Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Алексей Серебряков, Юрий Степанов, Агния Кузнецова.
У каждого свой Балабанов: о наследии режиссера спорят спустя 10 лет после его смерти
Автор двадцати кинолент, в числе которых « Брат » после выхода этого фильма Балабанова называли называли «культовым режиссером современности» , « Брат-2 », « Жмурки », « Война », « Мне не больно », « Груз 200 », « Морфий », « Кочегар » и « Я тоже хочу ». В своих фильмах создал образ героя постсоветской эпохи с его противоречивой судьбой. За режиссёрскую работу в картине « Про уродов и людей » получил премию « Ника » в номинации «За лучший игровой фильм». Предпочитал работать по собственным сценариям.
Каждый из его фильмов не оставался незамеченным зрителями и кинокритиками. Балабанов создал в кино свой узнаваемый новаторский стиль, отражающий эпоху; особое внимание уделял звуковому сопровождению фильма, в том числе музыке. Основными чертами его киноязыка считают следующие: помещение героя в ситуацию выбора, отчуждённость героя от людей, постоянные эксперименты с точкой зрения, создание стилистически цельного пространства, в котором реальность пересекается с мистикой и изображение строится на грани гиперреализма и сюрреализма, сложный и многослойный стиль визуального ряда, этическая прямолинейность, чёткое разграничение добра и зла; интерес к провинциальному городу, литературный подтекст: Фолкнер, Булгаков, Беккет, Лесков [4].
Биография [ править править код ] Российский режиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов появился на свет в Свердловске 25 февраля 1959 года. Его отец, Октябрин Сергеевич 1930—2008 , журналист с техническим образованием, создавал киносценарии, а также работал главным редактором научно-популярных фильмов на Свердловской киностудии ; снял фильм и написал книгу о тайнах тибетской медицины. Мать — Инга Александровна, доктор медицинских наук, профессор, занимала административные должности в Свердловской области, руководила Свердловским НИИ курортологии и физиотерапии.
Работа предполагала частые командировки, в том числе и за границу [5]. В старших классах школы входил в состав рок-группы «Керри» — играл на гитаре. В 1980 году под конец обучения поехал на стажировку в Манчестер , где проучился один семестр [7].
Из поездки привёз пластинки зарубежной музыки, стал диджеем университетских дискотек [5]. Позже говорил, что увиденное в армии, а также некоторые истории, которые он там услышал, отразились в его фильме «Груз-200» [8]. Недолго воевал в Афганистане [10].
Под конец срока службы был переведён в Военно-морской флот [9]. Со времён службы на флоте его любимой одеждой стала тельняшка , которую он предпочитал выходным костюмам [11]. Во время учёбы в институте Балабанов понял, что хочет работать в кино, поэтому, демобилизовавшись из армии, поехал в Москву и поступил во ВГИК, однако отношения с преподавателем не сложились.
Он вернулся в Свердловск и четыре года работал ассистентом режиссёра научно-популярных фильмов на Свердловской киностудии [12] , где работал его отец.
Всю свою жизнь Балабанов был закрыт для публики. Он никогда не рассказывал ни о замыслах, ни о съемках, ни о выборе актеров и уж тем более не объяснял смысл той или иной картины. Только однажды, за два года до смерти, чудом впустил к себе домой репортеров - поговорить о личности Сергея Бодрова для фильма «Где ты, брат? Во время этого разговора был накоплен материал для дока, вышедшего спустя десятилетие. Во всех фильмах Балабанова прослеживается любовь к несистемному. Чаще всего героями его фильмов становились бандиты «Брат», «Брат 2», «Жмурки», «Кочегар» , архитекторы «Мне не больно» , даже просто бродяги «Брат», «Я тоже хочу».
Балабанов-демиург был тонким психологом. Он словно рисовал жизненные полотна при помощи людей, порой очень страшно, даже беспощадно к зрителю, стараясь показать изнанку жизни. Акцент при этом делался на самые темные стороны. Но автор фильмов показывал людей, преступивших закон, настолько обаятельными и даже героическими, что к ним проникались симпатией. В последние годы жизни Алексей Балабанов часто говорил, что не любит людей и укрывается от них дома.
