вышеназванную новгородскую традицию. Образ этой куклы разительно отличается от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции, где присутствует одетая в сарафан женская и большая по размерам фигура, которую возят на санях, которую затем разрывают, хоронят или сжигают как самостоятельный символ Масленицы [3, с. Устюженский вариант, судя по описанию, лучше согласуется с «центрально-поволжской» масленичной кукольной традицией и если он действительно существовал, мог быть занесен из смежных районов Тверской или Ярославской губ. Отметим, что сходный вывод о том, что сведения о масленичных ряженых в регионе «устойчиво связаны с катаниями», делают и авторы исследования псковского праздничного календаря [18, с. Причем в д. Гоголево Холмского у.
Как показывают материалы, образ ряженого человека в санях или верхом на лошади вариант: без саней охватывает не только Северо-Западный регион, но и более восточные территории Европейской России и Сибири. Правда, здесь наряду с ним широко представлено, а в ряде поволжских регионов доминирует, женское чучело на санях [3, с. В Новгородской и соседних северо-западных губерниях почти не встречается распространенный в ряде районов Европейской России и в Сибири обычай изготовления особого масленичного поезда с ряжеными, описываемого многими дореволюционными и советскими исследователями, в котором ощущается явное влияние западноевропейского карнавала [42, с. В этой связи трудно согласиться с позицией Л. Ивлевой, считающей более близким аналогом употреблявшейся в таком масленичном поезде лодки не привнесенный в Россию западно-европейский «carrus navalis», а древневосточный «корабль Исиды» [1, с. Если следовать логике исследователей-семиотиков, самой близкой для нас будет погребальная ладья Древней Руси, а не древневосточный аналог. Подобный карнавальный вариант масленичного поезда активно использовался с петровской эпохи как центральный элемент праздника-маскарада, организуемого для царского двора, когда использовавшиеся сани связывались вместе, имитируя корабль или на сани устанавливалось судно с помостом или мачтой с площадкой-марсом для ряженого [3, с. Наиболее приближенным к классическому варианту и единственным случаем подобного рода в Новгородской губ. Лошадей запрягали гуськом в две, иногда три пары.
На переднюю лошадь сажали мальчика, садились в закрытый балаган и разъезжали по деревне, при этом колотили в доску, заслонку, колокол и бубен» [16, с. Исчезновение без видимых причин такого поезда еще в 1880-х гг. Явно заимствованным из столичной карнавальной культуры элементом является зафиксированный в Старорусском у. Это для смеху» [8, Т. Еще один вариант с намеком на карнавальную форму — с использованием «полога» или палатки на санях — эпизодически встречался в западной и южной части губернии. В частности, он указывается на масленичном катании в одной из деревень Старорусского у. Сходный вариант зафиксирован в с. Бель Валдайского у. Последний вариант масленичной карнавальной формы — с палаткой-балаганом на дровнях — встречался в Ярославской, Вятской, Московской губ.
Как указывает В. Соколова, в употреблявшихся в различных частях России карнавальных масленичных представлениях наряду с заимствованными городскими традициями ряженья присутствуют и «традиционные народные персонажи и элементы»: образы старика и старухи, соломенная кукла, колесо на шесте, веники и др. По нашему мнению, колесо на верху шеста не является исконным народным элементом масленичного поезда, поскольку отражает морскую тематику — мачту с наблюдательной площадкой-марсом, под которую приспособили тележное колесо. Свидетельством этого является использование шеста с колесом только в масленичных поездах городского типа, в то время как оно отсутствует в традиционном сельском масленичном ряженье с использованием саней см. Кибитка-катафалк отсутствует в народной культуре, не было его и в петербургских карнавальных поездах. Даже в карнавальном корабле можно увидеть при желании не только западноевропейские истоки явления, но и местный элемент — корыто или даже ладью, в котором катались или ставили на сани см. Однако с точно такой же доказательной базой а точнее, ее отсутствием можно говорить о том, что корыто может представлять народную версию адаптации и включения в народную культуру новации — карнавального корабля петровского времени. В тоже время можно согласиться с позицией В. Соколовой по вопросу в целом.
Добавив к этой области ряженья территорию масленичных карнавальных форм, увидим, что полученный ареал охватывает большую часть территории России, за исключением ряда центрально-поволжских и южнорусских регионов, где доминирует кукла в санях.
Кроме того, на празднике можно было приобрести изделия ручной работы, которые были подготовлены силами волонтеров своими руками. А в завершении мероприятия прошла волшебная лотерея: ее участники смогли приобрести лотерейный билетик, после чего ведущий праздника определил победителя, которому достался большой торт с логотипом Фонда. Собранные пожертвования были переданы на помощь детям сиротам из регионов, которым помогает Фонд. Но, кроме него, у мальчика однажды появились новые проблемы — отёки суставов.
