Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Главная» Новости» Поход на волжскую булгарию в 1376 году. То есть поход на Орду Волжская Булгария была частью Золотой Орды не был спланирован русскими заранее.
Волжская Булгария
В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. То есть поход на Орду Волжская Булгария была частью Золотой Орды не был спланирован русскими заранее. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским.
Русский поход на Булгар в 1399 г.
В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария.
Булгарские походы
Волжские болгары: след в России История народов России. | Пикабу | Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Булгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские булгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в ХIV-XV вв., в результате смешения булгар с кипчаками (половцами). |
Монгольское завоевание Волжской Булгарии: kstk71 — LiveJournal | 985 год — поход князя Владимира на волжских булгар. |
Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство | Вокруг Света | Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Монгольское завоевание Волжской Булгарии — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ | 13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией). |
Волжская Булгария - дата образования, история, города | Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | Пали главные города Волжской Булгарии – Булгар и Биляр. Большинство булгарских аристократов после этого признали власть монголов и прекратили сопротивление. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО | Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Булгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские булгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в ХIV-XV вв., в результате смешения булгар с кипчаками (половцами). |
1183 год. Крестовый поход на Волге | В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. |
1183 год. Крестовый поход на Волге
Когда Булгария приняла ислам и сменила систему управления, в народе начались волнения и государство временно раскололось надвое. Эмир пригрозил неверным расправой и те вскоре подчинились, обратившись в новую веру. Следующее столетие в народе все еще оставались языческие обычаи и жестокие расправы за преступления и прелюбодеяния, но только в деревнях. Города жили исключительно по лояльным мусульманским законам. Принятие новой религии дало толчок и для образования. Начали строиться мечети, при которых работали мектебе начальные школы и медресе школы для духовенства. Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия. Самым важным литературным памятником культуры булгар стала поэма «Сказание о Йусуфе», написанная в 1233 году автором Кул Гали. Только за годы правления Владимира Святославовича русские трижды нападали на булгар.
Однако булгары никогда не атаковали в ответ и после каждого нападения выступали инициаторами дипломатического мира. В начале XI в. Русь и Волжская Булгария подписали очередной мирный договор, по которому булгары могли вести торговлю на Оке и Волге, а русские — на булгарских землях. В конце XI в. Следующее столетие Русь неоднократно нападала на государство, грабила и разрушала поселения. Лишь в 1221 г. Волжская Булгария и армия Руси Завоевание Булгарии монголами Разбив русских и кыпчаков на Калке, монголы впервые спустились на северо-восток, где напали на булгар. Завоевание Булгарии было важно для монгол и давало подход к Руси.
Фактически поражение булгар дало бы монголам возможность захвата и порабощения русских. Первый поход оказался неудачным и монгольская армия была разбита. Следующие тринадцать лет булгары активно защищали свои земли, объединившись с соседними поселениями. Города их стали превращаться в военные крепости. Возводились валы, рылись рвы, ставились ловушки. Так, после первого нападения монгол вокруг Биляра были построены три ряда укреплений, сделавшие город практически неприступным. Только в 1229 г. Вторая попытка оказалась более удачной, за ней последовали еще два нападения.
Годом, когда монголы полностью разгромили Волжскую Булгарию и она вошла в состав Золотой Орды, считают 1240 г. Нападение монгол на Булгарию Упадок булгарского государства Следующие два века Волжская Булгария переживала трудные времена и долгое время была зависима от монгольских завоевателей. Хоть она и сохранила некую автономию, внутренние усобицы и нападки русских резко затормозили ее экономическое и социальное развитие. Фатальным стал набег ушкуйников — русских отрядов из Великого Новгорода. Они «славились» жестокими нападениями на города и грабежами. Оставшиеся в живых после многочисленных нападений булгары перебрались сначала в Иске-Казань, а потом и вовсе распределились вдоль русел Камы, Волги и Вятки, дав начало многим народностям Поволжья. Брошенные ими земли впоследствии стали территориальным базисом для создания Казанского ханства. Летописи дают размытые границы государства, поэтому историки опираются в основном на археологические находки, связанные с булгарами.
Так, городища, селища и предметы быта булгар были найдены в Татарстане и Чувашии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях. Некоторые исследователи предполагают, что северные границы государства доходили вплоть до Карского моря. Территория булгарского Биляра Если о территориальных границах летописцы и путешественники упоминали нечасто, то о городах Волжской Булгарии известно куда больше. Самые известные булгарские города: Болгар восстановлен ; Биляр сохранилось городище ; Сувар На территории городища несколько раз проводились археологические раскопки. Они рассказали о существовании на территории крупного рынка и большой жилой зоны. Сегодня город полностью разрушен ; Иске-Казань частично восстановлен и преобразован в музей под открытым небом ; Алабуга сохранилось городище в современной Елабуге ; Ошель сохранилось городище ; Джукетау сохранилось городище в Чистопольском районе Татарстана ; Кашан разрушен, сохранились останки строений в Лаишевском районе Татарстана ; Кирмень сохранилось городище ; Золоторевское городище сохранилось, располагается на реке Сура ; Муромский городок полностью разрушен, остались фрагменты рвов и укреплений. Находится в Самарской области.
