Об этой борьбе свидетельствуют люди, которые окружали режиссера Ролана Быкова с самого первого дня, когда у него появилась идея снять картину по повести Владимира Железникова: Елена Санаева, Павел Санаев и актеры, которые играли в фильме "Чучело".
14 сентября. Чучело
Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось.
Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену.
Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине.
После премьеры ребята, участвовавшие в съемках, проснулись знаменитыми. К сожалению, почти для всех из них эта картина стала единственной в жизни. То, что фильм действительно оказался удачным, подтверждает любовь к нему зрителей. Фильм до сих пор пользуется популярностью.
Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий. Быкова обвиняли в сгущении красок.
Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! Съемки Left Right Съемки начались 1 октября 1983 года.
Сначала решили снять все уличные сцены, чтобы успеть до наступления зимы действия фильма разворачиваются осенью. Тем не менее, в том году снег выпал очень рано, и его чуть ли не каждый день приходилось растапливать, а на деревья вешать бутафорские листья. Растапливали снег с помощью нескольких пожарных машин. Фильм снимался в Твери тогда — Калинин , отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области.
Если бы я была не дура, то сразу бы все поняла. Но я надеялась и была как слепая. Ну, в общем, посмотрела я на Димку, а он опять испугался. Его опять всего перевернуло. Глаза у него бегали, губы дрожали… У него, знаешь, все шло волнами. То сюда, то туда. Поэтому мне и жалко его было. Когда никого нет — он храбрец. Как появились ребята — самый последний трус… Ну, в общем, стояли мы за занавеской, не шевелились. А тетя Клава быстро-быстро затопала к двери, чтобы схватить своего любимого сыночка.
Но как она ни спешила, а Димка все же изловчился и успел ее попросить, чтобы она нас не выдавала. Таким дрожащим голоском: «Тетя Клава, не выдавайте нас… Мы от них спрятались. Игра у нас такая». Тетя Клава кивнула на ходу, что все поняла, открыла дверь и крикнула: «Толик! Ты почему не уехал? Он стоял в трех метрах от нас. Я видела даже его лицо, оно выглядывало из-за плеча тети Клавы. Я подумала, что сейчас обязательно чихну, ведь всегда, если кто-нибудь прятался, он чихал или кашлял в самое неподходящее время. Но у меня не кашлялось и не чихалось. Я теперь знаешь как жалею, что не чихнула нарочно.
А то бы Рыжий услышал, всех позвал… И Димка вынужден был бы все рассказать… От одного чиха, подумать только, многое бы изменилось. Когда Рыжий выложил матери, что нас не взяли, она прямо отпала, отступила от него и лицо закрыла руками. А я отцу позвонила. Предупредила, что ты выехал». А то кого же. Я покосилась на Димку — неудобно было, что мы подслушиваем чужой разговор. Рыжий же не знал, что мы его слышим. Я толкнула локтем Димку и хотела выйти из укрытия, но Димка прижал меня к стене. И ты сама сказала, что он рад, что ждет». Тетя Клава вошла в парикмахерскую и столкнулась с нами — она, видно, забыла про нас.
Мы с Димкой переглянулись. Димка вдруг почему-то положил свою руку вот сюда. Ленка показала Николаю Николаевичу, как Димка положил руку ей на плечо. Он хотел соврать Ленке, что, конечно, обнимал, но потом почувствовал, что покраснел, как мальчишка, — врать он совсем не умел, — и сознался, что не обнимал. При всех. При солнце и при людях. Рука у него была горячая-горячая. Я так от этого обалдела, что рот у меня сам собой полез к ушам, и я забыла, что решила быть красавицей. Я была рада, что Димка меня обнял, только я жутко смутилась, ноги у меня не двигались, и вся я съежилась, чтобы стать поменьше. А когда мы так вышли на нашу улицу, то Димкина сестра, зловредная Светка, увидела, что мы идем обнявшись, и как завопит: «Жених и невеста!
Тили-тили тесто! Жених и невеста! Тили-тили-тили тесто! Ленка — невеста! Мы остались на месте. Знаешь, дедушка, мне почему-то понравилось, что Светка меня дразнила. И мне захотелось сделать что-нибудь сверхособенное. А то все косы, косы…» «Это ты здорово придумала, — обрадовался он. Я тебя провожу». И мы на виду у Светки развернулись и побежали в город.
