вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Древняя цивилизация майя: новые артефакты рассекречены правительством Мексики
В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли.
Почему исчезла древняя цивилизация Майя?
Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике.
10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят
2. Вопреки тому, что известно, почти 7 миллионов майя все еще живут на полуострове Юкатан. Церемониальный центр города майя был местом, где жила правящая элита и где выполнялись административные функции города наряду с религиозными церемониями. Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя.
10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят
Именно там археологи обнаружили самые яркие памятники, построенные в этом стиле. Его отличительной особенностью выступает многообразие украшений фасада, например, декорированные фризы с геометрическими узорами, символикой змей, хижин и божеств. Построенные в стиле пуук храмы напоминают дворцы со множеством комнат. Кроме того, он также характеризуется доминированием горизонтальных линий над вертикальными и стенами, построенными из хорошо обработанных и пригнанных камней. Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol. За время раскопок археологи обнаружили остатки нескольких площадей, пирамид и дворцов.
Тем не менее, Кнорозов пошел на это, говоря, что хоть Энгельс и писал, что в Америке не было государственности, это неправда, раз было письмо, значит, была и государственность. Я, конечно, упрощаю, но, в общем, идея была такая. И действительно Кнорозов это доказал, и его работа изменила исследования американистики во всем мире, не только у нас. И тогда ему была присуждена вместо кандидатской сразу докторская степень. Это очень высокий показатель, особенно в гуманитарных науках. Кнорозов показал, что общество индейцев в Северной Америке развивалось абсолютно по тем же законам, как и в Старом Свете. Стало очевидно, что законы развития общества везде одинаковы. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом.
Человеческий коллектив развивается в любой точке Земного шара независимо по одним и тем же законам, и это, конечно, потрясающая вещь, которую Кнорозов подарил миру. И, конечно, его открытие — это большое подспорье для историка, помогающее понять, в чем суть исторических процессов. Скажем, у археологов в Старом Свете существуют понятия "камень", "бронза", "железо". По их логике, без этого цивилизация не развивается. Но Америка не знала никакой бронзы и железа, да, они умели плавить медь и обрабатывать металлы, но это не имело никакого хозяйственного значения. Получается, что даже принципы классификации в истории, которые существовали до тех пор, были неправильными. Оказалось, государственность прекрасно создавалась в Мезоамерике и Андском регионе без железных и бронзовых орудий. Хотя до этого считалось, что это абсолютно необходимые элементы для развития цивилизации.
О науке и технологии Общество, для того чтобы выживать, должно развивать науку и технологии. И кстати, это тоже очень важный вопрос. Часто любят говорить твердолобые физики и математики, что наука появилась только в конце XIX-го века, а до этого вообще непонятно, что было. Можно подумать, что какая-нибудь геометрия Лобачевского без Евклида вообще когда-нибудь бы появилась. Это осмысление людьми законов природы. Для того чтобы выжить, надо знать астрономию, уметь считать, понимать сельское хозяйство, медицину и передать эти знания следующим поколениям. Вот это и есть общий принцип развития любой цивилизации и любой культуры. Об ошибках цивилизаций По текстам майя мы видим не только их достижения, но и какие ошибки они совершали, как они закостенели в ощущении себя самыми умными.
Только люди подумают: "Мы самые умные", — все, перестают развиваться. На каком-то этапе майя показалось, что им все дано и они все теперь знают. На самом деле, эта ошибка подстерегает все великие цивилизации. Собственно, то, что делают сейчас Соединенные Штаты: не развиваются, а считают, что они уже самые могущественные и умные. Майя достигли своего расцвета в Х-м веке, дальше они не развивали науку, не совершенствовали свою систему управления. У них тогда были отдельные города-государства, которые воевали друг с другом, делали альянсы против друг друга... В результате, как мы знаем, ничего хорошего из этого не вышло. У майя было генетическое устройство власти: то есть правителем мог быть только тот, чей дедушка или прапрадедушка еще через поколение правил.
