Как и у большинства детей Ленинграда, дни блокады прошли в помещении. Более 70 детей посетили «Урок мужества», который провёл ветеран вооружённых сил полковник Виталий Мазур в школе №9 станицы Бородинской. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда». По многочисленным просьбам тех, кто читает наш канал, сегодня хочу продолжить цикл публикаций о блокадном Ленинграде. Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. Главная 78 — летие Великой Победы Блокада Ленинграда глазами детей.
Блокада - глазами детей
Дети и блокада | В школе с. Заветное проходил конкурс рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». Ученики, прослушав лекцию и просмотрев презентацию, попытались в своих рисунках передать атмосферу трагедии, боли, испытаний, утрат того тяжелого времени. |
Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне | Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. |
ЕЖЕДНЕВНО С РДШ БЛОКАДА | Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени. |
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников | Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса. |
«Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка | Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе. |
Please wait while your request is being verified...
дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. Кинолекторий "Блокада Ленинграда глазами детей". Классный руководитель Ялукова И.В. продемонстрировала видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», рассказала о тех страшных днях в Ленинграде. Дети осажденного Ленинграда вспоминают, как это было.
Please wait while your request is being verified...
Немецкий истребитель его… Таких друзей у меня больше не было", — рассказал герой войны. Аркадий Давидович признался в интервью, что подумал тогда — если бы у него была возможность поменяться с другом местами, он бы ни одной минуты не сомневался. Николай Григорьев: спасся от обстрела благодаря пчеле Николаю Фомичу Григорьеву в апреле 2023 года исполнилось 100 лет. Его призвали ряды Красной армии в 1942-м. Стрелок Григорьев воевал на Юго-Восточном фронте, под Белгородом, оборонял Ленинград и служил в разведке на Карельском перешейке, был трижды тяжело ранен. После одного из ранений его родители получили похоронку на сына, а сам Николай в это время был в госпитале в Армении. Оттуда ему удалось передать весточку родным — письмо о том, что он жив, боец написал сам, левой рукой. Так, был случай, когда он лежал в окопе, а рядом стояла избушка. И вдруг над Николаем Фомичом начала кружить пчела. Он понял, что, видимо, в избушке есть улей, а значит и мед, которым можно накормить солдат.
И как раз тогда, когда Николай Фомич добрался до избушки, в окоп попал немецкий снаряд — двое товарищей погибли. Самого Николая Николаевича, получается, спасли избушка и пчела. После второго ранения при обороне Ленинграда и лечения он был признан годным к нестроевой службе и направлен на службу в НКВД Ленинграда. Демобилизовался только в 1946 году. Николай Фомич был награжден множеством наград, среди которых орден Отечественной войны II степени, медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Инна Балашова: "Страшнее голода ничего на свете нет" Инна Тимофеевна — участница гражданской обороны Ленинграда. Ее отец ушел на фронт в первые дни войны, мама работала швеей на Васильевском острове, дедушка умер в мае 1942 года, а старший брат в том же месяце погиб в эвакуации. Это врезается в память на всю жизнь", — делилась она. С мая по сентябрь 1943 года Инна Тимофеевна, как и другие школьники, принимала участие в сельхозработах, организованных в пригородах Ленинграда.
Весной сажали, сеяли, пахали и пололи, а осенью помогали собирать урожай. За эти работы всех учащихся наградили медалью "За оборону Ленинграда". Потому что от голода люди сходят с ума. Лица блокадников я помню до сих пор: их нигде нет, ни в какой хронике. Их запрещалось снимать. Страшные лица! После окончания войны она много болела и только в 1952 году окончила школу и поступила в техникум легкой промышленности. Можно ничего не иметь и быть довольным очень немногим. Вот этому война меня научила — ценить очень немногое", — говорила Инна Тимофеевна.