Раскинувшаяся в Поволжье прекрасная империя с уникальной культурой, собственным образом жизни и армией. Всё началось ещё в VII веке, когда в Повольжье оседают кутригурские племена, также известные как протоболгары. В 922 году владыка Булгарии Алмуш принимает ислам и называет себя великим эмиром. Он заключает союз с правительством Багдада, тогда уже состоящим из арабской знати. Булгары какое-то время находились в вассалитете Хазарского каганата. Но уже после падения Хазарии в Х веке они объявили о создании независимого государства. Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало. Так продолжалось примерно до наступления XI столетия.
Караван-сарай в Биляре Сувар и другие Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть. В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году. У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга. Казань Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран. Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения. Читайте также — Достопримечательности древнего Болгара в Татарстане Хазарский каганат и Волжская Булгария Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах. Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань. Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли. Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским. Хазарская гвардия не воевала с мусульманами. Таким образом, булгары становились менее зависимыми от каганата. Полная независимость пришла после падения каганата в 965 году. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. В 1120 году походом руководил Юрий Долгорукий — князь Владимиро-Суздальский. Наиболее крупным был поход в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Войска спустились на судах по Волге, разбили булгар и сожгли столицу Болгар. Зимой 1172-1172 года в поход отправился Мстислав Андреевич, к которому присоединились рязанские и муромские дружины. В 1183 году Всеволод Большое Гнездо и дружины еще 6 княжеств общей численностью до 7 тысяч воинов безуспешно осаждали города Тухчин и Биляр. За это время булгары собрали ополчение и окружили русских. Было 10 дней противостояния и заключение мирного договора. В 1185 году перемирие было нарушено войсками воеводы из Городца, посланными по приказу князя Всеволода. Все-таки военных действий между двумя государствами было сравнительно немного, а каждый поход завершался мирным договором. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так: Волжская Булгария в составе Золотой Орды В 1236-1242 годах состоялся Западный поход монгольских войск, который возглавил один из правителей — Батый. В результате этой военной кампании были завоеваны и государства Поволжья. Территория Волжской Булгарии вошла в состав улуса Джучи. Ей была сохранена частичная автономия, а столицей стал город Болгар. При его правлении была построена новая столица Сарай-Берке, которая находилась на территории современной Волгоградской области. Болгар становится административным центром в Поволжье. При Берке здесь идет значительное строительство, появляются каменные здания, увеличивается товарооборот. В это же время значительная часть населения Волжской Булгарии переселяется на земли Закамья. Это приводит к тому, что в Болгаре значительно меняется состав населения. Здесь начинают преобладать монгольские переселенцы и их союзники кыпчаки. А на территории Закамья образуются новые княжества, в том числе Казанское. В 1266 году значительная часть западных территорий монгольского государства отделилась от Монголии, став Золотой Ордой. В новом государстве Булгария находилась на правах вассала. Затем в Золотой Орде началась борьба за власть, что значительно ослабило государство. Войска среднеазиатского правителя Тамерлана разбили армию Золотой Орды и стерли с лица земли Болгар, который уже не восстановился. Земли Волжской Булгарии частично подпадают под власть Москвы. В то же время значительная часть населения объединяется вокруг нового центра — Казани. Скоро здесь возникает Казанское ханство. Создание Болгарского музейного заповедника Болгарский историко-архитектурный заповедник открыт в 1969 году на базе Болгарского городища. Здесь оживает история булгар. На территории музея находится значительное количество памятников мусульманской архитектуры.