Власть, хоть и мужская, но передавалась по материнской крови, которая несла в себе душу предков.
Теперь же исследователи нашли артефакты, изготовленные в 600-800 годах нашей эры, то есть в последние годы существования майя. Жадеит и палисандр были очень хорошего качества, однако царапины на предметах говорят о том, что их использовали по назначению, а не для украшения. Хозяин пользовался долотом для добычи соли, а также других относительно мягких материалов, не оставляющих заметных царапин на боковых поверхностях долота, но сгладивших его острие. Артефакты были обнаружены в бывшей соляной шахте.
Историки считают, что для майя добыча соли была прибыльным и престижным занятием.
И только спустя многие годы предки сбежавших сибиряков основали собственное полноценное сообщество в джунглях Центральной Америки. Особые жертвоприношения Жертвоприношения к культуре майя действительно имели место, однако по своей сути они были менее жестокими, чем у тех же ацтеков. Ритуалы были нужны для устранения несчастных бедствий, восхваления нового правителя или после военных действий. Жертвами становились только пленные из соседних племен, которых майя забирали с собой после сражений. Иногда и вовсе обходились без чужого участия: религиозные лидеры занимались кровопусканием, прокалывали свои тела и кровью смазывали священных идолов. Отсутствие материалов Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. Многие орудия представляли собой весьма примитивные конструкции.
Что же касалось оружия для битв, воины предпочитали использовать подручные средства: например, гранаты из осиных гнезд. Специфические вкусы Среди майя существовали неоднозначные понятия о красоте. Косоглазие не считалось изъяном, наоборот, родители старались с детства нарушить зрение у ребенка, чтобы сделать его красивым по всем канонам: малышу на уровне глаз привязывали шарик. Более того, на пятый день жизни к голове младенца вплотную привязывали деревянную дощечку — лобная кость черепа должна была иметь сплющенную форму. Обязательная татуировка Татуировки пользовались особенной популярностью в народе.
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Там жили около 4000 человек. Город существовал между 600 и 900 годами нашей эры, в поздний классический период майя. В течение IX века многие государства майя пали, города были заброшены. Археологи впервые обнаружили это место в 2015 году, но результаты раскопок и реставрационных работ стали достоянием общественности только сейчас. Во-первых, из-за его впечатляющей монументальной архитектуры. Это место представляет особый интерес благодаря своей архитектуре в стиле пуук.
Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан?
Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории.
Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда.
Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда.
Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять.
Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света.
Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег.
Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру».
Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений.
В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре.
Они были окружены несколькими группами патио. Между двумя главными площадями, отмечает Спраич, находится комплекс, состоящий из различных низких и удлиненных структур, расходящихся от центра в стороны в виде концентрических кругов. Здесь же располагалась площадка для традиционной ритуальной игры с мячом. Юго-восточный комплекс с северо-западной частью соединяла мощная дамба. Она вела к своего рода акрополю, то есть наиболее укрепленной части города, которая располагалась на возвышенности. Высота городских стен здесь достигала десяти метров.
В северной части была найдена пирамида, возвышающаяся над естественным рельефом на 25 метров. Находки археологов говорят о том, что Окомтун пришел к своему краху около 1000 года нашей эры.
Баченина: - Что вы имеете в виду? Беляев: - Города — это одно из тех изобретений, это квинтэссенция цивилизации в целом.
В городах живет элита — политическая, экономическая, интеллектуальная. В городах живут горожане, которые себя не обеспечивают. Хотя мезоамериканские обеспечивали, но все равно есть много людей, которые не обеспечивают себя сами. И если вдруг в обществе происходит какой-то надлом экономический кризис, политический, социальный, духовный, интеллектуальный , то как раз страдают первым делом города.
И страдают первым делом самые большие, самые крупные города, в которых больше всего людей, в которых больше всего вкладывается ресурсов, потому что, чтобы их поддерживать, нужна определенная ресурсная база. Мы до сих пор не знаем. Несколько гипотез. Баченина: - А что вы предполагаете — засуха, наводнение?