На фронте он был с самых первых дней войны: уже в августе 1941-го юного стрелка отправили сдерживать противника под Гатчиной. Огонь вели из дзотов — дерево-земельных укреплений. Однажды прямо над ними развернулся бой летчиков и немецкий "Юнкерс", который возвращался после бомбежки Ленинграда, удалось сбить. Валентина Ефремова: "Я встретила любовь всей жизни во время этой страшной войны" Валентина Васильевна — ветеран из Якутска. В 1941 году она добровольно пошла на фронт. Была младшим сержантом медицинской службы 2-го Белорусского фронта. За участие в операции "Багратион" в Белоруссии получила медаль "За боевые заслуги", награждена и другими наградами. Дошла до Восточной Пруссии. Закончила войну в Кенигсберге Калининград.
Со своим мужем Владимиром Ивановичем познакомились на станции Старая Торопа, где я работала. Туда он попал в госпиталь с тяжелым ранением. Высокий статный казак, родом из Улан-Удэ, старший лейтенант, долго за мной ухаживал. После оказания ему квалифицированной помощи его отправили в тыл, а я осталась на фронте. Между нами возникла переписка, которая затем переросла в большую любовь. Мы с ним прожили счастливую жизнь. Я до сих пор живу по его законам, как он велел", — со слезами на глазах рассказала Валентина Васильевна. На днях ветеран отметила 100-летний юбилей. Будьте все добрыми, вежливыми друг к другу.
Думая о них сейчас, невозможно даже представить себе: как дети, которые ещё вчера наслаждались беззаботной жизнью, в один момент повзрослели и помогали взрослым везде, где не хватало рабочих рук. Всего один изменил их детство и «перевернул» жизнь. Голод — самое страшное, что было в то время. Была лишь одна дорога — Дорога Жизни. Она пролегала через Ладожское озеро и была шансом на спасение для целого города. Под налетами авиации и артиллерийскими ударами, борясь со страхом провалиться под лёд, в город привозили продукты питания и лекарства. Обратно вывозили раненых и тяжело больных, эвакуировали стариков и детей. Люди пухли от голода — рабочим давали всего 250 граммов хлеба, служащим и детям — 125.
В те дни Ленинград, как никогда, нуждался в помощи. Многие жители мала до велика совершали подвиги: помогали при разгрузке продуктов и медикаментов, посещали госпитали, помогали тяжело больным солдатам, строили баррикады и тушили пожары, трудились на заводах. Благодаря стараниям этих героическим людям кольцо было прорвано. Войскам Гитлера так и не удалось даже войти в город не то, что уничтожить его. Им не удалось сломить сопротивление и дух его защитников! Некоторые жители блокадного Ленинграда по сей день живы. Да, их осталось немного, но память о тех страшных днях живет в их сердцах.
Несомненно, память и гордость о героях Великой Отечественной Войны навсегда останется в сердцах этих школьников. А будущее — это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Многовековая история свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. От того, что мы вложим в наших детей сегодня, зависит то, в какой стране мы будем жить завтра, - считает Виталий Мазур.
Учитель музыки О. Пыхова познакомила ребят с блокадной симфонией Д. Шостаковича и историей ее создания. В этот же день учащиеся школы, как и многие приозерцы, зажгли сотни свечей в память о погибших, но не сдавшихся ленинградцах. Во всех классах школы прошли уроки мужества, посвященные этой памятной дате. Итогом памятной декады стала выставка рисунков «Блокада глазами детей 21 века».
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
Какой была блокада, увиденная детскими глазами, ребята узнали, прослушав отрывки из воспоминаний очевидцев. 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – ее бабушка встретила в больнице. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Журналист Дарья Боровских рассказывает ее историю — в честь 78-й годовщины снятия блокады Ленинграда. Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества. В преддверии памятной даты в холлах Центра и филиала оформлены информационные стенды «80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда».