Венгры Венгры пришли в Карпатский бассейн во главе со своим вождем Арпадом в 896 году, став одной из последних волн Великого переселения народов. На протяжении нескольких десятилетий они держали в страхе всю Центральную Европу. Их дальнейшее продвижение было остановлено в битве под Аугсбургом, и венгры осели на землях Паннонии и Трансильвании, время от времени совершая набеги на соседей. Но в памяти дунайских венгров жило предание, что где-то далеко-далеко на востоке остались жить их соплеменники. Эту историческую прародину венгерские средневековые хронисты называли «Великой Венгрией» — Hungaria Magna. В первые дни мая 1235 года князь Бела в будущем - легендарный король Бела IV отправил на поиски Hungaria Magna новую экспедицию - четверых монахов из Доминиканского ордена domini canes - псы господни. Доминиканцы по совместительству были еще и шпионами: до Восточной Европы начали доходить смутные слухи о монголах, и монахи должны были разузнать о них как можно больше. Матрика Братья Герард, Яков, Иоанн переоделись в мирские платья, кроме того, отпустили бороды и волосы, чтобы не выделяться. Главный, брат Юлиан, позднее рассказал в своем отчете : "Братья же проповедники... Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика [средневековый город на месте нынешней Тамани], где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен". Монахи обнаружили, что торговля Тамани парализована: появились какие-то новые орды, нарушили торговлю… Так Юлиан получил первые известия о монголах. Найти проводника было невозможно: никто не соглашался идти в опасный путь через степи. Они бесплодно просидели в Матрике почти два месяца. Деньги таяли с каждым днем. Похоже, Юлиан был монахом обаятельным, потому что вскоре им помогла одна из жен местного правителя, при ее содействии доминиканцы нашли лошадей и все необходимое. Торчикан Неподалеку от устья реки Итиль Волга , на краю пустыни, лежал город Торчикан, там Юлиану и его спутникам удалось найти пристанище у грека Никифора. Приближалась зима. Юлиан целыми днями бродил по городу, заходил в караван-сараи, где собирались купцы, искал людей, которые согласились бы идти вместе с ним за реку Итиль. Но страх перед монголами удерживал от этого предприятия даже самых алчных… Наступила зима. К мукам холода прибавились муки голода — деньги подошли к концу. Брат Герард вырезал из дерева ложки, Юлиан ходил ими торговать. Иоанн и Яков собирали на улицах сухой навоз для очага. Наконец Юлиан придумал, как выйти из сложного положения, и продолжить выполнение их великой миссии. План был радикальный: он решил продать брата Якова и брата Иоанна в рабство и путешествовать на вырученные средства. Однако сделка не состоялась: монахи не умели ни пахать, ни сеять, покупателей не нашлось Тогда Юлиан велел Иоанну и Якову возвращаться обратно в Венгрию. Больше о них никто ничего не слышал. В середине марта, как только сошел снег, двое оставшихся путешественников покинули Торчикан с первым же караваном. Вскоре им крупно не повезло: Юлиан нечаянно выронил из сумы королевскую грамоту, на мгновение блеснула позолоченная печать, - и караванщики сразу же набросились на монахов, начали их бить и рыться в суме. Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи.
Поход на волжских булгар в 1376 году
Согласно этому договору военные столкновения прекращаются, а Владимиро-Суздальское княжество распространяет своё влияние на ряд мордовских земель по реке Ока и основывает город Нижний Новгород на слиянии рек Волги и Оки [28] [29]. Военные действия монголов в Волжско-Уральском регионе 1217—1224 годы [ править править код ] Первое военное столкновение монголов и кыпчаков. В 1212 или 1213 году населяющие Западную Монголию меркиты и найманы восстали против Чингисхана. Между 1217 и 1219 годами даты в источниках противоречивые [30] монгольские войска под началом Субэдэя наносят поражение меркитам.
Глава их обока рода Хуту бежит к кыпчакам , а точнее в кочевую державу йемеков , расположенную в Приаралье и Заволжье и возглавляемую кланом ольбери ильбуре [31] [32]. Чингисхан требует от ольбери выдачи Хуту, но получает отказ. Поэтому в 1219 году он отправляет Субэдэя в поход против восточных кыпчаков с целью их «наказания» за укрывательство Хуту и для поимки самого Хуту.
У реки Иргиз происходит битва между монголами и кыпчаками, в которой монголы побеждают, а главу обока меркитов Хуту убивают. После этого корпус Субэдэя выводится из Волго-Уральского региона и перебрасывается на войну с Хорезмийским государством [31] [32]. Монголы всегда прилагали максимум усилий к тому, чтобы уничтожить всякого лидера или вождя, который оказал им сопротивление, особенно такого, как Хуту, чей обок до этого уже входил в состав их империи.
Ольбери в свою очередь дали убежище мятежному предводителю меркитов и проигнорировали требование Чингисхана о его выдаче. Поэтому, несмотря на победоносный поход Субэдэя, с точки зрения монголов, окончательный счёт кипчакам ещё не был выставлен [33]. Монголо-хорезмийская война.
В 1219—1221 происходит монголо — хорезмийская война, закончившиеся поражением Хорезмийского государства и присоединением к Монгольской империи его восточной части, а именно, Мавераннахра , Хорезма и Хорасана. В результате этой войны Улус Джучи на западе расширился до реки Урал, а на юге стал включать Хорезм и города по берегам нижнего течения Сырдарьи [32]. Действия корпуса Джучи.
В 1219 году, когда Чингисхан вторгся в Хорезм, на Джучи было возложено командование правым флангом монгольской армии. Он был отправлен в Приаральские степи на территорию племени канглы для нейтрализации важного союзника Хорезма и расчистки подступов к Волго-Уральскому региону. Весной 1221 года Джучи был брошен на подавление локального восстания в городе Барчанлыгкент в верховьях Сырдарьи, а после на подкрепление Чагатаю для взятия Ургенча , столицы Хорезма [34].