То есть он ничего не сказал… Он только успокоился. Скажут, что я просто тебя выручаю. Их надо подготовить. Лучше я сделаю это без тебя. Что же ты ему ответила? Спокойный-спокойный… По-моему, ему здорово понравились мои слова. А меня это тогда очень обрадовало — значит, я снова, в который раз, помогла ему. Он так был возмущен, что даже вскочил, пробежался по комнате и застонал. Какой тихий… Тишайший мальчик!.. Да за ним нужен глаз да глаз.
Я это чувствую! А то он, того и гляди, горло перережет. Но не предателей, — ответил Николай Николаевич. Но ты считаешь себя милосердной только потому, что пожалела подлеца? Не подлец! Он тогда еще не был подлецом!.. Ленка посмотрела на него, как мышь, загнанная в угол. Но Николай Николаевич так разошелся, что уже не мог остановиться: — Да никакая ты не милосердная! Ты только Димке все прощаешь… А остальным? Они волки и лисы — вот кто они такие!
Если бы не они, он бы давно сознался. Теперь они стояли друг против друга, оба с горящими от гнева глазами, словно собирались драться. Николай Николаевич наступал на Ленку, а та отступала, пока не уперлась спиной в стенку. Дедушка ей не верил, и это ее потрясло! Николай Николаевич в отчаянии помотал головой: «Не верю», хотя готов уже был отказаться от своих слов из жалости к ней. А с другой стороны, что ему было делать? Поддакивать ей во всем? А до чего это бы ее довело? Еще побежала бы к этому маленькому мерзавцу и простила его! Вот именно, поддакивать тоже нельзя — должна быть четкая позиция.
И вообще что такое «поддакивать» — это же угодничество!..
Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий.
Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится».
Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем.
У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги.
Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости. У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность. Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества.
Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.
Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников
Книга «Чучело» была написана в 1983 и издана в 2012 году. Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. Для журнала «Юность» была написана статья «До и после “Чучела”», за которую Быков получил в журнале премию имени Бориса Полевого, многолетнего главного редактора «Юности». Созданные им шедевры детской литературы – повести «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1975) позднее обрели вторую жизнь как кинофильмы, причем в последнем главную роль сыграла маленькая Кристина Орбакайте. Слушать аудиокнигу про Чучело (так прозвали Лену дети) лучше детям среднего и старшего школьного возраста.
Владимир Железников
Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой. Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. В Санкт-Петербурге умер детский поэт, переводчик, детский писатель, автор рассказа «Чучело-Мяучело» Михаил Яснов. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. Он написал повесть, которая стала основой нашумевшего фильма. Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел.
Ушёл из жизни сценарист фильма "Чучело" Владимир Железников
В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить. Только одни про это говорят, а другие врут, что они не завистливые. И вообще я кого хочешь в бараний рог согну. На нее масла не купишь. Лохматый неожиданно схватил Вальку одной рукой за шею и крепко сжал. Лохматый разжал руку и освободил Вальку. Тот на всякий случай отбежал в сторону.
Не в отца… — Он что-то в злости хотел еще добавить, но передумал. Шмакова идет! Лохматый и Валька оглянулись и обалдели. Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии.
Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение. Все радостно заорали, что пора к Сомову, но Лохматый перебил их и сказал, что надо подождать Миронову. И тут появился Васильев — худенький мальчик в очках. Все оглянулись и увидели Миронову. Она была, как всегда, аккуратно причесана и подчеркнуто скромно одета. Под курткой у нее было самое обыкновенное форменное коричневое платье. Миронова им не ответила.
Она не спеша прошла вперед и встала перед Васильевым. Васильев молчал; толстые стекла очков делали его глаза большими и круглыми. Тот двинулся вперед — за ним остальные. Они окружили Васильева. Удар был сильный — Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. Он уронил авоську и рассыпал продукты. Все ждали, что будет дальше.
Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал — его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжелым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло. Васильев услышал этот хруст, дополз до Валькиной ноги, оттолкнул ее, поднял очки, встал, надел их и посмотрел на ребят: теперь у него один глаз был круглый и большой под стеклом, а второй сверкал маленькой беспомощной голубой точкой. Васильев запихивал в авоську рассыпанные продукты. Лохматый не выдержал и рванул за Васильевым, а тот дал деру под общий довольный смех. Они уже уходили крикливой, пестро одетой стайкой, когда глазастая Шмакова увидела Маргариту Ивановну, их классную.