А 26 февраля все это сожгут на Масляном лугу. На острове в этот день развернут широкие гуляния, все аллеи заполнят ряженые. На Сытном дворе устроят ярмарки. Можно будет поучаствовать в кулачных боях, ожидается казачья джигитовка. Жители южной части Петербурга могут отправиться в Павловск, который 50-й год подряд будет отмечать Масленицу. Местное чучело здесь всегда наряжают в новое, специально изготовленное платье. Камыши сотрудники администрации тоже заготавливают лично.
В программе развлечений — метание валенков в цель, распил бревен, файер-шоу и выступление дрессированного петуха. Парки ежегодно в последний день Масленицы встречают до 20 тысяч петербуржцев, для каждого из которых приготовлены развлечения на любой возраст. Этнографический музей тоже будет праздновать, но спокойнее. Там приготовили экспозиции и рассказы о традициях масленичной недели. В залах музея можно увидеть чучело конца XIX века, привезенное из Архангельской губернии. Нижегородская ярмарка Основные мероприятия развернутся на Нижегородской ярмарке с 19 по 25 февраля. Там откроется выставка-ярмарка «Широкая Масленица».
На ней будет работать около 350 экспозиций православных и светских организаций из 12 стран.
Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске (ФОТО; ВИДЕО)
один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00. Организаторы Масленицы в Даровом также отмечают: основным персонажем масленичного ряженья выступал образ уходящей зимы, с атрибутами старости и увядания. «Речь» о том, где на Масленицу побросать валенок и поплясать с ряжеными. Самые свежие новости связанные с тематикой Масленица со всего Мира и России на сегодня. В этом году выступления реконструкторов-иностранцев (как раз «ряженые», артисты) — новинка «Московской Масленицы-2020».
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
Многие не знают, как высчитывается праздничный день. Начало Масленой недели зависит от даты главного христианского праздника — Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Дата Масленицы отличается от года к году, но всегда начинается в понедельник. Большую масленичную программу подготовили в городских музеях. В Доме И.
Провожать зиму и встречать весну будут веселыми играми на улице, загадками, рассказом о традициях русского чаепития и масленичных гуляний, с чаем и блинами в уютной атмосфере музея.
Вместе решали, как будут проводить масленичную неделю: когда к кому в гости наведываться, кого к себе звать и чем угощать. Вторник — заигрыши. Молодые люди — парни и девушки — бывали друг у друга в гости, гуляли под гармонь и звон бубенцов по улице. На площадях выступали скоморохи. Начинались катания на санках. Это была самая популярная забава на Масленицу по всей России. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472 году при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Он устраивал шумные и веселые катания по Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких.
Среда — лакомка, пекли блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Хозяйки старались одна лучше другой, чтобы никто в обиде не остался. А по вечерам собирались все вместе — пели песни, разыгрывали сценки.
Николаева анонсировал «Масленичный разгуляй». Гуляния, соревнования, концерты, угощения и фотозона - гостям будет чем заняться в праздник, заверили в госпаблике Парка. Ровно в полдень 17 марта посетителей встретят артисты Чувашского государственного театра кукол.
Также в парке пройдет традиционный забег в кокошниках: участники пробегут дистанцию в 300 метров вокруг центральной аллеи парка.
Зиму там проводили шествием ряженых. Чучело Масленицы доживает свои последние минуты. Скоморохи, черти и другие сказочные персонажи несут ее на верную погибель. На улице по-весеннему тепло, и румянец скоморохам приходится подрисовывать помадой.
Реклама Пять сотен ряженых пересекают парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде, чтобы водрузить чучело в гору снега. Возглавляет шествие и задает темп оркестр африканских барабанщиков — их мелодии помогут прогнать засидевшуюся зиму.
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…»
Майский Дом культуры п. Майский, д. В программе — ярмарка, мастер-классы для детей и взрослых, блинный фестиваль, народные забавы и гуляния, сожжение чучела Масленицы и проводы зимы. Вход на праздник свободный.
Сосновский Дом культуры п. Сосновка, ул. Масленичные забавы».
Дом культуры «Феникс» п. Федотово, д. Кубенский ДК с.
Кубенское, ул. Ленина, 48. Спасский Дом культуры п.
Непотягово, 50. Починковский сельский клуб д. Культурный центр «Звездный» п.
В программе — театрализованное представление «Как у батюшки-царя», праздничная лотерея «В хозяйстве пригодится», концерт фолк-группы «Парни поселковые». Центр традиционной народной культуры «Ерга» с. Воскресенское, ул.
Советская, 31. Дом культуры д. Ирдоматка, ул.
Новая, 13. Театрализованное представление, творческая программа с участием казачьего хора, военно-историческая реконструкция, аттракционы и забавы, национальная русская кухня. Стрелецкая слобода Череповецкий район, 144 км трассы А-114.
Белозерский округ: 11. Дружинный двор, Белозерск.
В мэрии сообщили, что этот вопрос решается.
Между тем в музеях и районах области уже запланировали локальные развлечения для гостей. Причем стартуют они еще до начала Масленой недели. Поэтому ярославцам отметить праздник можно будет хоть несколько раз в разных местах.