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Воспоминания детей о жизни в блокадном Ленинграде | История с Андреем Журавлевым | Дзен | Главная» Новости» Блокада Ленинграда глазами детей. |
Блокада Ленинграда глазами детей – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Анастасия Чайковская | Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов. |
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей | 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей». |
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей | К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». |
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам | Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда. |
Воспоминания детей о жизни в блокадном Ленинграде
Именно в этот день в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции немецко-фашистские войска под Ленинградом были окончательно разгромлены, а блокада города - снята. Дети сотрудников вневедомственной охраны с помощью карандашей и бумаги показали, как они видят те страшные события войны и гордость за историю своей страны.
Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном.
Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю. Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек. ГОРЕ Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым.
Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить? Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 — 98. В них было принято более 40 тысяч детей — сирот.
Ребята представили более 400 произведений, и с 1 декабря все желающие могли проголосовать за понравившуюся работу на портале «Ленинград. Желающих принять участие в конкурсе было так много, что жюри даже учредило дополнительную номинацию — «Внеконкурсные работы». Члены жюри конкурса — сотрудники музеев, ветераны, педагоги отметили очень высокий художественный уровень присланных произведений. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших.
Лизе Савичевой сейчас 12. На два года меньше, чем было тогда Тане. Она озвучила аудиогид, рассказав историю своей родственницы. Нижний Новгород с Русским музеем связывает многое. Именно сюда сначала были эвакуированы из Ленинграда шедевры мировой живописи, среди которых, например, «Последний день Помпеи». Алла Манилова: «Никто не знал, куда. Нельзя говорить, информация могла попасть врагу. Все было упаковано, состав отправляется, машинист вскрывает конверт, там написано одно слово: Горький». Глеб Никитин: «Я сам из Ленинграда. Бабушка, дедушка пережили блокаду. Здесь достаточно одну минуту побыть, чтобы перенестись в это состояние, когда мурашки по коже». Большая часть представленных работ создавалась прямо во время блокады. Вот зарисовки детей в детском доме. Художник Алексей Пахомов не покидал город, везде и всюду носил с собой карандаш и бумагу. Проект рассчитан на то, чтобы в Нижегородский манеж приходили целыми семьями.
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда, каждому из нас становится не по себе. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). 80-летняя Антонина Забалуева рассказала «АиФ-Черноземье», как ребенком пережила блокаду Ленинграда, как одна справка из сельсовета разрушила послевоенное счастье ее семьи и почему чиновники не хотят признавать ее прошлое. За всю блокаду по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. В преддверии 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для учеников 5а и 5в классов в рамках Дня единых действий, акции "Блокадный вечности страницы" был проведен кинолекторий с просмотром фильма "Блокада Ленинграда глазами.
Просмотр новости
Кира принимала участие в конкурсе сочинений «Ласточкино письмо», посвящённом 80-летию прорыва блокады Ленинграда. Жизнь идет своим чередом. День за днем, месяц за месяцем, год за годом. Мы имеем всё, что хотим. А если не имеем — можем всё это получить, стоит лишь захотеть. Листая страницы истории любимого города, я часто задумываюсь: как жилось блокадникам в те страшные дни. Они боролись за свою Родину, за мирное небо над головой, за то, чтобы мы с вами жили в спокойствии: не слышали воя сирен, разрыва снарядов и свиста пуль. Во время Великой Отечественной Войны почти 900 дней Ленинград находился в полной блокаде.
Фашистские захватчики хотели не просто окружить город и уничтожить его жителей — Гитлер мечтал стереть Ленинград с лица земли. Бомбёжки не прекращались ни на день. Город жил без света и отопления, без еды, не работали городские службы. Жители погибали от голода и холода, страдали от недостатка медикаментов. Разве может современный ребенок поверить в то, что еды может не быть? Ленинград был тёмным и страшным, но благодаря самоотверженности ленинградцев продолжал жить. Блокадные зимы были очень суровы.
Мероприятие призвано очередной раз напомнить подрастающему поколению о событиях, происходящих в блокадном Ленинграде. На встречу со школьниками в рамках «Урока мужества» была приглашена дочь защитника Ленинграда Александра Васильевича Есютина — Елена Александровна. Папа ушел на фронт, а мама осталась в городе с шестимесячным сыном, который, к сожалению, не выжил. Я родилась уже после войны.