После фактического окончания хорезмской кампании Джучи вернулся на север с приказом приступить к завоеванию земель кыпчаков, алан , булгар и русских, которые отец выделил ему в качестве улуса. Мусульманские источники [35] свидетельствуют, что Джучи действительно ушёл в степь где-то в 1221 г или 1222 г, и «его силы двинулись в страну саксин, булгар и славян». Для того, чтобы достичь этих областей, Джучи должен был вначале атаковать своих старых противников канглы , а потом двинуться на восточных кыпчаков.
После некоторых, не слишком энергичных усилий по выполнению отцовских инструкций, Джучи начал отходить на восток к своей главной ставке на реке Иртыш , оставив при этом существенную часть своей армии вблизи земель восточных кыпчаков [34]. Поход Субэдэя и Джэбэ. Весной 1220 года по приказу Чингисхана был предпринят четырёхлетний поход трёх туменов Субэдэя , Джэбэ и Тохучара.
Далее он перерос в завоевание западной части державы Хорезмшахов — Аррана , Азербайджана, Ирака и Ширвана. Выполнив её монгольские войска вышли в Закавказье [36] [37]. В 1223 году Субэдэй представил Чингисхану доклад, в котором просил позволения снова атаковать кыпчаков.
Его предложение было одобрено, и тумены Субэдэя и Джэбэ прорываются через Кавказ в степную зону Северного Кавказа и Причерноморья и нападают на западных кыпчаков половцев [33]. Одновременно с наступлением Субэдэя и Джэбэ из Передней Азии на Северный Кавказ, началось наступление других монгольских отрядов из Улуса Джучи на канглы, расположенных в Северном Приаралье. Это была хорошо спланированная и чётко скоординированная военная операция.
Два концентрических удара имели конечной целью булгарские владения на Нижней Волге — Саксин [38]. Битва на Калке. Весной 1223 года Субэдэй и Джэбэ разгромили алан на Северном Кавказе и стали преследовать кыпчаков.
Вынужденные бежать к границам Руси, кыпчаки во главе с ханом приднепровских кыпчаков Котяном обратились за помощью к русским князьям. Основные южнорусские князья такую помощь оказали. Выступившее против монголов объединённое русско-кыпчакское войско, включавшее киевские, галицкие, смоленские, и волынские дружины потерпело сокрушительное поражение у реки Калки [38].
События 1223 года. После победы на Калке Субэдэй ушёл в степи Подонья на летовья [39] , на территорию кыпчаков племени ельтукове, которые вынуждены были отступить во владения Волжской Булгарии. Как отмечается в работе [40] , причиной этого вторжения мог послужить отход кыпчаков ельтукове во владения Волжской Булгарии.
Там они переправились через Волгу и соединились с действовавшими Волго-Уральском регионе войсками корпуса Джучи. Поражение монголов в Волжской Булгарии 1223 год См. В биографии Субэдэя эта битва названа «кровопролитнейшей».
После этого сражения монголы отошли на летовья в район Подонья, а после отдыха двинулись в сторону Волжской Булгарии. Тем не менее здесь монгольская армия терпит поражение. Осенью 1223 года булгарские войска одержали победу над Субэдэем и Джэбэ, причём одержана она была не за счёт превосходства сил булгар, а благодаря успешно проведённой булгарами тактической операции [38].
Арабский летописец Ибн аль-Асир сообщает, что войска Джэбэ и Субэдэя [39] направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них монголов , встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они монголы остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек.
Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля Кипчаков ; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю [41]. По мнению американского историка Оллсена Т. С точки зрения татарских историков, в частности Измайлова И.
Однако в последнее время благодаря археологическим исследованиям Г. События 1223 года по мнению современных казанских историков, в частности Измайлова И. В течение лета 1223 г.
Требовалась передышка и укрепление власти во вновь завоёванных странах. В этих условиях в Улусе Джучи создаются новые административно-территориальные подразделения — «тысячи» из покорённых народов — меркитов, найманов, кереитов , кыпчаков и канглов, а несколько позднее был сформирован корпус из йемеков-ольбури [44] [45]. Хотя походы 1221—1224 годов закончились подчинением значительного числа восточных кыпчаков, они не достигли своей главной цели.
Волго-Уральский регион оставался под контролем тех, кого монголы считали «разбойниками» или «мятежниками», то есть тех, кто отказывался подчиниться Великой Монгольской империи [44] [45].
Поход Святослава на Итиль. Поход Святослава на вятичей карта. Волжский поход Святослава. Червень и Перемышль поход Владимира.