А он меня не взял. Почему хороший человек Сережа погиб, а я, нехороший человек, живу? Поначалу он и вовсе потерял дар речи.
Мама режиссера, доктор медицинских наук, очень волновалась за сына: «Он 20 дней лежал на диване, ни с кем не разговаривал, не ел и пил водку». Не смог завязать с« горькой» Алексей и потом. Бывал не форме даже на съемках. А друг семьи, скульптор Александр Чернощеков рассказывал, как развивались события во время работы над картиной «Я тоже хочу» — последней, которую Балабанов успел выпустить: «Проблемы с печенью у него обострились как раз во время поисков натуры для этого фильма. Выпивали, усугубляли. Пришлось вызывать «скорую», везти в город». Работа над фильмом завершилась в 2012-м. А 18 мая 2013-го Балабанова не стало.
Подвело сердце, это случилось на даче. Супруга режиссера Надежда вспоминала, как примчалась за город с подругой, потому что Алексей не брал трубку: «Собрали все пробки, приехали очень поздно.
Мне нравится, как он посмеялся над своим собственным творчеством в «Жмурках». Смешной и жесткий фильм.
Я бы, наверное, поставил этот фильм на второе место после «Про уродов и людей». Уметь не только конструировать, но и деконструировать стиль, смеяться над собой и переосмыслять себя — это надо уметь. Балабанов — это энергия. Кино — это энергетический посыл в первую очередь, который передается в кинозале публике.
Он умел давить на ноты наших чувств. Он хороший музыкант в этом смысле, и насмешить мог, и напугать — знал, что делает. Каждый его фильм — это кусочек его «я». Настоящий автор.
Темп повествования его фильмов похож на темп северного человека. Например, в «Кочегаре» меня больше всего поразило, что весь фильм я думал, зачем все эти проходки под эту музыку и почему все происходит именно так, а не иначе. И когда я вышел из кинотеатра и пошел пешком домой, я все понял, меня фильм преследовал. Мои любимые фильмы Балабанова — это «Кочегар» и короткометражный «Трофим».
Это истории маленького человека, которого просто вырезали и бросили в урну. Очень редко встретишь в фильмах Балабанова укрупнения, мы смотрим на происходящее реальным человеческим взглядом. В его фильмах есть отстраненность, сухость повествования, в последних фильмах даже примитивизм. В конце он много работал с непрофессиональными актерами.
Для меня Балабанов — это детство перед телевизором, где показывали кино. Первый «Брат» стал открытием в свое время, хотя второго «Брата» я люблю меньше всего. Зрители часто называют фильмы Балабанова чернухой, но чернуха — это абсолютно другое. Главное достоинство Балабанова в том, что он снимал реальность без прикрас и мог рассказывать про Россию настоящего дня, про здесь и сейчас.
Таких авторов в современном российском кинематографе очень мало. Мы чаще уходим в прошлое или в будущее, а нашу реальность показываем без правды. А это же очень важно — снимать про то, что здесь есть и происходит сейчас. Балабанов очень сильно чувствовал время.
Мне очень интересно читать Балабанова как сценариста. Меня как раз поразило то, как он владел словом, именно киношным словом. Он умел очень просто, но точно описать кадр. Он писал сценарии в русской прозе, которую можно читать как повесть или рассказ.
Мы сейчас больше пишем под американский стандарт — с диалогами. Конечно, это индустриально удобнее, но русская запись позволяет прочесть весь сценарий как художественную литературу. Удобнее быстрее погрузиться в мир, плюс отчетливее понимаешь автора и лучше погружаешься в задумку.
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
Героини Алексея Балабанова – какие они и какую роль играют в историях, которые рассказывает режиссер? Алексей Балабанов: как советский человек стал самым свободным режиссером российского кинематографа. Главные новости о персоне Алексей Балабанов на Будьте в курсе последних новостей. Алексей Балабанов, Режиссёр. Мать Балабанова настаивала на том, что он должен учиться в школе с углублённым изучением английского языка. Алексей Балабанов Aleksei Balabanov. «Алексей Балабанов. Послесловие» — документальный фильм об одном из ключевых режиссеров российского кино.