Небось на свадьбу подарили. Они разбежались кто куда. Последней, не торопясь, встала за дерево Миронова. А Маргарита Ивановна, не замечая никого, веселой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства. Валька вышел из укрытия, неслышно подбежал к учительнице и громко крикнул: — Здрасте, Маргарита Ивановна! Маргарита Ивановна от неожиданности вздрогнула и оглянулась: — А-а-а, это ты… Что у тебя за манера подкрадываться? Ребята окружили ее, здороваясь.
Скажите, что я ему желаю… — Маргарита Ивановна задумалась. В главном смел, прямодушен, надежный товарищ… — В самую точку, Маргарита Ивановна, — проникновенно сказала Шмакова. Он же здесь еще не был нигде. А времени у него мало: ему возвращаться в Москву. Да, чуть не забыла про Сомова… — И уже на ходу выкрикнула: — Пожелайте ему, чтобы он оставался таким, какой он сейчас!.. Всю жизнь таким… И исчезла. Ленка остановилась как вкопанная.
Но Государственный комитет СССР по кинематографии Госкино был против, чтобы фильм , в котором показана жестокость советских подростков, вышел на экраны. И тогда писатель переработал сценарий, сделав из него повесть. Её опубликовал журнал «Пионер». Отдельной книгой произведение вышло в издательстве «Детская литература» в 1981 году.
Повесть вошла в книгу, которую сам автор назвал «Ухожу из детства». В неё включены произведения о подростках, стоящих на пороге вступления во взрослую жизнь. В предисловии к изданию В. Железников отмечал [2] : «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, о своём месте в нём, о ценностях его, о постоянном жестоком противоборстве добра и зла, тем он раньше возмужает, тем быстрее превратится в личность».
В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». Это не продолжение истории о Лене Бессольцевой, а самостоятельное произведение, главная героиня которого — школьница Зоя Смирнова.
Племянница Владимира Железникова несколько недель никому не рассказывала о том, как жестоко с ней обращались одноклассники, но потом родные узнали, что происходит, и вмешались [1]. Услышав эту историю, Владимир Железников написал сценарий. Но Государственный комитет СССР по кинематографии Госкино был против, чтобы фильм , в котором показана жестокость советских подростков, вышел на экраны. И тогда писатель переработал сценарий, сделав из него повесть. Её опубликовал журнал «Пионер».
Отдельной книгой произведение вышло в издательстве «Детская литература» в 1981 году. Повесть вошла в книгу, которую сам автор назвал «Ухожу из детства». В неё включены произведения о подростках, стоящих на пороге вступления во взрослую жизнь. В предисловии к изданию В. Железников отмечал [2] : «Чем раньше человек задумается об окружающем мире, о своём месте в нём, о ценностях его, о постоянном жестоком противоборстве добра и зла, тем он раньше возмужает, тем быстрее превратится в личность». В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2.
Вот только о травле в школе говорить было не принято. Что, однако, не остановило отличного писателя Владимира Железникова и великого режиссера Ролана Быкова. Только в тридцать два года он публикует первый сборник рассказов. В нём на основе личного жизненного опыта он поднимает вопросы об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость. Именно эти темы становятся лейтмотивом всего творчества писателя. В основу сюжета лег реальный случай, произошедший с внучкой писателя. Железников изначально писал её как сценарий. Но, столкнувшись с противодействием со стороны Госкино, переработал материал в книгу. Это история о шестикласснице Лене Бессольцевой, которая переезжает жить к своему дедушке и идет в провинциальную школу. В городе её деда считают чудаком и недолюбливают. К Лене моментально прилипают все ярлыки, новый класс ясно дает понять девочке, что презирает ее.
Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников
Васильев попросил Димку помочь Лене. Димка не сознался, но попросил Васильева уговорить Лену уехать. Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают. А одноклассники продолжали издеваться над девочкой. Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину. На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену. Это была родственница Бессольцевых.
Дедушка рассказал внучке историю их семьи. Раньше они были крепостными, но вышли на волю. Девочка с картины стала учительницей. Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана. Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её. Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил. Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам.
Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним. Валька рассказал, что Димка целовался с Леной. В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню. Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс. Одноклассники дразнили её, не отдавая платье. А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки.
В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело. Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались.
Заветные роли С самого начала Ролан Быков вел поиски актеров среди детей коллег и тех, у кого уже был опыт съемок. Однако никто не подходил по типажу: Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность.
Кристину Орбакайте он убрал еще на этапе фото, заявив, что «ей только ротой солдат командовать». Известно, что главная роль была отдана юной актрисе Наталье Ковалевой. Но что-то смутило Быкова. Режиссер понял, что современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он вновь решил рассмотреть кандидатуру Орбакайте и вызвал ее на пробы. Быкову хватило всего нескольких минут, чтобы увидеть то самое Чучело в юной девочке. До съемок девочка никогда не выезжала из Москвы, поэтому съемки в Твери стали для нее огромным стрессом. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, что в результате привело к крепкой многолетней дружбе с Филипповой: она окончила экономический факультет МГИМО и какое-то время работала в Фонде Ролана Быкова.
Однако и это еще не все.
Николай Николаевич собирает недостающие картины, тратя на это все свои деньги, при этом его пальто красуется заплатками на локтях. За это Николай Николаевич получил от горожан прозвище Заплаточник. Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладная длинноногая девчонка, открытая и дружелюбная с широкой улыбкой на лице. Шестой класс местной школы, где стала учиться Лена Бессольцева, встретил её насмешками. Узнав, что она внучка Заплаточника, девочку наделили кличкой «Чучело». Наивная Ленка полагала, что её новые товарищи просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Далее следует череда событий, несправедливое обвинение девочки в поступке, которого она не совершала, после чего Ленка начинает подвергаться жесточайшей травле со стороны своих одноклассников. Чудовищная детская жестокость, равнодушие взрослых привели к тому, что один человек вынужден противостоять напору коллективной злобы, зависти, ненависти. Кстати говоря, сегодняшние читатели — подростки проявляют интерес к повести.
Кроме того, в 2001 году автор написал продолжение «Чучело-2, или игра мотыльков». Однако, стоит сказать, что чаще всего продолжения заметно уступают первоначальному произведению. Так вышло и с «Чучелом-2». Эта история о совершенно других героях, их взаимоотношениях, моральных ценностях и последствиях бездумных поступков. Временами не оставляет ощущение того, что в данной повести автор потерял связь с реальностью. Некоторые моменты звучат неубедительно и неправдоподобно. Вернусь к первой книге и расскажу об истории её создания. В 1973 году Владимир Железников написал сценарий кинокартины «Чучело». Ещё в 1960 году писатель дебютировал в качестве кинодраматурга. Поэтому в его творческой биографии было и так: сначала появлялся сценарий, а после — выходила книга.
К написанию «Чучела» Железникова побудил реальный случай, произошедший с его племянницей. Она у нас была удивительным созданием, говорившим только правду. Случился массовый прогул урока, и Леночка честно сказала учителю, что все убежали в кино. После этого её стали третировать, она почувствовала дикую неприязнь всего класса» Снимать фильм по сценарию Железникова о «фашиствующих» подростках в Госкино отказались. Тогда автор переработал материал в повесть. Впервые она появилась в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». Позже повесть вышла отдельным изданием с первоначальным названием «Чучело». После выхода книги писателю всё же предложили экранизировать повесть, благодаря чему и появился пронзительный фильм режиссёра Ролана Быкова с великолепными главными героями в исполнении Кристины Орбакайте и Юрия Никулина. Железников вспоминал: «Успех был сумасшедший». Сегодня как книге, так и фильму почти 40 лет.
Книга периодически переиздаётся. Радует, что она вызывает интерес у некоторых читателей нашей библиотеки, как и другие рассказы и повести В. Железникова, например «Чудак из 6 б», «Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке». И всё же «Чучело» -это визитная карточка писателя Железникова, повесть достойная внимания современного читателя. Железников «Чучело»: Ангельская душа в злой мещанской среде Детский коллектив бывает куда более жестоким, чем взрослый. Если в основе воспитания не сострадание и любовь, а страх и алчность, дети в худших качествах обязательно превзойдут родителей. Новый школьный класс, компания во дворе или группа в спортивной секции примет внутри себя жёсткую иерархию с жёсткими законами. И если в озлобленной команде появляется чистая и наполненная светом личность, представители большинства ей этого простить не могут. Давайте вспомним, в какой класс попала Лена Бессольцева, когда приехала жить к дедушке. Когда поездка в Москву не состоялась, Миронова спинным мозгом чувствует страх Сомова и пытается опрокинуть его лидерство.