Поход Владимира на Червенские города. Поход на Червенские города Ярослава Мудрого. Владимир присоединил к Руси Червенские города. Территория Волжской Булгарии. Город Сувар Волжская Булгария на современной карте.
Поход на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария альтернативная история. Завоевание Волжской Булгарии монголами карта. Разгром монголами Волжской Булгарии. Захват Волжской Булгарии монголами.
Походы Владимиро Суздальского войска на Волжскую Булгарию год. Поход против волжских Булгар. Поход на Волжскую Булгарию 1120. Ошель Волжская Булгария. Волжская Булгария проект.
Флаг Волжской Булгарии. Карта древней Руси Волжская Болгария. Разгром Волжской Булгарии 1236. Походы золотой орды на Русь 13 век. Волжская Булгария и монгольское Нашествие.
Походы монголов на Русь в 13 веке. Походы князя Святослава 964-972 гг. Дунайские походы князя Святослава Игоревича карта. Князь Святослав Игоревич карта походов. Поход хана Батыя на Русь 1237.
Поход хана Батыя на Русь 1237 карта. Поход хана Батыя на Северо-восточную Русь карта. Второй поход Хан Батыя. Булгар на карте древней Руси. Булгария в древней Руси на карте.
Русь в 9 начале 12 века. Волжская Булгария. Военные походы князя Владимира. Волжская Булгария 1236. Походы Батыя 1236 Волжская Булгария.
Волжская Булгария и Казанское ханство. Монгольское завоевание Волжской Булгарии. Восточный поход Святослава. Восточный поход Святослава на Волжскую Булгарию. Киевская Русь 882.
Волжская Булгария Святослав. Походы первых русских князей Святослав. Поход князя Святослава на Хазарский Каган. Поход князя Святослава на Хазарию. Разгром Волжской Булгарии Святославом.
Территория Волжской Булгарии в 6-9 веках. Волжская Булгария и Русь карта. Волжская Булгария карта 12 век. Хазарский поход Святослава карта.
Кроме войска самого владимирского князя в походе приняли участие дружины и полки его племянника Изяслава Глебовича из Переяславля Южного, Владимира Святославовича из Киева, муромский князь Владимир Юрьевич, Мстислава Давыдовича из Смоленска, четыре сына рязанского князя Глеба Ростиславича: Роман, Игорь, Всеволод, и Владимир, а также белозерские, черниговские и новгород-северские полки с воеводами. От устья Оки основное войско с князьями отправилось вниз по Волге на «лодиях», «насадах» и «галеях» к заранее условленному месту — на Исады, расположенные против устья Цевцы. Впереди шли полки киевские и переяславские, позади рязанские, а посредине муромские, смоленские и владимирские вместе с великим князем. Конница, отправившаяся к Исадам «полем» через Мордовские земли, подвергалась нападениям мордовских отрядов, которые русским «вред делали и людей побили». Отсюда русские полки направились к близлежащей булгарской крепости — «Тухчину городку». После двух дней его безуспешной осады, Всеволод послал в Булгарские земли конный разъезд, а на третий день к цели похода — «Великому городу Серьбреных Болгар», где вероятно и обитали зачинщики похода на русские города, двинулось основное войско. Для охраны судов, на Исадах был оставлен крупный отряд под командованием воевод Фомы Назариевича и Дорожая. Мордва на это время заключили с Всеволодом мир и привозили к Исадам «всякие запасы продавать». Гора Вышка-Арбуга, протока Чувича Цевца и место, где в 1183 году располагался остров Исады, — на карте штюрмана Василия Киприанова 1765 год На пути к Великому городу русскому войску встретился половецкий отряд во главе с мятежным булгарским князем, которые выразили желание идти совместно против булгар — «общих неприятелей». Объединённая армия перешла реку Черемисан и подошла к Великому городу. Всеволод рассчитывал, что булгарское войско примет сражение в открытом поле, однако булгары, увидев огромную армию, укрылись в городе за крепостными стенами. Всеволод построил свои полки и начал «думати с дружиною» о дальнейших действиях. Молодой князь Изяслав Глебович решил «первый опыт учинить» и устремился со своей дружиной к городским воротам на штурм. После ухода армии Всеволода к Великому городу, на Исады высадились булгарские отряды с целью захватить русские суда и отрезать путь к отступлению русскому войску. Собекуляне, кусяне, челмата, темтюзи прибыли на судах. Конный отряд пришёл из города Торцьского. Однако не успевшие построится в боевые порядки булгары, были атакованы русскими и сброшены в Волгу. В результате этого сражения по сообщениям русских летописей было убито и утонуло около 1500 булгарских воинов. Безуспешно простояв у стен Великого города 10 дней, и видя, что его племянник Изяслав Глебович изнемогает от тяжёлой раны, князь Всеволод принял предложение булгар о мире. Русское войско отправилось обратно к Волге, к своим ладьям на остров Исады. Здесь на острове умер раненный князь Изяслав.