За окном мела метель, И тепло, как добрый хмель, Растекалось вновь по венам. Из группы осталось два человека Елена Шалдо поделилась историей своего отца Григория Шалдо: 1 сентября ему исполнилось 95 лет. Когда в марте отец вернулся в училище, из всей группы осталось только два человека — мой отец и другой мальчик», — рассказала Елена Шалдо.
С 1943 года ее отец работал кровельщиком и восстанавливал дома в городе и цеха Кировского завода. Строил и восстанавливал множество объектов в городе. Папа — ветеран войны и труда, награжден медалью «За оборону Ленинграда» и множеством других памятных медалей», — написала Елена Шалдо. Мужчина рассказал, что его любимая сказка — «Гадкий утенок», и впервые он ее услышал в детском саду блокадного Ленинграда. Мы, мальчишки, относились к этому спокойно, а вот девочки почему-то ставили это ей в вину, подчеркнуто не хотели играть с Катей и, как она ни пыталась со всеми дружить, не подавали ей руки, даже во время общих танцев. От такого отношения Катя убегала в уголок комнаты и тихо плакала», — рассказал Владимир Турбин. Чтобы отучить детей от такого поведения, воспитательница усадила их в круг и прочитала сказку Ганса Христиана Андерсена.
Воспоминания Нины Масловой тоже связаны с детским садиком. Так, ей запомнилось, как ее группа ходила гулять на Покровскую площадь — нынешнюю Тургенева. Это жгли тела покойных детей, чтобы не было эпидемии», — рассказывала Нина Маслова. На столе отца лежала газета с его фотографией Лариса Янушанец рассказала, что ее 10-летняя мама узнала о том, что выезд из Ленинграда прекращен, 8 сентября 1941 года, сидя на чемоданах на Московском вокзале. Мама Ларисы Янушанец была там со своим братом, 7-летним мальчиком. Ее дедушка был инженером-строителем и секретарем экспертного совета в архитектурно-планировочном отделе Ленсовета. Там он стоял на краю окопа, его волосы раздувались ветром, а под фото была подпись: «Руководитель работ по строительству Лужского рубежа Дмитрий Павлов».
Всю осень 1941 года дедушка был на фронте, в декабре его привезли на машине, очень сильно исхудавшего. Он умер 16 января 1942 года. В этот день ему было выписано направление в только что открывшийся санаторий для дистрофиков», — поделилась Лариса Янушанец. Одно яблоко Александр Пацовский рассказал историю своей бабушки Зинаиды Лебедевой. Она родилась 25 июля 1920 года и всю блокаду проработала слесарем на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Например, как ее с подругой, еще молодых девчонок, опекали товарищи по заводу бабушкина подруга, к сожалению, до Победы не дожила — от нее нашли только руки после взрыва на их складе с пироксилином. Как ей с мамой по Дороге жизни доставили посылкой коробку конфет и большое яблоко.
Несомненно, память и гордость о героях Великой Отечественной Войны навсегда останется в сердцах этих школьников. А будущее — это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Многовековая история свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. От того, что мы вложим в наших детей сегодня, зависит то, в какой стране мы будем жить завтра, - считает Виталий Мазур.
Дети и блокада
Это уроки Мужества, онлайн-марафоны, акции, просмотры фильмов. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Наталья Конышева провела среди учеников 6-7 классов кинолекторий. Ребята увидели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей».
Все дети проявили себя ярко, особенно в номинации «Рисунки» и «Плакаты». А главное, потрясло глубокое видение детьми темы блокады. Победители конкурса получили в подарок электронные книги, развивающие игры и usb-носители.
Планируется, что в январе в Музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке пройдет выставка лучших работ.
Именно 27 января 1944 года произошло полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Военная блокада города Ленинграда фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 900 дней и ночей. К началу блокады в первых числах октября 1941 года в городе, по разным данным, было от 400 до 500 тысяч детей и подростков.