Но это позже, а вот другие яркие и в то же время типичные характеры коллектива. Лахматый — физически очень развитый, высокий и красивый юноша. Именно силы мышц даёт ему внимание и уважение в классе. Драться с ним бесполезно. И во взрослой-то жизни против мускулатуры попрёшь не всегда, а в детстве и подавно. При этом Лахматый в коллективе — не лидер. Валька — подлый низкоранговый тип. Он меркантилен, жаден, завистлив. Дитя своей среды в самом гнилом её проявлении. Ловит бездомных собак и сдаёт на живодёрню.
Бьёт маленьких детей.
Среди самых известных его работ — «Чудак из Среди самых известных его работ — «Чудак из «6-го Б», «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости.
Аудиокнига Чучело
Режиссер Ролан Быков снял фильм «Чучело» после семилетнего перерыва. Сегодня «Чучело» и его литературная основа — одноименная повесть 1981 года Владимира Железникова — важны не меньше прежнего, как и их герои, застанные врасплох неудобными жизненными вопросами. Известный детский писатель и кинодраматург Владимир Железников, автор повести «Чучело», скончался на 91 году жизни в Москве, передает ТАСС. Чучело, он написал еще много - из самых знаменитых - Каждый мечтает о собаке, Жизнь и приключения чудака, а сейчас написал Чучело2.
В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.
Это была родственница Бессольцевых. Дедушка рассказал внучке историю их семьи. Раньше они были крепостными, но вышли на волю. Девочка с картины стала учительницей.
Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана. Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её. Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил.
Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам. Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним. Валька рассказал, что Димка целовался с Леной.
В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню. Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс. Одноклассники дразнили её, не отдавая платье.
А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки. В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли.
Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело. Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота.
Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались. Внучка предложила деду уехать из города вместе с картинами.
Дед отказался. К ним в гости пришёл Васильев. Он попросил Лену остаться, если она не трусит.
Девочка убежала. Она пришла в парикмахерскую и попросила постричь её налысо. Она рассказала тёте Клаве, что взяла чужую вину на себя.
Эта история о совершенно других героях, их взаимоотношениях, моральных ценностях и последствиях бездумных поступков. Временами не оставляет ощущение того, что в данной повести автор потерял связь с реальностью. Некоторые моменты звучат неубедительно и неправдоподобно. Вернусь к первой книге и расскажу об истории её создания. В 1973 году Владимир Железников написал сценарий кинокартины «Чучело». Ещё в 1960 году писатель дебютировал в качестве кинодраматурга. Поэтому в его творческой биографии было и так: сначала появлялся сценарий, а после — выходила книга. К написанию «Чучела» Железникова побудил реальный случай, произошедший с его племянницей.
Она у нас была удивительным созданием, говорившим только правду. Случился массовый прогул урока, и Леночка честно сказала учителю, что все убежали в кино. После этого её стали третировать, она почувствовала дикую неприязнь всего класса» Снимать фильм по сценарию Железникова о «фашиствующих» подростках в Госкино отказались. Тогда автор переработал материал в повесть. Впервые она появилась в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». Позже повесть вышла отдельным изданием с первоначальным названием «Чучело». После выхода книги писателю всё же предложили экранизировать повесть, благодаря чему и появился пронзительный фильм режиссёра Ролана Быкова с великолепными главными героями в исполнении Кристины Орбакайте и Юрия Никулина. Железников вспоминал: «Успех был сумасшедший».
Сегодня как книге, так и фильму почти 40 лет. Книга периодически переиздаётся. Радует, что она вызывает интерес у некоторых читателей нашей библиотеки, как и другие рассказы и повести В. Железникова, например «Чудак из 6 б», «Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке». И всё же «Чучело» -это визитная карточка писателя Железникова, повесть достойная внимания современного читателя. Железников «Чучело»: Ангельская душа в злой мещанской среде Детский коллектив бывает куда более жестоким, чем взрослый. Если в основе воспитания не сострадание и любовь, а страх и алчность, дети в худших качествах обязательно превзойдут родителей. Новый школьный класс, компания во дворе или группа в спортивной секции примет внутри себя жёсткую иерархию с жёсткими законами.