В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам… Билярское городище в наши дни Источник: nargizaitugan, CC BY-SA 4. Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях. Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь. Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так погиб один из крупнейших и наиболее развитых городов Волжской Булгарии, да и средневекового мира в целом. С падением Биляра связана такая легенда. Во время нашествия Батыя 40 билярских девушек построили на вершине горы крепость, и длительное время успешно оборонялись от врагов. Когда девичья крепость пала, монголы собрались закопать отважных воительниц живьем. Но они обратились в птиц и улетели. С тех пор местные жители считали и по сей день считают эти места священными. Причем и мусульмане, и православные, и язычники. Мусульмане и православные чтят священный ключ, бьющий из-под горы. А на вершине Ху-Джалар-Тау — горы паломников — у остова старого дуба поклоняются древнему языческому богу, владыке неба Тенгре, оставляя на ветвях деревьев повязки с самыми сокровенными просьбами и пожеланиями. По поверью, в этой земле хоронили только святых.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Куда исчезла Волжская Булгария? | Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. |
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985) | После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО | Булгары усилились настолько, что уже через несколько лет сыну Святослава Игоревича Владимиру пришлось совершить новый, более внушительный поход на Булгарию. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО | С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. |
Война и мир с Булгарией | Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после поражения. |
О ВОЛЖСКИХ БУЛГАРАХ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой. Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава.
Князь Святослав Игоревич карта походов. Поход хана Батыя на Русь 1237. Поход хана Батыя на Русь 1237 карта. Поход хана Батыя на Северо-восточную Русь карта. Второй поход Хан Батыя. Булгар на карте древней Руси.
Булгария в древней Руси на карте. Русь в 9 начале 12 века. Волжская Булгария. Военные походы князя Владимира. Волжская Булгария 1236. Походы Батыя 1236 Волжская Булгария. Волжская Булгария и Казанское ханство. Монгольское завоевание Волжской Булгарии.
Восточный поход Святослава. Восточный поход Святослава на Волжскую Булгарию. Киевская Русь 882. Волжская Булгария Святослав. Походы первых русских князей Святослав. Поход князя Святослава на Хазарский Каган. Поход князя Святослава на Хазарию. Разгром Волжской Булгарии Святославом.
Территория Волжской Булгарии в 6-9 веках. Волжская Булгария и Русь карта. Волжская Булгария карта 12 век. Хазарский поход Святослава карта. Хазарский поход Святослава Игоревича карта. Волжская Булгария территория 6 класс. Столица Волжской Булгарии 10 век. Расселение волжских Булгар.
Становление древнерусского государства 6 класс карта. Становление древнерусского государства в 10 веке 6 класс. История 6 класс учебник Арсентьев стр 28 карта. История России 6 класс учебник Арсентьев 2 часть карта стр 83. Киевская Русь походы Святослава. Хазарский поход Святослава. Князь Святослав Восточный поход. Военные походы Святослава Игоревича на Хазар.
Хан Тервел. Битва при Пуатье 732. Карл Штейбен битва при Пуатье 732 года. Казанское ханство 1438-1552. Столица Казанского ханства в 1438 году. Даруги Казанского ханства. Казанское ханство 1438. Дунайская Болгария и Волжская Булгария.
Дунайская Болгария на карте древней Руси. Волжская Булгария и Великая Болгария и Болгария 10 века. Торговый путь Дунайская Болгария. Походы русских князей на Половцев и Волжскую Булгарию в 12 веке. Походы русских князей в 12 в против Половцев. Поход русских князей на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария территория государства.
Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства. Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг. Болгария состояла из двух возможно, независимых владений — собственно Болгарский и Суварский эмираты. Позднее Сувар в качестве административно-территориальной единицы входит в состав Волжской Болгарии, что означает становление единого государства. До VIII в. Из свидетельств путешественника Ибн-Фадлана Х в. Принятие ислама произошло относительно безболезненно, ведь среди населения были сильны позиции единобожия. Государство имело сложную, до конца не определённую структуру. Правитель болгар назывался ильтебер, малик царь Булгара. Титулатура выдаёт зависимость Волжской Болгарии от Хазарского Каганата. Власть правителя основывалась на праве владения землей. Среди болгарской знати также выделяются «куввады» «предводители». Это высший слой служилой дружинной знати, которая выполняла командные и управленческие функции. Первой столицей государства был Болгар ныне город вновь носит такое же название , располагавшийся в 140 км от современной Казани. Также источники называют другие крупные города — Биляр в XII в. Расцвет государства приходится на XI в. Строятся города, развивается ремесленное производство, расцветает торговля вплоть до Скандинавии. Болгары активно контактируют с соседями буртасы, кыпчаки, башкиры. Их основным торговым партнером остается Русь.