Как и другие физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в письме: его надо испытать. Это страшное чувство: хочется есть. Хочется есть что-нибудь — хлеб, картошку, дуранду, мясо, сахар, шоколад — лишь бы есть, лишь бы побольше.
Остальные чувства и мысли притупляются, думаешь о еде, о прошлой еде, о будущих счастливых временах. В будущем ставишь себе первую проблему насытиться. Раньше у него был разговор, обычно полушутливый, что, возможно, придется есть кошек, но дальше шутки не шло. Я обмерла. Папа сказал, что очень хочет есть, а потому принес для себя, и чтоб я не волновалась. Я не могла выдержать непреодолимое чувство отвращения, гадливость наполняла меня, я расплакалась и уехала к Маме. Вернулись мы вдвоем.
Понемногу я успокоилась. Действительно, ведь все это лишь предрассудки. Это было вкусно, совсем без привкуса, жирно, питательно, но ели мы, скрывая от других, ели, редко глядя друг другу в глаза. О, как просто все это случилось. Болела Мама, Папа жил на Почтамте, был в стационаре и немножко подправился, потом вдруг заболел поносом, ничего не ел, стал чахнуть и... Я провела у него предпоследнюю ночь, Мамочка — последнюю. Правда, без гробика, но мы себя так плохо с Мамочкой чувствовали, а ведь так трудно, помощи никакой.
Милый Папочка, прости, что мы тебя зашили в одеяло и так похоронили. Миша Тихомиров, 15 лет: «Весеннее — недоступно» Жил в Ленинграде с сестрой Ниной, которая была младше его на год, и родителями. Мать и отец работали школьными учителями. Миша собирал в блокадном городе микроскоп и вел дневник с 8 декабря 1941-го по 17 мая 1942, не пропустив ни одного дня. Вел до самой своей смерти: 18 мая он погиб от снаряда, который упал на трамвайную остановку. Записи брата сохранила его младшая сестра Нина. Миша назвал ее Нинель.
Дневники 1941-1945 10 декабря 1941-го: Клея по городу нет. При случае запасем еще. Пока он идет у нас замечательно с разными острыми приправами. Я получил замечательный коллективный подарок: альбом для рисования и великолепно изданную книгу «Античное и новое искусство» с замечательными репродукциями творений великих мастеров. Потом начался обед, состоявший из двух тарелок густого супа с капустой, каши из разваренных бобов сои с лапшой кажется, никогда не ел такой вкусной! К кофе было выдано по кусочку вареной почки, тресковых консервов, хлеба, меда. Из всего этого каждый состряпал десяток миниатюрных бутербродов и с наслаждением, медленно, съел.
Кроме того, ко сну мама выдала по нескольку конфет. Организм почувствовал сытость! Люди по городу ходят как тени, большинство еле волочит ноги; на «больших дорогах» к кладбищам масса гробов и трупов без гробов, трупы, просто лежащие на улицах, — не редкость. Они обычно без шапок и обуви... Трудно будет выдержать этот месяц, но надо крепиться и надеяться. Слухи из разных источников, поэтому, я полагаю, это можно принять как факт. Жители же совсем спокойны: то ли привычка, то ли перенесли неизмеримо больше.
На первый взгляд все это весеннее, веселое, но война и блокада — два слова, объясняющие все. Весеннее — недоступно. И понятно: трава уже большая, скоро будут листья на кустиках уже есть , а погода!.. Юра Рябинкин, 16 лет: «Кем я стал? Тренировался игре в шахматы и мечтал стать моряком. В последний раз сестра видела Юру в январе 1942-го, во время эвакуации. Что стало с мальчиком, точно неизвестно.