И если в озлобленной команде появляется чистая и наполненная светом личность, представители большинства ей этого простить не могут. Давайте вспомним, в какой класс попала Лена Бессольцева, когда приехала жить к дедушке. Когда поездка в Москву не состоялась, Миронова спинным мозгом чувствует страх Сомова и пытается опрокинуть его лидерство. Но это позже, а вот другие яркие и в то же время типичные характеры коллектива. Лахматый — физически очень развитый, высокий и красивый юноша. Именно силы мышц даёт ему внимание и уважение в классе. Драться с ним бесполезно. И во взрослой-то жизни против мускулатуры попрёшь не всегда, а в детстве и подавно.
При этом Лахматый в коллективе — не лидер. Валька — подлый низкоранговый тип. Он меркантилен, жаден, завистлив. Дитя своей среды в самом гнилом её проявлении. Ловит бездомных собак и сдаёт на живодёрню. Бьёт маленьких детей. Шмакова — самодовольная красивая девочка. Любит красиво одеваться, танцевать.
Влюблена в Сомова как в лидера, но, обидевшись на него, легко подминает под себя неловкого простака Попова. Буквально делает его своим рабом. Рыжий — в чистом виде шут. Чтобы обратить на себя внимание, кривляется, смеётся. В разговоре с дедушкой Лена Бессольцева отмечает этои жалеет Рыжего. Она подозревает, что Рыжий смеётся сквозь слёзы. Потому что иначе он себя проявить не знает как. Действие происходит в провинциальном городке в нескольких часах езды от Москвы.
На дворе годы застоя. В магазинах города, судя по всему, ничего нет.
Его первая книга «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Тогда же Железников выступил как кинодраматург, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Среди самых известных его работ — «Чудак из Среди самых известных его работ — «Чудак из «6-го Б», «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Кроме 6-го класса. Одноклассники начали травить девочку. Сомов попытался заступиться за Лену, и ему тоже объявили бойкот. Теперь ему и Лене Бессольцевой осталось только убегать от мстительных одноклассников. Сомов спросил Лену, когда же она рассказала всю правду Маргарите Ивановне. И тогда Лена сказала Димке, что она соврала одноклассникам, чтобы спасти его. Димка решил всё рассказать, но долго не признавался. А Шмакова и Попов всё знали, но молчали.
Всё это время Лена терпела издевательства и молчала. Девочка рассказала всё только деду, тот выслушал её и понял. История продолжалась, Димка ничего не сказал одноклассникам. Он струсил, но боялся признаться в этом. Лена пошла в парикмахерскую, чтобы сменить причёску. Димка пообещал её подождать, но ушёл. В это время Шмакова разговаривала с Мироновой. Но правды ей не сказала.
Одноклассники обижали и Васильева, за то, что он заступался за Лену Бессольцеву. Вообще 6-й класс вёл себя нагло и цинично. Во время очередной ссоры они увидели Лену, выходящую из парикмахерской с новой прической. И снова одноклассники гоняли Лену по городу с криками «чучело — предатель». Васильев попросил Димку помочь Лене. Димка не сознался, но попросил Васильева уговорить Лену уехать. Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают. А одноклассники продолжали издеваться над девочкой.
Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину. На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену. Это была родственница Бессольцевых.
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело»
Правда, теперь в магазин за творогом и молоком бегала Ленка, а сам он изредка покупал на базаре мясо, что раньше за ним не водилось. Осенью Ленка пошла в шестой класс. Вот тогда-то и произошла эта история, которая навсегда сделала Бессольцевых — Николая Николаевича и Ленку — знаменитыми людьми. Отзвук этих событий, как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны. Глава третья Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов.
И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором, и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом. Единственная уборочная машина и не думала бороться с этим невиданным листопадом. Ее шофер Петька, молодой нахальный парень, открыв дверцу кабины и свесив наружу ноги в громадных болотных сапогах, курил «Беломор» в ожидании частных просителей, которым надо было что-то подбросить из магазина домой. Грачи готовились в дальнюю дорогу.