Якутский режиссер рассказал о мистике на съемках "Реки" Балабанова
Режиссер Алексей Балабанов родился 25-го февраля 1959 года в городе Свердловске. Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Алексей Серебряков, Юрий Степанов, Агния Кузнецова. Документальный. Режиссер: Константин Смилга. В ролях: Алексей Балабанов. Запись одной из последних бесед с классиком постсоветского кино, включая часть, не предназначавшуюся для публики, оформлена в фильм-размышление о творчестве и о времени. Время: 1:14:00. Язык: RU. Иностранец в России — канонический сюжет Балабанова, который получит развитие в «Американце» и «Войне»: с одной стороны, «свинья в апельсинах», с другой, последняя надежда русского мира. Более пятнадцати лет назад в автокатастрофе погибла якутская актриса Туйара Свинобоева, исполнявшая в фильме Алексея Балабанова "Река" одну из главных ролей.
Другие статьи по тегам
- Создатели и актеры
- «Снимать по чужим сценариям — плохо»
- Балабановский Петербург: к юбилею со дня смерти культового режиссера
- Алексей Балабанов. Места в Петербурге
- Алексей Балабанов — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ
Знак зодиака
- Обратите внимание:
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- Эфиопия, Сирия, Ангола: Балабанов — военный переводчик
- «Счастливые дни» (1991), «Замок» (1994)
Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь
Алексей Балабанов ушёл из жизни в 2013 году, оставив богатое кинонаследие. Алексей Балабанов. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса Светлана Письмиченко рассказала "Петербургскому дневнику", как училась водить трамвай на съемках фильма "Брат". Если и есть в России по-настоящему народный режиссер, то это Алексей Октябринович Балабанов. На киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о режиссёре Алексее Балабанове с его последним интервью.
Первая причина — русская мафия
- Неправильный патриот. Алексей Балабанов рассказывал о России правду | АиФ Санкт-Петербург
- Сын кинорежиссера Балабанова назвал причины переезда в США
- Алексей Балабанов – режиссёр, который мог всё
- «Мне изливали душу»
В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере
По ее словам, из-за того, что сердечная мышца изнашивается, первое время Балабанову было необходимо принимать лекарства, а количество алкоголя следовало сокращать постепенно, а не резко. Васильева добавила, что как бы парадоксально это ни звучало, ее супруг умер из-за трезвости. Художница подчеркнула, что хотела помочь супругу побороть алкогольную зависимость, но это было практически невозможно, поскольку его окружали друзья с такой же проблемой.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Питере» spb.
Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Он либо смотрит кино у себя в комнате, либо снимает кино и больше ничего. Пару раз мы в гости к нему приезжали, и это выглядело так, — вспоминает Белкин. А он садится за стол, рюмку выпивает — и уходит спать. Здрасьте, сходили в гости! И все время ныл, что это должен был быть он, и почему хорошие люди гибнут, но г...
За весь день он только мог выйти в магазин за водкой, и там говорил: «Белкин заплатит». Ну, а я приходил и платил…» Рок-музыкант уверен: за такие откровения Балабанов его бы не осудил. Наоборот, режиссер любил честность и прямолинейность. Никогда не врал и не приукрашивал — ни в жизни, ни в кадре. Спасибо за дружбу!
И не будет». Балабанова ценят именно за то, что ничего не добавлял от себя. Просто «подносил зеркало к зрителю». При жизни он всего получил, пожалуй, поровну — и критики, и восторга. А еще — больше сотни наград.
Ставился вопрос: а зачем оно нам? Зачем нам показывать вообще отечественные фильмы? Зачем кинопроиз водство в стране? И об этом серьезно говорили! Вот Балабанов своим существованием, всей своей работой доказал, что фильмы нужно делать.
В конце концов, кто нам расскажет о нас, если не мы сами? Последний сценарий Алексей Балабанов дописал за три дня до смерти. Полностью выполнил работу сценариста — а вот как режиссёр приступить к работе уже не успел. Картина должна была называться «Мой брат умер». Права на текст до сих пор принадлежат действующей компании продюсера Сергея Сельянова.
Только экранизировать его до сих пор никто так и не решился.