Посмотреть на Маслениц можно будет в парке на Даманском острове; 21 февраля в Пошехонском краеведческом музее пройдет программа «Масленица идет — веселье несет». Гостей будут ждать мастер-класс «Банченый веник», традиционные забавы и угощения; 23, 25 и 26 февраля в музее-заповеднике Н.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Праздник проходил весело и задорно. Жителей и гостей мероприятия ожидала насыщенная программа, подготовленная работниками культуры с конкурсами, народными играми, забавами, весенними хороводами, да вкусными блиночками с горячим чаем. Так же, был организован «Музыкальный костерок», где все желающие могли погреться у весеннего огонька, насладиться весёлыми музыкальными композициями баяниста и исполнить знакомые песни.
Масленица в музее «Как Масленицу встретишь, так и весна придет…»
Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали». Илья Давыдов, новости Комсомольска-на-Амуре на Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске. Гостей праздника развлекали профессиональные актеры театра и кино, ряженые, скоморохи, бесстрашные люди на высоких ходулях — все было словно в сказке! 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе.
С копьями и баяном: Бабкина развлекала гостей на Масленице в Захарово
Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». Фотографиями с Масленицы поделился в своем телеграм-канале глава города Валерий Никольский. Магия плодородия в катаниях ряженых на Масленице хорошо прослеживается и в Старорусском уезде: «а пораньше наряжали лошадь: ноги опутают тряпкам до колен, и к дуге. Масленичная неделя в 2023 году начинается 20 февраля и заканчивается 26 числа. Главная Новости администрации Масленица не за горами. В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу.
Скоморохи, ряженые и люди на ходулях: почти 2000 кузбассовцев собрались в одном месте, чтобы зажечь
В Кузбассе масленичные празднества проходили во всех территориях области. Особенно ярко попрощались с зимой и встретили весну в музее-заповеднике «Томская Писаница» во время «Проводов зимы: детского праздника Масленицы». Гостей праздника развлекали профессиональные актеры театра и кино, ряженые, скоморохи, бесстрашные люди на высоких ходулях — все было словно в сказке! Самые смелые мужчины устраивали между собой бои. Но били они необычным оружием — подушками. В таком сражении важна не только сила удара, но и ловкость — побеждает тот, кто удержится на специальной доске.
На Масленицу можно было действительно почувствовать себя персонажем из сказки, став частью необычного мира.
Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. Например, на Пушкинской набережной в парке имени Горького в видеостудии любой желающий сможет записать обращение к военным, а на всех площадках «Московской Масленицы» откроют экспресс-курсы по созданию открыток для героев. Также будут собирать подарки для участников СВО. В центре Москвы праздничные мероприятия развернутся традиционно на Тверской площади и площади Революции, фестиваль «Масленица на горе» пройдет в Музее Победы — там организуют перетягивание каната, бег в мешках и другие активные развлечения. Москонцерт на Пушечной 22 февраля приглашает на программу ансамбля Дмитрия Покровского «Масляная счастливая! Какие блины едят депутаты и сенаторы В Петербурге можно сжечь грехи С 20 февраля во дворе Конюшенного корпуса в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове выставят чучело с «черным сердцем» — коробом, куда можно сложить записки и оставить все свои невзгоды, печали и грехи. А 26 февраля все это сожгут на Масляном лугу. На острове в этот день развернут широкие гуляния, все аллеи заполнят ряженые.
На Сытном дворе устроят ярмарки. Можно будет поучаствовать в кулачных боях, ожидается казачья джигитовка. Жители южной части Петербурга могут отправиться в Павловск, который 50-й год подряд будет отмечать Масленицу. Местное чучело здесь всегда наряжают в новое, специально изготовленное платье. Камыши сотрудники администрации тоже заготавливают лично. В программе развлечений — метание валенков в цель, распил бревен, файер-шоу и выступление дрессированного петуха. Парки ежегодно в последний день Масленицы встречают до 20 тысяч петербуржцев, для каждого из которых приготовлены развлечения на любой возраст. Этнографический музей тоже будет праздновать, но спокойнее.
Ежемесячно портал «Девятка. Они обязательно увидят вашу рекламу. Закрыть Правовая информация Сетевое издание «Devyatka. Главный редактор - Швецов И.
Также в музее расскажут, как в старину на Белозерье выпекали красные блины и как белозерская ребятня выпрашивала их у хозяюшек. Под Вологдой в музее «Семенково» пройдет этнографическая программа. В северных деревнях начала XX века Масленицу-блиноеду встречали и провожали со всеми почестями. Катания с гор, конные выезды, уличные гуляния, застолья, ритуалы с молодоженами и обрядовый костер — все было направлено на пробуждение земли-матушки и богатый урожай. В программе мероприятия сбор и шествие масленичного поезда, запуск мельницы, народные игры, катание с гор и на лошадях, молодецкие забавы, ряженые, штурм снежной крепости, мастер-классы, деревенские интермедии, выпекание блина-великана и многое другое. Сергей Виноградов.