Несметными стаями носились они над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть. Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера. Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу.
Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь. И вдруг все это перестало существовать. Она не слышала голоса людей, не видела, куда ведут ее дороги, не замечала, что ест и что пьет.
Случилось это в начале ноября, во время осенних каникул, а закончилось в первый школьный день. Всего-то несколько дней и продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополиной рощице около скульптуры «Уснувший мальчик». Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу.
Он всегда был грустным, а сегодня показался Ленке на редкость печальным. Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно. Только она почувствовала себя одинокой и никому здесь не нужной, и ей захотелось немедленно уехать из этого городка… Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин.
Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние. Ленка одним махом вытряхнула из портфеля учебники и тетради и начала беспорядочно впихивать в него свои вещи, которые попадались ей на глаза. Посмотри, какая тебя окружает красота.
Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней… Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться. Несерьезный ты человек, Елена. Переживаешь всякую ерунду… Бери пример с генерала Раевского… — Дедушка, дай мне, пожалуйста, денег на билет, — жалобно перебила Ленка. Портфель расстегнулся, и она со злостью вновь его застегнула.
Чтобы я отсюда? Ни ногой! Они тебя привезли, они пусть и увозят. Ленка отскочила, стала по другую сторону стола и крикнула: — Дай денег!
Ты поняла? Смех Николая Николаевича обидел Ленку. Она беспомощно оглянулась, ища выхода из положения, и вдруг крикнула: — Я твою картину украду! Ленка подхватила портфель и рванулась к двери.
Николай Николаевич успел ее схватить. Она укусила его за руку, вырвалась и убежала. Елена, остановись!.. Вот бешеная!
Глава четвертая А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер. Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца.
И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости.
Он стоял, облокотившись на поручень витрины, и с большим любопытством читал журнал «Юный техник». Потом он увидел Миронову и Шмакову.
Они разговаривали, медленно приближаясь к нему. Димка, раньше чем он сам успел что-то подумать, почему-то спрятался за угол парикмахерской. Ему это было не вполне понятно, и он уже собрался выйти из укрытия, но вспомнил, что его родители еще не знали, что он не уехал в Москву.
Он побежал домой, чтобы сообщить им об этом. По дороге он подумал, что нехорошо, что он бросил Ленку, не предупредив. Она выйдет из парикмахерской с новой прической, радостная, веселая, а его нет.
А вдруг она нарвется на этих ненормальных и они снова станут к ней приставать, побьют ее — с них станется. Он решительно повернул обратно, столкнулся нос к носу с Валькой, почувствовал, что засбоил, растерялся, чего раньше с ним никогда не бывало. А пока бежал, представил себе, как смело откроет ребятам тайну своего «предательства».
Вот будет хохот!.. Ему-то они ничего не сделают, он сможет им доказать, что был прав. Он скажет им, что Ленка хотела его выручить, потому что подумала, будто он испугался.
А он промолчал, потому что решил, что ей надо подзакалить волю в борьбе с трудностями. А тут такой случай!.. Эта неожиданная мысль ему очень понравилась.
Через минуту он уже был уверен, что все так было в действительности. Димка подпрыгнул от радости и повернул назад, к парикмахерской. Как он летел, как он спешил!..
Правда, недолго. Остановился и подумал, что все это, пожалуй, он сделает в другой раз. И снова направился домой.
И снова остановился: чего доброго, ребята схватят Ленку и напугают без него. Димка почувствовал голод, вспомнил, что сегодня на обед курица с лапшой, которую он любил, и он самым решительным шагом заспешил домой. А в это же самое время некоторые из его одноклассников и не думали об обеде.
Они были озабочены пропажей Сомова и Бессольцевой. Миронова и Шмакова отдыхали возле парикмахерской. Они ждали мальчишек, которые разбежались в разные стороны в поисках пропавших.
Весь дом подняла. Собиралась… Голову вымыла. Мамка мне новое платье приготовила.
Деньжат подбросила потихоньку от отца. Она у меня добренькая. Составила целый список покупок… Собралась… А что ты мечтала купить в Москве?
Женщина моей мечты… — Что с вас взять, — резко перебила Железная Кнопка. По пальцам можно пересчитать… Из всего класса. И это после того, как мы объявили бойкот предателю.