«Никогда себе не прощу ту краюшку хлеба». История блокады Ленинграда глазами ребенка
дата, в которую наша страна вспоминает о снятии фашистской блокады Ленинграда советскими войсками. История блокады Ленинграда глазами ребенка. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. 18 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, война, дети на развлекательном портале Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В школе с. Заветное проходил конкурс рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей». Ученики, прослушав лекцию и просмотрев презентацию, попытались в своих рисунках передать атмосферу трагедии, боли, испытаний, утрат того тяжелого времени.
«Как же я буду жить без мамы...»: страшные дневники детей блокады
«Как же я буду жить без мамы...»: страшные дневники детей блокады | Дети во время блокады Ленинграда. |
Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне | Более 70 детей посетили «Урок мужества», который провёл ветеран вооружённых сил полковник Виталий Мазур в школе №9 станицы Бородинской. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда». |
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми | В рамках данного события во второй младшей А группе было проведено НОД «Блокада Ленинграда глазами детей», цель которого воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения. |
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей | Её сестры, став взрослее, вернулись в родной город, а бабушка навсегда запомнила все ужасы блокады и не смогла вернуться в Ленинград. |
Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
Сайга 27 января в ДК п. Сайга, после проведённого занятия, посвящённого блокаде Ленинграда, ребята рисовали рисунки для выставки "Блокада Ленинграда глазами детей". С каждым годом, с каждым днём события тех дней всё дальше уходят в историю.
Они почувствовали, пропустили через себя, они знают историю нашего города», — отметил сопредседатель регионального избирательного штаба кандидата в президенты России Владимира Путина Евгений Шувалов.
Выставку дополнили снимками ленинградских фотокорреспондентов. На них отражена работа блокадных школ и садов. Иногда учителям, и самим ученикам приходилось доставлять туда топливо и следить за чистотой.
Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.
В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом.
Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду.
Получаю паспорт. Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы.
Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний!
Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира». Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта.
Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить. Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения.
Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя. Судьба Юры так и осталась неизвестной. Последняя запись в его дневнике появилась 6 января 1942 года — за два дня до отъезда матери и сестры: «Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил.
Но я ведь не симулирую свое бессилие. Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…».
На этом дневник обрывается. Когда началась война, отец Тани, Николай Брониславович, был далеко от дома — он отправился в геологическую экспедицию. Таня осталась в Ленинграде с мамой, Ксенией Платоновной, и 15-летним братом Володей. Вот некоторые строки из ее дневника: «22 июня 1941 года.
В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал т.
И когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне Германия захватила: Бельгию за 18 дней, Югославию — за 11 дней, Голландию — за 5 дней, Люксембург — за 1 день, Данию — за 6 часов. А непокоренный Ленинград сражался почти 900 дней. Учитель предложила присутствующим увидеть блокаду глазами детей. Как они росли в этих ужасающих условиях голода и холода, играли под свист и разрывы снарядов и бомб? Что приходилось им есть, чтобы не погибнуть от истощения? И снова мороз по коже от рассказов людей, испытавших рацион блокадников на себе: «По словам учительницы, сама сытым, самым лучшим был тот день, когда мама поймала мышь и поджарила ее на касторовом масле», «По воскресеньям бабушка ставила на стол маленькое блюдечко подсолнечного масла с солью и отрезала кусочек бородинского хлеба в четверть ладони, корочку которого она натирала чесноком. Есть полагалось неторопливо, чувствуя каждую крошку во рту», «Чаем можно считать ведро кипятка, подкрашенного морковкой. А еще можно пить кипяток с кусочками нарезанного туда яблока с сахаром «вприглядку».
Это когда от куска обычного размера щипчиками откалывался крохотный кусочек, после чего кипяток с настоянным в нем яблоком мы пили, любуясь на белеющую перед нами крошку». При этом юные ленинградцы наравне со взрослыми расчищали чердаки, тушили пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах. Имею ли я отношение к блокаде Ленинграда? Имеют ли отношение современные дети к этим суровым событиям Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда и другим знаковым сражениям второй мировой войны? Вот что ответили на эти вопросы участники открытого урока «900 дней мужества».