Щербатов писал, что «сии болгары были не те, которые жили на Волге в великой Болгарии», а поселившиеся в VII веке «возле Чёрного моря», но при этом он описал сюжет из летописей и 1-й редакции В. Татищева о «пленных в сапогах» и «вечном мире». Из этого же он заключил, что дань, о которой писал М. Стрыйковский, на болгар наложена не была [53]. Того же мнения придерживался и И. Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70].
Поход князя Святослава на Булгар
Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии (1236—1237 годы). В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Булгары усилились настолько, что уже через несколько лет сыну Святослава Игоревича Владимиру пришлось совершить новый, более внушительный поход на Булгарию. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились.
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
Да и застревали стрелы в живом щите хашара. Но затем пошли сюрпризы. Его десятки стали проваливаться в скрытые ямы и умирать на кольях, распарывая себя и коней. Подходы к стене оказались заваленными лесом, и когда атакующие сбивались в узких проходах, на них летели камни и рой стрел буртасов. Баррикады оказались пропитанным нефтью, зажимая и сжигая его воинов стеной огня.
Обороной руководит славный багатур - только и успел подумать Анду. Как его с конем насквозь пригвоздила к земле метровая стрела русского самострела. Ярость Кюльхана Кюльхан был в ярости. Простой штурм города дикарей нанес ему больше урона чем весь булгарский поход.
Мало того что его нукеры гибли, потеряв живой щит хашара и зажатые между валом и пылающей нефтью. Так еще племянник погиб в этой глупой атаке. Теперь ларкашкаши Бату его просто засмеет. Буртасы имели умелого хана и нукеров в этой деревне.
Откуда-то в этом дремучем лесу у них оказался свой манджаник и стрелометы. Единый Бог-Тенгри в этот поход решил просто отвернуться от меня. Придется напрячься всей мощью, чтобы закончить этот позор как можно быстрей Кюльхан прекратил штурм и приказал бить пороками. Хашар двинул манджаники и стрелометы на дистанцию выстрела.
И опять провалился в ловушки. Еще 2 часа потребовалось чтобы засыпать их. Потеряв 1 порок, к вечеру монголы стали закидывать деревянный Сурчат огнем и камнями. Последний бой Волжской Булгарии Последний город булгар на Суре в Пензенской области храбро встретил татарский тумэн на русской границе Шансы Кирмэн Буляртай взвешивал шансы.
Все его задумки сработали, перед стенами Сурчата лежали сотни монгол и рабов хашара, которых пустили первыми. В ямах на кольях, на догорающих катау стонали раненые и обоженные. Самострелы и яу таган стали сюрпизом для монголов, его кавэсы насадили на тяжелую стрелу и знатного монгола, командовавшего штурмом. Штурм был сорван.
Но он дался дорого и монголов оставалось слишком много. Небольшое разномастное войско на стенах Сурчата поредело от монгольских стрелков. Теперь заработали и монгольские пороки, разбивая и сжигая деревянный город. С вечера глыбы и горшки с нефтью расшибали бревна башен и стен.
Стены не были рассчитаны на них. Не было таких врагов у буртасов раньше. Теперь разрушение стены - это дело времени, вслух подумал Буляртай. И его слова зависли в тяжелом воздухе военного совета Но надо держаться, монголы обложили прижатый к реке Сурчат с 3-х сторон.
Монголы не пощадят пленных. Уйти некуда, надо держаться и молить Аллаха о помощи. А может, придет армия эмира или улугбэка? Но видимо, нет...
До конца В зареве пожара на площади масжиди Жами собрались все 3000 гарнизона. От элитных конных гвардейцев - джандаров до простых игенчей с вилами. Лица, покрытые копотью и неистовым напряжением сил. Но страха - не было.
Вперед вышел кирмэн. Мы останемся на земле предков и уйдем к ним после смерти! Монголы не щадят живых, так пусть лежат рядом мертвыми! Да поможет Аллах!
Во имя Христа!! Но дорого решил Сурчат отдать свои жизни. Со свирепой отчаянностью обреченных ждал он своей участи.
В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии.
Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь.
Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло?
Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г.
Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди.
В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.
Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С.
Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь.
Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину.
Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости».
Ага-Базар, в 6 километрах от города, стал крупнейшим международным речным портом, куда приезжали купцы из Каспия, Руси и Скандинавии. Волжская Булгария, хотя и вошла в состав Золотой Орды, но все же сохранила самостоятельность в строительстве и торговле.