А если бы не я, вы бы уже все сидели дома. Шмакова улыбнулась: ее не так-то легко было сбить. Между прочим, под цвет глаз.
Я отвалилась. Вот ты такая честная и правильная, а против Чучела. Мы с тобой девочки умные, все понимаем.
Чучело что сделала? А ты ее казнишь!.. Хорошо ли это?
А если даже узнает, то что ей будет? Она же рассказала «всю правду», как ты говоришь. Но и правда бывает разная.
Ее правда — просто предательство. Не повезло ей: на меня напала. Каждый должен получать по заслугам.
У меня к ней свой счет. Шмаковой нравилось, что она знает об этой истории больше всех, и она с нетерпением и злорадством ждала, чем же это все кончится. Ах, как здорово получилось, что она оказалась в тот момент под партой и все слышала!
У нее тогда сердечко чуть не выскочило от волнения из груди — так она была рада, что попался этот выскочка Димка Сомов. Не будет строить из себя главного. Вот только непонятно было — почему эта страшила Бессольцева взяла всю вину на себя?
Счастливчик Димочка! Но все равно интересно наблюдать, как он выкручивается и боится. Как он дрожал в классе, когда Железная Кнопка объявила, что знает имя предателя.
Как дрожал, что Маргарита все расскажет ребятам. Достанется ему еще на орехи! Шмакова улыбнулась своим тайным мыслям, представляя всю бездну падения Сомова и всю беспросветность положения Бессольцевой.
Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдет от ответа. Прибежали Рыжий и Лохматый.
Следом за ними появился Валька. Спросил, где Бессольцева. Он ответил, что не знает.
По-моему, врет. Мальчишки понуро молчали. Они молча и неподвижно следили, как Васильев приближался к ним.
А когда он приблизился, Лохматый лениво встал и толкнул его. Лохматый схватил его и выкрутил руки. Ну что ты прешь со своей мускулатурой?
Мы даже не выслушали ее. Какой прынц! Ему там встречу готовили с флагами и разноцветными шариками и обедом из трех блюд, — паясничал Валька.
Рыжий ничего не ответил, встал и, опустив низко голову, понуро отошел в сторону.
Актеры двоятся в двух реальностях. Помноженная на два история травли воспринимается еще острее и болезненней, возникает ощущение безысходности. Пугало как реинкарнация Чучела вновь проходит все круги ада, что пришлось пройти Лене Бессольцевой. Актрисе Полине Малых удалось найти новые грани в образе главной героини. Она не от мира сего, этакий князь Мышкин в женском воплощении.
Не случайно, когда одноклассники приставляют ее к стене и рисуют вокруг головы мишень, чтобы метать дротики, этот кружок превращается в нимб святой мученицы. Прекрасно справился со своей ролью Димки Сомова Даниил Кукушкин. Это дебют двадцатилетнего актера. Его герой, невзирая на трусость и предательство, вызывает сочувствие. Судить его имеет моральное право только Ленка, но уж точно не зрители. Как пояснил режиссер Радион Букаев, в спектакле он обращается с вопросом к каждому: "А как бы вы поступили в этой ситуации, смогли бы пойти против всего класса?
Сюжет [ править править код ] Главные герои повести В. Железникова «Чучело» — ученики шестого класса. Они живут в небольшом городе на Оке «между Калугой и Серпуховом » [3]. Однажды в класс пришла новенькая — Лена Бессольцева. Она — внучка Николая Николаевича Бессольцева — пожилого фронтовика, местного коллекционера картин , которого все в городе считали чудаком. Однажды Лена взяла на себя вину одноклассника Димы Сомова. После этого шестиклассники стали жестоко издеваться над девочкой, травить, дразнить, объявили бойкот и дали прозвище «Чучело» [4]. Учительница не вмешивалась — все её мысли были заняты предстоящей свадьбой [3]. В финале истории Николай Николаевич и Лена решили покинуть город. Но перед этим коллекционер подарил школе картину, на которой была изображена девушка Маша, очень похожая внешне на Лену Бессольцеву.
Шестиклассники осознали, что Лена, которую они мучали и подвергали травле, — честный, порядочный человек с чистой душой, и при этом очень стойкий [5].