Беляев: - Одна гипотеза состоит в том, что это были экологические условия. Этот первый кризис середины II века. Там понизился уровень вод подпочвенных, сельскохозяйственная система, основанная на этом, уже не поддерживала такое большое население. Другая гипотеза говорит, что это был кризис скорее политический, это были войны между соперничающими государствами.
У майя никогда не было единой империи или большого государства, было много небольших царств или городов-государств, они друг с другом воевали. Иногда они могли быть побольше размером, чем какое-то мелкое поселение, но все равно. Политический конфликт, который вылился в то, что одна из гегемоний была разгромлена. И это видно.
Мы видим, что на этом переходном периоде очень много появляется новых черт. Например, центральная часть некоторых городов спешно обводят стенами. Это явно рост конфликтов, милитаризация. Потому что большой город майя в принципе не предусматривает оборонительных стен, потому что он размерами и населением защищен.
Там были какие-то системы ограничения передвижения, но не масштабные стены. А тут видно — построили стену. Причем специально, она стоит поверх прежних зданий. Стена, конечно, не очень хорошая.
И очень похожие процессы мы наблюдаем и во втором кризисе. Это тот так называемый коллапс… Баченина: - В общем, перессорились, какие-то гражданские войны. Беляев: - Это такое объяснение. Второй коллапс — это IX — первая половина X века.
Это когда классическая цивилизация приходит в упадок, когда были оставлены города и т. Тогда действительно масштаб больше, городов оставлено больше, население сокращается гораздо быстрее, оставляются гораздо большие площади. И здесь опять много дискуссий, что это — экологические причины… Сейчас стала популярна теория засухи, что это такая глобальная засуха, которая весь мир затронула, в том числе и Китай. Другая теория ищет причины во внутренней социально-политической структуре, что слишком много элиты.
Баченина: - А куда они ушли? Беляев: - В том-то и дело, что как раз никуда не ушли. Потому что мы наблюдаем процесс, который у нас в 90-е годы тоже наблюдался, когда у нас был экономический кризис. Некоторые люди частично живут в городе, а ведут какое-то еще полусельское хозяйство.
Для Москвы, для мегаполиса… Баченина: - Каждый четвертый. Беляев: - Но многие люди этим занимаются просто для души. А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей.
Индейцы майя: где живут сейчас, как выглядят?
Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Живут современные потомки древних майя на первый взгляд плоховато. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы.
Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?
Обладая развитой письменностью, во времена своего расцвета, майя оставили огромное количество сведений о себе. Однако большая часть исторического наследия была уничтожена испанскими священниками, насаждавшими христианскую религию среди индейцев Центральной части Америки во время ее колонизации. Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых. Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью. Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским. Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года.
Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой. Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер. Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система. Некоторые племена добывали соль, выменивая потом ее на другие товары, что послужило развитием торговли, носившей характер натурального обмена. Для перемещения товаров, грузов использовались носилки или лодки, для передвижения по рекам. Религия: майя были язычниками. Жрецы обладали знаниями в области математики и астрономии, предрекая лунные и солнечные затмения.
Религиозные обряды содержали ритуалы самоубийства. Наука: Индейцы имели развитую письменность, обладали знаниями в области математики и, как отмечалось выше, обладали потрясающими знаниями в области астрономии. Почему исчезли Майя? Начало зарождения цивилизации майя датируется вторым тысячелетием до нашей эры.
О своей жизни в мексиканских джунглях «немецкий лакандон» написал книгу: «Исследователь, решивший изучить волшебство», которая вышла в начале этого года в издательстве «Космос» в Штутгарте. В основу книги лёг дневник, который Ретш исправно вёл всё это время. Получилось интересное научное исследование, и увлекательный рассказ о необычном путешествии в родовой строй. Собранная Ретшем информация раскрыла многие тайны мистических потомков майя. Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников.
Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе. Так что Ретш каждый день отправлялся вместе с другими на маисовое поле.
Самым большим сооружением на территории города был прямоугольный акрополь со сторонами по 80 метров и зданиями высотой до 10 метров. На северной части акрополя располагалась 25-метровая пирамида, самая большая в Окомтуне. Для справки стоит уточнить, что акрополем называется возвышенная и укрепленная часть любого древнего города. Одна из каменных колонн, обнаруженных археологами У ученых нет сомнений в том, что город Окомтун играл большую роль в жизни Майя — скорее всего, он процветал в период между 250 и 1000 годами нашей эры. Более точно о том, в какое именно время древний город был заселен больше всего, ученые смогут сказать только после анализа фрагментов керамической посуды. Если об Окомтуне станут известны другие интересные подробности, мы обязательно об этом расскажем — подпишитесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить. Важное открытие 2021 года: Извержение вулкана не уничтожило цивилизацию Майя Достижения цивилизации майя Цивилизация майя в свое время была доминирующей на территории Мезоамерики — исторической области, которая простиралась с современной Центральной Америки и самой южной части Северной Америки. Представители этого народа были очень развитыми и изобрели собственную календарную систему, а также построили огромные пирамиды и достигли высот в математике и других науках. Пирамида народа майя Из-за чего именно погиб народ майя, точно неизвестно. Предполагается, что это произошло в 9 веке нашей эры.
Жертвоприношения Индейцы считали своих богов смертными созданиями. И чтобы как-то продлить их жизнь, они прибегали к помощи человеческих жертвоприношений. Этот ритуал был достаточно распространен у племен. Жертву приносили обычно через отравление, избиение или повешение. Также могли заживо похоронить человека. Наиболее жестокими жертвоприношениями занимались ацтеки. Они вспарывали животы и вырывали еще бьющееся сердце. В качестве жертвы в основном использовали пленников, которые были захвачены в ходе военных действий. Однако могли принести в жертву и представителя собственного племени. И при этом положение человека в обществе не играло никакой роли. Почему племена исчезли Появился древний народ во втором тысячелетии до нашей эры. Пик расцвета пришелся на окончание первого тысячелетия. Угасать племена начали после 10 века. Причины исчезновения древнего народа до сих пор неясны. Есть несколько популярных версий. Следует рассмотреть самую вероятную. Под племенем следует понимать не слишком большую группу разрозненных городов, которые достаточно часто враждовали друг с другом. Причиной военных действий ученые называют истощение почв и упадок сельского хозяйства. Чтобы сохранить власть, правители придерживались политики уничтожения и принесения в жертву. И с каждым годом число междоусобных столкновений повышалось. Со временем это привело к экономическому кризису. Разорения были настолько большими, что целая цивилизация постепенно исчезла. Места проживания Где жили майя? Древнее племя населяло значительную часть Центральной Америки. Располагалась цивилизация на том месте, где на современном этапе находится Мексика. Огромная часть территории, на которой проживали индейцы, отличалась обилием флоры, фауны. Были самые разные природные зоны горы, пустыни, прибрежные участки. Это сыграло важную роль в развитии индейцев майя. Где жили? У них были целые города. Например, Тикаль, Ушмаль, Камакнул и т. В каждом государстве проживало около 20 тысяч индейцев. Объединяться в один административный центр племена не хотели. Обладая общей культурой и похожей системой управления со временем небольшие государства образовали целую цивилизацию. Современные индейцы Естественно, целый народ не мог исчезнуть бесследно. Остались потомки. И если на вопрос о том, где жили племена майя, был дан ответ, то где на сегодняшний день проживают современные индейцы? Они живут в Южной Америке.
Археологи представили миру ранее неизвестный 1500-летний город майя
Исчезновение загадочной цивилизации майя до сих пор считается загадкой для учё же произошло с таинственной культурой, которая возвела знаменитые пирам. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.