Впрочем, богатые булгарские земли не давали покоя не только монголам. Русские князья также не упускали шанса захватить богатый город и поживиться добычей… В 1376 году великий князь Дмитрий Иванович и Дмитрий Суздальский послали в Булгарию большое войско под командованием князя Боброка-Волынского. Здесь, у стен Булгара, русские войска впервые встретились с применением огнестрельного оружия и боевых верблюдов. Булгарские лошади привыкли к виду верблюдов, но русская конница, завидев диковинных животных, буквально бросилась врассыпную. Но ненадолго… Победа все же осталась за нападавшими: булгарский князь Асан попросил мира и уплатил русским огромный выкуп за то, «чтобы войска не грабили города». Ему даже удалось на время «выгнать из Булгара татар» — «ограниченный контингент» воинов-монголов и баскаков — сборщиков дани. Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого. Тогда-то, вероятнее всего, город и был разрушен окончательно… Читайте также В гости к кочевникам: правила поведения в монгольской юрте Легенда о Биляре В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска.
А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища… Караван-сарай в городе Биляре. Реконструкция А. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии.
История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии.
Последнее известное упоминание о Булгаре относится к 1431 году, к походу на него московского князя Федора Пестрого. Тогда-то, вероятнее всего, город и был разрушен окончательно… Читайте также В гости к кочевникам: правила поведения в монгольской юрте Легенда о Биляре В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища… Караван-сарай в городе Биляре. Реконструкция А. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани.
И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии. Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны. Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров. Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью.
В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники.
Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн.
Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали». И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал.
Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии.
Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни.
И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб.
И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г.
Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары».
Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла.
Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости.
И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня?
Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете.
К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.
Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г.
Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета.
Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж.
Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю.
Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента.
Собственно, за что боролись? За то, о чем договорились: Юрий Всеволодович расширил влияние Владимирского княжества на земли мордовских племен, на которые претендовали и булгары. Так что это было что-то вроде колониальных приобретений.
С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород. А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, — монгольские орды. Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим.
Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги. Случилось это, как гасит предание, 1 апреля 1229 года. Тело Авраамия русские купцы, предположительно, муромские погребли на христианском кладбище в Булгаре.
Население Волжской Булгарии — это не славянские, а финно-угорские племена, издревле населявшие Прикамье, в том числе и тот район, где Кама впадает в Волгу. Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Сейчас на этом месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. Позднее булгары перенесли столицу своего государства на сто километров к востоку. Новая столица получила название Биляр. Отношения с Русью у Волжской Булгарии сразу не заладились. Булгары неоднократно совершали набеги на русские города — Муром, Суздаль, Устюг и другие. Добычей булгар становились не только меха и разнообразные изделия из металла, но и пленники. Их затем продавали в рабство на невольничьих рынках.
В ответ русские князья предпринимали военные походы в Булгарию. Кстати, именно угроза со стороны русских князей заставила булгар перенести свою столицу в заволжские степи, подальше от реки. И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор. Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ. Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья. В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию — вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами.
Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель. Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны. А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников. Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли — новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения. Набеги, как правило, совершались по воде — на небольших парусных лодках. Их называли ушкуями. Отсюда и название наёмников. В XIV веке ушкуйники считались хозяевами Волги.
На своих судах они бороздили великую русскую реку, периодически совершая набеги на соседние страны. Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников.
Старший сын, Батбаян, стал данником и вассалом хазар. Войска Батбаяна не раз нападали на византийские земли, так что императору Византии пришлось просить князя Игоря Рюриковича о защите. Народ этот просуществовал около трёхсот лет, а потом, по видимости, смешался со славянскими и тюркскими соседями, так что кровь чёрных булгар могут найти в себе современным украинцы и жители юга России. Брат Батбаяна Котраг взял себе землю за Доном, но не сумел там удержаться. Он двинулся на север, в земли поволжских финно-угров. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария. Оно просуществовало до великого западного похода монголов. Третий брат, Аспарух, ушёл со своей ордой к низовьям Дуная. Заключив с местными славянами союз, хан выкинул с Дуная византийцев и основал Болгарское царство, известное теперь как… конечно, Болгария. Долгое время существовало чёткое разделение среди населения царства: булгары были конными витязями и составляли нечто вроде пришлой элиты, подобно скандинавам в более северных славянских землях, славянские воины были пехотинцами. Позже границы стёрлись и крови перемешались. Хан Аспарух — один из самых популярных в Болгарии исторических персонажей, но мало кто из болгар знает, что он говорил на одном из тюркских языков. Хан Кубер, четвёртый брат, пришёл со своими людьми в Македонию. Его орда вскоре смешалась с местным населением, а последнее, что было слышно о самом Кубере — он неудачно попытался взять город Салоники. Если он не погиб после битвы, то, вероятно, его просто сместили с ханства. Салоники были не первой неудачей Кубера. Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия князя. Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах. Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья.
Цикл статей "Западный поход монголов"
В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. Походы в Волжскую Булгарию 1 глава. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.
Война с булгарами 1120 г.
Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. 19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G.